Основные жанры и стили литературы Древней Руси. Наглядность в преподавании литературы Древней Руси

Сказка.

Сказка – эпический жанр, относится к области народной прозы, сказочной. Пропп.

Сказки о животных. Очень часто применяется прием встреч животных друг с другом или с человеком. Среди сказок о животных много кумулятивных, те сюжет представлен в виде цепочки мотивов, звеньев («Теремок»). Главная особенность – установка на вымысел. Функция – развлекательная. Изначально сказка – жанр взрослого фольклора (сб. Афанасьева насыщен бранью и ругательствами)

Бытовые сказки (новеллистические). Необычен финал. Обычные люди вступают в необычные, исключительные отношения («Попов работник» - кучер, чтобы уйти от ответа, поджигает баню, в которой высиживает цыплят)

Волшебные сказки. Необычны герои (короли, царевичи). Необычное начало в виде формулы (жил-был царь и было у него три дочери). Часто главный герой – простой человек (Иван, солдат)

Специальная поэтика, т.е. система художественных средств для создания необычного героя. Первый прием – рассказ о необычном рождении героя («Крошечка Хаврошечка»). Необычно место действия: действие не в знакомом мире, а за морями, в тридевятом царстве, т.е. пространство действия условное. В сюжете действуют представители нижнего мира: Яга, Кощей, змей. Все чудовища имеют антропоморфную систему (костяная нога). Волшебные помощники, которые дарят волшебные предметы (ковер-самолет). Существа: Горыня, Усыня, Сивка-Бурка, серый волк, щука, ворон. Здесь животные волшебные (щука и емеля, курица и золотые яйца).

Сюжет волшебной сказки открывается присказкой. Цель – настроить слушателя на сказочный лад.. после начало действия (момент недостачи, похищение). Далее герой отправляется в путешествие. Всегда мотив пересечения границы. Пограничник – Яга. Мотив испытания – варят, отрубают пальцы. Сюжет развивается по особой закономерности. Отличительная черта – многособытийность. Герой должен отправляться из дома и пройти множество испытаний, отгадать несколько загадок («Царевна-лягушка»). Момент оборотничества: царевна – в лягушку, царевич – в кота. Отличительная черта сказочного сюжета – его нарочитая вымышленность. Пропп выделяет 31 функцию действующих лиц в волшебной сказке (напр. отправка из дома, встреча с противником, отгадывание трудных задач, встреча с добрым помощником, битва, женитьба).

Песня. Участие в создании песен принимали разные соц.группы. На первом месте – крестьяне, бурлаки, ямщики. Песни воспроизводят картины быта, эксплуатации крестьян, сем.отношения и т.п. Бурлацкие песни: бурлаки считались людьми вольными, свободными, рос интерес к ним, создавались песни. Ямские песни: ямщики и извозчики – люди рискующие, путешествующие, умирающие вдали от дома (темы песен – о степи, одиночестве, смерти). Солдатские песни – песни о долгой службе, разлуке. Песни создавали разбойники, беглецы из крест-ва (образы леса, степи, поля). Барские песни (песни дворовых людей).

Бол-во песен выросло на почве быта и психологии крестьянина-земледельца. Многие из крест.песен – продукт женского творчества. «Бабья» доля отображена в них. Большую роль в жизни крестьян играли вечерни, беседы, супрядки, когда все женщины семьи и соседские собирались, чтобы заниматься прядением и изливать свои чувства в песнях. Очень большая часть жен.лирики посвящена описанию тяжелой доли женщины в чужом доме (мужа) – связь с обрядовыми песнями. Другие пели о неудачах и несчастьях брака, о принудительном выборе жениха и т.п. Многие песни повествовали о деспотизме мужа, свекра, свекрови, о кознях золовок. Бесчисленное количество песен вспоминают покинутый дом, покинутого любимого. Много тем личного чув-ва к другу, ревности и гнева. Это чаще заунывные песни, в кот-х муж получает нелестную хар-ку. Выданная насильно замуж девица, связанная церковным браком с нелюбимым, желает иногда смерти мужу. А также темы неласковой встречи с родней мужа.

Исследователи рассмотрели жанровую класс-ю, выделили круг песен, связанные с обрядом: – обрядовые и необрядовые песни. Обрядовая – свадебные, похоронные, рекрутские, святочные и др. К необряд. – девья лирика, молодецкая, хоровые песни.

1. девья лирика – слой ранней лирики в связи с обрядовыми жанрами, девушки и женщины. Песни о любви, разлуке, жен.доли.

2. молодецкие (14-18 вв.) – песни мужчин, оторванных от дома – рекрутские, промысловые, бурлацкие, ямщицкие, армейские, солдатские. О разлуке с семьей, изгои, сложности возвращения, смерти.

3. Хороводные, игровые, плясовые.

Пропп раделил традиционную лирику на две области: календарно-обрядовую и семейно –обрядовую.К первой относятся жанры:колядки, виноградья,подблюдные песни,заклички, песни сбораурожая.Семейно-обрядовая лирика(величальные, корильные песни, причитание невесты), родильно-крестильная поэзия,похоронная поэзия.

Песенные тексты имеют свойство варьироваться. Построенная больше на выражении эмоций, чем на изложении сюжета, ЛП дает еще больший простор для внесения новых чув-в, представлений, образов. Судить о лирич.песнях только напечатанных очень сложно. Песенное ботатство во много раз больше. Песни исполняются и старыми и малыми, а не профессионалами, поэтому происходят вариации и потери.

Мальцев предложил принцип свободной композиции лирической необрядовой песни. С его т.зр. поэтика предствалена поэтикой традиции, и самая главная роль в ней принадлежит поэтике формулы. Композиция лирической песни свободно представлена цепочкой формул или мотивов. Мальцев доказал, что у лирической песни не может быть четкой компоцизии ( запев, припевка, концовка)

Необрядовая лирическая песня поется обо всем (солдатство, грусть и тд). В песне присутствует психологический параллелизм (утка – жена, селезень – муж, лебедцшка – невеста, гуси – чужие люди)

Календарно-обрядовая. Календарь – инструмент упорядочения временного потока, при помощи которого в традиционном сознании время четко разделялось на профанное (обыденное) и сакральное ( священное). Сакральное время – время праздников, период, в который открываются границы между своим и чужим миром. Календарные обряды – это обряды и песни, которые сопровождали народный календарь (в нем приметы, с/х работы.

В лирической песне присутствует символизм (символ не может быть точно расшифрован), метафора ( изменчива и быстро рождается), сравнение.

Южный период (1820-1824)

Это период увлечения Пушкина романтизмом. Наи­более важно влияние Дж. Байрона, который вообще считается в Европе символом романтической эпохи. Ключевые темы пушкинской лирики этого периода: мечта о свободе («Эллеферия, пред тобой...», 1821, «Уз­ник», 1822, «Кто, волны, вас остановил?..», «Птичка», 1823) и сочувствие идее социальной борьбы («Кинжал», «В. Л. Давыдову», 1821), Наполеон как романтический герой («Наполеон», 1821, «Недвижный страж дремал на царственном пороге...», 1824). К 1823 г. и особенно в по­следующие годы можно отметить постепенное разочаро­вание в идеалах романтизма, в том числе и в идее соци­альной борьбы («В. Ф. Раевскому», 1822, «Демон», «Бы­вало, в сладком ослепленье...», 1823, «Свободы сеятель пустынный...», 1824). Среди других тем и мотивов,

встречающихся в этот период, - тема рокового предчув­ствия или предсказания («Песнь о вещем Олеге», 1822, «Недвижный страж дремал на царственном пороге...»).

Лирику южного периода можно дополнительно под­разделить на написанную до и после 1823 г., который был для Пушкина годом глубокого душевного кризиса, так что тема разочарования не только заимствована у Байрона, но имеет и биографический контекст.

В эти годы Пушкин создает также свои знаменитые романтические поэмы: «Кавказский пленник», 1820- 1821, «Братья-разбойники», 1821-1822, «Бахчисарай­ский фонтан», 1821-1823, «Цыганы», 1824. В этих «юж­ных поэмах» Пушкин продолжает традицию «восточных поэм» Байрона (экзотическая среда; герой - исключи­тельный характер в исключительных обстоятельствах; конфликт природы и культуры).

В пейзажной лирике этого периода преобладают ро­мантические мотивы (экзотический характер пейзажей, своеобразная цветовая насыщенность; их символическая функция: пейзаж как отражение внутреннего мира лири­ческого героя, воплощение мыслей и чувств поэта в об­разах природы).

Излюбленные жанры лирики для Пушкина в то вре­мя: пейзажная миниатюра, элегия, дружеское послание.

Революционные мотивы южного периода. Пушкин с энтузиазмом относится к деятельности уже сформиро­вавшихся тогда Южного и Северного обществ, его увле­кает атмосфера бунта и заговора, тем более что многие друзья его причастны к этому процессу. Сочувствие вызывают у поэта и политические волнения в южных губерниях России, в том числе бессарабское восстание, возглавляемое князем Александром Ипсиланти (этот князь, потерявший в сражении руку, окружен в лирике и письмах Пушкина тех лет особым героическим орео­лом). Рассмотрим несколько стихотворений на револю­ционную тему.

Романы Ф.М. Достоевского: жанровая специфика и особенности поэтики (полифонизм, диалогизм, детективный сюжет, философско-религиозный подтекст, герои-идеологи, герои-двойники и т.д.). Концептосфера русского духовного пространства в романах Достоевского (концепты Человек, Бог, Дьявол, Идея, Своеволие, Любовь, Вера, Преступление, Наказание и др.). Методика изучения эпического произведения.

Ф.М.Достоевский – русский писатель 19 века, вместе с тем философ и идеолог, человек, на долю которого выпали сложные жизненнее испытания. Эти испытания не сломали его, а, наоборот, открыли новые грани жизни. С каторги, куда он попадает, из-за обвинений по делу Петрашевского, он возвращается человеком со своей философией жизни, котора оформляется в идеологию почвенничества. Он понимает народ так хорошо, как его не знают даже просветители. Гл. драма рус. Жизни – между народом и образованным сословием – пропасть. С петровских времен в народе сохранилась сердечная вера в Христа, утраченная в высших сословиях. Рус. Духовные скитальцы оторвались от народной почвы и утратили идеалы, живущие в народе. – способ-ть к любви, готовность к страданию. Существ-т 3 уровня любви: нижний- любовь- сочувствие, человек может почувст-ть страдания другого; средний: любовь-сострадание, человек может испытать такое же сострадание; высшее- любовь жертвы. Сострадние- любовь жива до сих пор, народ без страдания в счастье не верит. У русского чел-ка – готовность принять сострадание, что очищает душу. Чел-к не способный страдать, не способен и сострадать. Смирение- вера в спасит-ый промысел Божий, такова воля Бога, надо смириться с этим. Бунтарство-пристутств-т , но не определяет главного в нац. Характере. Бунт проходит. Эти свойства - основа русского характ-ра по Достоевс. Не интеллигенция должна просвещать народ, а народ ее светом своей веры и правды. Это Достоевс. Вынес из каторги, уходил социалистом, а вернулся Рабом Божьим.

1846 год- роман «Бедные люди». Белинский был в восторге, роман отвечал принципам писателей натур. Школы: социаль-ый разрез общества, герои социаль-но унижен-ые и обездолен-ые люди, невозможно жить в обществе униженных и бессильных. Этот роман первый опыт социаль-го романа, т.к. показ-ы межличностные отношения людей.

Бахтин: первым романом Достоевский совершил «коперниковский переворот» в литерат-ре. Сюжет:Варенька и Макар Девушкин – бедные люди, общаются с помощью писем, друг друга не видели, но в конце Варенька выходит замуж за другого.

Письма нужны Достоевск., чтобы показать процесс самопоказ-ия, способ-ть к рефлексии «маленького человека» в этом перевороте. «Маленький человек» был, но не было попытки изобразить процесс самосозн-ия, стремление реализовать себя в неправильном, неустроенном мире. Возникает диалог, как духовно- интеллектуальное общение. Диалогичность- устремленность на др. сознание, на др. человека. Есть ведущий прием в романах Достоевск. Достоевский искал Бога, в позднем творчестве мысль о Боге утвержд-ся от противного через путь сомнений, котор. Проходят его герои. Свою задачу он видел в том, чтоб методом от противного доказать существование Божье. Таким образом, рождается особый жанр романа особый худож. Мир, особый реализм Достоевск.

Мочульский: Мистический реализм –действит-тьДостоевск. - это жизнь духа чел-ка, отсюда пространство, детали, при внешней узнаваемости стан-ся символами (желтый цвет обоев, обитель инока). Здесь мистика – обращен-ть к сверхреальнойдействите-ти. То, что происходит в романах – ситуация надрыва. Мармеладова просит детей танцевать на площади.

Гуревич: сверхтипический реализм (герои не сводятся к понятию тип, следовательно - свехтип).

Николай Бердяев: метафизический тип (реализм антропологический, постижение тайны чел-ка, открытий). Черт в «Братьях Карамазовых» - мистич. Действите-ть и фантастическая, а любая фантастика – отражение глубинных явлений действител-ти, непонятных обычному взгляду.

Сюжетная организация текста (3 уровня): конкретно-исторический- действие обозначено (год ); символический- все проявления реальной жизни- духовные символы, все ситуации, детали – символы; религиозный ( метафизический)- в глубинном подтексте романов лежит Евангельская притча, это придает повествованию характер сообщности. Роман обращен к чел-ку, идея Бога реализуется от противного.

А. Блок и русский символизм

Символизм –самое влиятельное течение. В нём отразилась размашистость русской мысли, идея на основе красоты преобразовать человечество. Символ – мост между двумя мирами.

Своим творчеством Блок завершил поэтические искания 19 века и открыл поэзию 20 века, соединил русскую классику и новое искусство.

Гаспаров: Символ –антиэмфаза, не может иметь конкретного значения. Хар-ся мистическим содержанием, расширением художественной впечатлительности.

Особенности поэтической системы А. Блока (на примере анализа лирики или поэмы “Двенадцать”)

Поэма написана через два месяца после Октябрьской революции (1918).

«12» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка (традиционный ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом. В поэме звучит интонация марша (В очи бьётся Красный флаг. Раздаётся мерный шаг. Вот – проснётся лютый враг.). Слышен городской романс (не слышно шума городского, Над невской башней тишина, И больше нет городового – Гуляй, ребята, без вина!). Часто встречается частушечный мотив (Запирайте етажи Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба – Гуляет нынче голытьба!). Прямо процитирована революционная песня: Вперёд, вперёд, Рабочий народ!. Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов сливается в единое целое.

Лексика поэмы разнообразна. Это и язык лозунгов и прокламаций, и разговорный язык с просторечиями, и искажения слов, и сниженная лексика (жрала, подлец), и высокий слог.

Герои обрисованы лаконично и выразительно. Герои единичные и толповые (толповых больше). 12 героев составляют один отряд («тюрьма по ним плачет» коротко и ясно). Среди них Петька «бедный убийца». Подробнее показана Катька. Здесь и внешность «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «с офицерами блудила». Блок видел Катьку не столь греховной. Он готов простить многое людям из народа, т.к. они из-за вины интеллигенции не получили прививку культуры.

Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждения, обоснование поступков 12-ти. Один из центров поэмы – конец 6 главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции: Что, Катька, рада? Ни гу-гу…Лежи ты, падаль, на снегу. Революционный держите шаг!

Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие – как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, веры, любви.«Двенадцать» стреляют в него, пусть невидимого. Долгополов:Христос – самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости.

«12» без блоковских комментариев читать нельзя!

Акмеизм и футуризм как явления русской культуры конца XIX - начала XX веков. Своеобразие поэтической системы А.А.Ахматовой, О.Э.Мандельштама, В.В.Маяковского (1 автор на выбор). Изучение теории литературы в школе.

Акмеизм –(acme – от греч. – «высшая точка») наряду с сим-змом, и футуризмом, - одно из лит. течений рус. модернизма рубежа 19-20 вв., возникшее от символизма и в полмике с ним в нач. 10-х гг 20 в. (Н.Гумилев, С.Городецкий, О.Мандельштам, А.Ахматова, В.Нарбут, М.Зенкевич и др.)Они впервые формируют поэтику нового искусства.К к.10-ых г. возникает подлинный центр акмеистического иск-ва: Гумилев,Ахматова,Мандельштам.(называли себя «Цех поэтов»).Выступ-ли против символистов,Мандельштам говорил,что они слишком сузили язык.Акмеисты выражали любовь к слову,сокрализация слова(филология),в отлич. от символ-в,кот-е опирались на философию(любовь к мудрости). Не отрицая высшей реальности символистов, нов. поэты полагают нецеломудренным прорыв к неведомому и непознаваемому, предлагая новое, трехмерное видение мира. В его основе – гармоническое единение личного, вечного, реального (в отличие от «двоеемирия» символического противопоставления «небесного» «земному»). Девизом акмеизма становится утверждение ценности и красоты земного бытия, размная гармония м-у «земным» и «небесным» с предпоятением земному и даже непоэтическому (кора деревьев, протертый коврик у дверей), лаконизм и совершенство поэтич. текста.

1) Акмеисты рождают тексты на основе некоего образца. 2)Отношение к предш-м у них противоречивое:отрицание двоемирия,акмеисты созд-т трехмерный мир:личное-вечное-конкретно-воплощенное.3) Акм-ты не отрицали наличие земного мира. Они ставят знак равенства м/у земным и божественным.4)Образцом гармонии и равновесия является мир культуры.5) А. делают ставку не на вдохновение,а на мастерство.

Нравственно-философская проблематика прозы писателей-традиционалистов (В. Распутин, В. Астафьев, В. Шукшин и др.) Особенности творческого метода, концепция национального характера (на материале произведений автора на выбор).

«Деревенская» проза – направление в русской современной литературе 1960-80х гг., связанное с обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни. Исток деревенская проза обретает в творчестве Овечкина («Районные будни»), Яшина («Рычаги»), Тендрякова. Эти авторы сосредотачивались на социальных проблемах деревни, т.о.

1-ый этап развития ДП можно характеризовать как связанный с соц. проблематикой, раскрывающей тему соц. неблагополучия деревни.

2-й – середина 60-70гг. связано с появлением новых писателей: Абрамов. Солоухин. Астафьев. Шукшин. Белов. Распутин. Начался новый этап развития ДП - вырос интерес к истокам рус. культуры, целью было отразить не соц. проблемы, а воссоздать русск. мир. ключевыми концептами кот явл.: душа, сердце. русск. мир. Эти авторы создают особое духовное пространство в своих текстах. В этот период ДП понимается в контексте русской классич. традиции с дрсвнерус. трад., с филос. мыслью неопочвенннчества.. Основные черты ДП

а) Изобр. провинц. России как носительницы дух.начал, сохранившую свою дух. чистоту.

б) Появл. новый тип героя-праведника. Алеша Бесконвойный (Шукшин), старуха Анна (Распутин). Матрена (Солженицын), старухи («Прощание с Матерой» Распутин) - этот герой не совершил ни одного антигуманного поступка и выражает авторский нравственный идеал. Есть и др.типы героев, важно что они выражают собой идеал.

в) Творческий метод ДП включает все новые тенденции прозы 20 века, широк. Жанровый диапазон ДП: рассказ. повесть, роман.Новаторство ДП: меняется точка зрения, автор смотрит на деревню не со стороны, а из неё, он сам деревенский по своему происхождению.
менталитету. Ему близок и понятен мир деревни, он
открывает его читателю как особый мир ДП существует по сей день, появл. писатели З-ей волны: Краснов, Крупин, Лечютин, Скобилев. они приходят в лит-ру в 80-90 гг.

близка культура русской классической прозы, ориентация на слово пластическое, изобразительное.

Нравственно-философская проблематика:

Ориентация на древнерусскую традицию и традицию русской классической литературы определило круг вечных тем: человек и мироздание, жизнь и смерть, поиск смысла человеческого существования, что такое праведность.

Герой – простой русский человек, который представлен как средоточие духовно-нравственных ценностей.

Духовно-нравственный поиск писателей связан с ориентацией на древнерусскую традицию (образы праведников и праведниц, житийные темы и мотивы).

Ж.Нива: деревенская проза запечатлела того русского чел-ка, который должен был исчезнуть, а сохранился в своих высоких духовных устремлениях. Гл.герой предстает как авторский праведник (термин введен Хализевым), отражающий духовный поиск самих писателей.

Распутин. Валентин Григорьевич. (1937 г. р.) Главный смысл своего творчества писатель видит в нравственном исследовании своей личности, воспитанию совр. человека. В повестях Р. часто личное сопрягается с общенародным, в одной судьбе отражается судьба народа. В его повестях соц.-истор, начало соед. с философским.

Основное место действия его ироизведений -Приангарье: сибирские деревни и поселки. темы расставания с поколениями людей, живших и трудившихся на земле, прощания с матерью-прародительницей, с миром праведников трансформируются в сюжете повести «Прощание с Матерой» (1976) в мифе о гибели всего крестьянского мира. На «поверхности» сюжета повести - история затопления расположенного на острове сибирского села Матеры волнами «рукотворного моря». В противоположность острову из «Живи и помни», остров Матера (материк, твердь, суша), постепенно уходящий на глазах читателей под воду - символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет по совести, в согласии с Богом и с природой. Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый поселок (новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни- крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. Лишь один из переселенцев - Павел - навещает Дарью в смутной надежде прикоснуться к истинному смыслу бытия. В противоположность Настёне, он плывет из мира «мертвых» (механической цивилизации) в мир живых, но это – погибающий мир. В финале повести на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование. Все средства худ. выразительности мобилизует писатель для док-ва своих наблюдений над деревенской жизнью. Это и образы-символы (царственный листвень, хозяин острова), и в первую очередь, многолетний опыт самого уважаемого человека на Матере (Это не только название деревни, но и символ матери-земли).

Солженицын «Матренин двор»

Первоначальное название «Не стоит село без праведника»

- социально-философский рассказ. Липовецкий – житийный рассказ (черты: мотив испытания, страдания, тема праведничества)

Художественный мир произведения организ-ся с точки зрения автора-рассказчика (повеств-е от первого лица).

Судьба Матрены – судьба-трагедия, но постоянный мотив просветленного лица Матрены противопоставлен черному Фадею. Целостного портрета нет, нот есть детали.

В нутряную Россию рассказчика ведет потребность в идеальном, он тянется к тишине, покою, потому что умиротворения, внутреннего лада с собой жаждет его душа.

Система образов-символов:

Поселок Высокое поле устремлен в небо. В этом месте нет цивилизации, здесь человек остается с самим собой и вечностью. Выс.Поле символизирует устремленность к духовному идеалу, к вечному. Поселок Торфопродукт символично устремлен не к небу, а в царство тьмы, в бездну. Ключевыми образами-символами является матренин двор – островок христианской России. Двор Матрены разрастается до масштабов вселенной, так как события, происходящие в нем имеют не частный, а универсальный, антологический смысл.

Композиция строится по принципу сжатия. – Внешнее ограничение пространства двора аккумулирует в себе не только судьбу патриархальной Россиии, но и судьбу всего человечества. Гачев: как дом – макет мироздания, так двор – модель вселенной.

Героиня рассказа – Матрена Вас.Григорьева – символ самоограничения, выживания нетронутой, постоянной духовной культуры народа.

Тема праведничества и духовного подвижничества проецируется на социально-исторический контекст совр. Писателю эпохи. Мотив испытания страданием явл-ся центральным в описании жизн. Пути Матрены. Праведность матрены – в неприятии одичания и злобы окружающего мира, в сохранении доброты и душевности, сострадания, в умении претерпевать свои страдания, в духовном идеализме. Главное в мироощущении Матрены – умиротворенность, душевный покой, доверчивая открытость миру и людям.

Разрушение дома и трагическая гибель Матрены – знак дух.катастрофы не только русской деревни, но и всего национального мира. Финал насыщен символами, образами, деталями, с помощью которых конкретное локальное событие приобретает вселенский масштаб. Ключевой мотив – мотив тьмы, мрака (образ черного Фадея, стоящего у порога с занесенным для удара топором, трактор с бревнами от разобранной горницы трогается в путь, когда совсем стемнело.

Черный антимир не смог победить праведницу Матрену, и потому страшная смерть не исказила ее светлого облика.

Литература русского зарубежья: периодизация, центры русской эмиграции; основные темы, идеи, образы в прозе И.Шмелева, Б.Зайцева, В.Набокова, А.Ремизова, М.Осоргина, Г.Газданова и др. (1 автор на выбор).

Литература русского зарубежья

Выделяют три периода:

1) Сразу после революции до начала 2 мировой войны 20-30 годы: Старшее поколение в России Гиппиус,Цветаева. Младшее поколение которое начало писать в эмиграции: Адамов,Саргин,Набоков.

2) 45 -60 годы пребывание в эмиграции: Чернов,Юлагин и др.

3) Те кто покинул ссср после 70 годов- дессиденты(Диссиденты в Энциклопедическом словаре:(от лат. dissidens - несогласный) Название участников движения против тоталитарного режима в бывших социалистических странах с кон. 1950-х гг.Диссиденты в разных формах выступают за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники), против преследования инакомыслия,протестовали против ввода советских войск в Чехословакию (1968) и Афганистан (1979). Диссиденты подвергались репрессиям со стороны властей,многие были осуждены по сфабрикованным обвинениям в шпионаже,государственной измене и т. п., принудительно помещены в психиатрические лечебницы (""карательная психиатрия""), высланы или вынуждены эмигрировать ) Солженицын,Аксенов, Максимов,Давлатов,Бротский и др.

Центр русской эмиграции до 23 года Берлин,Париж после 23 года, с 40 г.Нью-Йорк, Прага,Белград,Софиядр. и ряд других городов.

Русским писателям приходилось самим создавать читательскую аудиторию,оказавшись в эмиграции. Появились свои издательства,группировки,литературные критики.

Эмиграция - это не на несколько лет и может они не вернуться в Россию.

Отличия литературы зарубежной и русской литературы:

- нет давления на литературное творчество,нет тем которые были запретны.

Главная тема эмиграции:

-Россия ушедшая

-Возвращения не будет

-Утраченный потерянный рай

Появилось издательство ,,Вех,,

-Создать свою особую литературу.

И. С. Шмелев (1873-1950)

К 1 волне принадлежит Шмелев -это старшее поколение. Стал писать в России повесть ,,Человек из ресторана,, 1911 ,,Стена,, ,,Пугливая тишина,, ,,Волчий перекат,,. Ориентируется на классическую литературу Гоголя.

Тема: маленького человека которого не замечают окружающие,но у него большая душа: тяжело воспринимает чужие болезни, уродства.

Шмелева называли бытописателем. За бытом вечные темы: неореализм, движение к духовному реализму, обращается к сказу, эпическая форма обращается к драме, соотносит отеческое и реалистическое.

Характерно: ослабленность сюжета,перемещение внешнего во внутрь, символическое своеобразие,жанровое своеобразие, опыт духовного или православного романа.

Октябрьскую революцию не принял, сын расстрелян, перебирается в Париж.

1923 ,,Солнце мертвых" Определяет как эпопею:

-Написано под впечатлением личной трагедии

-Прослеживается трагичная судьба всего

- Сильная документальность

- Не частный личный характер поэтому эпопея(трагедия общенационального характера)

- присутствие лирического начала

-отсутствует дистанция между событием и пространством

-Связано с судьбами герое

-Нез завязки развязки ,нет начала конца

-Многоголосие книги

-Хроника постепенного умирания жизни

-Большая роль отводится природному миру

-Конец - умирание, смерть

-Сидим систему лейтмотивов и сквозных образов это является скрепой художественного произведения (образ мертвого солнца)

-Многие главы оформлены как сказки, человек теряет реальность в жизни

- Появляются мифологические образы,человек теряет ощущение реальности

-Большая часть образов связанв с христианством(присутствует внутренний свет)

- Путь страданий необходимый для души

Художественный метод

Нереалистическое произведение

Стиль высокой традиции

Преодаление жизни в целом

Признаки реальности

,,лето Господня ,, ,,Пути небесные,, цель: сохранить духовный опыт культуры.

,,Лето господня,, миф, сказка

Русская жизнь дана глазами ребенка и мы видим его восприятие: непосредственность , наивность, жизнь кажется более яркой

Принцип двойного зрения, хотя один и тот же лирический герой.

Композиция из трех частей: праздники,радости,скорби. Подчеркивает народный календарь православных праздников.

Кольцевая композиция повторяющийся год.

Жанр: роман спицефический, лирико - бытовой эпос. Эпическая поэма о России.

Зайцев Б. К. (1885 -1972)

Любовь к человеку , ко всему живому от начала до конца. Уникальная способность преображать жизнь ,наделяет чувством любования не смотря на трагичность событий. Поэтика импрессионизма.

,,Тихие зори,, 1906 проза проникнута духом поэзии,личными впечатлениями, фрагментарностью(сменяется одно другим), преобладание лирического,начало бесюжетного.

ü Неореализм творчества

ü Синтетический реализм

ü Импрессианистический реализм

ü Интерес к вечному бытию

ü Повлияло творчество Соловьева

ü ощущение гармонии текста

ü Стремление к созерцанию

ü Мотивы вечности

ü Жанр бытие

Для Зайцева главная задача передать свет

Сказка.

Сказка – эпический жанр, относится к области народной прозы, сказочной. Пропп.

Сказки о животных. Очень часто применяется прием встреч животных друг с другом или с человеком. Среди сказок о животных много кумулятивных, те сюжет представлен в виде цепочки мотивов, звеньев («Теремок»). Главная особенность – установка на вымысел. Функция – развлекательная. Изначально сказка – жанр взрослого фольклора (сб. Афанасьева насыщен бранью и ругательствами)

Бытовые сказки (новеллистические). Необычен финал. Обычные люди вступают в необычные, исключительные отношения («Попов работник» - кучер, чтобы уйти от ответа, поджигает баню, в которой высиживает цыплят)

Волшебные сказки. Необычны герои (короли, царевичи). Необычное начало в виде формулы (жил-был царь и было у него три дочери). Часто главный герой – простой человек (Иван, солдат)

Специальная поэтика, т.е. система художественных средств для создания необычного героя. Первый прием – рассказ о необычном рождении героя («Крошечка Хаврошечка»). Необычно место действия: действие не в знакомом мире, а за морями, в тридевятом царстве, т.е. пространство действия условное. В сюжете действуют представители нижнего мира: Яга, Кощей, змей. Все чудовища имеют антропоморфную систему (костяная нога). Волшебные помощники, которые дарят волшебные предметы (ковер-самолет). Существа: Горыня, Усыня, Сивка-Бурка, серый волк, щука, ворон. Здесь животные волшебные (щука и емеля, курица и золотые яйца).

Сюжет волшебной сказки открывается присказкой. Цель – настроить слушателя на сказочный лад.. после начало действия (момент недостачи, похищение). Далее герой отправляется в путешествие. Всегда мотив пересечения границы. Пограничник – Яга. Мотив испытания – варят, отрубают пальцы. Сюжет развивается по особой закономерности. Отличительная черта – многособытийность. Герой должен отправляться из дома и пройти множество испытаний, отгадать несколько загадок («Царевна-лягушка»). Момент оборотничества: царевна – в лягушку, царевич – в кота. Отличительная черта сказочного сюжета – его нарочитая вымышленность. Пропп выделяет 31 функцию действующих лиц в волшебной сказке (напр. отправка из дома, встреча с противником, отгадывание трудных задач, встреча с добрым помощником, битва, женитьба).

Песня. Участие в создании песен принимали разные соц.группы. На первом месте – крестьяне, бурлаки, ямщики. Песни воспроизводят картины быта, эксплуатации крестьян, сем.отношения и т.п. Бурлацкие песни: бурлаки считались людьми вольными, свободными, рос интерес к ним, создавались песни. Ямские песни: ямщики и извозчики – люди рискующие, путешествующие, умирающие вдали от дома (темы песен – о степи, одиночестве, смерти). Солдатские песни – песни о долгой службе, разлуке. Песни создавали разбойники, беглецы из крест-ва (образы леса, степи, поля). Барские песни (песни дворовых людей).

Бол-во песен выросло на почве быта и психологии крестьянина-земледельца. Многие из крест.песен – продукт женского творчества. «Бабья» доля отображена в них. Большую роль в жизни крестьян играли вечерни, беседы, супрядки, когда все женщины семьи и соседские собирались, чтобы заниматься прядением и изливать свои чувства в песнях. Очень большая часть жен.лирики посвящена описанию тяжелой доли женщины в чужом доме (мужа) – связь с обрядовыми песнями. Другие пели о неудачах и несчастьях брака, о принудительном выборе жениха и т.п. Многие песни повествовали о деспотизме мужа, свекра, свекрови, о кознях золовок. Бесчисленное количество песен вспоминают покинутый дом, покинутого любимого. Много тем личного чув-ва к другу, ревности и гнева. Это чаще заунывные песни, в кот-х муж получает нелестную хар-ку. Выданная насильно замуж девица, связанная церковным браком с нелюбимым, желает иногда смерти мужу. А также темы неласковой встречи с родней мужа.

Исследователи рассмотрели жанровую класс-ю, выделили круг песен, связанные с обрядом: – обрядовые и необрядовые песни. Обрядовая – свадебные, похоронные, рекрутские, святочные и др. К необряд. – девья лирика, молодецкая, хоровые песни.

1. девья лирика – слой ранней лирики в связи с обрядовыми жанрами, девушки и женщины. Песни о любви, разлуке, жен.доли.

2. молодецкие (14-18 вв.) – песни мужчин, оторванных от дома – рекрутские, промысловые, бурлацкие, ямщицкие, армейские, солдатские. О разлуке с семьей, изгои, сложности возвращения, смерти.

3. Хороводные, игровые, плясовые.

Пропп раделил традиционную лирику на две области: календарно-обрядовую и семейно –обрядовую.К первой относятся жанры:колядки, виноградья,подблюдные песни,заклички, песни сбораурожая.Семейно-обрядовая лирика(величальные, корильные песни, причитание невесты), родильно-крестильная поэзия,похоронная поэзия.

Песенные тексты имеют свойство варьироваться. Построенная больше на выражении эмоций, чем на изложении сюжета, ЛП дает еще больший простор для внесения новых чув-в, представлений, образов. Судить о лирич.песнях только напечатанных очень сложно. Песенное ботатство во много раз больше. Песни исполняются и старыми и малы<