Из литературы XIX века (42 ч.)

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о басно­писце (детство, начало литературной деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представ­лений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литератур­ной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные пред­ставления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюже­тов, образов и событий народных сказок, мотивы и сю­жеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Петр Павлович Ершов. «Конек – Горбунок». (Для внеклассного чтения) Соединение сказочных и фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalta Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа сти­хотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, ал­литерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной дея­тельности).

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жиз­ни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения) Поэтические картины народной жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие пред­ставлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, луч­шую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яр­кая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жесто­кость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества ге­роев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представ­лений).