III. Работа с текстом рассказа Куприна «Гранатовый браслет»

1. Слово учителя.

Анализ текста поможет выяснить, какие особенности художественного метода Куприна отразились в рассказе.

К. Паустовский в «Заметках о прозе Куприна» так пишет об этом произведении: Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви... Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – это купринский «Гранатовый браслет».

Характерно, что великая любовь поражает самого обыкновенного человека – гнущего спину за канцелярским столом чиновника контрольной палаты Желткова.

Невозможно без тяжелого душевного волнения читать конец рассказа с его изумительно найденным рефреном: «Да святится имя твое!».

Особую силу «Гранатовому браслету» придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок, – поэтический и озаряющий жизнь – среди обыденщины, среди трезвой реальности и устоявшегося быта.

2. Анализ текста рассказа по вопросам.

– Как тема любви воплощена в рассказе?

Звучит тема поэтической любви.

Словами генерала Аносова автор утверждает, что жизнь Шеиных «...пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины».

Последнее письмо Желткова поднимает любовь до трагизма. Прочитайте его текст. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое».

Смерть героя не обрывает любовь. Его смерть раскрывает перед Верой мир неведомых чувств, потому что мужа Вера по-настоящему не любила.

Под звуки сонаты Бетховена душа Веры испытывает потрясение. Она понимает, что мимо прошла любовь, которая «повторяется один раз в тысячу лет».

Образ Желткова помогает раскрыть и тему «маленького человека», традиционную для русской литературы. Докажите это.

В «Гранатовом браслете» нет острой критики буржуазного общества. Господствующие классы обрисованы в более мягких красках по сравнению с провинциальным мещанством. Но в сопоставлении с громадным чувством маленького чиновника Желткова выявляется очерствение души людей, считающих себя выше Желткова.

Духовный облик Желткова ясно виден из его письма, присланного ко дню именин Веры Шеиной. Желтков ни на что не надеется, готов отдать все. В его словах покорность и поклонение, благородство.

В сцене прихода к Желткову Булат-Тугановского и князя Шеина герой имеет духовный перевес, который ему дает его возвышенное чувство.

Муж Веры, князь Василий, склонный к юмору, пародирует чувства Желткова, известные князю из писем, получаемых женой.

Это пародирование кажется пошлым и кощунственным. Куприн не рисует князя Василия дурным и злым, но отмечает его кастовое пренебрежение к «низшим» классам общества. Николай Булат-Тугановский символизирует все дурное, что бывает в аристократии.

Он ограниченный, надменный, жестокий человек. Именно он требует, чтобы Желтков был наказан, потому что осмелился поднять глаза на его сестру Веру.

Чем стал гранатовый браслет в истории любви Желткова к княгине Вере?

Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне. Этот подарок становится символом той самой любви, о которой мечтает каждая женщина.

Гранатовый браслет ценен Желткову тем, что его носила «покойная матушка», кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти...

И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: «Я знаю, что этот человек убьет себя». Куприн сравнивает пять гранатов браслета с «пятью алыми, кровавыми огнями», а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: «Точно кровь!».

Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества. Желтков – мелкий, бедный чиновник, а Вера Николаевна – княгиня, но это обстоятельство не смущает героя, он по-прежнему любит, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство: «...Ваш до смерти и после смерти покорный слуга».

К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство: «И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному «Пе Пе Же».

Княгиня мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было: любовь или сумасшествие? Последнее письмо Желткова все ставит на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое чувство как божий дар, как великое счастье: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам».

И, не проклиная судьбу, уходит он из жизни, а людям остается только символ этой прекрасной любви – гранатовый браслет.

3. Отчет о работе группы исследователей.

Сопоставительный анализ рассказа А. Чехова «Дама с собачкой» и рассказа Куприна «Гранатовый браслет».

1. Куприн как ученик и последователь А. П. Чехова. Реализм А. П. Чехова и романтическое мировидение А. И. Куприна.

2. «Дама с собачкой» (1899) и «Гранатовый браслет (1910) – две классические новеллы о любви, однако каждая из них принадлежит своему времени.

3. Любовь, выросшая из случайного адюльтера, осенившая двух заурядных людей в рассказе «Дама с собачкой». Как объяснить замечание Чехова «Эта их любовь изменила их обоих»? Что, с вашей точки зрения, подтверждает глубину чувств героев Чехова и что опровергает?

4. Любовь Г. С. Желткова к княгине Вере – «такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Романтический образ героини Куприна. Рыцарственный образ героя. Как вы думаете, как бы распорядился сходным сюжетом, сходными деталями Чехов?

5. Тема «героического поступка» в рассказах Чехова и Куприна.

6. Роль деталей у Чехова и у Куприна. «Обстановка приморской осени» в гл. 1–11 «Дамы с собачкой» и в «Гранатовом браслете». Почему Чехов переносит самые светлые сцены любви героев из Ялты – в Москву и губернский город С.? Почему Куприн, напротив, «перемещает» историю, «реально» происходившую в Петербурге, в приморский город?

7. В чем принципиальная, полярная разница «концепций любви» в рассказе Чехова и в рассказе Куприна? Какой из рассказов кажется лично вам светлее, человечнее, ближе к реальности? Который из этих двух рассказов более близок вам?

Домашнее задание.Написать сочинение-миниатюру «Любовь в произведениях Куприна» (по рассказу «Гранатовый браслет» и повести «Олеся»); перечитать повесть Куприна «Олеся», сделать закладки с цитатами по образам главных героев.

Индивидуально: подготовить сообщение на тему «Пейзаж в повести Куприна «Олеся».

Уроки 9–10
Традиции русской психологической прозы
в повести Куприна «Олеся»

Цели: определить особенности гуманизма и психологизма Куприна в повести «Олеся»; проверить уровень усвоения вопросов по изучению творчества И. Бунина и А. Куприна.

Задачи:выяснить гуманистическую позицию автора в повести «Олеся», определить особенности построения образов главных героев и роль пейзажа в произведении. Провести тестирование по творчеству Бунина и Куприна.

Ход уроков