I. Образец написания оглавления

Цель дисциплины

Главная цель курса «Культурология» состоит в том, чтобы не только ознакомить студентов с понятиями «культура» и «цивилизация», процессами, влияющими на них, но и дать представление о природе искусства как составного элемента духовной жизни общества, специфике его языка, его конкретных видов и жанров на материале лучших образцов отечественного и зарубежного искусства

Формы проведения занятий:лекции, семинарские занятия, написание контрольной работы.

Формы контроля: текущий контроль, зачет.

Методические рекомендации при написании контрольной работы

Выполнение контрольной работы начинаете с выбора темы. Тематика контрольных работ приведена ниже и содержит основные направления исследования культуры. Студент выбирает тему контрольной работы строго из приведенного списка самостоятельно, с учетом личного интереса и имеющейся литературы. Тема должна быть раскрыта последовательно - в соответствии с оглавлением, пункты оглавления должны быть повторены в тексте. При написании контрольной работы необходимо проявлять самостоятельность, поэтому не допускается использование готовых компьютерных вариантов контрольных работ.

Особое внимание следует обратить на оформление контрольной работы. Желательно сдавать контрольную работу в отпечатанном виде. Формат бумаги А-4. Объем 9-11 страниц(не более), кегль 14. через полтора компьютерных интервала, поля зеркальные – слева, справа, сверху, снизу - 2 см. Контрольную работу можно писать и от руки, но аккуратно, причем объем контрольной работы в таком случае увеличивается на 2 - 4 страницы.

Студенты должны обратить внимание на правильное оформление титульного листа, оглавления и списка литературы (смотрите образцы оформления в приложениях). Контрольная работа сдается методисту ирегистрируется в журнале. Студент, не сдавший контрольную работу, к зачету не допускается.

Темы контрольных работ

1. Роль культуры для общества.

2. Науки о культуре. Культура как предмет междисциплинарного анализа.

3. Современная массовая культура.

4. Особенности мифологического сознания. От мифа к логосу.

5. Теории происхождения человека.

6. Исчезнувшие цивилизации.

7. Античный театр: возникновение и развитие.

8. Античная мифология и ее сюжеты в европейском искусстве.

9. Мир, человек, общество в античной картине мира.

10. Городская культура средневековья.

11. Христианство в культуре Средневековья.

12. Искусство эпохи раннего Возрождения.

13. Эпоха Просвещения в Западной Европе.

14. Идея прогресса и ее роль в европейской культуре Нового времени.

15. Социокультурный контекст развития западного искусства Нового времени.

16. Постмодернизм в культуре ХХ века.

17. Стили и направления современного искусства.

18. Телевидение – новое направление искусства или простое средство коммуникации.

19. Святые древней Руси: социокультурная специфика.

20. Советская культура: специфика и основные этапы развития.

21. Выдающиеся деятели русской культуры.

22. Традиционные культуры угро-финских народов.

23. Традиционные искусства удмуртов.

24. Общественная и семейная жизнь в традиционной удмуртской культуре.

Вопросы для зачета:

1. Возникновение, сущность и смысл культуры. Формы культуры.

2. Обыденное и теоретическое представления о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-антропологические подходы). Культурология, ее предмет и роль в системе гуманитарных наук.

3. Основные типологии культур: эволюционная и циклическая концепции Н.Я. Данилевского, Л. Гумилева, П.А. Сорокина, Г. Спенсера, Ф. Тённиса, А.Д. Тойнби, О. Шпенглера. Соотношения культуры и цивилизации.

4. Предпосылки возникновения человека и его становление. Материальная культура первобытного общества.

5. Духовная культура в доисторическую эпоху: роль языка и речи в становлении человека, верования и мифы, обряды, обычаи, традиции, искусство.

6. Общая характеристика античной эпохи. Мифология и религия древних греков. Искусство древней Эллады: эпос, лирика, театр, архитектура, скульптура, вазопись, мозаика.

7. Греция и Рим: проблема преемственности культур. Религия древних римлян. Римская архитектура: памятники градостроительства. Римский скульптурный портрет. Влияние античности на мировую цивилизацию.

8. Возникновение, распространение и смысл христианства. Роль религии в средневековом обществе. Искусство Западной Европы в эпоху средневековья.

9. Новые представления о человеке и о его месте в мире в Европе XV-XVIII веков. Титаны Итальянского Возрождения. Реформация: особенности лютеранства и кальвинизма. Формирование нового типа трудовой этики.

10. Зарождение индустриальной цивилизации в Новое Время. Научная революция и развитие промышленного капитализма и расцвет естественных наук на рубеже XIX –XX вв.

11. Европейские стили в искусстве XVII-XIХ вв.: барокко, рококо, классицизм, романтизм. Эпоха Просвещения в Западной Европе.

12. Стили и направления в европейском искусстве рубежа XIX-XX вв.: реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, модерн. Развитие средств массовой информации и становление массовой культуры.

13. Кризис самосознания «Запада» и его отражение в социально-философской мысли: философия экзистенциализма, феноменологии, постмодернизма. Искусство постмодерна. Современные направления молодежной субкультуры.

14. Языческое и православное начало русской культуры. Принятие христианства и его последствия для русской культуры: появление каменного зодчества, иконописи, мозаики, фрески, письменности, летописного дела, ремесел.

15. Европеизация жизни при Петре I и его преемниках. Русское искусство XVII-XIX вв. Выдающиеся русские композиторы. Реализм в живописи: товарищество передвижных выставок. Современное состояние русской культуры.

16. Основные этапы развития удмуртской культуры. Традиционные хозяйственные занятия. Искусство удмуртского народа в прошлом и настоящем.

Литература

1. Введение в культурологию / Ред. Е.В. Попов. Изд. 2. – М.: Владос, 1995. – 336 с.

2. Гуревич П.С. Культурология. Изд. 2.– М.: Знание, 1996. – 288 с.

3. Емохонова Л.С. Мировая художественная культура. Изд. 4. – М.: Академия, 2000. – 591 с.

4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Изд. 3. – М.: Аспект– пресс, 2000. – 591 с.

5. Культурология / Ред. А.А. Радугин. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 608 с.

6. Культурология / Ред. А.Н Маркова. Изд. 2. – М.: Юнити, 2000. – 600 с.

7. Культурология в вопросах и ответах / Ред. Г.В. Драч.– Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.

8. Культурология. ХХ век. Словарь / Ред. А.Я. Левит.– СПб.: Университетская книга, 1997. – 640 с.

9. Розин В.М. Культурология. – М.: Инфра-М., 1999. – 448 с.


Приложения:

I. Образец написания оглавления

Введение. Из истории театра ……….……..…………………...…………………………..3

1. Ранние формы театрально–религиозных представлений……….................................4

2. Классический театр древней Эллады: трагедия и комедия……..................................6

3. Театр в эпоху эллинизма………………………………………………………………..8

Заключение. Мировое значение античного театра...……………………………………..10

Литература……………………………………………...………………………………..….11