Предмет-вещь / вещь-предмет

объект, сочетающий в себе (на том или ином уровне) свойства Машины и Сокровища. Лед в снегу, 1996.

ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ ФОРМЫ БРЕДА

- различные галлюцинации или же делириозные формы, за которыми замечено их «облагораживающее» или «терапевтическое» воздействие на реальность, в результате чего они занимают привилегированные места в ценностных иерархиях. Ю. Лейдерман, П. П. Этапы малого пути, 1989.

ПРИРАЩЕНИЕ БРЕДА

- мультифреническая ориентация на умножение делириозных форм. См. также «синдром Протея», описанный в некоторых текстах МГ, т. е. тип психо-синдроматики, пребывающей в состоянии постоянной изменчивости. Ю. Лейдерман, П. Л. Этапы малого пути, 1989.

ПРО-РЕГРЕСС

- тип прогресса, предполагающий возвращения на уже пройденные этапы в новом оснащении (например, возвращение к магической стадии культуры с помощью научно-технического прогресса). Акриды и дикий мед. Лекция в колодце, 1998.

ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ

- по всей видимости, П. К. пришел на смену «романтическому концептуализму» 70-х - начала 80-х годов. Представляет собой критические и эстетические манипуляции с психоделическим материалом (будьто коллективного или личного свойства). Источником этого направления в московском концептуализме можно (по мнению МГ) считать роман А. Монастырского «Каширское шоссе», а также те акции КД и А. М. (и комментарии к ним), которые непосредственно связаны с опытом, описанным в этом романе. Критическое проектирование П.К. в качестве направления в искусстве осуществлялось в конце 80-90-х годах группой Инспекция Медгерменевтика. П.К. можно считать одним из доминирующих направлений в современном московском искусстве 90-х годов. Направление представлено работами так называемого «круга Эстония», т.е. группами Облачная комиссия, Фенсо, Тарту, Пярну, Союз священников и врачей (ССВ), Копии царя Соломона (КЦС), Четвертая высота, Диско и др. Работы перечисленных групп представляют собой своего рода полигон, на котором эстетические практики и приемы П.К. постепенно перерабатываются для использования их массовой культурой, т. е. сферой дизайна, моды, индустрией развлечений и т. п. Округе Эстония, 1997.

ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

- направление в искусстве 90-х годов, использующее традиционные (классические) формы реалистического искусства (без каких-либо заметных сюрреалистических или иных смещений) для наполнения их галлюцинаторным содержанием (практически невидимым для непосвященного зрителя). Направление представлено работами И. Дмитриева, С. Ануфриева, П. Пепперштейна, А. Соболева, А. Смирнского, Л. Блок, Д. Луканина и др. Психоделический реализм, 1998.

ПСИХОДЕЛОАНАЛИЗ

- интерпретационная практика, предназначенная для анализа галлюцинаций. Из лабораторных записей, 1992.

ПУСТОЕ «Я»

- место на поверхности записи, которое означающее первого лица текста занимает на поверхности записи. Белая кошка, 1988.

РАДИОФИКАЦИЯ БАНАЛЬНОГО

- в некоторых измененных состояниях сознания аудиальные и визуальные потоки банального (обыденная речь, популярные песни, кино- и телефильмы, надписи на упаковках товаров и т. п.) кажутся носителями сигналов и сообщений, несущих «эзотерическую», «сокровенную» информацию. Этот эффект, описанный, в частности, А. Монастырским в романе «Каширское шоссе», называется им «эффектом калачакры». В дискурсе МГ в данном случае употреблялся термин «радиофикация банального». МГ. Боковое пространство сакрального, 1990. ракурс-продуцент - начальная стадия идеологического производства согласно схеме, построенной в статье «Белая кошка» (1988).

РАСТР

- или Фон-растр: элементарный орнамент из черных точек на белом фоне, являющийся технической поверхностью, принимающей на себя разворачивание фантазматических проекций. «Уйти в растр-фон» означает переместиться на уровень несозерцае мой служебности (черно-белая ангелизация), стать из «фантазируемого лица» обслуживающим персоналом аттракциона. Иллюминация перед сном, 1994.

РЕ-КРЕАЦИЯ

- один из основных принципов МГ: «обратная креация», возврат к несотворенному, или же инсценировки такового возвращения, служащие средством отдыха и восстановления сил (подобно тому, как креативности сновидения, как правило, сопутствует рекреативный эффект самого состояния сна). МГ. Идеотехника и рекреация, 1989.

РЕМОНТ АТТРАКЦИОНА

- антидепрессивное мероприятие восстановления биографической интриги. Процедура «ремонта аттракциона» считается также необходимым условием состояния счастья. Апология антидепрессантов, 1992. Уют и разум. Физиология счастья, 1994.

САЛЮТ

- тип «мнемического букета» (пара-мена), не требующий «вазы», «висящий в воздухе». С. Ануфриев, П. Пепперштейн «Парамен. Будущее памяти», 1994.

СЕТЬ ГЕФЕСТА

- прозвище, которым в некоторых текстах МГ обозначается интернет. Согласно древнефеческому мифу, бог труда Гефест (Вулкан), подстрекаемый ревностью, создал сеть, о которой сообщается, что она была техническим чудом, для того чтобы уличить свою жену Афродиту в измене. В момент совокупления Афродиты и Ареса, бога войны, Гефест неожиданно опутал их этой сетью - так, что они не могли сделать ни малейшего движения, после чего совокупленных и голых пойманных любовников Гефест показал остальным богам, которые разразились смехом. Согласно предположению МГ, цель интернета - сделать тотально созерцаемыми все типы отношений между эротизмом и агрессивностью, все «состыковки и связки Эроса и Танатоса», чтобы, таким образом, отчасти нивелировать и то и другое, подчинив эти «первопринципы» идее «абсолютного труда», т. е. труда, не связанного непосредственно ни с одной из своих целей, ориентированного прежде всего на свое собственное воспроизводство. Письма из Замка Одиночества, 1998.

СИНДРОМ МЕРКУРИЯ

- эффект, возникающий при приеме некоторых психотропных препаратов, когда кажется, что «ступаешь не на землю, а на тонкую невидимую пленку, слегка над землей». Апология антидепрессан-тов, 1992.

СИНДРОМ ПРОДОЛЖЕНИЯ

- культурная синдроматика, связанная с постоянно возобновляющимся продолжением вроде бы уже завершенных повествований (сериалы, а также бесчисленные «новые приключения» уже известных героев). Порнология продолжений, 1993.

СИНДРОМ РЕДАКТУРЫ

- каждая из стадий или фаз работы с текстом (в том числе и с текстами внешних или внутренних речевых потоков) закрепляется в специфических фигурах, образуемых психопатологизацией этих стадий. Синдром редактуры, 1991.

СЛОИСТЫЙ КЛАССИЦИЗМ

- модель стиля, рассматривавшаяся в некоторых текстах МГ, посвященных вопросу о возможностях эстетической неизменности. МГ. Латекс, 1988.

СОВРИСК

- прозвище-сокращение, которым в кругу МГ обозначается «современное искусство». Современное искусство (совриск), по мнению МГ, представляет собой систему фильтров-отстойников, призванных задерживать «критические яды» в слоях субкультуры, не позволяя им проникнуть в «общие воды» «тотальной», массовой культуры. Это функция выполняется совриском, как правило, бессознательно, и его адепты по большей части настроены весьма критично по отношению к «тотальной культуре», которую, не отдавая себе в этом отчета, они защищают, принимая на себя «токсический шок» и реагируя на этот шок соответствующими «судорогами» (см. поток копролалии, пато-акционизма и пато-журналистики в совриске 90-х годов). С. Ануфриев, П. Пепперштейн. Диалог «Полет, Уход, Исчезновение», 1995.

СОЗЕРЦАЮЩИЙ ЯЗЫК

- воображаемая «точка зрения», размещающаяся в полости рта, как в театральной ложе. Один из вариантов созерцательных смещений в галлюцинозе. Беседа П. П. с Б. Гройсом «О прозрачности», 1992. П. П. Общие материалы.

СОЛЛАФ

- квазипсихоаналитический термин, означает отражение фаллоса в зеркале. Приложение к тексту «Нарцисс и наркотик», 1995.

ТЕЛО ПРИ ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ

- условием коллективного или же персонального здоровья является формирование фантомного «тела при здоровом теле», служащего гарантом здорового состояния. Профилактический потенциал «тела при здоровом теле» зависит от его высокой чувствительности по отношению к потом воображаемого и от способности мгновенно, без задержек, реагировать на эти потоки. «Тело при здоровом теле» является одним из так называемых «метафорических тел», исследование которых предпринималось в текстах П. П. «Метафорические тела Ульяновых» (1988), «Сексопатология метафорических тел» (1988)и др.