Какие ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Поэма «Мцыри» - одно из самых поразительных поэтических созданий М.Ю. Лермонтова

План
1. Поэма Лермонтова «Мцыри» - романтическое произведение.
2. «Мцыри» - история о трагическом побеге:
1) слияние героя с природой;
2) битва с барсом – кульминационный момент произведения;
3) напрасное стремление к свободе – основной мотив поэмы.
3. «Мцыри» Лермонтова – одно из самых поразительных поэтических созданий.

Романтическая поэма «Мцыри» была создана Лермонтовым в 1839 году. Она была написана в форме исповеди главного героя – кавказского юноши Мцыри, попавшего в плен к русским, а оттуда – в монастырь. Поэме предшествует эпиграф из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».
Сюжет произведения строится на том, что герой убегает из монастыря и проживает три чудесных дня «на воле». Но, слабый и немощный, он вновь попадает в свою «тюрьму» и там умирает.
Мы понимаем, что натура Мцыри ищет жизни, наполненной страстями, битвами и победами, свободой. Только после побега из монастыря герой осознает, что такое счастье.
В этом ему помогает природа – истинное создание Бога, прекрасное, величественное, мощное и гордое. Буря, разразившаяся в ночь побега Мцыри, горный поток около чудесного сада, где он увидел прекрасную грузинку, горы, скалы, пышные поля, холмы – всех их Мцыри считает друзьями, своими братьями по крови.
Главному герою навсегда запомнятся зеленые холмы, темные скалы, пышные луга и так знакомо виднеющиеся вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы его далекой родины:
В ущелье там бежал поток,
Он шумен был, но неглубок;
К нему, на золотой песок
Играть я в полдень уходил.
За те три дня, что Мцыри был на воле, он почувствовал себя другим человеком. Кульминацией его «перерождения» стал бой с барсом, из которого юноша вышел победителем:
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
Мцыри побеждает барса, и это становится его триумфом.
Но Мцыри так и не достиг желанной свободы. Лирический герой Лермонтова не находит себе места в этом мире, он оказывается ему чужд. Но приближение смерти не ослабляет духа героя. Даже увещевания монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы «рай и вечность променял» за несколько минут жизни в родном краю. Побежденный обстоятельствами, духовно Мцыри не сломлен, а его мужество и героизм являются укором трусливым и бездеятельным монахам - олицетворению общества, современного Лермонтову.
Таким образом, патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы. Желание Мцыри «узнать: для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы» обусловлено его страстным порывом к свободе.
Лермонтов утверждает, что человек неотделим от своей Родины, от своих корней. Он может полностью реализовать свои возможности только там, где родился. Поэтому Мцыри так стремится к дому и к свободе - эти понятия для него слиты в одно.
Поэма «Мцыри» - одно из самых поразительных поэтических произведений Лермонтова, в котором красота главной мысли сочетается с виртуозностью художественного воплощения.

Какие ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Творчество Лермонтова наиболее полно отражает романтическое мировоззрение, сформировавшееся во второй четверти 19 века. В его поэзии основной конфликт романтизма – противоречие между идеалом и действительностью – достигает сильного напряжения. Поэма «Мцыри» - произведение, созданное по всем законам романтизма... В нём Лермонтов даёт своё понимание идеального человека, ставит глубокие философские вопросы. В чём смысл и красота жизни? Что дарит человеку близость к природе? В чём больше мудрости – в отказе от своего «я» ради возможности существовать, пусть даже связанной с риском лишиться жизни?
Так как поэма - лироэпическое произведение, то здесь с одинаковой силой присутствуют и лирическое и эпическое начала. Действие разворачивается на Кавказе. Сразу возникает мысль о гордых, вольных людях, которые населяют этот край. Основную часть поэмы составляет исповедь Мцыри – юного горца, долгое время проведшего в монастыре, вдали от родного дома. В монастырь приходят люди, добровольно отказавшиеся от обычных для человека условий быта, от естественных привычек и радостей. Они целиком отдают себя служению Богу. Для них монастырь – обитель тихая и смиренная. Для человека же, попавшего туда не по своей воле, он превращается в темницу. Сам юноша потом так отозвался о своёй жизни с монахами: «Я мало жил, и жил в плену». Мцыри совершил побег из плена в горы, где провёл в скитаниях три дня. За это время он испытал бурю самых разнообразных чувств, многое увидел и пережил. Эти дни на воле стоят всей жизни в заточении. Но на третий день, измученный голодом, обессилевший от ран после сражения с барсом, Мцыри находит не родной дом, а стены того же монастыря. Умирая на руках у монаха, юноша рассказывает о своих скитаниях.
Не случайно в своей исповеди Мцыри много и с восторгом говорит о природе. Всматриваясь в окружающее, Мцыри поражается многообразию мира: в природе и тишина, и нежность, яркость красок, праздничность (горящие, как алмаз, снега; голубизна небес; изумрудность листьев; золото песка и т.п.). В то же время от Мцыри не ускользают картины мрачные и тревожные (ущелья и тёмные скалы, грозящие бездны, вечный лес). Природа способна дать человеку высочайшее наслаждение, но уставшему путнику может казаться безжалостной, враждебной. В минуты, когда Мцыри понял, что снова вернулся к своей «тюрьме», природа, как бы разделяя его отчаяние, спит «в оцепенении глухом», не даря герою ни одного отрадного впечатления или звука:
Хотя бы крикнул коростель,
Иль стрекозы живая трель
Послышались, или ручья
Ребячий лепет…
Но прелесть мира не меркнет от этого в глазах обессилевшего юноши. За несколько дней юноша испытал счастье и радость в общении с миром природы, он познал «блаженство вольности». Мцыри слился с природой, стал её частицей. Ему было весело и тревожно, но это была настоящая жизнь. Он чувствовал себя единым со скалами, потоками, барсами. Мцыри за три дня прожил столько, сколько монаху не удалось бы за всю жизнь. Ему было так хорошо, что даже когда он рассказывал об этом, то снова был счастлив.
Что значит для Мцыри жить? Это видеть не сумрачные стены монастыря, а прекрасный естественный свет. Это не томиться в душной келье, а вдыхать ночную свежесть лесов, это не молиться перед алтарём, а радоваться встрече с бурей, грозой, препятствиями. В мыслях и ощущениях Мцыри чужд, враждебен монахам. Их идеал – покой, самоотречение ради служения Богу, отказ от радостей земной жизни во имя вечного счастья «в святом заоблачном краю». Мцыри же всем своим существом это отрицает. Не покой, а тревоги и битвы – вот смысл человеческого существования. Не заточение, а блаженство вольности – вот что является высшим счастьем. Не райскую вечную благодать, а живую жизнь с её напряжением, бурями, опасностями утверждает Мцыри как истинную и достойную человека. И каким смелым вызовом монашескому лицемерию звучат его, казалось бы, грустные слова:
… что мне в том? – пускай в раю,
В святом, заоблачном краю
Мой дух найдёт себе приют…
Увы! – за несколько минут
Между крутых и тёмных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял.
В поэме утверждается активное, деятельное отношение к жизни. Жизнь можно назвать счастливой, полной только тогда, когда есть борьба за свободу. Нужно быть верным идеалу свободы даже в трагических условиях поражения. И без Родины нет ни свободы, ни счастья. По Лермонтову, Мцыри – идеальный образ человека.

Мцыри – "любимый идеал" Лермонтова

Свобода… Что на свете может быть прекраснее этого слова?..

Страстную тоску своих современников по свободной отчизне Лермонтов показал в поэме «Мцыри». Идеи, замыслы поэмы о монахе, рвущемся на свободу, Лермонтов вынашивал десять лет. И воплотил их в своем новом произведении. Родной дом, жизнь, отчизна, борьба, свобода – все соединилось в едином созвездии, наполняя душу читателя тоской по мечте. Гимн «пламенной страсти», жгучего желания – вот что такое поэма «Мцыри»:

Я мало жил и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть…

О чем мечтал одинокий мальчик, который за всю свою жизнь видел только мрачные стены монастыря? Вдохнуть воздух свободы, найти дом и прикоснуться к родной земле…

Молодой послушник лелеял мимолетные воспоминания о родных горах, Кавказе, об отце – отважном воине с гордым взором, о песнях юных сестер и о своих играх близ шумного водного потока. Ему представлялся звон отцовской кольчуги, блеск его ружья, тень дома и рассказы стариков…

Мцыри настолько сильно скучает по родному краю, что ночью в грозу убегает из монастыря, решив во что бы то ни стало найти путь домой. «Бурное» сердце бесстрашного юноши бьется в унисон с грозой, в то время как монахи, трепеща от страха, молят Бога отвести от них опасность. Но для Мцыри буря ближе и понятнее, чем монастырские тишина и покой.

Красота окружающего беглеца нового мира оставила в его душе неизгладимое впечатление. Гармония природы восхитила его, дала почувствовать, что и он является частью этого удивительного мира. И бушующий, усиленный грозою горный поток, стремящийся вырваться из тесного ущелья, тоже заводит «дружбу» с Мцыри, как и ночная гроза. И навсегда остаются у него в душе пышные поля, зеленые холмы, темные скалы и виденные вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы своей далекой отчизны.

Критик Белинский однажды сказал о герое поэмы Лермонтова: «Что за огненная душа, что за могучий дух у этого Мцыри». И читатели ближе узнают этот «могучий дух» в битве юноши с барсом. Сердце Мцыри зажигается жаждой борьбы. Бешеный скачок зверя грозит ему смертью, но он предупреждает его верным ударом. Из этой схватки герой выходит победителем.

Никто не может убедить Мцыри прекратить поиски своей родины, своей дороги. Даже встреча с грузинкой, пришедшей к реке набрать воды, не заставила послушника отказаться от своей желанной цели.

Уже находясь на пороге смерти, когда Мцыри рассказывает о своем трехдневном приключении старику-монаху, он говорит, что жил только на воле. Мцыри не боится смерти, потому что верит, что могила подарит ему покой. Однако ему жаль расставаться с жизнью, ведь жить по-настоящему герою удалось лишь несколько дней.

Между чувствами героя и чувствами автора, несомненно, существует очень тесная связь. Лермонтов страстно протестовал против всех видов рабства, боролся за право людей на земное человеческое счастье. И потому монастырь, который вырывает человека из жизни, Лермонтов изображает как клетку с толстыми прутьями, как мрачную тюрьму.

Вместо призыва к покорности и смирению, молитвам и покаянию, звучал голос Мцыри, звавшего на волю:

От келий душных и молитв…

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Мцыри отказывается от рая и небесной жизни во имя своей земной родины:

Увы! – за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

Молодой Мцыри стал воплощением безумной жажды свободы, тем, кто наравне с Лермонтовым, своим создателем, защищал человеческую волю и отстаивал земные права у неба. И недаром так богат язык поэмы. Создается впечатление, что «поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров». Сама природа служила ему в этом.

Свобода… Это прекрасное слово… Свобода… Повторяй его на всех языках мира, шепчи его про себя или кричи изо всех сил, чтобы слышал тебя каждый. Ведь никто и никогда не сможет отнять у тебя стремление и жажду стать свободным.

Образ Мцыри (по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова)

Поэтический мир М.Ю. Лермонтова – это тревожный мир испытаний, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева.
Поэтический мир М.Ю. Лермонтова – это мир высоких, прекрасных чувств: любви, дружбы, мир глубоких, тонких переживаний человеческой души. А все творчество поэта проникнуто томлением, тоской по идеалу.
Поэзия Лермонтова – исповедь человеческой души. Его стихи обращены непосредственно к человеческому сердцу. Они отличаются исключительной полнотой и также насыщены внутренним чувством – идеями, эмоциями, желаниями, жизнью, поэтическими образами, – как и переполнялась душа поэта. Но иногда небольшое лирическое стихотворение не могло вместить всего богатства этой души. Поэтическая мысль развивалась и как бы упорно преследовала Лермонтова.
Из лирического стихотворения вырастала романтическая поэма. Она заключала в себе целую повесть человеческой души. Поэма «Мцыри», написанная в 1839 году, замыкает тему «естественного человека» в лиро-эпическом творчестве Лермонтова. Гимн «пламени», «пламенной страсти», гимн романтическому герою – вот что такое поэма «Мцыри»:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть…
Поэма «Мцыри» начинается кратким эпическим зачином, в котором дана предыстория героя. Действие поэмы отнесено в прошлое. Трагическая и мятежная судьба героя объясняется некоторыми фактами его биографии. Мцыри – пленник генерала, затем пленник монастыря. Но гораздо значительнее то, что он взят в плен ребенком.
Лермонтов сразу же подчеркивает противоречивость героя. Он «пуглив и дик», «слаб и дик». Могущество внутреннего духа и слабость тела – вот характерное противоречие Мцыри, объяснимое оторванностью от родных и неясной тоской по родине, испытываемой героем. Тем самым внешние обстоятельства – пленение Мцыри и жизнь в монастыре – так или иначе в его характере, сделали его, с одной стороны, «хрупким и несильным», а с другой – отдалили от «естественной» природы, воспитываясь в которой, он мог бы стать не последним удальцом на родине своих предков.
Эта противоречивость Мцыри непосредственно связана как с мятежным сознанием героя, так и с трагической гибелью его иллюзий. Могучий дух возрос в чуждой среде, он питается воспоминаниями и неясными предчувствиями вольной жизни. В этой связи монастырь в традициях того времени воспринимается как тюрьма, губящая могучий дух, мешающая его свободному развитию.
Неоднократные сравнения монастыря с тюрьмой приобретают символический смысл. Мцыри не испытывает ненависти к монахам, поскольку монахи спасли его из жалости, выходили и изнежили. Но противоположность между душным монастырским пленом, куда по воле обстоятельств заточен герой, и миром воли – безграничной природой, в которой Мцыри ощущает гармонию духа и предметных форм, не ослабевает.
Мечтая о доме, Мцыри все время смотрел на восток. Он принадлежал к одному из горных племен, живших в одном из самых величественных и диких мест Кавказа. Племена эти известны в грузинских летописях под именем пховелов. Они отличались баснословной храбростью. Сдаваться в плен у них считалось позором.
В черновиках поэмы сохранилось описание сородичей Мцыри. Лермонтов точно воспроизвел их костюм. Мечтая о родной земле, юноша видит сон. Земля гудит под тысячью копыт, несутся всадники в боевом вооружении, на каждом стальной шлем. Именно так одевались воины этих горных племен.
Мцыри не только судьбой монах, он еще и пленник. Он раб и сирота, его родители погибли – они убиты врагами его земли.
Лермонтов – глубокий, тонкий психолог, и свою поэму он построил на основе наблюдений над жизнью. Люди часто судят о человеке со стороны, не давая себе труда проникнуть в его душу. И вот в своей поэме Лермонтов сначала кратко описывает жизнь Мцыри, как она казалась окружающим, а потом рассказывает историю его души. Побег Мцыри был неожиданностью только для чужих, посторонних людей. Этот побег был подготовлен годами. Монахи думали, что Мцыри намерен отказаться от жизни, а он только и мечтал о жизни. Давным-давно решил он бежать, чтобы отыскать свою родину, своих близких и родных:
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родился ты.
У него не было друга и не с кем было поделиться своими мыслями. Он стал замкнутым, затаил свою тайну в душе, а монахи решили, что он привык к плену. Мечты Мцыри были настолько непонятны и враждебны монахам, что даже предсмертную исповедь юноши старый монах слушал, осуждающе качая головой.
В двух планах, романтическом и реалистическом, дана картина битвы Мцыри с барсом. В ней и героика борьбы, в ней и великий трагизм двух сильных, смелых, существ:
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!..
М.Ю. Лермонтов в поэме «Мцыри» запечатлел вечный ропот человека, неустанную борьбу за созидание и утверждение в себе и мире высших человеческих ценностей, исторически накапливаемых и передаваемых, как эстафета – от человека к человеку, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе.