Понятие и структура материалистической диалектики. Объективная и субъективная диалектика

Понятие и структура материалистической диалектики. Объективная и субъективная диалектика.

Материалистическая диалектика в современном понятии – это учение о закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания.

По Энгельсу, диалектика – это наука, изучающая всеобщие моменты процесса развития.

Материалистическая диалектика как система включает в себя следующие элементы:

1. фундаментальные принципы:

ü принцип системности

ü принцип всеобщности противоречия

ü принцип всеобщности развития

ü принцип всеобщей универсальной взаимосвязи.

2. законы:

ü закон единства и борьбы противоположностей

(этот закон характеризует источник развития)

ü закон перехода количественных изменений в качественные

(характеризует механизм процесса развития)

ü закон отрицания отрицания

(характеризует направление (форму) развития).

3. категории диалектики – это наиболее общие философские понятия, отражающие и обозначающие всеобщие универсальные формы бытия и познания.

В основном категории диалектики носят парный характер (например: причина – следствие, необходимость – случайность, возможность – действительность, форма – содержание, сущность – явление), также есть триады (единичное – особенное – общее).

Вслед за Энгельсом современная отечественная философия выделяет диалектику

ü объективную и

ü субъективную.

Объективная диалектика (диалектика природы) – это

1) в первом смысле это понятие, применяемое для обозначения диалектического характера процессов, происходящих в объективном вещно-предметном мире

2) во втором смысле это общая теория развития объективного мира.

Субъективная диалектика также имеет 2 смысла:

1) это диалектика сознания, мышления. Эта категория даёт указания на диалектический характер познавательной и в целом духовной деятельности человека

2) это отражение в человеческом мышлении процессов, которые происходят в природе.

Диалектика мышления отражает диалектику природы в формах понятий, категорий и связей между ними.

«Диалектика природы» Энгельса: «Наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому они не могут противоречить друг другу в своих результатах».

Иные точки зрения по проблеме диалектики высказали следующие философские направления:

1. неомарксизм (в лице представителей франкфуртской школы)

2. неогегельянство (Александр Кожев – бывший Кожевников)

3. экзистенциализм (в лице Ж.-П. Сартра)

Все 3 направления настаивают на том, что диалектика – это активность отрицания, источником которой является сознание человека => диалектика ограничивается сферой сознания.

Диалектика выступает в 3-х видах:

Диалектика как теория познания

В этом качестве диалектика изучает происхождение и развитие познания. Диалектика в этом качестве рассматривает предмет познания в его историческом становлении.

2. диалектическая логика (диалектика как логика)

В этом качестве диалектика изучает мышление как процесс, в котором совершается построение системы категорий через их взаимосвязи. Диалектика как логика изучает также и специфические процедуры построения системы конкретного знания (например: восхождение от абстрактного к конкретному)

3. диалектика как универсальный метод (способ)познания и преобразования мира человеком.

Особенности диалектического и метафизического методов. Понятие о диалектической логике.

В качестве метода диалектике противостоит метафизика.

Любой метод всегда содержит систему нормативных принципов, требований, относящихся прежде всего к познавательской деятельности.

Диалектический метод включает в себя:

Абстрактность и односторонность

Это стремление рассматривать вещи и понятия человеческого ума (в которых отражаются эти вещи) в их обособленности друг от друга, в неподвижном состоянии, не как существенно изменчивые, а как вечно неизменные.

2. этот метод носит ограниченный характер, имеет границы своего применения и применяется только в известных пределах.

Диалектическая логика

В отличие от формальной логики, которая полагает формы мышления статичными, неизменными, диалектическая логика изучает мышление в двух аспектах:

1) в аспекте единства формы и содержания мысли

2) в аспекте взаимодействия и развития элементов мысли и, прежде всего, – понятий.

Идея диалектической логики была воплощена, продемонстрирована в известной работе Гегеля, которая называется «Наука логики». У Гегеля диалектическая логика представлена в её идеалистическом варианте. В материалистическом осмыслении эта идея воплощена в работе Маркса «Капитал».

Согласно диалектической логике (в любом варианте), только в системе категорий отдельные категории, понятия обретают свой конкретный смысл.

В реальном процессе познания отдельные понятия со стороны своего содержания взаимодействуют друг с другом, вступают в противоречия и образуют в синтезе новые категории, понятия.

Принцип системности

Людвиг фон Берталанфи:

Система – это комплекс взаимодействующих элементов.

Элемент– это далее неразложимый компонент системы при данном способе её рассмотрения;

основной критерий выделения элемента – его необходимое участие в создании системы => без какого-либо элемента система существовать не сможет (например: по отношению к человеческому организму отдельные клетки элементами не являются, а элементами являются системы и подсистемы органов).

Система и элемент – это понятия соотносительные: не может быть элемента вне системы, также как и система не может не иметь элементов.

Структура – это совокупность устойчивых отношений связей между элементами (структуру образуют закономерные связи элементов).

По характеру связей выделяются 2 типа систем: (это утверждение спорно)

1. неорганичные (привести пример)

2. органичные (например, живые организмы).

Признаки органичных систем:

1) подчинение частей целому, высокая степень активности целого по отношению к частям

2) части являются частями только в составе единого целого

3) в структуре органичных систем большое место занимают связи субординации, которые связаны генезисом одних частей целого из других.

4) органичные системы характеризуются гибкой вероятностной, а не жёсткой, однозначной связью между элементами

5) органичные системы характеризуются самовоспроизводством и саморазвитием.

Соотношение частей и целого

В отличие от соотношения элементов и системы, соотношение частей и целого – на одном и том же уровне структурной организации, поскольку часть всегда несёт на себе признаки, черты качественной определённости целого и не существует в качестве части самостоятельно (например: части тела человека).

Антиномии целостности

Антиномия – это противоречие между положениями, каждое из которых признаётся логически доказуемым.

1) тезис: целое есть сумма частей, антитезис: целое – это нечто большее, чем сумма частей

2) тезис: части предшествуют целому, антитезис: целое предшествует частям.

Тезис – выражение позиции «меризм», антитезис – холизм.

Разрешение антиномий – самостоятельно.

Принцип детерминизма

Детерминизм связан с признанием объективной обусловленности всех явлений в своём существовании и развитии.

Принцип детерминизма включает в себя:

1. признание всеобщего объективного закономерного характера отношений обусловливания

2. принцип причинности

3. принцип детерминизма предполагает признание многообразия типов причинной обусловленности, а также признание существования непричинных отношений обусловливания (например: функциональной зависимости – детерминации).

Понятие и структура материалистической диалектики. Объективная и субъективная диалектика.

Материалистическая диалектика в современном понятии – это учение о закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания.

По Энгельсу, диалектика – это наука, изучающая всеобщие моменты процесса развития.

Материалистическая диалектика как система включает в себя следующие элементы:

1. фундаментальные принципы:

ü принцип системности

ü принцип всеобщности противоречия

ü принцип всеобщности развития

ü принцип всеобщей универсальной взаимосвязи.

2. законы:

ü закон единства и борьбы противоположностей

(этот закон характеризует источник развития)

ü закон перехода количественных изменений в качественные

(характеризует механизм процесса развития)

ü закон отрицания отрицания

(характеризует направление (форму) развития).

3. категории диалектики – это наиболее общие философские понятия, отражающие и обозначающие всеобщие универсальные формы бытия и познания.

В основном категории диалектики носят парный характер (например: причина – следствие, необходимость – случайность, возможность – действительность, форма – содержание, сущность – явление), также есть триады (единичное – особенное – общее).

Вслед за Энгельсом современная отечественная философия выделяет диалектику

ü объективную и

ü субъективную.

Объективная диалектика (диалектика природы) – это

1) в первом смысле это понятие, применяемое для обозначения диалектического характера процессов, происходящих в объективном вещно-предметном мире

2) во втором смысле это общая теория развития объективного мира.

Субъективная диалектика также имеет 2 смысла:

1) это диалектика сознания, мышления. Эта категория даёт указания на диалектический характер познавательной и в целом духовной деятельности человека

2) это отражение в человеческом мышлении процессов, которые происходят в природе.

Диалектика мышления отражает диалектику природы в формах понятий, категорий и связей между ними.

«Диалектика природы» Энгельса: «Наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому они не могут противоречить друг другу в своих результатах».

Иные точки зрения по проблеме диалектики высказали следующие философские направления:

1. неомарксизм (в лице представителей франкфуртской школы)

2. неогегельянство (Александр Кожев – бывший Кожевников)

3. экзистенциализм (в лице Ж.-П. Сартра)

Все 3 направления настаивают на том, что диалектика – это активность отрицания, источником которой является сознание человека => диалектика ограничивается сферой сознания.

Диалектика выступает в 3-х видах: