Особенности воображения при речевых нарушениях

Несколько иначе творческие способности развиваются у детей с нарушениями речи. Их представления о предме­тах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие чего запаздывает формирование понятий.

Чем значительнее нарушения речи, тем больше огра­ничиваются возможности ребенка проявить творчество. Он оказывается беспомощным в создании новых образов. Рисунки таких детей отличаются бедностью содержа­ния. Ребенок не может выполнить рисунок по замыслу, затрудняется, если нужно придумывать новую поделку или постройку.

В игре дети с ОНР отдают предпочтения бытовой те­матике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел оказывается нестой­ким, и игра распадается. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены. Можно ска­зать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с нор­мальным развитием речи.

Детям оказываются недоступны творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта. Они плохо понимают переносные зна­чения слов, метафор. Чтобы ликвидировать эти пробелы, надо разработать программу развивающего обучения и си­стематически использовать на занятиях с детьми специ­альные задания и упражнения, направленные на совер­шенствование воображения и активизацию творческих способностей ребенка.

Эту работу можно организовать в нескольких направ­лениях. Ребенку, отстающему в речевом развитии, трудно создавать и воплощать в игре собственный замысел. По­этому на первых этапах работы педагог должен стать ак­тивным участником детских игр. Важна увлеченность взро­слого игрой, искренность, непосредственность.

Творчество ребенка органично связано с яркими эмо­циональными переживаниями. Однако дети с недоразвити­ем речи недостаточно эмоционально реагируют на груст­ную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы, дети не очень уверены в себе. Учитывая эти особенности, в коррек-ционной работе надо использовать элементы арттерапии, театрализации, чаще обращаться к музыке и движению.

Итак, первое направление работы по формированию твор­ческих способностей детей - развитие воображения и обо­гащение эмоциональной сферы в сюжетно-ролевой игре.

Второе направление предполагает использование специ­альных заданий, в процессе выполнения которых разви­вается способность к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых.

Третье направление - формирование способностей к словесному творчеству.

Возможность создавать что-либо новое, необычное за­кладывается в детстве, через развитие таких высших психических функций, как мышление и воображение. Имен­но их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от 5 до 12 лет. Этот период ученые считают сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

Диагностика нарушений воображения.

Работа по развитию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нара­станием сложности и объема заданий, с учетом возраста, психофизического развития индивидуальных особенностей личности. Занятия могут проводиться как фронтально, так и малыми группами (4-6 чел.) или индивидуально. Цель подобной работы - прежде всего расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, развитие и акти­визация речи, обучение приемам оперирования образами и представлениями. Важным условием раскрытия творче­ских способностей является создание общей атмосферы комфортности и увлеченности, а также оказание при не­обходимости разного вида помощи. В качестве примеров приведем несколько заданий. Подобные задания можно рекомендовать для включения в уроки письма, математи­ки, чтения и в другие учебные и внеучебные занятия.

Упражнения для развития воображения.

Нарисуй сказку

Вариант 1. Ребенку читают сказку и одновременно по­казывают иллюстрации к ней. Затем их убирают, уточняют содержание и предлагают нарисовать какой-либо эпизод.

Вариант 2. Ребенку читают сказку, показывают иллюст­рации. Затем их убирают и просят нарисовать всю сказку.

Вариант 3. Ребенку читают сказку, интонационно вы­деляя наиболее значимые части. Уточняют содержание и просят нарисовать сказку.

В этом задании формируется воссоздающее воображе­ние. Работа строится по мере нарастания сложности: сна­чала ребенок воссоздает лишь один эпизод, затем цепочку событий. В двух первых вариантах на короткое время пре­доставляется зрительная опора. В варианте 3 сказка созда­ется без наглядной опоры.

Наряду с воссоздающим воображением развивается логическое мышление. Дети учатся устанавливать причин наследственные зависимости, выделять главные мысли s тексте, учатся планированию, самоконтролю и т.д.

Узнай, что это, и дорисуй

Ребенку поочередно предлагают картинки с точечным, схематическим, частичным изображением объектов. Про­сят назвать их и дорисовать.