Биоэнергетика человека и ее исторические корни

Биоэнергетический анализ развился из классического психоанализа. В начале 1930-х один из учеников Фрейда, Вильгельм Райх начал применять в психотерапевтических сеансах непосредственную работу с телом, которую он называл вегетотерапией. В частности он применял глубокое и свободное дыхание для усиления и уяснения эмоциональных реакций. Ученики Райха - Александр Лоуэн и Джон Пиерракос (Alexander Lowen, John Pierrakos) продолжали развивать этот метод, представляющий сегодня биоэнергетический анализ (Lowen 1958, 1975). В основе метода используются глубокие связи между ментально-психическими и физическими процессами (Reich, 1971, речь идет о «функциональной идентичности» психики и тела). Наиболее важные переживания человека находят свое выражение не только в ментально-психической деятельности, но также и в теле, где они отражаются в позе, паттернах реакции и нарушениях подвижности, в дыхании и экспрессивных движениях. Эти телесные паттерны представляют «характерную структуру», которая влияет на самовосприятие, самоуважение, образ-Я и базовые паттерны взаимодействия с окружающей средой.

Лоуэн был учеником Райха с 1940 по 1952г., а с 1942 по 1945г. Райх был его аналитиком. За много лет до встречи с Райхом, Лоуэн занимался исследованиями взаимоотношений между психикой и телом. В 1930г. он был спортивным директором в нескольких летних лагерях и обнаружил, что регулярная физическая активность не только улучшает физическое здоровье, но и положительно влияет на душевное состояние. В ходе исследований он знакомится с идеями Эмиля Джакуса-Далкроуза и концепциями Э.Джейкобсона по прогрессивной релаксации и йоге. Эти работы подтвердили его убеждение в том, что можно влиять на ментальность, работая с телом, но их подход его полностью не удовлетворил.

Идеи Райха захватили его воображение с первых моментов знакомства. Райх начал курс лекций с дискуссии о проблеме истерии. Психоанализ, указывал Райх, дал возможность объяснить подлинные движущие силы в истерическом конверсионном синдроме. Это была сексуальная травма, которую человек пережил в раннем детстве и которая в последующие годы была полностью вытеснена и забыта. Вытеснение и последующие превращения вытесненных чувств в симптом составляли движущий фактор в болезни. Райх верил, что при вытеснении первоначальной причины травмы происходило подавление сексуальных чувств. Это подавление создавало предрасположенность к истерическому симптому, который вырывался наружу благодаря позднему сексуальному инциденту. Для Райха подавление сексуальных чувств вместе с характерной позой, которая сопровождала их, составляло истинный невроз. Симптом сам по себе был только его внешним проявлением. Обсуждение этого элемента (поведения и отношения пациента к сексуальности) вводило фактор «целесообразности», «выгоды» в проблему невроза. Термин «выгода» относится к силам, которые являются предрасполагающими для развития невротических симптомов.

Невротическая личность поддерживает равновесие тем, что связывает свою энергию мышечным напряжением, ограничивая свое сексуальное возбуждение. У здорового человека нет ограничений, и его энергия не блокирована, в мышечном панцире и поэтому доступна для сексуального удовольствия и любого другого творческого выражения. Его энергетическая структура функционирует на высоком уровне. Низкий уровень организации энергии характерен для большинства людей и является причиной склонности к депрессии, что можно считать всеобщим свойством нашей культуры.

Курс Райха по характерному анализу закончился в январе 1941г. весной 1942 Лоуэн начал свою индивидуальную терапию у Райха. «Однажды он сказал: «Лоуэн, если Вам интересна эта работа, то существует только один способ погрузиться в нее – это через терапию»».

В то время Райх называл свою терапию «Характерной аналитической вегетотерапией». Характерный анализ был его большим вкладом в психоаналитическую теорию, за что он высоко ценился среди аналитиков. Вегетотерапия была направлена на мобилизацию чувств через дыхание и другие телесные техники, которые активизировали вегетативные центры (ганглии автономной нервной системы) и высвобождали «вегетативную» энергию. Вегетотерапия представляла собой прорыв от чисто вербального анализа к прямой работе с телом.

В конце 1945г. Лоуэн занимается собственной практикой.

Райхом был сделан значительный вклад в психоаналитической работе с телом. Кго объяснение сущности структуры характера и доказательство его функциональной идентичности с телесной позой были важным продвижением в нашем понимании поведения человек. Он представил концепцию оргастической потенции как критерий эмоционального здоровья, чем она, несомненно, является, и показал ее физическую основу для наличия рефлекса оргазма в теле. Он расширил наши знания о телесных процессах тем, что открыл значение и важность непроизвольных реакций тела. Он создал сравнительно эффективную технику для лечения расстройств в эмоциональной (непроизвольной) жизни человека.

Для работ Лоуэна, самый большой вклад Райха был в том, что он обрисовал центральную роль, которую тело должно играть в любой теории личности. Его работа обеспечила основу, на которой строится здание биоэнергетики.

В 1957г. умирает Райх. Лоуэн решает возобновить терапию с коллегой Дж.Пирракосом. в результате этой совместной работы зародилась новая терапия, названная биоэнергетикой. Основные упражнения, используемые теперь, сначала были опробованы и испытаны на самом Лоуэне, таким образом, он знал из личного опыта, как они работают и что они могут сделать.

Терапия с Пирракосом продолжалась почти три года. Качественно она совершенно отличалась от терапии Райха. В ней было меньше опыта спонтанного движения, шла главным образом работа с телом. Работая над собой, Лоуэн разработал основные позы и упражнения, которые сейчас являются стандартом в биоэнергетике.

Биоэнергетика – это терапевтическая техника, помогающая человеку вернуться к своему телу и в полной степени насладиться своим телом. Это особое значение понятия тела включает в себя сексуальность, которая является одной из основных функций, а также даже более важные функции: дыхание, движение, чувственность и самовыражение. Если он не двигается свободно, он ограничивает жизнь своего тела. Если он не чувствует полно, он сужает жизнь своего тела. И если его самовыражение сокращено, он лимитирует жизнь своего тела.

Цель биоэнергетики – помочь людям снова обрести их первичную природу, которая является условием свободы, состоянием грациозности и качеством красоты. Свобода есть отсутствие сдерживания внутреннего потока чувств, грация – выражение этого потока в движении, в то время, как красота – это проявление внутренней гармонии, которую вызывает данный поток. Они означают здоровое тело и, следовательно, здоровый разум.

Лоуэн считал, что у языка тела, или телесного языка, две части. Одна имеет дело с телесными сигналами и выражениями, которые дают информацию о личности, другая – с вербальными выражениями, которые направлены на определение телесных функций (например, выражение «дойти до самой сердцевины» «отдать сердце»). Чувство любви ассоциируется у нас с сердцем. Сердце заключено в клетку из кости, грудную клетку. Эта клетка может быть жесткой или мягкой, неподвижной или способной к реакциям.