Упражнения на тренировку носового дыхания с движением

Во всех упражнениях вдох и выдох осуществляются через нос.

- Исходное положение – голова прямо. На вдохе голову поднять, на выдохе медленно опустить.

- Исходное положение – голова прямо. Наклон головы к правому плечу – вдох, возвращение в исходное положение – выдох. Наклон головы к левому – плечу – вдох, возвращение в исходное положение – выдох.

- Исходное положение – голова прямо. На вдохе голову повернуть направо, на выдохе медленно возвратиться в исходное положение. Выполнять то же в другую сторону.

- Исходное положение – стоя. Поднять руки через стороны – вдох, медленно опустить – выдох.

- Исходное положение – стоя, руки на поясе. Поворот туловища вправо – вдох. Возвращение в исходное положение – выдох. То же влево.

- Исходное положение – сидя, руки на бедрах. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе обнять себя руками.

- Ходьба в медленном темпе в сочетании с дыханием: на один шаг – вдох, последующие шаги – выдох.

Упражнения для овладения костно-абдоминальным типом дыхания и для воспитания дыхательной опоры направлены на активизацию диафрагмы как главной дыхательной мышцы и вспомогательной дыхательной мускулатуры, координацию вдоха и выдоха. Под дыхательной опорой подразумевается осознанное замедление выдоха. Упражнения на сознательное увеличение длины выдоха снижают скорость выдыхаемого воздуха и таким образом уменьшают напряжение мышц артикуляционной и голосообразующей системы. В дыхательных упражнениях наряду с носовым выдохом используется фиксированный (через неплотно сжатые губы). Такой тип выдоха активизирует работу мышц брюшного пресса и диафрагмы, приучает к экономному расходованию выдыхаемого воздуха, помогает закрепить длительный выдох. Помимо этого, фиксированный выдох близок к фонационному дыханию во время громкой речи.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо сохранять тенденцию вдоха для предотвращения иссякания воздуха. После отработку статических дыхательных упражнений следует приступать к динамическим.

Каждое упражнение выполняется 4 – 5 раз.

- Исходное положение – лежа, одна рука на груди, другая на животе. Сделать спокойный вдох через нос и почувствовать движения брюшной стенки вперед, на выдохе брюшная стенка втягивается. Выдох фиксированный, продолжительный. В процессе дыхания двигается брюшная стенка (живот), а не грудная клетка. Если поднести тыльную сторону ладони к губам, то будет ощущаться сильная, прохладная воздушная струя. По мере усвоения выполнять это упражнение сидя и стоя.

- Исходное положение – сидя или стоя. Вдох носом. Выдох через неплотно сжатые губы порциями (толчками). Ощущать движения мышц живота.

- Исходное положение – сидя. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. На вдохе – легкий наклон вперед. На выдохе принять исходное положение, выдох, фиксированный с мысленным счетом до 12.

- Исходное положение – сидя. На вдохе – ноги поставить на носки. На фиксированном выдохе медленно опустить.

- Исходное положение – сидя. На вдохе поставить правую ногу на носок, на выдохе возвратиться в исходное положение (медленно опуститься). То же самое проделать с левой ногой.

- Исходное положение – стоя. Ноги на ширине плеч, руки на бедрах, на вдохе руки скрестить на затылке и отвести максимально назад лотки, на выдохе руки развести через стороны.

- Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. На вдох руки развести в стороны, небольшой наклон вперед. На выдохе – постепенно принять исходное положение. Выдох фиксированный, с мысленным счетом и счетом вслух с постепенным увеличением по мере усвоения от 12 до 18.

- Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. На вдохе руки развести в стороны, наклон туловища вперед до горизонтального положение. На выдохе постепенно принять исходное положение. Выдох фиксированный, с мысленным счетом и счетом вслух до 12, 15, 18.

- Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. На вдохе наклон туловища вперед до горизонтального положения, руки развести в стороны до предела – так, чтобы ощущалось сближение лопаток. На выдохе – постепенно принять исходное положение. Выдох фиксированный. Чередовать мысленный счет со счетом вслух от 12 до 18.

- Исходное положение – стоя. Ноги на ширине плеч. На вдохе поднять руки, на выдохе медленно наклонится, опустить руки и раскачивать ими из стороны в сторону.

- Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки поднять, сплести пальцы. На вдохе вывернуть руки ладонями вверх, встать на носки, потянуться. Выдох фиксированный, с мысленным счетом до 12, 15, 18. руки на выдохе медленно опускаются через стороны.

- Исходное положение – стоя, ноги уже, чем на ширине плеч. На вдохе присесть, вытянув руки вперед. На выдохе медленно подняться, выдох фиксированный.

- Упражнение, сходное с предыдущим, только при приседании руки разводятся в стороны – вдох, и через стороны опускаются – выдох. Выдох фиксированный.

- Исходное положение – стоя. На фиксированном выдохе ходьба на месте.

- Исходное положение – стоя, ноги вместе. На вдохе – поднять согнутую в колене ногу. На выдохе – идти на месте в заданном педагогом ритме (ритм отсчитывается хлопками и ладони), выдох, фиксированный с мысленным счетом до 12, 15, 18 и т.д. После тренировок с мысленным счетом перейти к счету вслух.

Фонационные дыхательные упражнениявоспитывают координацию дыхания со звуком, организуют верное звучание голоса.

Дыхательные упражнения сочетаются с произнесением звуков (сначала глухих щелевых) и их сочетаний, пословиц, поговорок, «долгоговорок». Таким образом, каждый вырабатываемый навык закрепляется на специально подобранном и постепенно усложняющемся речевом материале. Тренировка дыхания строится с учетом правильной организации выхода и своевременно добора воздуха, обусловленных логическим паузами. Вначале упражнение выполняется в положении лежа, затем сидя и стоя.

- Положить ладонь на живот и почувствовать его движения при свободном дыхании. Затем выдохнуть на «Ф», пока не выйдет весь воздух. Устранить напряжение артикуляции, произвести вдох через приоткрытый рот. Упражнение на достижение противоположного результата: в заключение фазы выдоха на «Ф» сохранить напряжение артикуляции или сомкнуть губы. При этом не произойдет расслабления живота и диафрагмы и поэтому не будет рефлекторного пополнения дыхания.

- Исходное положение – то же. Положить ладонь на живот и почувствовать движения живота. Затем сделать несколько следующих друг за другом коротких, сильных выдох на «Ф», при этом после каждого «Ф», при этом после каждого «Ф» устранить напряжение артикуляции и почувствовать последующий рефлекторный вдох.

- Исходное положение – стоя, руки разведены в стороны. При каждом произнесении «ПФ» руки синхронно опускаются все ниже и ниже.

- Растяжка в различных направлениях. Сидя или стоя на вдохе тянуться в разные стороны, стараться вовлечь как можно больше групп мышц. На выдохе снять напряжение, выдыхать интенсивно на звук «Ф». Отдохнуть.

- Исходное положение – стоя. Руками, согнутыми в локтях, двигать вперед – назад подобно шатуну паровоза, приводящему в движение колесо. Одна рука идет вперед, другая назад, и в этот момент произносится звук «ч». Движение руками не прерывается.

- Упражнение то же, но во время бега на месте.

- Считать, с выражено длинными паузами. Свободно стоять и громко считать, при этом после каждого числа дождаться вдоха и только потом продолжать счет. Так происходит каждая фонация из среднего положения дыхания. Упражнение на достижение противоположного результата. Сознательно производить вдох после каждого числа (неэкономная дыхательная работа за счет чрезмерного количества вдохов и ненужного напряжения; не сохранятся костно – абдоминальное дыхание).

- Исходное положение – стоя. Вдох через нос. На выдохе начать считать в умеренном темпе сначала до пяти, затем до шести и т.д. до пятнадцати.

Для тренировки дыхания на текстах вначале используются короткие пословицы и скороговорки, затем более длинные. Перед произнесением каждой фразы делается вдох. Примеры фраз: «К доброму плохое не пристало. Под лежачий камень вода не течет. Человек неученый – что топор неточеный» и т.д.

После освоения правильного дыхания, когда учащиеся свободно выдыхают на счет 10–15, для закрепления полученного навыка рекомендуются тексты считалок, прибауток, присказок, «долгоговорок», маленьких шуточных стихотворений. Дыхание на текст считалки вначале проверяется на фиксированном выдохе. Затем считалка произносится на одном дыхании.

Фонационные упражнения используются не только на подготовительном этапе, но и на других, в том числе – автоматизации и закрепления голосовых навыков с применением различной степени сложности стихов, пословиц, скороговорок.

Примеры статических фонационных упражнений для дошкольников:

Шар. Цель: развитие длительного плавного выдоха. Описание: ребенок держит в руках воображаемый шар, сдавливая его, имитирует выход воздуха, произнося с-с-с или ш-ш-ш.

Приятный запах. Цель: развитие фразовой речи на плавном выдохе. Описание: дети по очереди нюхают цветок и на выдохе произносят слово, затем фразу, постепенно увеличивая её. Например: "Приятный! Очень приятный! Очень приятный запах!"

Литература

1. Алмазова Е.С.Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., 1973. / М., 2005. (электр. хрестоматия)

2. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. М., 2007. (электр. хрестоматия)

3. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой. М., 2004. (электр. хрестоматия)

1. Гигиена голоса педагога: Метод. рек. для студентов пед. ин-тов / Сост. Ф.Г. Тагирова. Казань, 1988.

2. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: кн. для логопеда. М., 1996.

3. Таптапова С.А. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. М., 1984.

II этап - формирование нового механизма голосообразования. Задачи этапа (О.С. Орлова):

· активное формирование навыков речевого дыхания

· воспитание нового стереотипа голосообразования, предполагающего оптимальное звучание голоса при минимальном мышечном напряжении

Правильный механизм голосоведения заключается в нахождении баланса между подскладочным давлением, резонированием в надставной трубе импедансом (Импеданс - акустическое сопротивление воздуха в ротовом резонаторе) и характером смыкания голосовых складок. Постановка голоса – строго индивидуальный процесс. О.С. Орлова: основный принцип, на котором строятся тренировки – метод проб и ошибок, осуществляемый индивидуально для каждого пациента при формировании оптимального звучания базового звука.

I. Вызывание звука голоса.

II. Закрепление полученного голоса.

I. Вызывание звука голоса – наиболее важный, сложный и длительный раздел восстановительного обучения. Звук голоса целесообразно вызывать на стоне или имитации мычания. «Мычание» производится больным с закрытым ртом, на выдохе, коротко, медленно, сначала тихо, при спокойном положении языка. Звук должен получиться без напряжения, на низких нотах. Атака звука мягкая, т. е. голосовые складки не должна смыкаться раньше прохождения через голосовую щель выдыхаемой струи воздуха, а должны смыкаться или одновременно с выдыхаемой струёй или несколько позже.

Почему мы начинаем с согласного звука и почему наиболее легким согласным является звук м?

1) Согласные звуки – артикуляторно сильные, так как усиливаются путем прорыва затвора струей воздуха, идущего из полостей бронхов и легких, а м – согласный звук.

2) При произнесении согласных звуков объем глоточного резонатора сужен, что увеличивает громкость звука. При произнесении звука мдополнительно резонирует носовая полость. Поэтому м – звук громкий.

4) Звук м – наиболее простой звук с анатомо-физиологической точки зрения – по участию языка, губ, нёбной занавески. Незначительный импеданс уменьшает напряжение голосовых складок, создает наиболее щадящий режим их работы, что особенно важно в условиях деформированной гортани.

5) При произнесении звука м большую роль играют тактильно-вибрационные ощущения (ощущения дрожания губ, щек, крыльев носа, гортани, альвеолярного отростка верхней челюсти). Эти ощущения являются сигналом правильного использования верхних резонаторов (рта, носоглотки, носа). Подобный способ регулирования на основе оценки результатов совершаемых действий в физиологии получил название «обратной афферентации», «обратной связи».

Вибрационные раздражения подают сигналы в центральную нервную систему о работе резонаторов. Вибрации раздражают нервные окончания и таким образом поднимают тонус нервных центров, что рефлекторно влияет на дыхание, кровоснабжение, двигательную и голосовую функции (повышает звонкость, силу голоса).

При вызывании голоса важно получить легкое и свободное его звучание при произнесении звука м, вибрационный контроль помогает получить звучание голоса «в позиции резонатора», в ротовой позиции. Ротовая позиция помогает «поймать звук на губах», сконцентрировать его, при этом снимается напряжение с мышц гортани, шеи.

Полученный звук голоса закрепляется с гласными у, о, а, я в прямых и обратных слогах. Свободное овладение голосовыми упражнениями создает возможность постепенного переноса полученных навыков голосоведения в автоматизированные виды речи (чистоговорки, стихи), а затем - в более сложные виды речи - пересказ, спонтанную речь.

Продолжительность занятий – обусловлена психосоматическим состоянием пациента, следует избегать переутомления. Вначале продолжительность не превышает 2 – 3 минут с 5 – 10 минутным перерывом, постепенно доводиться до 15 – 20 минут при 4 – 5 разовом выполнении в течение дня.

III этап – этап закрепления и автоматизации речевого стереотипа.Задачи этапа (О.С. Орлова):

· закрепление полученных навыков

· расширение диапазона звучания: развитие силы, высоты, тембра голоса, совершенствование интонационной стороны и выразительности речи

· развитие выносливости к голосовым нагрузкам

Упражнения с изменением силы звучания (шепотом, тихим, громким голосом), высоты, темпа выполнения. Отработка вопросительной и утвердительной интонации в различных коммуникационных ситуациях. Выполнение этюдов: один и тот же речевой материал произнести, меняя смысл высказывания (просьба, пренебрежение, приказ, удивление, раздражение и пр.).

Спецификой работы по коррекции голоса при органической патологии голосовых складок будет проведение упражнений на мягкой атаке голоса, не травмирующей края голосовых складок, звучность приобретается за счет явлений резонанса в головном и грудном регистрах. Вначале отрабатывается произнесение звука [м] "в маску". Далее – произнесение отдельных звукосочетаний мам, мом, мум, мым, мэм, нан, нон, нун, нын, нэн координируется с толчком диафрагмы. Ощущения мягкого голосоведения закрепляются в словах, чистоговорках, стихах, текстах и спонтанной речи. Исключение составляют односторонние парезы и параличи гортани, при которых используются упражнения на твердой атаке голоса, позволяющие увеличить амплитуду движения паретичной голосовой складки – бак, бок, бук, бык, бэк, дак, док, дук, дык, дэк, драк, брок, брук, брык, брэк, драк, дрок, друк, дрык, дрэк и т. д. Резкий толчок диафрагмы на каждое звукосочетание создает хорошее подскладочное давление. Обращается внимание на высокое положение мягкого неба, что существенно влияет на качество голоса. У ларингоэктамированных больных вырабатывается псевдоголос за счет физиологического сужения в пищеводе. При имитации рвотного движения появляется пищеводный звук, на котором произносится короткое слово или звукосочетание, начинающееся со смычных звуков к и т – как, кок, кук, кык, кэк, кот, так, ток, тук, тык и т.д. Усложнение материала происходит за счет удлинения слов, произнесения.

Специфика работы при функциональных нарушениях голоса: Среди функциональных нарушений голоса самой распространенной является гипотонусная дисфония. Наиболее эффективны упражнения на твердой атаке голоса с целью повышения тонуса голосовых мышц. Звучность приобретается за счет нахождения звуков [м] и [н] в позиции резонаторов – мак, мок, мук, мык, мэк, нак, нок, нук, нык, нэк и т. д. При гипертонусной и спастической дисфонии показаны упражнения только на мягкой атаке голоса; значительное место в комплексной терапии этих видов дисфонии занимает психотерапевтическая работа – проведение аутотренинга, рациональной и других видов психотерапии.

Имеются определенные нюансы в работе фонопеда с детьми. Работа эта более длительная и кропотливая, поскольку мотивация к занятиям по постановке голоса достаточно низкая у маленьких детей, самоконтроль недостаточно высокий. Так же необходима определенная работа по развитию слухового восприятия, что является залогом дальнейшей успешной работы над голосом. Важное значение в этой работе имеет консультирование родителей, ведущая роль отводится постоянному закреплению материала, созданию определенной атмосферы и голосового режима в семье, а также осуществлению контроля за автоматизацией полученных навыков.

[*]Под звуком в акустике понимается распространение колебаний, т.е. волн, в упругой среде.

[†] Окта́ва (от лат. octava - восьмая) - музыкальный интервал, в котором соотношение частот между звуками составляет 1 к 2 (то есть частота высокого звука в 2 раза больше низкого). Субъективно на слух октава воспринимается как устойчивый, базисный музыкальный интервал. Два последовательных звука, отстоящие на октаву, воспринимаются очень похожими друг на друга, хотя явно различаются по высоте.

[‡] Диафрагма – мышца, отделяющая грудную полость от брюшной и участвующая в дыхании; поднимаясь и опускаясь, она тем самым меняет форму грудной клетки, что важно для образования резонанса.

[§] О.С. Орлова, 2008.

[**] Е.В. Лаврова, 2007.

[††] англ, impedance, от лат. impedio - препятствую

[‡‡] от греч. mys [myos] 'мышца', elastikos 'упругий, гибкий'

[§§] Стробоскопия (от греч. strobos - кружение, беспорядочное движение и skopeo - смотрю), наблюдение за движением голосовых складок (связок) методом непрямой ларингоскопии с применением прерывистого света. Проводится при помощи специального прибора - стробоскопа (стробофона). С. даёт возможность настраивать частоту световых импульсов на частоту колебаний истинных голосовых складок испытуемого; при использовании электронного стробоскопа настройка производится автоматически. Если частота световых импульсов совпадает с частотой колебаний складок, то они кажутся неподвижными; при искусственном сдвиге частоты световых импульсов по отношению к колебаниям голосовых складок становятся видимыми их колебания. С. применяют для определения функциональных и органических поражений гортани.

[***] от греч. mucusa 'слизистая оболочка', ondulatore 'волна

[†††] О.С. Орлова, 2008.

* *Е.В. Лаврова, 2007.

* *Е.В. Лаврова, 2007.

[‡‡‡] Нодозный (nodosus; лат. nodus узел) - состоящий из узлов, протекающий с образованием узлов.

[§§§] Стеноз (др.-греч. στενός - «узкий, тесный») - сужение любого кровеносного или пищеварительного канала.

[****]Фальцет (от итал. Falso – ложный, фальшивый) – неестественно высокий мужской голос. Для фальцетного механизма характерно значительное натяжение голосовых складок. Звук продуцируется не всей массой голосовых складок, а лишь тонкими краями, причем колебания совершаются не в поперечном, а в продольном направлении, т.е. вверх и вниз. При фальцетном звуке голосовые складки смыкаются не полностью – между ними остается веретенообразная щель (Ю.С. Василенко, 2002; цит. по О.С. Орловой, 2008).

[††††] аспирация - (от лат. aspiratio вдыхание) (мед.)

[‡‡‡‡] Рецепторы (лат. receptor - принимающий, от recipio - принимаю, получаю), специальные чувствительные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды организма и передающие информацию о действующем агенте в нервную систему. Р. характеризуются многообразием в структурном и функциональном отношениях. Они могут быть представлены свободными окончаниями нервных волокон, окончаниями, покрытыми особой капсулой, а также специализированными клетками в сложно организованных образованиях, таких, как сетчатка глаза, кортиев орган и др., состоящих из множества Р.

[§§§§] состоящий из разнородных элементов, но являющийся целостным

[*****] ТЕ'РЦИЯ [тэ], и, ж. [латин. tertia - третья].

1. Третья ступень диатонической гаммы (муз.). В гамме до мажор терцией является ми. || Тон, отстоящий от принятого за исходный на две ступени вверх или вниз. Терцией вверх от соль является си. Взять терцию. 2. Музыкальный интервал, верхняя ступень к-рого отстоит на две ступени от нижней, является третьей по отношению к нижней (муз.).

[†††††] (микро- + ларингоскопия) ларингоскопия с применением операционного микроскопа с большим фокусным расстоянием (350-400 мм).

[‡‡‡‡‡] Е.В. Лаврова, 2007

[§§§§§] Степанова Е.Ю. Современные представления о нарушениях голоса у детей. ФГУ «СПб НИИ ЛОР Росмедтехнологий» (Материалы конференции логопедов системы МЗ РФ «Актуальные вопросы логопатологии», 10-11 февраля 2009 года, СПб.)

[******] Трахеостоми́я (лат. tracheostomia (от др.-греч. τραχεῖα – дыхательное горло и στóμα – отверстие, проход) – хирургическая операция образования временного или стойкого соустья полости трахеи с окружающей средой (стома – свищ), осуществляемое путем введения в трахею канюли или подшиванием стенки трахеи к к оже.

[††††††] Стридор (лат. stridor – шипение, свист; син. стридорозное дыхание) – свистящее шумное дыхание, обусловленное турбулентным воздушным потоком в дыхательных путях.