Зарождение народных промыслов

Нижегородской области.

Зарождение народных промыслов - №1 - открытая онлайн библиотека Зарождение народных промыслов - №2 - открытая онлайн библиотека Зарождение народных промыслов - №3 - открытая онлайн библиотека Зарождение народных промыслов - №4 - открытая онлайн библиотека   Зарождение народных промыслов - №5 - открытая онлайн библиотека Зарождение народных промыслов - №6 - открытая онлайн библиотека   Зарождение народных промыслов - №7 - открытая онлайн библиотека Зарождение народных промыслов - №8 - открытая онлайн библиотека Зарождение народных промыслов - №9 - открытая онлайн библиотека   Зарождение народных промыслов - №10 - открытая онлайн библиотека Зарождение народных промыслов - №11 - открытая онлайн библиотека Зарождение народных промыслов - №12 - открытая онлайн библиотека  

Зарождение народных промыслов - №13 - открытая онлайн библиотека


Нижегородский край – один из ведущих в народно – декоративном искусстве, родина многих художественных промыслов, чьи изделия пользуются заслуженной известностью не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Традиционные центры народного искусства: Хохлома, Городец, Павлово, Балахна. Они издавна снабжали многие губернии России, сёла и города крашеной деревянной посудой, художественными изделиями из металла, кружевами, узорными тканями и неповторимой золотной вышивкой. В городе Семёнове и с. Сёмине бережно хранят искусство огненной росписи, поэтически перевоплощают красоту родной русской природы. Городец прославился своими прялочными донцами, своеобразными произведениями крестьянской живописи. Волшебные птицы и кони, яркие неповторимые цветы городецкой живописи мы видим на предметах быта: разделочных досках, шкатулках, коробках, сундучках, детской мебели, игрушках и других изделиях. Семёнов – «Полховско-майданская роспись». Мастера этих промыслов создают всемирно известные матрёшки, расписные бытовые изделия, яркие детские игрушки. Заслуженной славой пользуется народная вышивка Нижегородского края. Замечательны созданные в 17-19 веках праздничные женские костюмы. Они хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Их украшает золотошвейная вышивка, цветное кружево, шитьё цветными нитями, бисером.

Варнавинская резьба по кости

Зарождение народных промыслов - №14 - открытая онлайн библиотека В основе варнавинской резьбы по кости лежит своеобразный художественный стиль, сложившийся на основе выразительных орнаментов нижегородской домовой резьбы по дереву. Каждое изделие режется мастером от начала до конца без применения штампов и шаблонов, что способствует авторской индивидуальности и творческому подходу при изготовлении каждого изделия.

Городецкая роспись и резьба по дереву

Зарождение народных промыслов - №15 - открытая онлайн библиотека

Уникальное явление русской национальной культуры. Это народное искусство соединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, корни которой уходят в глубину веков.

Казаковская филигрань

Зарождение народных промыслов - №16 - открытая онлайн библиотека Один из древнейших видов художественной обработки металла -скань (от древнерусского - свивать), или, как еще называют эту разновидность ювелирной техники, - филигрань (от итальянского filigrana, в свою очередь это слово происходит от латинского слов filum (нитка) и granum (зерно), поскольку узор иногда выполняется не только из витой проволоки, но из мельчайших металлических шариков).

Лысковские узоры

Зарождение народных промыслов - №17 - открытая онлайн библиотека Строчевышивальный промысел издавна был широко развит в древнем городе Лыскове и его окрестностях, особенно, когда у стен Макарьевского монастыря шумела знаменитая ярмарка. Среди многих кустарных изделий лысковчан особой любовью и спросом на ярмарке пользовались изделия, выполненные в технике золотого шитья, шитья «по выдергу» - так называемого, «лысковского гипюра».

Ножевой промысел

Зарождение народных промыслов - №18 - открытая онлайн библиотека Еще с XVI века в Павловской слободе, что известна сегодня как город Павлово-на-Оке, зародился металлический промысел. Издревле эти места в России славились мастерами, изготавливающими холодное оружие, охотничьи ножи, столовые приборы.

Строчевышивальный промысел

Зарождение народных промыслов - №19 - открытая онлайн библиотека

Испокон веков старинное русское село Бор славилось своеобразным строчевышивальным кустарным промыслом. Изделия борских мастериц были популярны далеко за пределами Нижегородской губернии. Традиции строчевышивального промысла продолжила «Борская строчевышивальная фабрика».

Хохломская роспись

Родиной искусства хохломы является группа деревень, расположенных в глубине когда-то непроходимых лесов Заволжья, по берегам речки Узолы, впадающей в Волгу около древнего Городца. Временем рождения Хохломы с её оригинальной технологией принято считать конец 17 века. Технологический процесс создания хохломских изделий сводится к следующему. Первым этапом является вытачивание на станке белой деревянной посуды – так называемого «белья». Затем следует грунтовка – покрытие жидким раствором глины – «вапа» или синтетическим грунтом, далее идет лужение серебром, оловом, а в настоящее время алюминием. Изделие становится гладким, блестящим, готовым к росписи. Нанесённая роспись закрепляется сушкой в печи. После чего изделие лакируют и подвергают закалке или горячей сушке, в зависимости от состава лака.

Зарождение народных промыслов - №20 - открытая онлайн библиотека

Готовые изделия, вынимаемые из печи, сияют золотистым солнечным блеском. Они прочны, легки, красивы. На сложение особого, оригинального стиля хохломы повлияли три главных фактора: традиционные навыки в создании форм деревянных изделий, орнаментальная культура древней Руси и своеобразная технология производства изделий, основанная на их закалке при высокой температуре. Современная энциклопедия определяет хохломскую роспись как народно-художественный промысел, возникший на территории современного Ковернинского района Нижегородской области и получивший свое название от села Хохлома, откуда уже с XVII века в дворовый обиход столицы поставлялась парадная посуда, отличающаяся самобытностью и поэтичностью растительного орнамента росписи, ее празднично - торжественным колоритом, а также строгой простотой форм.