Вегетарианство в мировых религиях

«Спасенье птиц, зверей, включая нас самих, – вот цель религиозных практик просветленных!»

Дзэнский Мастер Иккю

Несмотря на расхождения в области учения и обрядов, все религии единогласно признают необходимость нравственных устоев и этических принципов, что также подразумевает вегетарианство и сострадание к животным. Следующий раздел, основанный на исследованиях религиоведа Стивена Роузена, имеет целью показать, что первые приверженцы основных мировых религий действительно предпочитали жизнь без мяса и пропагандировали вегетарианство. Внимательно изучая религиозные учения, можно отметить интересную особенность: чем старше религия, тем больше она подчеркивает важность вегетарианства.

Мусульманство, самое молодое из крупнейших мировых вероисповеданий, возникшее 1300 лет назад, не считает вегетарианство идеалом. Христианство, которому 2000 лет, в отдельных случаях поддерживает отказ от мяса. В иудаизме, насчитывающем 4000 лет, существует сложившаяся традиция вегетарианства. Самые древние писания – Веды, записанные 5–7 тысяч лет назад, всячески его поддерживают. Буддизм и джайнизм, вышедшие из индуизма около 2500 лет назад, тоже рекомендуют вегетарианство.

Хотя у этого правила есть и исключения. Некоторые христианские течения: адвентисты, квакеры и мормоны пропагандируют строгий вегетарианский образ жизни. Суфии являются мусульманами и не едят мяса; бахаизм также поощряет растительную диету, хотя и не накладывает строгого запрета на мясные продукты. Но, несмотря на исключения, общее правило остается в силе: чем старше религия, тем ближе она к вегетарианству.

Для многих людей тот факт, что древнейшие вероисповедания тяготеют к растительной пище, кажется доказательством отсталости вегетарианского образа жизни; для них это – пережиток, говорящий о суеверии или невежестве. Для других же – наоборот, древность вегетарианской традиции свидетельствует о ее особой значимости в религиозной мысли тех времен, когда чистота веры и доктрины еще не подвергалась позднейшим переосмыслениям, толкованиям и исправлениям. Наиболее ранние формы вероисповеданий всецело принимают вегетарианство – если не на практике, то, по крайней мере, в Писаниях.


Христианство

«Ради пищи не разрушай дела Божия»

Рим. 14:20

«Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко»

Притчи 12:10

«Плоды деревьев будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание»

Иезекииль 47:12

На протяжении первых трехсот лет христиане придерживались молочно-растительной диеты. «Милосердные проповеди», написанные во II в. н. э., считаются основанными на проповедях св. Петра и признаются одним из самых ранних христианских текстов, за исключением только Библии. «Проповедь XII» недвусмысленно говорит: «Противоестественное поедание плоти животных оскверняет так же, как языческое поклонение демонам, с его жертвами и нечистыми пирами, участвуя в которых, человек становится сотрапезником демонов». В Евангелии (24:5) говорится, что Павел принадлежал к школе Назарен, которая строго следовала принципам вегетарианства.

В своей книге «История раннего христианства» Эдгар Гудспид пишет, что ранние школы христианства пользовались только «Евангелием от Фомы», который также воздерживался от употребления мясной пищи. К тому же, мы узнаем от почтенного отца Церкви, Эвзебия (264–349 гг. н. э.), ссылающегося на Гегезиппа (ок. 160 г. н. э.), что Иаков, которого многие считают братом Христа, также избегал употребления в пищу мяса животных.

Первые церковные писания свидетельствуют, что мясоедение вошло в христианство лишь после Никейского Собора (325 г. н. э.), когда священники и политики значительно изменили первоначальные христианские тексты, чтобы с помощью пропусков и дополнений создать версию, которая устроила бы императора Константина, в то время категорически не согласного с Писаниями. Этот шаг был предпринят с целью обратить Константина в христианскую веру и тем самым сделать христианство официальной религией Римской империи.

«Некоторые не знают, – писал архидиакон Уилдерфорс, – что после Никейского Собора тексты Нового Завета были существенно искажены. Так Римская империя официально приняла прочтение Библии, дозволяющее мясную пищу. И христиане-вегетарианцы были вынуждены держать свои убеждения в секрете во избежание обвинений в ереси, поскольку Константин велел вливать расплавленный свинец в горло тем, кто был уличен в вегетарианстве и отказывался есть мясо, придерживаясь более раннего учения». Так, согласно свидетельствам истории, христианская религия постепенно отошла от своих корней. Хотя ранние отцы церкви придерживались растительной диеты, сейчас Римская Католическая и Православная церкви довольствуются тем, что предписывают, по крайней мере, соблюдать посты, отрицая в то же время существование души у животных.

Учение о реинкарнации было окончательно изъято из Библии и из всего христианства на 5-м Вселенском Константинопольском Соборе в 553 г., во время которого также, после долгих споров, объявили еретиком одного из виднейших отцов раннехристианской церкви Оригена Александрийского (ок. 253 г.), из-за того, что его философия наиболее последовательно объясняла переселение души. Так, общим голосованием, в духе демократии (угодно лишь то, что нравится большинству), решилась судьба одного из главных религиозных учений планеты. Однако при непосредственном изучении Библии становится ясно, что у животных все же есть душа: «А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу» (Быт. 1:30).

Скрижали Мертвого моря – библейские манускрипты, датируемые началом христианской эры – были найдены в 1947 г. и в основном поддерживают гипотезу о том, что текст Библии подвергся изменениям. Ценность этих свитков состоит в том, что они, возможно, являются первоначальными, неизмененными манускриптами времен Иисуса Христа, которые окончательно проясняют отношение Иисуса к вегетарианству: «И станет плоть убиенных зверей в твоем теле твоей могилой. Ибо истинно говорю вам: кто убивает, убивает сам себя, и кто вкушает от плоти мертвого зверя, вкушает от смерти!»

Прямое указание на то, что Иисус не употреблял плоти, есть и в пророчестве о Его появлении: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, поскольку будет отвергать худое и избирать доброе!..» Исаия 7:14-15


Иудаизм

«Господь добр и милосерден ко всем Своим созданиям»

Псалтирь, 145:9

«Я милости хочу, а не жертвы»

Осия 6:6

«За то, что ты, что возымел жалость к агнцу, будешь пастырем народа моего Израиля»

Исход, Рабба 2, Мидраш

И сказал Бог: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – сие будет вам в пищу!» (Быт. 1:29). В Книге Бытия (3:18) содержится еще одно повеление есть только растительную пищу. Повинуясь этим указаниям, люди Израиля – десять поколений, от Адама до Ноя – придерживались вегетарианской диеты. Однако это послушание Божьему закону было недолговечно. Ко временам Ноя нравственные устои заметно расшатались. Животных стали приносить в жертву (Быт. 4:4), их шкуры стали носить как одежду (Быт. 3:21), и люди начали убивать друг друга (Быт. 4:8, 23).

Именно в эту пору, которую Библия описывает как «развращение человеков», Господь пошел на уступки и разрешил есть плоть животных. Согласно классическому труду рабби Самуила X. Дреснера «Еврейские законы о пище», Кашрут (закон о питании) прежде всего учит, что само поедание мяса – в каком-то смысле компромисс...

В идеале человек не должен есть мясо, поскольку для этого нужно отнять жизнь, убить животное. Тора преподает нам урок нравственности: человек может есть мясо только тогда, когда испытывает в нем особую потребность, лишь время от времени и лишь в небольших количествах... Далее рабби объясняет, что разрешение есть мясо – «Господня уступка», крайняя мера, вызванная человеческим эгоизмом и глупостью.

Но Господь ясно указывает, как важно почитать всякую жизнь, и в доказательство рабби ссылается на многие отрывки из Писания: «животным дозволялось отдыхать в субботу (Исх. 23:12); пахать на запряженных вместе воле и осле запрещалось, поскольку их силы неравны, и более слабый страдал бы, стараясь не отстать от более сильного» (Втор. 22:10). «Если кто найдет птичье гнездо, он не должен брать вместе с птенцами мать; сперва следует отпугнуть ее, чтобы пощадить ее чувства» (Втор. 22:6). «Волу, молотящему в поле, нельзя «заграждать рот» (Втор. 25:4). «Согласно иудейской традиции, – заключает рабби Дреснер,- когда рождается детеныш животного, его нельзя забирать от матери по крайней мере первую неделю».

Используя в качестве примера все эти призывы к милосердию, Дреснер указывает, что Библия учит почтению ко всякой форме жизни. Это состояние, при котором человек ощущает почтение ко всем божьим созданиям, иудейские ученые описывают как «Эдемское состояние», поскольку именно так жили первые люди в райском саду. Кроме того, еврейская традиция гласит, что человек вновь обретет Эдем с приходом Мессии. Поэтому, чтобы достигнуть более высокой степени духовного совершенства, многие иудейские мыслители приняли вегетарианскую диету для подготовки к пришествию Мессии.

Например, Шломо Горен, бывший Верховный Раввин Ашкенази, – убежденный вегетарианец. Один из крупнейших экзистенциальных философов и современных еврейских мыслителей Мартин Бубер (1878-1965) также предпочитал воздерживаться от мясной пищи. Исаак Башевис Зингер, получивший Нобелевскую премию 1978 г. по литературе, и Шмуэль Йозеф Аньон, еще один нобелевский лауреат, – эти еврейские писатели придерживаются того мнения, что в основе вегетарианства лежит учение о доброте к животным.

Рабби Давид Розен, бывший Верховный Раввин Ирландии и Шеар Йашув Коэн, Верховный Раввин Хайфы, всецело поддерживают вегетарианский образ жизни. Верховный Раввин Кук активно высказывался в пользу вегетарианства. Его небольшой буклет на иврите «Видение вегетарианства и мира» – одна из самых убедительных и плодотворных работ об иудейском вегетарианстве.


Ислам

В Коране содержится много важных изречений, касающихся питания: «И знамением для вас – земля мертвая; мы оживили ее и вывели из нее зерно, которое вы едите. Мы устроили на ней сады из пальм и виноградника и извели из нее источники. Чтобы они ели плоды их и то, что сделали их руки. Разве же они не возблагодарят?» (сура 36, ст. 33–35); «Он выращивает для вас посевы, маслины, пальмы, лозы и все плоды; поистине, в этом – знамение для людей размышляющих!» (сура 16, ст. 11).

«Подумайте о пище, которую едите. Господь послал обильный дождь, и пошли борозды по земле, и сделал так, чтобы росли злаки, и лозы, и травы, оливы и пальмы, и сады, и плоды и пастбища, на радость вам и скоту вашему». «Аллах ниспослал с неба воду, оживил ею землю после ее смерти. Поистине, в этом – знамение для людей, которые слушают! Для вас и в вашем скоте – назидание. Мы поим вас из того, что у них в желудках между калом и кровью, молоком чистым, приятным для пьющих. И из плодов пальм и лоз вы берете себе напиток пьянящий и хороший удел. Поистине, в этом – знамение для людей разумных! И внушил Господь твой пчеле: «Устраивай в горах дома, и на деревьях, и в том, что они строят; потом питайся всякими плодами и ходи по путям Господа твоего со смирением». Выходит из внутренностей их питье разного цвета, в котором лечение для людей. Поистине, в этом – знамение для людей, которые размышляют!» (Коран, сура 16, ст. 65–69).

В конечном итоге, Коран призывает мусульман есть питательные, полезные для здоровья плоды. Коран подчеркивает, что «Пророк побуждает к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает блага и запрещает мерзости» (Коран, сура 7, ст. 157). Скрытый смысл этого изречения прояснил АльГазали (1058–1111 гг.), один из блистательных исламских философов. В своей книге «Ihya Ulum ul-Din» он писал: «Если поесть мяса коровы – начнется болезнь, её молоко – здоровье, а топленое коровье масло – лекарство. Праведная пища ведет к праведной жизни»

В Исламе существует древняя легенда о великой суфийской святой, Хазрат Рабий Басри. Эта женщина постоянно приходила на одну поросшую лесом гору, чтобы там без помех заниматься медитацией. Когда она приходила туда, все лесные звери собирались рядом и наслаждались ее обществом. Однажды туда пришел еще один суфий. Но едва он приблизился, как все животные разбежались, словно испугавшись чего-то. Очень огорченный, суфий спросил у Рабий Басри: «Почему животные убегают?», на что Рабия ответила ему другим вопросом: «Что ты ел сегодня?» Суфий сознался, что ел лук, обжаренный в жире. Мудрая женщина сказала: «Ты ешь их жир! Как же им не бежать от тебя?!» Эта известная суфийская притча отражает взгляд исламских мистиков на отношения между людьми и животными. «Не калечьте бессловесных тварей! Кто делает добро низшим тварям, делает добро себе!» – Пророк Мухаммад.


Буддизм

«Тот, кто ради своего блага терзает или убивает живые существа, которые также ищут блага, не обретет блага после смерти. Когда человек возымеет жалость ко всякой живой твари, тогда он будет называться святым. Тот, кто ест мясо – губит семя великого сострадания».

Будда, «Махапаринирвана Сутра»

Буддизм основывается на двух столпах: «великой мудрости» (маха-праджна) и «великом сострадании» (маха-каруна). Мудрость проистекает из сострадания, а сострадание – из мудрости, ибо они двое едины. Единственным текстом, написанным собственноручно самим Буддой, является стихотворение:

«Для безногих тварей есть место в моем сердце