Встреча с образом противника в сновидении необходима для достижения целостности

В подходе, который направлен на актуализацию, сновидящий проживает свои сновидения, относясь к ним как к полноценному эмоциональному опыту. Если их не удается вспомнить и вывести на уровень непосредственных чувств с помощью таких методов, как "возвращение в сновидение" и "разыгрывание сновидения", сновидящий оказывается неспособным в полной мере почувствовать все последствия своего сновидения. Это позволяет человеку пережить представленную в сновидении ситуацию столь же реалистично, как и жизненную ситуацию.

Переживание целостностиприходит тогда, когда все аспекты нашего внутреннего мира функционируют взаимосвязанным образом. Отказ от признания враждебных сил порождает расщепленность в психике. Принятие враждебных сил как части целого позволяет существующему в нас прообразу целостности привести сновидение к разрешению неким совершенно новым и интегративным образом.

Целостность и внутреннее здоровье могут прийти только тогда, когда человек принимает все и находит всему положительное разрешение. Сновидения даны нам не для того, чтобы устрашать нас, вынуждая потом оставаться со своим страхом, - они мотивируют нас иметь дело со всем тем, что мы обычно отвергаем.

Пример:Женщина видела в сне огромного крокодила, скрывавшегося в воде, и хотя его вид был устрашающим, женщина знала, что ей нужно смело встретиться с этим существом и признать для себя его существование. (Обучающее сновидение, дающее сновидящей жизненную мудрость.)

Комментарий:Сама сновидящая говорила, что данный сон означает необходимость принятия ее инстинктивной природы. Поскольку эта женщина не участвовала в группе по работе со сновидениями, она не объясняла подробно свой сон. Однако мы вполне можем представить себе все те формы инстинктивного поведения, которые она могла подразумевать. Это новые нетрадиционные формы сексуальности, сексуальные отношения за пределами брака, чувство гнева, направленное на мужа, отказ от рациональных аргументов во имя импульсивного поведения. Такие формы инстинктивного поведения могут быть различны для разных людей. Мы предложили сновидящей совершить диалогс крокодилом, чтобы узнать, чего он хочет. Отношение женщины было правильным, но и ее потенциальный противник оказался силен. Фактически в этом сне не происходило ничего страшного. Однако легко было спроецировать свой страх от воображаемого, на действительность. Если вы принимаете ситуацию так, как видите, и ничего не проецируете на нее, вы сможете справляться с любыми аспектами жизни.Такова мудрость, скрытая в описанной встрече с крокодилом.

Избегание и подавление чего-либо приводит к тому, что мы живем лишь половинчатой жизнью. И дело здесь не только в расходовании энергии, необходимой на подавление. Испытывая страх и избегая тех или иных вещей, мы утрачиваем значительную часть жизни, признавая целостность происходящих процессов, мы можем смело идти туда, где проявляется страх. Одна из наших задач подразумевает постоянное расширение степени нашей вовлеченности в жизнь. Все сны, связанные с образом противника, говорят нам о том же самом. Поэтому займитесь работой со сновидениями. Мы бросаемся в бурный поток жизни, балансируя на грани риска. Но может ли у нас быть какой-то другой путь?

Относитесь творчески к своим противникам в сновидениях,
обучаясь так же легко справляться с ними в реальной жизни

Пример:Человек видел во сне полную женщину в белом, собиравшуюся сделать ему подкожную инъекцию, после чего он проснулся в сильном страхе. (Компенсаторное сновидение, представляющее противоположность отношению и поведению, основанному на контроле.)

Комментарий:Эта тема близка к символу укуса, встречающемуся в сновидениях. Такое "вторжение Иного" - последствие попыток контролировать ситуацию или быть контролируемым. С помощью работы со сновидениями мы можем научиться тому, как выходить из состояния контроля и справляться с ситуацией, а не сжиматься от страха и спасаться бегством. Нужно было не сопротивляться инъекции и посмотреть, что произойдет. Является ли такая реакция на сновидение неизбежной? Какой иной подход помог бы сновидящему сдаться своему противнику?

Пример работы со сновидениями:В направляемом возвращении в сновидение образ женщины в белом, напоминающий медсестру, появился снова. Держа шприц, женщина приблизилась к сновидящему. Он почувствовал напряженность и подумал о том, что необходимо остановить сон. Была ли какая-то альтернатива? Можно было либо попытаться схватить шприц и оттолкнуть женщину, либо позволить ей сделать укол. Оба варианта воспринимались сновидящим как реальные, и от волнения он начал тяжело дышать, но потом решил согласиться на укол. Игла вонзилась ему в руку. Неожиданным было то, что он не испытывал боли. Женщина как бы присосалась к нему, и он начал раскачивать ее в воздухе, пытаясь как-то отделаться от нее. Затем она превратилась в черную ведьму, и он отбросил ее прочь. Это была ошибка. Мы предложили ему расслабиться и позволить событиям идти естественным путем. Ведьма превратилась в кучу тряпок, лежащую у его ног. Дрожь прошла по телу сновидящего, и он, обессиленный, лег на пол, чувствуя облегчение. Чтобы завершить процесс, мы возвратили его в сидячее положение, и он постепенно восстановил связь со своим телом и вернулся в обычное состояние сознания.

Комментарий:Эти драматические результаты были достигнуты благодаря тому, что сновидящий смело решил оставаться в сновидении вместе с враждебной энергией, воспринимая ее и пытаясь справиться с ней. Многие люди не подготовлены к восприятию враждебных энергий. Поэтому они препятствуют им, пугаются их и реагируют на такие ситуации сопротивлением. После того как чувства сновидящего были пережиты им на уровне тела, он смог лучше сохранять осознание при общении с женой, которая иногда делала вещи, ставящие в тупик. Он решил больше не пытаться контролировать жену и перестал воспринимать ее как противника, после чего ее поведение изменилось.

Возможная ошибка:Многие люди считают, что желаемое психологическое состояние связано со здоровьем, счастьем и положительным отношением к жизни. Такое отношение не предполагает работу с враждебными силами в жизни и в сновидениях, поскольку люди стремятся избегать грубых сторон бытия вместо того, чтобы открыто принимать их.

Альтернатива:Одобрять новые отношения или принципы, принимая саму идею целостности, что даст возможность адаптироваться к враждебным энергиям и успешно справляться с ними.

Внутри нас и в жизни есть две основных противостоящих энергии:
Герой, борющийся с Противником

Давайте снова обратимся к модели архетипов, чтобы увидеть, как две великие фундаментальные энергии проявляются в нас, в жизни и в сновидениях. Архетипы- это некие первичные, изначальные энергии бытия, являющиеся фундаментальными элементами космоса вне зависимости от нашего отношения к ним. Естественно, большинству ближе архетип Героя - спасающего, доброго, успешного и положительного. В силу неких причин само наше "эго" имеет склонность ко всему положительному, предпочитая удовольствие - боли, хорошее - плохому, а здоровье - болезненности. Но эта склонность "эго" нереалистична, потому что в жизни существует не только положительное, но и его противоположности. Несмотря на стремление большинства людей к миру, в жизни все так же остаются насилие и кровопролитие, а сейчас добавилась еще и угроза ядерного уничтожения, не позволяющие нам жить в мире, свободном от войн. Но разрушительные импульсы могут быть выражены иными путями, в том числе с помощью работы со сновидениями и в боевых искусствах. Нет необходимости доказывать, что и война, и само зло - это просто отсутствие добра, и причина в нашем несовершенстве, не позволяющем нам быть миролюбивыми и заботливыми в отношении других, навевающем плохие мысли, сновидения или действия. Теперь мы попробуем включить в наш образ целостности архетип Разрушителя и даже зла в целом. Злое начало проявляется в наших сновидениях, когда мы совершаем во сне какие-то преступления и потом скрываемся.

Мы не можем сделать так, чтобы зло не касалось нас. Остается интегрировать, объединить его с нашей сущностью, чтобы оно могло трансформироваться при встрече со своей противоположностью, с добрым и прекрасным, со здоровой стороной жизни. Целостность предполагает включение в нее темной стороны, несовершенного и разрушительного аспекта нашей жизни.

Слово зло используется здесь для обозначения всех разрушительных силВселенной, убивающих, разрушающих, калечащих и противостоящих добру. Другим аспектом зла может быть сознательное отождествление индивида с архетипом Противника. "Моральное зло" включает в себя момент выбора. Мы можем принять решение уничтожить противника, когда это необходимо, однако сознательное отождествление себя с силами разрушения - это уже "моральное зло", которое само по себе убивает душучеловека, лишает его способности жить наполненной смыслом жизнью. "Хорошие люди", сознательно отождествляющие себя с архетипом Героя и с положительной энергией, также не являются в этом смысле моральными.

Действительно моральным можно назвать человека, который способен сознательно выбирать между добром и злом, иногда поступая одним образом, а иногда другим, в зависимости от ситуации.

Психолог Фриц Кункл рассказывал, что, когда он переселился в Америку, среди его клиентов, желающих пройти курс психоанализа, было много квакеров. Их сновидения поражали насилием, хотя внешне эти квакеры пропагандировали миролюбие и дружественность.

Человек, отождествляющий себя только лишь с доброй и светлой стороной жизни, не имеет возможности выбора, так как в нем преобладает лишь одно начало. Отождествление с добром неизбежно влечет за собой возникновение зла как реакции на это преобладание одного начала.В приведенных нами примерах сновидений мы можем видеть, как сновидящие принимали свою темную сторону и справлялись с ней вместо того, чтобы просто отвергать ее, убегать от нее или стараться превратить ее в светлую. Встреча со "злом" не означает, что мы проявляем при этом все энергии, существующие в нас. Но мы открыто встречаемся с ними и принимаем их как часть своей жизни. Мы являемся порождением разрушительной силы жизни в такой же мере, как и созидательной.