Пять минут с искусством

Приобщение детей к искусству сопряжено сегодня с некоторыми трудностями.

Во-первых, субкультура, грязным потоком изливающаяся на детей по всем каналам массо­вой коммуникации, извратила их художественный вкус еще до того, как он мог бы сложиться.

Во-вторых, в обществе не сложились традиции повседневного общения с искусством, а сложилось, напротив, странное представление о том, что минуты общения с искусством - это строгая, серьезная работа, связанная с "пониманием" художественного произведения - нечто вроде разгадки ребуса «что хотел сказать художник?».

В - третьих, мало и плохо используются технические средства, а без обращения к ним невозможно представить себе широкого поля произведений искусства, доступных общению.

В дополнение к названному повсеместная художественная непросвещенность окружающих порождает ложное мнение, будто общение с искусством есть лакомое блюдо, роскошь, допус­каемая после решения насущных воспитательных задач.

Не вступая в дискуссию по затронутым вопросам, отметим, что практика создала как будто в противовес такому неблагополучному положению гибкую, легкую форму приобщения детей к искусству - эта форма получила название "Пять минут с искусством". В ней реализуется, прежде всего, исходный принцип "малой дозировки": коль скоро отлученные от искусства дети не приучены к художественному мышлению, первоначально организуемое общение с искусством должно быть недолговременным и малообъемным во имя предотвращения утом­ленности и отстранения от демонстрируемого произведения.

Название говорит само за себя: дети в течение коротких, не существенных по эмоционально­му напряжению минут воспринимают одно или несколько (согласно замыслу) произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Свободное общение и свободное впечатление - без попытки навязать какую-либо точку зрения, даже если речь идет о всемирно художественном гении.

Методически такой миг общения основательно продумывается. Здесь важно все: интерес, расположение стульев, демонстрационное место, момент предъявления произведения, всту­пительное слово для психологического настроя, расположение вожатого, видимого детьми в момент восприятия художественного произведения, заключительный аккордно-финальный момент. Очень важна и поставленная перед детьми перспектива будущей "пятиминутки": "В следующий раз мы с вами...".

Содержание организованной художественной деятельности детей зависит от запасника лаге­ря: наличия репродукции, фонозаписей, слайдов, художественных альбомов, скульптурных копий, фотографий и, возможно, оригинальных художественных творений. Отбор художе­ственного произведения для демонстрации настолько индивидуален, что вряд ли допустимы какие-либо методические советы. Принципы отбора могут быть самыми разными: "в связи с протекающими событиями", "в связи с погодой", "в соответствии с настроением", "хроно­логический", "тематический", "жанровый" и т.д.

Наилучшим методическим решением на данный момент является двойной художественный ряд (аудиовизуальный ряд), когда одновременно демонстрируются разновидовые произведе­ния и одно из них выступает в роли фона, усилителя впечатления. Например, на экран про­ецируется через диапроектор картина Ботичелли "Весна" в сопровождении музыки Вивальди, или портрет Струйской кисти художника Рокотова демонстрируется со звучанием "Ноктюрна" Шопена. Тогда активизируется два психологических канала восприятия: визуальный и аудиальный, и оба друг друга усиливают, - в итоге дети получают сильное впечатление, положи­тельные эмоции обуславливают положительное отношение к искусству и желание повторных минут эстетического наслаждения.

Виды и жанры художественных произведений, подготовленных для восприятия, могут и должны быть разнообразными. Учитывая, что название "Пять минут с искусством" - не изуче­ние шедевров, а развитие способности воспринимать шедевры и "полюбить" искусство, ак­цент педагогического внимания ставится на процессе предъявления искусства более, чем на

самом содержании: продумывается место демонстрации, освещение, временной период восприятия, финальный аккорд восприятия, первые и заключительные слова ведущего, способы создания благоприятного психологического климата.

Возможно, дети, увлеченные такими прекрасными минутами общения с искусством, станут собирать репродукции, пластинки, скульптурные копии, фотографии, книги. Такую ак­тивность следует поощрять. Через некоторое время в коллективе заметно повышается интерес к искусству, растет лидерство тех, кто любит искусство, увеличивается количество детей, I желающих заниматься художественной деятельностью. Но самое главное - преобразуется в сознании воспитанника образ достойного Человека, его достойной жизни, его интересов.