Позиции, корреляция и конфронтация

Понятие позиция обозначает "точку зрения", "угол" или "перспективу", с которой делается попытка понять и затем передать некоторый опыт переживания, например, психоаналитический. Этот опыт может быть описан разными способами; прояснение позиции может облегчить более точную и ясную передачу опыта. (См. Приложение § 7.)

Каждый член аналитической пары, аналитик и пациент, будет иметь свою собственную позицию в отношении к переживаемому ими обоими опыту. Эти позиции должны сохранять определенную дистанцию друг от друга, - не слишком малую, но и не слишком большую. Когда эта оптимальная дистанция достигается, возникает возможность корреляции и конфронтации между ними, что создает объемное видение рассматриваемой проблемы. Если дистанция слишком мала, то позиция аналитика не будет отличаться от позиции пациента, и попытка определить и прояснить психоаналитический объект закончится неудачей. То же самое произойдет если точки зрения будут находиться слишком далеко друг от друга, что сделает невозможным корреляцию между ними.

Возможность корреляции двух различных позиций возникает не только между двумя личностями, но также внутри одной личности, что приводит либо к состоянию замешательства, либо к объемному видению, в зависимости от расстояния между позициями.

Позиции или перспективы могут быть очень разными. Мы можем отметить, например, социальную, политическую, образовательную, финансовую, научную, философскую, моральную, религиозную, сексуальную позиции, позицию суперэго, отцовскую, лживую, правдивую и психоаналитическую. В большинстве своих концептуальных представлений Бион пытается характеризовать и указывать психоаналитическую позицию.

Трудность в общении между аналитиком и пациентом может возникать по разным причинам. При этом, различия позиций могут являться важным фактором, несмотря на видимое сходство применяемых теорий и понятийных схем. Два психоаналитика, относящиеся к разным школам могут общаться и понимать друг друга, если они разделяют психоаналитическую позицию, даже несмотря на то, что теории и понятийные схемы их могут различаться.

Правда, ложь и обман

Сложность исследуемых Бионом проблем правды, лжи и обмана делает его формулировки трудными для понимания. Бион полагает, что будучи сформулированы мысли становятся ложными по сравнению с "истинным" фактом, который они формально представляют. Меняется степень фальсификации, и здесь следовало бы дифференцировать правду от обмана или скорее обман от правды. Эти понятия чрезвычайно важны для психоаналитика, который часто вступает в борьбу как с пациентами, обманывающими его, так и с пациентами, обманывающими самих себя.

Правда необходима для умственного развития. Без правды психический аппарат не будет развиваться и погибнет от голода. Мать с мечтами чувствует правду чувств своего ребенка и возвращает их ему в переносимой форме. Ребенок открывает для себя, что его мать является целостным объектом и это открытие связи и конфронтации служит вехой в его психической эволюции, обретении языка и способности общаться. Мелани Кляйн показала, насколько связаны друг с другом депрессивная позиция и символизация. Когда психоаналитические интерпретации проясняли некоторые аспекты психической реальности - аналитического объекта - они создавали частичные истины, которые ускоряли развитие пациента в целом и умственное - в частности.

Можно говорить об абсолютной истине как о "мысли без мыслителя". Мысль, не ставшая еще мыслью, может рассматриваться как контейнируемое, которое не нашло контейнер. Это идея без формы, невыраженная в виде доказательства "чего-то". Она сосуществует с мыслителем, не придя еще с ним в контакт. Примером такой ситуации является инфантильная сексуальность, которая безусловно существовала еще до того, как Фрейд с очевидностью показал это и формально представил в виде теории. Психоаналитики используются для того, чтобы оставлять их с некоторыми "истинами" о своих пациентах при этом не открывая их. Мы уже указывали на психическое состояние, которое в наибольшей степени способствует открытию этой реальности или правды. Далее мы еще вернемся к этому месту.

Отношение между мыслителем и "мыслью" может быть попутным, симбиотическим или паразитическим. В первом случае - попутного состояния между новой идеей и мыслителем - они не влияют друг на друга. Положение может измениться, когда идея и мыслитель встретятся в момент обоюдного развития. Когда это происходит, то имеет место катастрофическое изменение. С катастрофического изменения начинается симбиотическое отношение, в котором мысль и мыслитель растут и развиваются с пользой для обоих. Формулирование мыслей ведет ко лжи, поскольку они входят в отношение контейнер-контейнируемое в К, что означает ложность в силу того, что по сравнению с исходной истиной, эти мысли имеют ограничение. Такая истина - которая может только "быть" - осознается благодаря интуиции и подвергается как преобразованию движения, так и преобразованию проекции, которые ведут к возникновению представлений, символов, новых понятий и формул.

Если отношение между мыслью и мыслителем является паразитическим, если имеет место -К-связь, то результатом их пересечения будет в некоторых случаях быстрое разрастание обмана, выступающего как барьер от правды. Бион считает, что для осуществления обмана необходим мыслитель; тогда как мысль не требует предварительного существования мыслителя. В паразитическом взаимоотношении мысль и мыслитель разрушают друг друга, теряя жизненность и смысл. Лжецы, у которых мысли разрослись почти безгранично, требуют истин; но когда те вступают в паразитические отношения, они снова лишаются своих существенных качеств и превращаются в ложь. Важно, чтобы психоаналитик обнаруживал ложь своего пациента и свою собственную.

В то же время человеческая способность терпеть правду о самом себе кажется хрупкой; истина неизменно является источником боли, и желание познания никогда не может быть удовлетворено или завершено; поэтому сильна тенденция к уклоняющемуся поведению, и разум всегда готов пойти на обман, чтобы противостоять этой боли.

Мы приводим здесь басню, которую Бион включил в свою книгу "Внимание и интерпретация",[3] с тем, чтобы столкнуть лицом к лицу точку зрения лжеца или его позицию и научный подход, в котором предполагается, что правда играет доминирующую роль.

"Лжецы демонстрируют храбрость и решительность, в борьбе с учеными, которые со своими пагубными доктринами ясно предлагают лишить клочок самообмана его способности обманывать, оставляя их без всякой естественной защиты, необходимой для сохранения психического здоровья, удар которому наносит истина. Есть немногие, кто полностью понимают чем рискуют и тем не менее жертвуют своей жизнью утверждая ложь, так что слабый и сомневающийся может быть убежден пылкостью их уверенности в истинности даже самых нелепых утверждений. Не лишним будет сказать, что человеческая раса обязана своим спасением той небольшой группе одаренных лжецов, которые были готовы даже перед лицом несомненных фактов придерживаться истинности своей лжи. Отрицалась даже смерть и развивались самые изобретательные аргументы в защиту явно смехотворного утверждения, что мертвые живут в блаженстве. Погибали именно эти, часто скромного происхождения, мученики неправды. Но не будь их и рожденных их явной искренностью свидетелей, рассудок расы (ее психическое здоровье) должен был бы погибнуть под тяжестью возложенного на него груза. Ценой отказа от своей жизни они несли на своих плечах нормы морали мира. Их жизнь и жизни их последователей были посвящены построению очень красивых и очень запутанных систем, логическая структура в которых сохранялась за счет привлечения (и упражнения) интеллекта и безупречных рассуждений. В отличие от них ученые, пытавшиеся своими слабыми средствами вновь и вновь подкрепить свои гипотезы, лишь облегчали лжецам демонстрацию пустоты претензий выскочек и тем самым задерживать, если не запрещать, развертывание доктрин, действие которых у лжецов и их последователей могло вызвать лишь чувства беспомощности и бесполезности".

Примечания

[1] Термин психоаналитический объект не имеет никакого отношения к слову объект, использующемуся в психоаналитической литературе. Здесь имеется в виду "объект познания".

[2] S.Freud, The interpretation of dreams // S.E. 5.

[3] W.R.Bion, Attantion and Interpretation, pp. 100-101.

[*] non-saturated - досл. ненасыщенным - Прим. переводчика.