Особенности развития самосознания детей разного возраста. Учет особенностей развития самосознания в работе классного руководителя. Внеурочная деятельность по истории

(ИДЕАЛЬНЫЙ ОТВЕТ. ПОСТРОИТЬ СВОИ РАССУЖДЕНИЯ ПО СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ: КАК УЧИТЕЛЮ В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТОИТ УЧИТЫВАТЬ САМООЦЕНКУ, Я КОНЦЕПЦИЮ И ОСТАЛЬНОЕ – ПРО ЭТО, КСТАТИ, БУДЕТ СКАЗАНО В СЛЕДУЮЩИХ БИЛЕТАХ)

Самосознание – способность человека познавать самого себя. Осмысливать себя.

Современная гуманизация образования делает особенно необходимым знание и учет педагогом личностных характеристик учащихся. Для того чтобы лучше понять своего ученика, важно знать, как он представляет и оценивает себя, свои черты характера, видит ли перспективу своего развития.

Эта область знаний, необходимая учителю, связана с проблемой самосознания. В психологии, кроме категории самосознание, существуют и другие: Я, Я - концепция, образ Я, глобальное Я, идентичность, самость, - которые употребляются психологами различных теоретических направлений. Эти понятия не являются тождественными, но, вместе с тем, их содержание во многом пересекается, и в научной литературе они нередко используются как синонимы.

Проблема самосознания отражена в научных трудах многих отечественных психологов (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Ю.М.Орлова, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой и др.), в которых рассматриваются как общетеоретические, методологические аспекты, так и прикладные, связанные прежде всего с развитием, формированием и воспитанием человека, становлением его внутреннего мира. Самым тесным образом с проблемой самосознания связаны такие психологические категории, как самооценка, уровень притязания - стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

СОЦИАЛЬНЫЕ КОРНИ САМОСОЗНАНИЯ

Все психологи помнят одно из важнейших положений Выготского о том, что всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, затем внутри ребенка.

Очевидно, что по аналогии с высшими психическими функциями функции самосознания проходят путь из социального плана во внутренний. Иначе говоря,
Л.С. Выготский предполагает наличие двух основных источников развития самосознания . Первым является собственная практическая деятельность человека, а вторым - общение, в процессе которого происходит интериоризация личностью системы социальных взаимосвязей.

Таким образом, индивидуальное развитие ребенка может рассматриваться только в социальном контексте, в процессе овладения подрастающим человеком орудиями и знаками, то есть в процессе обучения. В результате ребенок обретает умение управлять самим собой, что невозможно без умения познавать себя.

Безусловно, без предметной деятельности и без общения невозможно ни развитие личности, ни развитие сознания, ни развитие «Я». Но какова роль в развитии психики и, в частности, в развитии самосознания ребенка средовых и наследственных факторов?

Суть позиции Л.С. Выготского по этому вопросу заключается в следующем: «В качестве основного принципа выступает положение об определяющей роли образа жизни в развитии психики». Развитие каждой психической функции определяется тем, как часто она используется в жизни организма. Элементарные функции (ощущения, восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Психическое развитие есть результат взаимодействия двух процессов: биологического созревания и научения, которые практически слиты в процессе жизнедеятельности человека. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака различна на разных возрастных этапах: усиливается то значение наследственных предпосылок, то значение социальных влияний. В каждом конкретном случае необходимо изучать актуальное сочетание биологического и социального. Это в равной степени относится к развитию самосознания .

СОЗНАЮЩИЙ СЕБЯ СЕМИЛЕТКА

Л.С. Выготский считал, что наиболее значимым для развития самосознания ребенка является кризис семи лет, когда мы имеем дело с возникновением обобщения переживаний, логики чувств. Ребенок впервые начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый» «я злой», у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Л.С. Выготским подчеркивалась качественная разница в самооценке и самоотношении между дошкольником и семилеткой: «Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет». Следовательно, именно начало школьного обучения является моментом, когда взрослый может помочь ребенку активно развивать самосознание , приобретающее качественно новый уровень. Для школьного психолога это положение Л.С. Выготского имеет огромное практическое значение.

Принципиальным для Рубинштейна является вопрос о соотношении сознания и самосознания : не сознание развивается из самосознания, личностного "я", а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельно действующим субъектом. Этапы самосознания Рубинштейн рассматривает как этапы обособления, выделения субъекта из непосредственных связей и отношений с окружающим миром и овладения этими связями. Согласно Рубинштейну , сознание и самосознание – это построение личностью через свои действия отношений с миром и одновременно выражение своего отношения к миру посредством тех же действий. Из такого понимания соотношения сознания и самосознания С.Л. Рубинштейном развивается его концепция поступка: "При этом человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через свои отношения с окружающими людьми, и он приходит к самосознанию , к познанию собственного "я" через познание других людей". Самосознание в таком смысле есть не столько рефлексия своего "я" сколько осознание своего способа жизни, своих отношений с миром и людьми.

Этапы становления самосознания:

И.И. Чеснокова выделяет 2 уровня становления знаний о себе, основанные на разных психологических механизмах. На первом уровне идет сопоставление себя с другим человеком. Сначала появляется способность увидеть, понять качества другого человека и лишь затем рефлексируются собственные качества. На этом уровне внутренними механизмами, приемами самосознания являются самовосприятие, самонаблюдение. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации. Соотносятся знания о себе, сформированные в разное время, в разных ситуациях. Внутренними приемами самосознания становятся самоанализ и самоосмысление.

Таким образом, генезис самосознания имеет социальную природу. Формирование самосознания сначала опирается на оценки других, и только на определенном этапе жизни человек становится относительно независимым от них: у него появляется способность к рефлексии, к самоанализу. Поэтому при исследовании генезиса самосознания, особенно на более ранних стадиях, так важно сопоставление оценок родителей, учителей, товарищей, с одной стороны, и оценок собственной личности, - с другой.

В процессе онтогенеза постоянно происходит расширение области осознания себя и своего взаимоотношения с миром. В.С.Мерлин выделяет 4 стадии становления самосознания:

1. Сознание тождественности (первый год жизни). На этом этапе происходит то, что можно обозначить как самовыделение, принятие себя в расчет.

2. Сознание Я (появляется к 2-3 годам) связано с осознанием себя как субъекта деятельности.

3. Осознание своих психологических свойств, происходящих в результате данных самонаблюдения.

4. Фаза социально-нравственной самооценки, возникающей в юношеском возрасте.

С содержательной стороны в структуре самосознания традиционно выделяют 3 подструктуры (П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова, И.С. Кон, Р. Бернс и др.): когнитивную (самовоспитание, представление о себе, образ Я), эмоционально-оценочную (самооценка) и поведенческую.

Для понимания другого человека очень существенным является знание о том, как он относится к этим самоописаниям или к картине Я, т.е. эмоционально-оценочная составляющая или самооценка. Выделяют различные механизмы, способы формирования самооценок (Р. Бернс, И.С. Кон и др.). Самооценка может быть итогом сопоставления Я – реального и Я – идеального (сравнение уровня притязаний с объективными результатами своей деятельности). Самооценка может формироваться на основе сравнения себя с другими людьми; быть результатом интериоризации или интерпретации оценок других людей.

Отдельные самооценки интегрируются в целостную, глобальную оценку себя, которая выражается либо в самоуважении, самопринятии, либо в отрицании себя. Это обобщенное самоотношение Р. Бернс обозначил понятиями положительная и отрицательная Я – концепция соответственно.

Влияние частной самооценки на Я – концепцию зависит от того, какое место в иерархии самоотношений занимает оцениваемое качество, является ли изменение частной самооценки ситуативным или человек получает неоднократное подтверждение неадекватности прежней самооценки.

Именно принятие или непринятие себя обусловливает поведенческую составляющую самосознания: определяет ожидания человека, его поступки, построение жизненных планов, отношение к оценкам других, интерпретацию собственного опыта. Поэтому в исследованиях самосознания такое большое внимание уделяется самооценке.

Я – концепция оказывает большое влияние на адаптацию ученика к школе. Для того чтобы быть способным преодолевать трудности, достигать все более сложные цели, максимально реализовать себя, школьнику необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной Я – концепцией склонны чуть ли не во всех делах видеть непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они трудно сходятся со сверстниками (13,54,55,60,79 и др.). Таким образом, успешность учебно-воспитательной работы требует учета педагогом не только возможностей, способностей ученика, но и его представлений о себе, его Я – концепции.

Я – концепция может быть различной степени устойчивости. Слишком жестокое представление о себе приводит к серьезным внутренним и межличностным конфликтам. Но и устойчивость Я – концепции делает зависимым самооценку человека от мелких, случайных неудач (или успехов), оценок других, обусловливает его комфортность и трудности (порой невозможность) в достижении целей, требующих длительных и напряженных усилий.

В самосознании человека представлены образы Я различной модальности: Я – реальное, Я – идеальное, Я – зеркальное (социальное) и др. Каждый из них может пролить свет на определенные стороны самосознания человека. Однако особое место занимает соотношение Я – реального и Я – идеального: насколько они далеки или близки друг от друга. Совпадение этих двух модальностей Я делает человека пассивным, бездеятельным, лишает перспективы развития, поскольку идеальное Я отражает цели, которые человек связывает со своим будущим – фактически это духовная смерть. Но и слишком далекий от реальных возможностей идеал может вызвать в человеке очень большой напряжение и породить комплекс неполноценности. А в итоге также приводит к пассивности человека, т.к. порождает мысли о бессмысленности усилий, устремленных к недостижимой цели, ведет к депрессии. Для нормального развития личности необходим некоторый разрыв между Я – реальным и Я – идеальным. При этих условиях Я – идеальное тогда имеет побуждающую силу, которая способствует самореализации, когда цели реальны и человека видит способы и обладает психологическими средствами для их достижения. Многие проблемы подросткового возраста связаны с увеличением расхождения между реальным и идеальным Я.

Зеркальное Я, ли представление о том, как меня воспринимают другие, также является важным моментом в формировании Я – концепции, самосознания. Я – концепция ребенка зависит от оценок окружающих, прежде всего значимых других: родителей, сестер, братьев, учителей, сверстников. Внешние социальные нормы и стандарты оказывают значительно меньшее влияние по сравнению с межличностными отношениями. Разрыв между Я- реальным и Я – зеркальным может стать источником тревожности. Таким образом, самосознание влияет на развитие личности, детерминирует поступки и отношение к другим людям.

Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит не только от знания педагогом особенностей самосознания школьников, но и от его собственной Я- концепции. Исследования показали, что у учителей, имеющих положительное самовосприятие, школьники имеют более позитивные Я – концепции чем у учителей с противоположной тенденцией. «Ценность процесса обучения в восприятии учащихся во многом обусловлена характером их межличностных отношений с учителями. Поэтому позитивное отношение учителя к самому себе помогает ему наилучшим образом организовывать учебные ситуации» . Отношение к себе учителя влияет на стиль его отношений с учениками, и с коллегами. Если учитель хочет сформировать у детей положительную Я-концепцию, он должен сам демонстрировать модель соответствующего поведения.