Образное мышление как ведущий компонент художественного развития личности. Метод убеждения. Метод приучения. Метод побуждения к сопереживанию. Метод творческих проектов

В большинстве случаев творческий человек – это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения. Именно поэтому проблема творчества в целом рассматривается в естественной связи с мышлением. Мышление является высшим познавательным процессом. Мышление также можно понимать, как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Образное мышление представляет собой форму творческого отражения человеком реальности, которая приходит к человеку в виде чувственных образов, полученных посредством комбинации восприятий, взятых из прошлого опыта.

Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

- метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

- метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление - прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в общественных праздниках и т. д.

Сущность метода приучения, упражнения в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей.

Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение ситуаций помогает ребенку пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов. Приучая, например, детей к штриховке рисунка, воспитатель в одном случае предлагает не выходить за границы контура рисунка, в другом - штриховать так, чтобы получились «пушистая травка», «острые стебельки». Другой пример. Развивая правильную певческую дикцию у ребенка, педагог предлагает по-разному прочитать текст: сначала вполголоса, затем ритмично выговаривая слова под фортепьянное сопровождение или выделяя отдельные «трудные слова» и т. д.

Важно знать, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка, который может произносить хорошие слова об окружающем, а действовать вразрез с ними.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Это модель обучения, которая вовлекает ребёнка в процесс решения сложных для него проблем, при этом он находится в активной позиции. Метод проектов направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Внешний его результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным для ребёнка и соединяет в себе знания и умения, компетенции и ценности. Метод проектов актуален и очень эффективен.

Индивидуальные особенности в развитии этических представлений дошкольника. Подбор индивидуальных методик в художественно-эстетическом воспитании ребенка. Формы и способы привлечения дошкольников к художественно-эстетической деятельности.

Одной из задач нравственного воспитанияявляется формирование его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Мы остановимся на формировании у детей этических представлений.

Этические представления определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему.

Отсутствие у детей таких представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо», мешает им контактировать с окружающими людьми их людьми, может явиться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых. Нередко взрослые слишком формально подходят к усвоению детьми этических норм. Одних требований: «нельзя лгать, нельзя злится, драться, нельзя грубить и т.п., нужно быть добрым, честным, вежливым…» недостаточно, чтобы пробудить подлинные чувства.

Каждый возрастной этап в жизни дошкольника имеет свои психические особенности, определяющие специфику нравственного развития. Так, доминирование восприятия на втором году жизни определяет привязанность действия к конкретной ситуации. К трем годам доминирующее положение начинает занимать память как основа сохранения личного опыта поведения. Когда на первый план выступают мыслительные процессы, появляется возможность обобщения накопленных фактов нравственного содержания. Наглядно-образный характер мышления дошкольников позволяет в образной форме донести до них сложные проявления нравственности. Естественно, что развитие мышления невозможно без речевого развития ребенка, которое расширяет возможности общения с окружающими, позволяет педагогу разнообразить формы работы с детьми (больше возможностей, чтобы сопровождать показ разъяснением, убеждением, аргументировать оценки поведения детей). Эмоциональность, свойственная дошкольникам, часто определяющая их поступки мотивом «Я хочу», постепенно уравновешивается развитием произвольных действий, волевым поведением, умением руководствоваться правилами.

Общие возрастные особенности дошкольников не исключают индивидуальных вариантов развития. В нравственном развитии это особенно заметно: одни дети очень чувствительны, проявляют нравственную одаренность, другие отличаются нравственной черствостью (Н. Лейтес, Я. Корчак).

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного Морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Система привлечения дошкольников к художественно-эстетической деятельности состоит из 3 направлений:

- организованная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);

- совместная деятельность педагогов и детей; (НОД, инд. работа)

- самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством. Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках и студиях.