Новый историзм / культурный материализм

В Великобритании и Соединенных Штатах 1980-1990-е годы были от­мечены возникновением мощной, теоретически обоснованной исто­рической критики. С одной стороны, появился британский культур­ный материализм, который Реймонд Уильяме определил как «анализ всех форм значения, в том числе и центральной, то есть письма, в кон­тексте конкретных средств их создания и условий возникновения»8. Под влиянием Фуко специалисты по эпохе Возрождения, как, напри­мер, Кэтрин Белей, Джонатан Доллимор, Алан Синфилд и Питер Столлибрасс, обратили особое внимание на исторический процесс фор­мирования субъекта и на оппонирующую роль литературы в эпоху Ре­нессанса. В то же время в Соединенных Штатах появился новый историзм. Это течение было в меньшей степени склонно выстраивать иерархию причинно-следственных отношений. Свою основную зада­чу оно видело в обнаружении связей между текстами, дискурсами, властью и формированием субъективности. При этом в центре внима­ния нового историзма также оказалась литература Ренессанса. Сти­вен Гринблатт, Луис Монтроуз и другие исследователи задавались воп­росом о том, какое место занимали литературные тексты среди иных дискурсов и институтов эпохи Возрождения, считая литературу не от­ражением или продуктом социальной реальности, а одним из несколь­ких, подчас антагонистических, видов деятельности. [148]

Ключевым вопросом нового историзма была диалектика «ниспровержения и сдер­живания»: насколько радикальная критика религиозной и политичес­кой идеологии содержалась в ренессансных текстах и насколько ли­тературный дискурс, при его всей разрушительной силе, является ин­струментом сдерживания разрушительной энергии?

Постколониальная теория

Сходный ряд вопросов рассматривает постколониальная теория, ко­торая представляет собой попытку разобраться в проблемах, порож­денных европейской колониальной политикой и последующим пери­одом. Постколониальные институты и приобретенный опыт, от идеи национальной независимости до идеи культуры как таковой, тесно связаны с дискурсивной практикой Запада. Начиная с 1980-х годов увеличивается количество исследований, в которых рассматривают­ся отношения между гегемонией западных дискурсов и возможностя­ми сопротивления, а также вопросы формирования колониальных и постколониальных субъектов – гибридных субъектов, рождающихся при взаимопроникновении конфликтующих языков и культур. Работа Эдварда Сэйда «Ориентализм» (1978), где исследуется процесс построения восточной «инаковости» посредством европейских дискурсов познания, помогает определить сферу интересов постколониальной теории. Именно после этой работы постколониальная теория и напи­санные под ее влиянием тексты превратились в попытку вмешатель­ства в процесс построения культуры и знания, а для интеллектуалов, которые вышли из постколониальных обществ, – в попытку описать возвращение в историю, написанную другими.

Теория меньшинств

Одна из политических перемен, произошедших в стенах академичес­ких институтов Соединенных Штатов, заключалась в возрастании чис­ла исследований литературы этнических меньшинств. Основные уси­лия и сейчас направляются на возрождение и развитие литературы чернокожих, испаноязычных американцев и выходцев из Азии. [149]

Ве­дутся дискуссии о взаимосвязи между укреплением культурной идентичности отдельных групп посредством формирования письменной традиции и либеральной задачей сохранения культурного многообра­зия, «мультикульрализма». Теоретические вопросы сразу же переплелись с вопросом о статусе теории, которая якобы подчас навязывает «белые» проблемы или философские представления проектам, обла­дающим собственными идеями и контекстами. Но литературоведы ла­тиноамериканского, афро-американского и азиатского происхожде­ния видят цель теории в развитии исследований дискурсов мень­шинств, в определении их отличительных черт и их соотношения с господствующими тенденциями в литературе и философии. Попытки развития теории «дискурса меньшинств» одновременно способству­ют анализу отдельных культурных традиций и использованию поня­тия маргинальности для раскрытия постулатов «большинства» и для вторжения в теоретические дебаты доминирующего сообщества.

Теория инаковости

Подобно деконструктивизму и другим современным теоретическим направлениям, «теория инаковости» (о ней уже шла речь в главе 7) использует понятие маргинального – чего-то, что не соответствует норме и остается на периферии – для попыток анализа центральной культурной конструкции, то есть гетеросексуальной нормы. В работах Ив Седжвик, Джудит Батлер и других исследователей теория предста­ет средоточием продуктивных вопросов, касающихся не только места сексуальности в культурных построениях, но самой культуры в той мере, в какой она основана на отрицании гомоэротических отношений. По­добно феминизму и этническим исследованиям, теория инаковости черпает интеллектуальную энергию в своей связи с либеральными общественными движениями и в дискуссиях о стратегиях и концепци­ях, которые ведутся в рамках этих движений. Следует ли приветство­вать и акцентировать различия или эта деятельность позорна? Теория свидетельствует о возможности обоих подходов. [150]

Примечания

Глава 1

1 Rorty R. Consequences of Pragmatism. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1982. P. 66.

2 Foucault M. The History of Sexuality. New York: Pantheon, 1980 Vol I. P. 154.

3 Ibidem. P.156,

4 Ibidem. P. 43.

5 О соотношении речи и письма см.: Culler J. On Deconstruction: Theory and Criticism after Structuralism. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1982. P. 89-110.

6 Здесь и далее цит. по изд.: Derrida J. Of Grammatology. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1976. P. 141-64.

7 Ibidem. P. 158.

8 Цит. по изд.: Butler J. Imitation and Gender Insubordination// Inside/ Out: Lesbian Theories, Gay Theories. New York: Routledge, 1991. P. 27-8.

Глава 2

1 Cm. об этом: Gallie W. B. Philosophy and the Historical Understanding. London: Chatto, 1964. P. 65-71. -

2 Cm.: Ellis J. M. The Theory of Literary Criticism: A Logical Analysis. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1974. P. 37-42. [151]

3 Pratt M.L Toward a Speech Act Theory of Literary Discourse. Bloom-ington: Indiana University Press, 1977. P. 38-78.

4Jakobson R. Linguistics and Poetics // Jakobson R. Language in Literature. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1987. P. 70.

5 Об идеях И. Канта относительно природы эстетического восприя­тия см.: Кант И. Критика способности суждения (любое издание). Часть 1, раздел 15.

6 О понятии интертекстуальности см.: Barthes R. S/Z. New York: Farrar Strauss, 1984. P. 10-12,20-2; Bloom H. Poetry and Repression. New Haven: Yale University Press, 1976. P. 2-3.

7 Anderson B. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London: Verso, 1983. P. 40.

8 Richardson H. 'On the Use of English Classical Literature in the Work of Education' // Baldick С The Social Mission of English Criticism, 1848-1932. Oxford: Clarendon, 1987. P. 66.

9 Eagleton T. Literary Theory: An Introduction. Oxford: Blackwelt 1983. P. 25.

10 Cuillory J. Cultural Capital: The Problem of Literary Canon Formation. Chicago: University of Chicago Press, 1993.

Глава 3

1 Klein R. Cigarettes are Sublime. Durham, NC: Duke University Press, 1993, and Eat Fat. New York: Pantheon, 1996.

2 Garber M. ViceVersa: Bisexuality and the Eroticism of Everyday Life. New York: Simon & Schuster, 1994.

3 Seltzer M. Serial Killers I, П , III. New York: Routledge, 1997.

4 Barthes R. Mythologies. London: Cape, 1972. P. 15-25.

5 Althusser L. Ideology and Ideological State Apparatuses (Notes toward an Investigation) // Althusser L. Lenin and Philosophy, and Other Essays. London: New Left Books, 1971. P. 168.

6 Cultural Studies / Grossberg L., Nelson C, and Treichler P. (eds). New York: Routledge, 1992. P. 2.

7 Laclau E. New Reflections on the Revolution of our Time. London: Verso, 1990. P. 89-92.

8 Easthope A. Literary into Cultural Studies. London: Routledge, 1991. P. 109.

9 Cultural Studies. P. 4.  [152]

Глава 4

1 De Saussure F. Course in General Linguistics. London: Duckworth, 1983. P. 107.

2 Ibidem. P. 115.

3 Whorf B.L. Language, Thought and Reality. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1956.

4 Culler J. Structuralist Poetics: Structuralism, Linguistics, and the Study of Literature. London: Routledge & Kegan Paul 1975. P. 113-60.

5 Holub R. Reception Theory: A Critical Introduction. London: Methuen, 1984. P. 58-63.

6 Showalter E. Towards a Feminist Poetics// Women Writing and Writing about Women / Mary Jacobus (ed.). London: Croom Helm, 1979. P. 25.

7 Wimsatt W. K., Beardsley M. The Intentional Fallacy // Wimsatt W.K. The Verbal Icon: Studies in the Meaning of Poetry. Lexington: University of Kentucky Press, 1954. P. 18.

8 Morrison T. Playing in the Dark: Whiteness and the American Literary Imagination. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1992.

9 Said E. Jane Austen and Empire // Said E. Culture and Imperialism. New York: Knopf, 1993. P. 80-97.

10 Gadamer H.-G. The Hermeneutics of Suspicion // Hermeneutics: Questions and Prospects / Shapiro G., Sica A. (eds.). Amherst: University of Massachusetts Press, 1984. P. 54-65.

Глава 5

1 Derrida J. White Mythology: Metaphor in the Text of Philosophy // Derrida J. Margins of Philosophy. Chicago: University of Chicago Press, 1982. P. 207-71.

2 Culler J. The Turns of Metaphor // Culler J. The Pursuit of Signs: Semiotics, Literature, Deconstruction. London: Routledge & Kegan Paul 1981. P. 188-209.

3 Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press, 1980.

4 Jakobson R. Two Aspects of Language ... // Jakobson R. Language in Literature. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1987. P. 95-114. [153]

5 White H. Tropics of Discourse: Essays in Cultural Criticism. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1978. P. 5-6, 58-75.

6 Frye N. The Anatomy of Criticism: Four Essays. Princeton: Princeton University Press, 1965. P. 249.

7 Herrnstein Smith B. On the Margins of Discourse: On the Relation of Language to Literature. Chicago: University of Chicago Press, 1978. P. 30.

8 Frye N. Anatomy of Criticism. P. 271-2.

9 Ibidem. P.275.

10 Ibidem. P. 280.

Глава 6

1 Kermode F. The Sense of an Ending. Oxford: Oxford University Press, 1967. P. 45.

2 Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: ГИХЛ, 1957. С. 62.

3 Там же. С. 63.

4 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Рос­сия, 1979.

5 О фокализации см.: Bal M. Narratology: Introduction to the Theory of Narrative, 2nd ed. Toronto: University of Toronto Press, 1997. P. 142-66; Genette G. Narrative Discourse: An Essay in Method . Ithaca, NY: Cornell University Press, 1980. P. 189-211.

6 Genette G.Op. cit. P. 121-7.

7 Forster E. M. Aspects of the Novel. New York: Harcourt, 1927. P. 64.

8 De Man P. The Resistance to Theory. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1986. P. 11.

Глава 7

1 Остин Дж. Как совершать действия при помощи слов? // Остин Дж. Избранное. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 17.

2 Там же. С. 18.

3 Там же. С. 25.

4 Там же. С. 59-75.

5 Там же. С. 39.

6 См., например: Petrey S. Speech Acts and Literary Theory. New York: Routledge, 1990. [154]

7 Остин Дж. Указ. соч. С. 21.

8 Derrida J. Signature, Event Context// Derrida J. Margins of Philosophy. Chicago: University of Chicago Press, 1983. P. 307-30.

9 Derrida 3. Acts of Literature. New York: Routledge, 1992. P. 55.

10 См. подробнее: Derrida J. Declarations of Independence // New Political Science. Vol. 15. 1986. P. 7-15.

11 De Man P. Allegories of Reading. New Haven: Yale University Press, 1979. P. 131.

12 Butler J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. New York: Routledge, 1990. P. 136-41.

13 Butler J. Bodies that Matter: On the Discursive Limits of 'Sex'. New York: Routledge, 1993. P. 7,

14 Ibidem. P. 2.

15 Ibidem. P. 231-2.

16 Ibidem. P. 226.

Глава 8

1 Foucault M. The Archeology of Knowledge. New York: Pantheon, 1972. P. 22.

2 Butler J. Bodies that Matter: On the Discursive Limits of 'Sex'. New York: Routledge, 1993. P. 235-40.

3Armstrong N. Desire and Domestic Fiction. New York: Oxford University Press, 1987. P. 9.

4 Laplanche J., Pontalis J.B. The Language of Psycho Analysis. New York: Norton, 1973. P. 205-8.

5 Lacan J. The Mirror Stage // Lacan J. Merits: A Selection. New York: Norton, 1977. P. 1-7.

6 Borch-Jakobsen M. The Freudian Subject. Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1988. P. 47.

7 Girard R. Deceit, Desire and the Novel: Self and Other in Literary Structure. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1965; Kosofsky Sedgwick E. Between Men: English Literature and Male Homosocial Desire. New York: Columbia University Press, 1985.

8 См. об этом: Rose J. Sexuality in the Field of Vision. London: Verso, 1986. P. 103. [155]

9 Foucault M. The History of Sexuality. Vol. I. New York: Random, 1978. P. 101.

10 HallS. Cultural Identity and Cinematic Representation // Framework. №. 36.1987. P. 70.

11 Johnson B. The Critical Difference: BartheS/ BalZac // Johnson B. The Critical Difference: Essays in the Contemporary Rhetoric of Reading. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1980. P. 4.

12 Butler J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. New York: Routledge, 1990. P. 147.

13 Appiah K. A. Tolerable Falsehoods: Agency and the Interests of Theory // The Consequences of Theory / Arac J., Johnson B. (eds.). Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1991. P. 74.

14 Spivak G. Can the Subaltern Speak? // Marxism and the Interpretation of Culture I Nelson C, Grossberg L (eds.). Urbana: University of Illinois Press, 1988. P. 271-313.

15 Appiah K. A. Op. cit. P. 83.

Приложение

1 Derrida J. Structure, Sign, and Play in the Discourse of the Human Sciences // The Languages of Criticism and the Sciences of Man / Macksey R., Donato E. (eds.). Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1970. P. 247-65.

2 Johnson B. The Critical Difference. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1980. P. 5.

3 Showalter E. Towards a Feminist Poetics // Women Writing and Writing about Women / Mary Jacobus (ed.). London: Croom Helm, 1979. P. 25.

4 Rose J. Sexuality in the Field of Vision. London: Verso, 1986.

5 Jacobus M. Reading Woman: Essays in Feminist Criticism. New York: Columbia University Press, 1986.

6 Silverman K. Threshold of the Visible World. New York: Routledge, 1996.

7 Easthope A. British Post-structuralism since 1968. New York: Routledge, 1988. P. xiv.

8 Williams R. Writing in Society. London: Verso, 1984. P. 210. [156]

УКАЗАТЕЛЬ

А

Альтюссер, Луи 52,133,142,147,148

Андерсон, Бенедикт 44

Апория 115,126

Апострофа 80, 87, 88

Аппиа, Энтони 135,136

Аристотель 79, 80, 95,104

Армстронг, Нэнси 129,130

Б

Баль, Мике 101

Барт, Ролан 51,141,142

Батлер, Джудит 116-122,134,135,150

Бахтин, Михаил 99

Белей, Кэтрин 148

Борх-Якобсен, Миккель 131

Брукс, Клинт 140

В

Верлен, Поль 68

Власть/знание 14

Вордсворт, Уильям 38, 55, 81

Вымысел 37-39

Г

Гегемония 59

Гендер 72,116-119

Герменевтика 69-71, 73, 74, 77, 78

Гинокритика 144

Гомосексуальность 15,124,129

Горизонт ожиданий 72,141

Грамши, Антонио 59

Гринблатт, Стивен 148

Гуссерль, Эдмунд 140

Д

Декларация Независимости 113,1Т4

Деконструктивизм 74,138,143,144

Деррида, Жак 15-20,81,112, ИЗ, 143

Детские стишки 89, 90

Джеймс, Генри 100

Джойс, Джеймс 48,110

Джонсон, Барбара 144

Джонсон, Бен 38, 39, 55

Доллимор, Джонатан 148

Дополнение 16-20

Драма 83

Ж

Жанр литературный 82-84,88,93,99,125

Желание 20, 104-106, 124, 130, 131,146

Женетт, Жерар 101,102,142

Жирар, Рене 131

З

Звукоподражания 66

Зеркальная стадия 131,133

Знак 16,17-19, 20, 66, 67

И

Идентификация 105, 126-129, 130-132

Идентичность 21,53,61,116,117,123,

125-136,144,149,150

Идеология 46, 68,146,147,149

Изер, Вольфганг 141

Индивидуальность современная 129, 130

Интенция 75-78, 111,137

Интерпелляция 52,119,133

Интерпретация 16-20, 38, 39, 70-78,

90-92,141

- симптоматическая 59, 62, 78,142

Интертекстуальность 41, 42

Ирония 82

Историческое объяснение 25, 82

Истхоп, Энтони 147

[157]

К

Канон литературный 55-57

Кант, Иммануил 39, 40

Кермод, Фрэнк 94

Кинематографический взгляд 73

Компетенция

- литературная 70, 71

- повествовательная 94-97

- языковая 69

Конвенции 51, 66, 68, 71, 72,111,142

Контекст 29-34, 38, 39, 75-78

Куайн, У. 0. 30

Культурный материализм 148, 149

Культурология 49-62

Л

Лакан, Жак 131,142,146,147

Ларошфуко, Франсуа де 110

Леви-Стросс, Клод 142

Лингвистика 65-69,141,142

Лирика 83-92

Литература 24-48, 82-106, 109-115, 125-129

- и универсальность 43, 44

- как речевой акт 33,109-115,121

- меньшинств 56, 57,149,150

Литературность 25, 26, 42, 48,139

Литературоведение 7, 27-28, 53-60,

69-71

- читательского отклика 72,140,141

Личность 123-136

М

Ман, Поль де 106

Марксизм 51, 52, 74,124,147,148

Метарефлексивность 41, 42

Метафора 80-82

Метонимия 82,114

Миллер, Дж. Хиллис 140

Милль, Джон Стюарт 85

Монтроуз, Луис 148

Моррисон, Тони 77

Н

Нарратология 93-106

Новая критика 74, 91,139,140

Новый историзм 74,138,148, 149

О

Олицетворение 80, 87, 88

Остин, Джейн 44, 77,100

Остин, Дж. Л. 107-114, 120-122

П

Паунд, Эзра 91, 92

Пирс, Чарльз Сандерс 142

Письмо 15-19

Платон 46, 79

Повествователь 83, 96-103

Повествовательно-демонстрацион­ный текст 32, 33,104

Позиция субъекта 124, 133-136

Пол 11-15, 20, 21,116-119,130-135

Полицейский телесериал 58, 59

Постколониальная теория 74, 134-136,149

Постструктурализм 19, 91, 142, 143

Поэтика 69-71, 79-92, 94-106

Принцип сверхзащищенного сотруд­ничества 31-33, 71

Псевдоитеративность 102

Психоанализ 74, 124, 130, 131, 146, 147

Пуле, Жорж 140

Р

Референтность 38

Речевой акт 33, 84-88,107-122

Речь 15-17, 68

Ритм 35, 89, 90

Риторические фигуры 80-82, 87, 88,

106, 115

Рифма 35, 89

Ричардс, И. А. 139

Роман 41, 83, 93-106,127,128,131

Рорти, Ричард 9

Роуз, Жаклин 146

Руссо, Жан-Жак 15-20

Рэнсом, Джон Кроу 140

[158]

С

Седжвик, Ив 131,150

Семиотика 142

Силверман, Кая 146

Синекдоха 82

Синфилд, Алан 148

Скрин (журнал) 148

Смысл 10, 63-78, 90-92

Событие литературное 88, 109-111,

121,122

Соссюр, Фердинанд де 65-68,141-142

Сталь, мадам де 28

Столлибрасс, Питер 148

Структурализм 50, 51,141,142

Субъект 21, 44, 45, 52, 53, 117-120,

123-137

Сэйд, Эдвард 77,149

Сэпира-Уорфа гипотеза 67

Сюжет 25, 95-97

Т

Твен, Марк 61

Теория 7-11, 21-23

- инаковости 116,119,120,124,150

- кино 73

- меньшинств 149,150

Типичность 127

Точка зрения 100-103

Трансференция 147

Тропы 80-82

У

Уайт, Хайден 82

Уильямс, Реймонд 51,148

Уимсэтт, У. К. 140

Уорф, Бенджамин Ли 67

Ф

Фабула 95-97

Феминистская теория 72,99,116-119,

144-146

Феноменология 140,141

Фиш, Стэнли 141

Флобер, Гюстав 41,126

Фокализация 100-103

Формалисты русские 90,139

Форстер, Э. М. 105

Фрай, Нортроп 88, 89

Франклин, Арета 20,117,126

Фрейд, Зигмунд 24,130,146,147

Фрост, Роберт 63, 85, 87,114

Фуко, Мишель 11-15, 19, 20, 22, 124,

129,133,142,148

Функция поэтическая 36, 37

Х

Хоггарт, Ричард 51

Холл, Стюарт 134

Хомский, Ноам 69

Хопкинс, Джерард Мэнли 35

Ш

Шекспир, Уильям 49, 53, 55, 57, 61, 62

- Гамлет 39, 43, 44, 73, 74, 80,127

-сонет 41,111

Шелли, Перси Биши 86-88

Шкловский, Виктор 139

Школы литературоведения 3,4,73,74,

138-150

Шоуолтер, Элен 72,144

Э

Эдипов комплекс 74,130

Эйхенбаум, Борис 139

Элемент дейктический 37

Элиот Т.С. 91

Эмпсон, Уильям 139

Эпистемофилия 104 Эпос 83

Эссенциализм 132

Эстетический объект 39, 40

Эстетика рецептивная 141

Я

Язык

- передний план языка 35, 36,42

- природа языка 65-68,112-115

- язык и мышление 67, 68, 81, 82

Якобсон, Роман 36, 82,139,142

Якобус, Мэри 146

Яусс, Ханс Роберт 141

[159]

Научно-популярное издание

Каллер Джонатан

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Краткое введение

Перевод с английского А. Георгиева

Редактор В. Б, Зусева

Младший редактор И. В. Сизова

Технический редактор Н. И. Духанина

Корректор И. Н. Мокина Компьютерная верстка Т. В. Коротковой

000 «Издательство Апрель» 129085, Москва, пр. Ольминского, д. За

000 «Издательство ACT» 170000, Россия, г. Тверь, пр-т Чайковского, д. 19А, оф. 214

Наши электронные адреса: www.ast.ru E-mail: astpub@aha.ru

Отпечатано в полном соответствии

с качеством предоставленных диапозитивов

в ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати»

432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

SCAN 4.11.2008