Теологическая теория происхождения государства

Создатели данной теории полагали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смириться перед этой волей, подчиниться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми», «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т.е. богоподобен). В древнем Китае император именовался сыном неба. Христианство развивало эти положения следующим образом: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, - говорится в послании апостола Павла к римлянам, - ибо нет власти не от бога, существующие власти от Бога установлены».

Согласно теологической теории, творец всего сущего на Земле, в том числе и государства, - Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения необходимого правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный характер, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи теологической теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям.
Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.


Форма государства

Форма государства – это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением. Форма государства – это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим.

Форма правления – это организация высших органов государственной власти, способы их формирования, характер взаимоотношений между собой и с населением страны.

Существует две основные формы правления:

Монархиявысшая гос.власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (царь, император, король) и чаще всего передается по наследству. Монархия может быть абсолютной (неограниченной) и ограниченной (другим высшим органом, например парламентом). Также существует дуалистическая монархия – это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии.

Республикахарактеризуется выборностью высших органов власти. Бывает президентской (характерно избрание президента населением вне парламента) и парламентской (верховенство парламента).

Под формой государственного устройства в юридической науке понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между его составными частями (субъектами), а также между центральными и местными органами. Все государства по своему территориальному устройству подразделяются на унитарные (простые) и федеративные (сложные).

Политический режим - это способ властвования. Он характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осуществления государственной власти. Политический режим определяет уровень политической свободы в обществе, правовое положение личности, дает ответ на вопрос о том, каким образом осуществляется государственная власть, в какой мере население допускается к управлению делами общества и в каком числе к правотворчеству. Выделяют 3 основных типа политических режимов: демократия, авторитарный режим и тоталитаризм.


Система права

Система права - это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременно в дифференциации на отрасли и институты. Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом взаимосвязанные друг с другом нормы права. Нормы, объединяясь, образуют институты права, которые, в свою очередь, составляют подотрасли и отрасли права; их единство и есть система права.