Социально-экономический строй

Хотя ос­ва­ива­лась Аме­ри­ка раз­ны­ми ев­ро­пей­ски­ми дер­жа­ва­ми и в раз­ные ис­то­ри­чес­кие эпо­хи, тем не ме­нее со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кий строй в ко­ло­ни­ях оп­ре­де­лял­ся не раз­ли­чи­ями меж­ду ко­ло­ни­за­то­ра­ми, а преж­де все­го при­род­но-кли­ма­ти­чес­ки­ми и де­мог­ра­фи­чес­ки­ми осо­бен­нос­тя­ми ко­ло­ни­зу­емых тер­ри­то­рий. Так, на рас­по­ло­жен­ных в тро­пи­ках и суб­т­ро­пи­ках ос­т­ро­вах Ка­риб­с­ко­го бас­сей­на, по­бе­режье Ве­не­су­элы, Но­вой Гра­на­ды (сов­ре­мен­ная Ко­лум­бия), Бра­зи­лии и в Гви­ане до по­яв­ле­ния ев­ро­пей­цев про­жи­ва­ли ин­дей­ские пле­ме­на охот­ни­ков, со­би­ра­те­лей и при­ми­тив­ных зем­ле­дель­цев, ма­ло или вов­се не при­год­ные для эк­с­п­лу­ата­ции. И не­за­ви­си­мо от то­го, дос­та­лись ли эти зем­ли ибе­рий­ским ко­ло­ни­за­то­рам или же ан­г­ли­ча­нам, фран­цу­зам, гол­лан­д­цам, здесь пов­се­мес­т­но ко­рен­ное на­се­ле­ние ис­чез­ло; ос­но­вой же эко­но­ми­ки ста­ло план­та­ци­он­ное хо­зяй­ст­во, дос­тав­ляв­шее Ев­ро­пе трос­т­ни­ко­вый са­хар, хло­пок, ка­као, ко­фе и дру­гие тро­пи­чес­кие куль­ту­ры, а для ра­бо­ты на план­та­ци­ях из Аф­ри­ки за­во­зи­лись чер­но­ко­жие ра­бы.

Безжалостно ис­т­реб­ля­лись ко­че­вые пле­ме­на ин­дей­цев так­же в уме­рен­ных и близ­ких к ним кли­ма­ти­чес­ких зо­нах, как то: на Ла-Пла­те, в Чи­ли, юго-за­пад­ных рай­онах Бра­зи­лии, на се­ве­ре Мек­си­ки. И хо­тя хо­зяй­ни­ча­ли на этих тер­ри­то­ри­ях ибе­рий­цы, здесь скла­ды­ва­лись круп­ные цен­т­ры ско­то­вод­с­т­ва и хле­бо­па­шес­т­ва, ко­то­рые и по эт­ни­чес­ко­му сос­та­ву на­се­ле­ния ма­ло чем от­ли­ча­лись от ан­г­лий­ских, фран­цуз­с­ких, гол­лан­д­с­ких пе­ре­се­лен­чес­ких ко­ло­ний в Се­вер­ной Аме­ри­ке, Юж­ной Аф­ри­ке, Ав­с­т­ра­лии или Но­вой Зе­лан­дии.

Иное де­ло зах­ва­чен­ные Ис­па­ни­ей цен­т­раль­ные и юж­ные Мек­си­ка и Но­вая Гра­на­да, Гва­те­ма­ла, Саль­ва­дор, Пе­ру (ны­не Пе­ру и Бо­ли­вия). Их ска­зоч­ные бо­гат­с­т­ва сос­тав­ля­ли не толь­ко мес­то­рож­де­ния зо­ло­та, се­реб­ра, изум­ру­дов, но и ко­рен­ное на­се­ле­ние, соз­дав­шее вы­со­ко­раз­ви­тые ин­дей­ские ци­ви­ли­за­ции май­я, ац­те­ков, ин­ков, чиб­ча. Эти на­ро­ды на­хо­ди­лись на той сту­пе­ни об­щес­т­вен­но­го раз­ви­тия, ко­то­рая бы­ла ха­рак­тер­на для древ­них стран Вос­то­ка с ази­ат­с­ким спо­со­бом про­из­вод­с­т­ва и го­су­дар­с­т­вом в фор­ме дес­по­тии. Они об­ла­да­ли ты­ся­че­лет­ни­ми тру­до­вы­ми на­вы­ка­ми в зем­ле­де­лии, ре­мес­лах, гор­но­до­бы­че, бы­ли при­выч­ны к эк­с­п­лу­ата­ции сво­ей го­су­дар­с­т­вен­ной бю­рок­ра­ти­ей и пред­с­тав­ля­ли для ко­ло­ни­за­то­ров цен­ную ра­бо­чую си­лу. Ра­зу­ме­ет­ся, звер­с­т­ва ис­пан­цев слу­ча­лись и здесь, но все же об­щим пра­ви­лом их по­ве­де­ния бы­ло стрем­ле­ние ис­поль­зо­вать в сво­их ин­те­ре­сах об­щин­ную ор­га­ни­за­цию и обы­чаи або­ри­ге­нов, точ­но так же как в по­хо­жих ус­ло­ви­ях Ин­до­не­зии, Ин­до­ки­тая, Ин­дии или Ближ­не­го Вос­то­ка пос­ту­па­ли гол­лан­д­с­кие, фран­цуз­с­кие и ан­г­лий­ские ко­ло­ни­за­то­ры.

Начальной фор­мой эк­с­п­лу­ата­ции ин­дей­ской об­щи­ны бы­ла эн­комь­ен­да, зак­лю­чав­ша­яся в пе­ре­да­че от­ли­чив­шим­ся кон­кис­та­до­рам не­ко­то­ро­го чис­ла об­щин на «по­пе­че­ние». Ин­дей­цы про­дол­жа­ли вес­ти хо­зяй­ст­во на об­щин­ной зем­ле под уп­рав­ле­ни­ем сво­их вож­дей - ка­си­ков или ку­ра­ков, но за «опе­ку» от­да­ва­ли часть про­из­ве­ден­но­го про­дук­та и ока­зы­ва­ли «лич­ные ус­лу­ги» кон­кис­та­до­рам, тру­дясь на при­над­ле­жав­ших тем по­лях, при­ис­ках, ма­ну­фак­ту­рах, в руд­ни­ках или по до­му. По фор­ме это бы­ли те же «ази­ат­с­кие» по­вин­нос­ти, ко­то­рые преж­де об­щи­ны нес­ли в поль­зу сво­ей зна­ти и го­су­дар­с­т­ва. И об­рок, и от­ра­бот­ки ин­дей­цев пред­п­ри­им­чи­вые «по­пе­чи­те­ли» ис­поль­зо­ва­ли не толь­ко для лич­но­го пот­реб­ле­ния, но и как то­ва­ры, в том чис­ле про­да­вая от­ра­бот­ки сво­их ин­дей­цев тем из ко­ло­нис­тов, ко­то­рые эн­комь­ен­дой не об­ла­да­ли.

Когда чис­лен­ность пред­п­ри­ни­ма­те­лей вы­рос­ла, а ин­дей­цев - сок­ра­ти­лась и об­щая нех­ват­ка ра­бо­чих рук на­ча­ла вы­зы­вать не­до­воль­с­т­во у арен­да­то­ров «лич­ных ус­луг», эта сис­те­ма бы­ла из­ме­не­на так на­зы­ва­емы­ми Но­вы­ми за­ко­на­ми (40-е го­ды XVI в.). Чис­ло эн­комь­енд рез­ко сок­ра­ти­лось, а у их вла­дель­цев бы­ло от­ня­то пра­во на «лич­ные ус­лу­ги». Об­щин­ное зем­лев­ла­де­ние ук­реп­ля­лось ус­та­нов­ле­ни­ем ми­ни­маль­ных раз­ме­ров паш­ни и эхи­до - об­щин­но­го пас­т­би­ща. По­дав­ля­ющее боль­шин­с­т­во об­щин­ни­ков ока­за­лось под не­пос­ред­с­т­вен­ной опе­кой ко­ро­ны и об­ла­га­лось по­душ­ной по­датью в де­неж­ной фор­ме. В ос­нов­ном день­га­ми пред­пи­сы­ва­лось взи­мать и об­рок в эн­комь­ен­дах.

Вынужденные до­бы­вать день­га об­щи­ны втя­ги­ва­лись в то­вар­но-де­неж­ные от­но­ше­ния раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми. На­ибо­лее рас­п­рос­т­ра­нен­ный из них опять-та­ки опи­рал­ся на «ази­ат­с­кую» тра­ди­цию ин­дей­ской об­щи­ны, сос­то­яв­шую в том, что в до­ко­лум­бо­вые вре­ме­на ин­дей­цы-общин­ни­ки, по­доб­но древ­ним егип­тя­нам, по­оче­ред­но от­бы­ва­ли тру­до­вую по­вин­ность на стро­итель­с­т­ве пи­ра­мид, хра­мов, ка­на­лов, до­рог и дру­гих объ­ек­тов об­ще­го­су­дар­с­т­вен­но­го зна­че­ния. От­ме­нив «лич­ные ус­лу­ги», ко­ло­ни­аль­ные влас­ти ор­га­ни­зо­ва­ли от­п­рав­ку ин­дей­цев то­же на «общие» ра­бо­ты и да­же сох­ра­ни­ли ин­дей­ские наз­ва­ния та­кой по­вин­нос­ти - ми­та в Юж­ной Аме­ри­ке, ко­ате­киль в Мек­си­ке и т. п. Од­на­ко чис­ло рек­ру­тов и про­дол­жи­тель­ность от­ра­бо­ток уве­ли­чи­лись, а мес­том их от­бы­ва­ния ста­ли глав­ным об­ра­зом руд­ни­ки, вла­дель­цы ко­то­рых обя­зы­ва­лись оп­ла­чи­вать труд ин­дей­цев че­рез об­щин­ные кас­сы. Эта сис­те­ма ос­та­ва­лась глав­ной фор­мой эк­с­п­лу­ата­ции ин­дей­ской об­щи­ны в Ис­пан­с­кой Аме­ри­ке до на­ча­ла XVI­II в.

Негры-рабы и ин­дей­ское об­щин­ное крес­ть­ян­с­т­во бы­ли са­мы­ми уг­не­тен­ны­ми, но не един­с­т­вен­ны­ми об­щес­т­вен­ны­ми клас­са­ми, сос­тав­ляв­ши­ми ос­но­ва­ние со­ци­аль­ной пи­ра­ми­ды в ко­ло­ни­ях. Хо­тя ев­ро­пей­цы ус­т­рем­ля­лись в Но­вый Свет ра­ди быс­т­рой на­жи­вы и круп­ные сос­то­яния дей­ст­ви­тель­но слу­ча­лось ско­ло­тить как знат­но­му дво­ря­ни­ну Эр­на­ну Кор­те­су, по­ко­ри­те­лю Мек­си­ки, так и нег­ра­мот­но­му в прош­лом сви­но­па­су Фран­сис­ко Пи­сар­ро, за­во­ева­те­лю Пе­ру, боль­шин­с­т­во пе­ре­се­лен­цев и их бе­лых по­том­ков, кре­олов, ос­та­ва­лись все же бед­ня­ка­ми. Вмес­те с груп­па­ми сме­шан­но­го на­се­ле­ния - ме­ти­са­ми, му­ла­та­ми, сам­бо или воль­но­от­пу­щен­ны­ми нег­ра­ми и по­ки­дав­ши­ми об­щи­ны ин­дей­ца­ми - бе­лые бед­ня­ки иног­да на­де­ля­лись мел­ки­ми пар­цел­ла­ми, а ча­ще са­мо­чин­но осе­да­ли на ре­ален­го­вых (ко­ро­лев­с­ких) пус­ты­рях, ве­дя мел­ко­то­вар­ное, по­лу- и пол­нос­тью на­ту­раль­ное крес­ть­ян­с­кое хо­зяй­ст­во, охо­ти­лись на оди­чав­ший скот, ста­но­ви­лись арен­да­то­ра­ми в круп­ных по­мес­ть­ях, на­ни­ма­лись на се­зон­ные ра­бо­ты в де­рев­не, за­ни­ма­лись мел­кой тор­гов­лей и ре­мес­ла­ми в го­ро­дах, тру­ди­лись в гор­но­до­бы­ва­ющих цен­т­рах, пе­ре­би­ва­лись слу­чай­ны­ми за­ра­бот­ка­ми. Вся эта со­ци­аль­но и эт­ни­чес­ки пес­т­рая мас­са сво­бод­но­го мел­ко­го крес­ть­ян­с­т­ва и го­род­с­ких ни­зов так­же под­вер­га­лась эк­с­п­лу­ата­ции, но в иных фор­мах и иной сте­пе­ни.

Верхнюю сту­пень об­щес­т­ва за­ни­ма­ли выс­шие чи­нов­ни­ки ко­ло­ни­аль­но­го ап­па­ра­та и цер­к­ви, вла­дель­цы зо­ло­тых при­ис­ков и руд­ни­ков, пре­ус­пе­вав­шие тор­гов­цы, су­дов­ла­дель­цы и про­мыш­лен­ни­ки, круп­ные зем­лев­ла­дель­цы, к чис­лу ко­то­рых в Ибе­ро-Аме­ри­ке от­но­си­лись ка­то­ли­чес­кая цер­ковь и мо­на­шес­кие ор­де­на. Пос­коль­ку нед­ра при­над­ле­жа­ли ко­ро­не и толь­ко сда­ва­лись в арен­ду, са­мой на­деж­ной и прес­тиж­ной соб­с­т­вен­нос­тью счи­та­лась нед­ви­жи­мость, в пер­вую оче­редь зем­ля. Соб­с­т­вен­ность на нее сох­ра­ня­ла ро­ди­мые пят­на фе­одаль­но­го пра­ва в те­че­ние всей ко­ло­ни­аль­ной эпо­хи, так как ле­галь­ным ка­на­лом ее по­лу­че­ния ос­та­ва­лось лишь ко­ро­лев­с­кое по­жа­ло­ва­ние. Но и в XVI в. час­т­ные ли­ца че­рез че­ты­ре го­да пос­ле по­жа­ло­ва­ния об­ре­та­ли пол­ные пра­ва на учас­т­ки и мог­ли рас­по­ря­жать­ся ими как угод­но, в том чис­ле про­да­вать. В ис­пан­с­ких ко­ло­ни­ях, кро­ме то­го, с 1591 г. не­ле­галь­ные поль­зо­ва­те­ли зем­лей мог­ли уза­ко­нить вла­де­ния за оп­ре­де­лен­ную пла­ту в каз­ну; ас 1631 г. по­жа­ло­ва­ние и пла­та в каз­ну осу­щес­т­в­ля­лись од­нов­ре­мен­но, что фак­ти­чес­ки на­по­ми­на­ло уже про­да­жу зем­ли в час­т­ную соб­с­т­вен­ность. Не­от­чуж­да­емы­ми и не­де­ли­мы­ми, по­ми­мо зе­мель ин­дей­ских об­щин и ре­ален­го­вых пус­ты­рей­, ос­та­ва­лись об­шир­ные цер­ков­ные вла­де­ния и нем­но­го­чис­лен­ные май­ора­ты.

Хозяйства час­т­ных лиц, за ис­к­лю­че­ни­ем от­да­лен­ных и изо­ли­ро­ван­ных рай­онов, соз­да­ва­лись с са­мо­го на­ча­ла в ос­нов­ном для про­из­вод­с­т­ва то­ва­ров на внеш­ний и внут­рен­ний ры­нок. Рас­п­рос­т­ра­нял­ся в ко­ло­ни­ях и на­ем­ный труд, осо­бен­но в гор­но­до­бы­че ря­да рай­онов Мек­си­ки и в сель­с­ком хо­зяй­ст­ве Ибе­ро-Аме­ри­ки. Од­на­ко сла­бая за­се­лен­ность Но­во­го Све­та, на­ли­чие там гро­мад­ных мас­си­вов не­за­ня­той зем­ли да и сам ран­не­ка­пи­та­лис­ти­чес­кий ха­рак­тер эпо­хи пре­пят­с­т­во­ва­ли мас­со­вой эк­с­п­роп­ри­ации не­пос­ред­с­т­вен­ных про­из­во­ди­те­лей и фор­ми­ро­ва­нию рын­ка де­ше­вой ра­бо­чей си­лы, и, как след­с­т­вие, на­ем­ные ра­бо­чие ру­ки об­хо­ди­лись слиш­ком до­ро­го. Так, нап­ри­мер, в XVI­II в. шах­те­ры мек­си­кан­с­ких се­реб­ря­ных руд­ни­ков по­лу­ча­ли за свой труд до вось­мой час­ти до­бы­то­го се­реб­ра и не раз за­бас­тов­ка­ми сры­ва­ли по­пыт­ки хо­зя­ев сни­зить эту до­лю или за­ме­нить ее де­неж­ной фор­мой за­ра­бот­ной пла­ты. По этой при­чи­не в чис­том ви­де на­ем­ный труд при­ме­нял­ся ред­ко и ча­ще там, где (как, нап­ри­мер, в эк­с­тен­сив­ном ско­то­вод­с­т­ве) тре­бо­ва­лось нем­но­го ра­бот­ни­ков. За­то ши­ро­кое рас­п­рос­т­ра­не­ние во всех от­рас­лях про­из­вод­с­т­ва по­лу­чи­ли ли­бо сме­шан­ные фор­мы эк­с­п­лу­ата­ции - нап­ри­мер, при­вя­зы­ва­ние ра­бот­ни­ков к хо­зя­евам дол­го­вой ка­ба­лой­, при­нуж­де­ние об­щин­ни­ков к оп­ла­чи­ва­емо­му тру­ду (ми­та), ли­бо да­же пря­мое вне­эко­но­ми­чес­кое при­нуж­де­ние - труд ка­тор­ж­ни­ков из Ев­ро­пы, раб­с­т­во нег­ров и т. п.

Социальные раз­ли­чия в ко­ло­ни­ях ус­лож­ня­лись ра­со­вы­ми. Те­оре­ти­чес­ки цвет ко­жи сам по се­бе не оп­ре­де­лял со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния ин­ди­ви­да, от­че­го в низ­ших сло­ях об­щес­т­ва встре­ча­лись бе­лые бед­ня­ки, а сре­ди бо­га­той вер­хуш­ки - ин­дей­цы, вла­дев­шие круп­ны­ми ла­ти­фун­ди­ями, или му­ла­ты и да­же воль­но­от­пу­щен­ные нег­ры, ко­то­рым, нап­ри­мер, на фран­цуз­с­кой час­ти Га­ити при­над­ле­жа­ла чет­верть всех план­та­ций и пя­тая часть ра­бов. Од­на­ко бе­лый цвет ко­жи имел ре­ша­ющее зна­че­ние при за­ня­тии пос­тов в ко­ло­ни­аль­ном ап­па­ра­те, учас­тии в ор­га­нах мес­т­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния (аюн­тамь­ен­то и ка­биль­до в Ис­пан­с­кой Аме­ри­ке, му­ни­ци­паль­ных па­ла­тах в Бра­зи­лии, ко­ло­ни­аль­ных соб­ра­ни­ях в Бри­тан­с­кой Вест-Индии), но­ше­нии ору­жия и ев­ро­пей­ской одеж­ды, дос­ту­пе к об­ра­зо­ва­нию и т. п.

Среди бе­ло­го на­се­ле­ния име­лось не­ма­ло тре­ний меж­ду вы­ход­ца­ми из мет­ро­по­лий и кре­ола­ми, пос­коль­ку в ор­га­нах уп­рав­ле­ния на уров­не ви­це-ко­ро­лев­с­т­ва, ге­не­рал-ка­пи­тан­с­т­ва или гу­бер­на­тор­с­т­ва гос­под­с­т­во­ва­ли пер­вые, в то вре­мя как за вто­ры­ми ос­та­ва­лись ор­га­ны мес­т­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния и ко­ло­ни­аль­ное опол­че­ние, приз­ван­ное вмес­те с гар­ни­зо­на­ми ре­гу­ляр­ных войск от­ра­жать внеш­нюю аг­рес­сию или под­дер­жи­вать внут­рен­ний по­ря­док. Но и те и дру­гие рев­нос­т­но от­с­та­ива­ли свои при­ви­ле­гии от при­тя­за­ний со сто­ро­ны «цвет­ных».