Соборное уложение 1649 г

В 1648-1649гг. проходит крупнейший Земский собор в истории России. В нем участвовало 340 человек, большинство которых принадлежали к дворянству и верхушке посада. Земский собор принял "Соборное уложение" царя Алексея Михайловича. Оно состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей. Отпе­чатанное тиражом в две тысячи экземпляров, оно явилось первым русским зако­нодательным актом, изданным типографским способом. Соборное уложение рег­ламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения, усиливало ответственность за вы­ступления против царя, бояр, воевод, церкви. Соборное уложение устанавливало бессрочный сыск беглых крестьян и запрещало крестьянские переходы от одного владельца к другому. Это означало юридическое оформление системы крепост­ного права. Крепостнические порядки распространялись на черносошных и двор­цовых крестьян. В городах "белые" слободы включались в посад, теперь все го­родское население должно было нести тягло на государя.

Церковные реформы патриарха Никона

С 1652г. патриарх Никон начинает проводить церковную реформу. С её помощью он хотел укрепить порядок, дисциплину и нравственные устои духовен­ства, установить единообразие церковной службы, унифицировать церковные книги. За образец им были взяты греческие правила и обряды. Реформы вызвали протест со стороны части верующих и духовенства. В русской церкви происходит раскол. Приверженцы старых порядков - старообрядцы (раскольники) - отказыва­лись признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным поряд­кам. Во главе старообрядцев встал протопоп Аввакум. Внешне разногласия меж­ду реформаторами и противниками-старообрядцами сводились к тому, по каким образцам - греческим или русским - унифицировать церковные книги; как следует креститься - двумя или тремя перстами; как совершать крестный ход - по ходу солнца или против хода солнца и т.д. раскол стал одной из форм социального протеста народных масс. Тысячи крестьян и жителей посада бежали на Помор­ский Север, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. Протопоп Аввакум был сослан в Пустозерск и провел 14 лет в земляной тюрьме, после чего был сожжен заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя "огненному крещению" - самосожжению в ответ на приход в мир "Никона-Антихриста".

Внешняя политика

Во внешней политике главной задачей было возвращение потерянных в период польско-литовской интервенции Смоленских, Черниговских и Новгород-Северских земель. Решение этой проблемы обострилось в связи с борьбой укра­инского народа против полонизации и католизации со стороны Польши. Лидером национально-освободительного движения на Украине стал Богдан Хмельницкий. В 1654г. в г. Переяславле состоялась Великая Рада, которая приняла решение о воссоединении Украины с Россией. Украине предоставлялась значительная ав­тономия в составе Русского государства. Речь Посполитая не признала воссо­единения Украины с Россией. Началась русско-польская война (1654-1667). Она ознаменовалась успехом русских и украинских войск. Русские войска заняли Смоленск, Белоруссию, Литву; украинские войска - Люблин, ряд городов в Гали­ции и на Волыни. Однако после смерти Богдана Хмельницкого частая смена гет­манов Украины привела к тому, что Украина переходила то на сторону Польши, то на сторону России. Эти годы на Украине стали временем разорения и усобиц. Изнурительная, затяжная русско-польская война завершилась подписанием Андрусовского перемирия, по которому Россия отказывалась от Белоруссии, но ос­тавляла за собой Смоленск и Левобережную Украину с г. Киевом.

В ходе русско-польской войны Алексей Михайлович проводил боевые дей­ствия против Швеции (1656-1658). Русские войска взяли Динабург, Дерпт, осади­ли Ригу. Но осложнившаяся ситуация на Украине и переход ее на сторону Поль­ши при гетмане И. Выговском, заставили заключить со Швецией мир. Россия воз­вращала завоеванные территории. Балтика оставалась за Швецией. Проблема выхода к Балтийскому морю не была решена.