Вопрос Цицерон и римская проза республиканского периода

Чистякова Н.А., Вулих Н.В., "История Античной литературы" - Л: ЛГУ, 1963 http://greekroman.ru/lib/crit/lithist/06.htm#tema34

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) был старшим современником Лукреция и Катулла. Его блестящая разносторонняя деятельность развертывается в период падения римской республики, последним выдающимся идеологом которой он был.

Цицерон родился близ Арпина в Лациуме. Образование он получил в Риме у греческих учителей. Цицерон готовился к государственной деятельности. В числе его учителей был один из членов сципионовского кружка - престарелый Сцевола. Приверженность идеям этого кружка характерна для Цицерона на протяжении всей его деятельности.

Молодой Цицерон знакомится с греческой философией, слушает находившегося в Риме главу новой Академии Филона, пишет стихотворения, переводит, увлекается ученой александрийской поэзией.

Адвокатская деятельность талантливого оратора началась при Сулле. Он выступил в 80 г. в защиту Секста Росция, ложно обвиненного в убийстве отца. Цицерон не побоялся взять под свою защиту человека, против которого вел интриги любимец могущественного Суллы Хрисогон. Речь вызвала, по-видимому, неудовольствие Суллы, и в 79 г. Цицерон покидает Рим и отправляется на два года в Грецию, Малую Азию и Родос. На Родосе он знакомится с ритором Аполлонием Молоном. Здесь еще жили полисные традиции и процветало красноречие, но ораторы придерживались особого, сдержанного стиля речи. Начавший свою ораторскую деятельность с увлечения азианским стилем, модным в то время, Цицерон возвращается в Рим с новыми требованиями к ораторскому искусству.

После смерти Суллы он постепенно выдвигается и становится крупным государственным деятелем (эдил в 69 г., претор в 66 г. консул в 63 г ). Он выступает с рядом блестящих речей. Особенно содержательными и интересными были его речи против наместника Сицилии Верреса (70 г.) Веррес безжалостно разграбил цветущую провинцию, и Цицерон разоблачает его, а вместе с тем порицает и всю олигархическую верхушку, наживающуюся на разграблении провинций. Хотя Веррес предпочел уйти в добровольное изгнание уже после первой сессии суда, однако Цицерон опубликовал все свои речи. Он нарисовал в них яркую картину римского произвола в управлении провинциями, заклеймил жестокость и невежество Верреса.

Однако очень скоро Цицерон начинает выдвигать лозунг "согласия между социальными прослойками". Этот лозунг он пытается провести в жизнь в бытность свою консулом в 63 г. В это время в Риме вспыхнуло восстание, во главе которого встал разорившийся римский аристократ Каталина. Он объединил вокруг себя обедневших нобилей, деклассированных бедняков и даже представителей зависимых от Рима государств. Цицерон проявляет энергию в подавлении заговора и выступает со знаменитыми речами против Каталины. На некоторое время он становится главой римского государства. Положение его резко ухудшается с приходом к власти Цезаря, Помпея и Красса, заключивших союз (59 г.). Цицерон отказывается поддерживать триумвиров, и враги добиваются его изгнания в 58 г.

Письма, которые он посылает в Рим, свидетельствуют о том, что он понимает, в какой трудный период вступила римская республика. Он находится в состоянии глубокой душевной подавленности.

В 57 г., возвратившись в Рим, Цицерон произносит еще несколько речей, но главные силы отдает теперь занятиям литературным трудом. Он пишет трактаты "Об ораторе" (55 г.), "О государстве" (54 г.).

В 51 г. Цицерон был назначен проконсулом Киликии и вернулся в Рим накануне гражданской войны в 50 г. Во время диктатуры Цезаря он предпочел отойти от государственных дел и продолжать литературные занятия. В это время им был написан ряд философских произведений: "О границах добра и зла", "Тускуланские беседы", "О законах", "О природе богов", "Об обязанностях".

В занятиях философией Цицерон, по собственному признанию, ищет душевного покоя, утешения и жизненной мудрости. Широкая образованность и блестящий литературный талант помогли ему создать интересные произведения, написанные в живой диалогической форме. Он излагал в них основные положения современных ему философских школ: стоиков, эпикурейцев, новой Академии. Подлинные произведения этих философов не дошли до нас, и трактаты Цицерона представляют большую историческую и познавательную ценность.

После убийства Цезаря в 44 г. деятельность Цицерона на короткий период оживляется. Он выступает с целой серией речей против Марка Антония - "Филиппики"73 (14 речей). В этих речах он вновь пытается отстаивать республиканские идеалы и нападает на диктатуру. Однако, когда был заключен второй триумвират (43 г.), Цицерона по требованию Антония внесли в проскрипционный список. Цицерон бежал на свою виллу, но был убит по приказу Антония. Голова Цицерона была выставлена на форуме. Рассказывают, что жена Антония исколола его язык булавками, мстя ему за речи, произнесенные против ее супруга.

В памяти римлян Цицерон надолго остался убежденным республиканцем, трагически погибшим, защищая гражданскую свободу. В одной поэме, созданной в годы правления Октавиана Августа, гибель Цицерона описывалась так:

Тот, кто единой защитой, кто всех угнетенных спасеньем

Некогда был, он - Рима глава, он - советник сената,

Форума слава и блеск, законов наших и права

Голос живой - он умолк, сражен жестоким оружьем.

Мукой истерзанный лик и седины с застывшею кровью,

Пролитой дерзко, и чистые руки, свершившие столько

Славных деяний, - все это попрал победитель надменный,

Воли богов не почтив, не боясь неверного рока.

Нет! Преступленья такого вовеки не смоет Антоний!

(Пер. М. Е Грабарь-Пассек)

Произведения Цицерона были даже запрещены некоторое время в Риме в начале правления Октавиана Августа.

До нас дошли многие сочинения Цицерона: 58 речей, трактаты по риторике и философии, около 800 писем.

Цицерон считался классиком ораторской речи, с его именем связан целый период в развитии латинской прозы. Он обогатил и усовершенствовал латинский язык, придал ему необычайную гибкость и выразительность, звучность и красоту.

Его практическая ораторская деятельность строится на тех же принципах, что и теория ораторского искусства, изложению которой он посвятил свой трактат "Об ораторе".

Оратор для Цицерона - государственный деятель, а не простой адвокат. В систему образования оратора, по его мнению, должна входить вся сумма знаний, необходимых государственному деятелю. Совершенная речь, по Цицерону, - это та, в которой частный вопрос поднимается до уровня общих принципов. Совершенный оратор - человек высокой культуры и обширных знаний.

Этот идеал Цицерон стремится воплотить в своих собственных речах. Его речи разносторонни по содержанию, в них провозглашаются высокие моральные принципы, отвергаются низкие мотивы поведения, клеймятся невежество, жестокость, корыстолюбие. Образцом цицероновского красноречия может служить речь "За поэта Архия" (61 г.). Отстаивая право Архия считаться римским гражданином, Цицерон развивает мысль о том, что поэзия - высокое и благородное искусство, которое судьи должны уважать. Поэзия облагораживает сердца людей, смягчает нравы, доставляет удовольствие. Занятия поэзией необходимы оратору для совершенствования своего мастерства. "Прочие занятия не сопутствуют нам во всякое время, при любом возрасте, во всяком месте; а эти занятия юношество питают, в старости доставляют удовольствие, украшают благоприятные дела, в горе доставляют убежище и утешение, радуют дома, не мешают вне дома, проводят с нами ночи, путешествуют с нами, сопровождают нас в деревню".

Это высказывание Цицерона вдохновило Ломоносова, который писал:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут

и т.д.

При жизни Цицерона в Риме развертывается движение римских ораторов аттикистов. Сторонники этого направления требовали единства стиля, отражающего характер говорящего. Они возражали против пышности азианизма и звали вернуться к простому и сдержанному стилю греческих ораторов аттического периода. Идеалом их был Лисий. Цицерон в своих риторических трактатах возражает аттикистам.

Перед оратором, по мнению Цицерона, стоят три задачи: 1) доказать свои положения, 2) доставить наслаждение слушателям, 3) воздействовать на их волю и заставить принять правильное решение. Каждой из этих задач соответствует свой стиль: доказательству - спокойный, простой, наслаждению - изящный, сдержанный, воздействию на волю - патетический, взволнованный. Римский оратор требует богатства выразительных средств, полноты выражения, максимально широкого развертывания каждой мысли.

Речь самого Цицерона делится на периоды. Период - замкнутый отрезок речи, отдельные части которого симметрично расположены, богаты анафорами, внутренними рифмами, ритмическими концовками. Античная ораторская речь - это своеобразное ритмически организованное произведение с яркими образами, метафорами и сравнениями. Оратор часто драматизирует речь, прибегает к восклицаниям, жестикуляции. Подобно актеру, он играет перед зрителями. Его лицо постоянно меняет выражение, руки его подвижны, все тело участвует в игре.

В руководствах по ораторскому искусству Цицерон подчеркивает, что самым главным и ответственным для оратора является само произнесение речи перед собравшимся народом.

В римской риторической школе вскоре после гибели Цицерона обучение велось по его речам и руководствам, а к речам уже в античности составляли комментарии.

Цицероновское красноречие и сама личность этого выдающегося деятеля привлекли внимание мыслителей и писателей эпохи Возрождения. Его язык и стиль были образцом для новолатинской гуманистической прозы. Деятели европейского просвещения изучали его философские труды. На его трактаты часто ссылаются Вольтер, Дидро и Мабли. Страстное патетическое красноречие эпохи Великой французской революции испытало на себе влияние Цицерона. Его речами зачитывались Мирабо и Робеспьер. Республиканцем, защитником гражданских свобод представлялся Цицерон Радищеву и декабристам.

О трагической судьбе этого государственного деятеля, жизнь, которого протекала в период падения республики, писал Тютчев:

Оратор римский говорил

Средь бурь гражданских и тревоги:

"Я поздно встал и на дороге

Застигнут ночью Рима был".

Деятельностью великого оратора Рима завершается целый период в развитии латинской прозы республиканского периода

С середины I в. до н.э., как уже было сказано, развертывается борьба азианцев с аттикистами - представителями нового направления в ораторском искусстве. Сторонниками аттикизма были: республиканец Юний Брут (убийца Цезаря), сам Юлий Цезарь и друг Катулла, поэт и оратор Лициний Кальв и некоторые другие.

Аттический стиль красноречия оказал известное влияние и на другие жанры римской прозы. Исторические труды Юлия Цезаря и Гая Саллюстия Криспа носят на себе печать этого стиля.

Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н э) является автором двух дошедших до нас произведений - "Записки о Галльской войне" и "Записки о гражданской войне". "Записки о Галльской войне" посвящены войне в Галлии, походам в Германию и Британию. Появление записок было, вероятно, вызвано недовольством римского сената политикой Цезаря в Галлии и стремлением полководца оправдать свои действия. Автор хочет доказать, что руководствовался государственными интересами, был справедлив, смел, великодушен и мудр во время своих военных операций. Цезарь повествует о себе в третьем лице и стремится к максимально объективному тону изложения. Каждая книга посвящена одному году военных действий. В "Записках" сообщается ряд интересных сведений о нравах и обычаях малоизвестных римлянам племен, описываются их приемы боя и оружие. Энгельс в своей книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства", характеризуя родовой строй, использовал произведение Цезаря.

Назвав свое произведение "Записками" ("Commentarii"), Цезарь хотел подчеркнуть, что это не монументальное историческое сочинение, а беглые безыскусственные заметки.

Язык произведения нарочито простой. Цезарь избегает всяких словесных украшений. Цицероновскому принципу "обилия слов" он противопоставляет тщательный словесный отбор, отвергая архаизмы, неологизмы и все грамматические формы, нарушающие принятые языковые нормы.

Цицерон, несмотря на то, что его собственный стиль основывался на других художественных принципах, дал высокую оценку стилистическому мастерству Цезаря: "Цезарь написал также записки о своих деяниях, заслуживающие большой похвалы. Они просты, прямодушны и прелестны и как бы лишены всяких покровов искусственной риторики" ("Брут").

В "Записках о гражданской войне" Цезарь стремится доказать, что гражданские войны в Риме вспыхнули не по его вине, Он изображает себя ревностным защитником римской республики.

Гай Саллюстий Крисп (около 86-35 гг. до н.э.) также принадлежал к аттикистам. Исключенный из сената в 50 г. за распущенность нравов, он пытается найти поддержку у Цезаря и обращается к нему с двумя посланиями. Саллюстий призывает Цезаря возглавить борьбу против римского нобилитета и усилить влияние плебса.

В 46 г. он был назначен проконсулом Африки. Занимая этот пост, он нажил огромные богатства. Разочаровавшись в политике Цезаря, Саллюстий удалился в свою прекрасную виллу и занялся литературным трудом. Плодом этих занятий явились две его исторические монографии: "Заговор Каталины" и "Югуртинская война". В конце жизни он написал "Историю". В этом своем последнем труде (от него дошла лишь малая часть) он изложил историю Рима от смерти Суллы (78 г.) до 67 г.

Саллюстий - глубокий и содержательный писатель. В своих исторических монографиях он пытается изобразить себя бесстрастным летописцем, объективно описывающим исторические события. На самом же деле он с негодованием разоблачает римский нобилитет и выступает против "упадка нравов". Его философские взгляды близки к воззрениям Платона. У Платона римский историк заимствует мысль об исконном дуализме духа и тела, теорию постепенного ухудшения государства и самый образ тирана.

Все изложение "Заговора Каталины" сконцентрировано вокруг центрального героя. Каталина является, по мнению Саллюстия, типичным представителем развращенной римской аристократии и воплощает ее характерные черты. Историк показывает, как постепенно ухудшается римское государство, падает нравственность и подготовляется почва для появления тирана, подобного Каталине. Изложение драматизировано. В повествование вставляются речи и письма действующих лиц. Особое внимание уделено Цезарю и Катону Младшему. Саллюстий пренебрежительнр относится к Цицерону и его деятельности. Выступая в сенате, Цезарь стремится смягчить приговор Каталине и его сторонникам, Катон излагает мысли самого Саллюстия, разоблачая моральное падение римских сенаторов. Саллюстий дает сравнительную характеристику двух государственных деятелей Рима, отдавая предпочтение моральной стойкости и неподкупности Катона. В Цезаре к этому времени он уже разочаровался. Писатель создает яркие образы героев, рисуя их внешность, манеру держаться, поведение.

В монографии, посвященной Югуртинской войне, историк ставит перед собой задачу показать несостоятельность римского нобилитета во время войны с нумидийским царем Югуртой (111-106 гг.). Югурта легко подкупает римских нобилей и убеждается в их продажности и развращенности. Африканский вождь с презрением восклицает: "О, продажный город, который скоро погибнет, если найдет покупателя" (гл. 35, 10). Героем Саллюстия является Марий - представитель римской демократии, честный, твердый, неподкупный.

Обеим монографиям предпосланы вступления, в которых Саллюстий говорит о вечном дуализме тела и духа, свойственном природе человека. Только победа духа над телом позволяет человеку подняться над случайностями и стать свободным и сильным.

Саллюстий находится под влиянием Фукидида. Его привлекает сжатый, меткий язык великого греческого историка. Речь Саллюстия также необычайно лаконична. Он часто опускает связующие звенья в предложениях, выбрасывает союзы, вводит архаизмы, которые должны придать его речи торжественность и строгость древнего латинского языка, на котором писали в лучшие времена римской республики.

В своей "Истории" Саллюстий пытается показать, что в Риме рано начались распри между плебсом и нобилитетом. Мрачно настроенный автор видит в этом проявление дурной природы человека, толкающей его на преступления.

Историография принадлежала в античности к жанру художественной литературы. Историк всегда наставлял и поучал читателей и на исторических примерах стремился преподать уроки нравственности и житейской мудрости. Эти черты свойственны и историческим трудам Саллюстия.

Третьим видом греческой прозы античные ученые назвали ораторскую прозу, или красноречие. Весь уклад жизни Греции способствовал тому, что в любом полисе, особенно демократическом, всегда имелись аудитория и ораторы, готовые выступить перед слушателями. Греки очень ценили живую, устную речь, и даже чтение для себя было неизменно чтением вслух. В Афинах слово "оратор" обозначало политического деятеля, и первым великим греческим оратором был Перикл, которого шутливо называли "громовержцем" и "олимпийцем".

Уже в V в. появляются первые теоретические сочинения об ораторском искусстве. Родиной науки о красноречии греки считали Сицилию, где Коракс и его ученик Тисий составили первое руководство по судебным речам.

По содержанию и обстановке произнесения речи делились на три группы: а) политическое красноречие, б) судебное и в) эпидиктическое, или торжественное. Каждый тип речи создавался в определенных правилах риторики, науки об ораторской речи.

Самым распространенным видом красноречия в Афинах было судебное, связанное с особенностями античного судопроизводства, в котором не допускалось представительство сторон, и тяжущиеся должны были выступать сами, отстаивая свои интересы, а решение выносили присяжные.

Очень популярной, но негласной была в Афинах профессия логографов, то есть опытных в судопроизводстве и риторике людей, которые по заказу писали речи выступающим в суде. Такие речи составлялись по определенной схеме. Вступление было рассчитано на то, чтобы завоевать симпатии судей, затем излагалась суть дела, справедливость требований выступающего подтверждалась в части, которая называлась аргументацией, заключение содержало последнее личное обращение к судьям. Знаменитым мастером судебного красноречия был Лисий. Стр 52

Комбинированный учебно-методический комплекс

для гуманитарных факультетов высших учебных заведений

http://www.brsu.by/page/filologiya