Новый этап в развитии французского Просвещения

Новым этапом в развитии французского Просвещения 18 в. была деятельность Жан-Жака Руссо (1712–1778),идеолога революционной мелкой буржуазии. Его идеи, выраженные в произведениях «О причинах неравенства», «Об общественном договоре, или Принципы политического права» и др., оказали впоследствии, в период Великой французской революции 1789–1794 гг., значительное влияние на якобинцев, провозгласивших Руссо своим идейным предшественником. В сочинении «О причинах неравенства» Руссо обосновывает правомерность народного восстания, имеющего целью ниспровержение деспотического строя. Руссо стоит за частную собственность, более равномерно распределенную, с исключением крайностей богатства и бедности.

Задача объяснить природу из нее самой и рассматривать человека как часть природы привлекала умы виднейших французских мыслителей эпохи Просвещения. В соответствии с успехами естественных наук они дальше развили учение материалистов 17 в. Материя первична, она несотворима, неуничтожима и является единственной реальностью, основой многообразия всего существующего. Сознание рассматривается как продукт материи, одно из свойств ее, присущее высокоразвитым организмам.

Французские просветители-материалисты

Выдающимися французскими мыслителями-материалистами были: Дени Дидро (1713–1784), врач Жюльен Офре, Ламетри (1709–1751), Поль Гольбах (1723–1789), Клод Андриан Гельвеций (1715–1771).Расцвет деятельности французских материалистов относится к 50–60–м гг. 18 в. и тесно связан с изданием «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», которая стала идейным средоточием всего лагеря просветителей.

Монтескье о роли закона в организации общественно-политической жизни.

Монтескье

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - представитель

философии французского Просвещения. Он происходил из

дворянского гасконского рода. Получив классическое и

юридическое образование, был на различных должностях в

судебных учреждениях, что дало ему возможность изучить

юридическую практику Франции того времени. Затем

отходит от всего этого и посвящает себя изучению

естественных и общественных наук. Первый его

литературный опыт - роман "Персидские письма" (1721) -

имел огромный успех. В нем он подверг критике феодально-

абсолютистский режим. Основной работой Монтескье по

праву считается произведение "О духе законов" (1747). Еще

он написал "Рассуждение о причина величия и падения

римлян" (1734).

В своей социальной философии Монтескье

рассматривает причины существования разных форм

общества, полагая, что для того, чтобы снять ту или иную

форму общественного развития, необходимо почитать то

законодательство, которое существует в данном обществе.

Монтескье различал два типа законов, существующих

в обществе:

1) "естественные", которые определяются

биологическими, природными характеристиками человека и

выражают его отношения к природе я к другим людям, но,

так сказать, во внеобщественном состоянии;

2) социальные законы. Монтескье определяет законы, в обширнейшем значении, как необходимые отношения, вытекающие из природы вещей[2].В этом смысле все существа имеют свои законы: Бог, физическая природа, разумные создания, животные, человек. Так как невозможно предполагать, что разумные существа произошли от слепого случая, то надо признать разум первоначальный. Законами будут называться отношения этого разума к различным существам и отношения последних между собой. Эти отношения постоянны: везде в разнообразии проявляется единство и в изменениях постоянство. Различие физической природы и разумных существ, в этом отношении, заключается в том, что первая следует законам неизменным, вторые же, будучи одарены свободой, а вместе с тем и способностью впадать в ошибки вследствие своей ограниченности, могут отклоняться от своих законов. Поэтому человек, который как физическое существо следует неизменным законам природы, как существо разумное беспрерывно нарушает законы, положенные Богом и установленные им самим. Чтобы удержать его от ошибок, Бог дал ему закон откровенный; философы наставляют его посредством законов нравственных; законодатели напоминают ему о его обязанности посредством законов гражданских.

Принципиальная же новизна правового мышления Монтескье заключается в использовании им системного метода исследования. Он рассматривает законы во взаимодействии с другими элеме



 

нта­ми окружающей среды: "Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа". Все эти факторы представляют собой цепь, звенья которой нераз­рывно связаны между собой. Поэтому, считает Монтескье, усиле­ние значения одного может происходить лишь за счет ослабления значения другого: "Чем более усиливается в народе действие од­ной из этих причин, тем более ослабляется действие прочих". Сле­дуя такому представлению, логично предположить, что законы мо­гут стать важным элементом в жизни общества. Монтескье, как и все другие просветители, возлагал огромные надежды именно на разумные законы как гарантии человеческой свободы.

Свобода, считал Монтескье, может быть обеспечена лишь зако­нами: "Свобода есть право делать все, что дозволено законами". Но не всякие законы способны обеспечить свободу, а лишь те, которые принимаются народным представительством, действующим регу­лярно: "Свободы не было бы и в том случае, если бы законодательное собрание не собиралось в течение значительного промежутка времени...".

Человеческая свобода, по мнению Монтескье, прежде всего за­висит от уголовного и налогового законодательства. "Свобода поли­тическая, - писал Монтескье, - заключается в нашей безопасно­сти или, по крайней мере, в нашей уверенности, что мы в безопас­ности". Этого добиться можно лишь при условии справедливости уголовных и уголовно-процессуальных законов: "Законы, допуска­ющие гибель человека на основании показаний одного только сви­детеля, пагубны для свободы. Разум требует двух свидетелей, по­тому что свидетель, который утверждает, и обвиняемый, который отрицает, уравновешивают друг друга, и нужно третье лицо для решения дела". Безусловная зависимость для Монтескье существует также между человеческой свободой и налоговым законодатель­ством: "Подушный налог более свойствен рабству, налог на това­ры - свободе, потому что он не столь непосредственно затрагивает личность налогоплательщика".

Законы, от которых зависит человеческая свобода, принимают­ся государственной властью. Однако, считает Монтескье, эту власть осуществляют люди и по опыту веков хорошо известно, что "вся­кий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею". Чтобы избежать злоупотребления властью, необходимо ее распре­делить между разными органами: "Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при ко­тором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг дру­га". Монтескье разработал Теорию разделения властей, Опираясь на существующий государственный строй Англии, увиденный соб­ственными глазами.