Социально-экономическое и политическое развитие России в ХYII веке. Новые тенденции в экономике. Сословно-представительная монархия и укрепление абсолютизма. Церковный раскол

В ХYII веке в сельском хозяйстве продолжали господствовать феодальные отношения. Более 80 % крестьян были частновладельческими, большинство феодалов средними и мелкими землевладельцами. Вовлечение сельского хозяйства в товарно-денежные отношения вело к усилению эксплуатации крестьян. Основной доход помещикам приносили барщинные и оброчные повинности. В черноземном районе барщина достигала 2-4 дней в неделю, в нечерноземном преобладал денежный оброк. Крестьяне платили и государственные подати.

Росли города. В связи с ростом рыночных связей в них усиливалось мелкое товарное производство. Дальнейшее развитие общественного разделения труда и внутреннего рынка создавало предпосылки для появления в России первых мануфактур. Они возникали в районах, где было развито мелкотоварное производство. Мануфактуры создавались в металлургическом, стекольном, текстильном производстве.

Процесс общественного разделения труда приводил к хозяйственной специализации районов страны. На этой основе уже с конца ХYI века стали складываться областные рынки. В ХYII веке происходило дальнейшее развитие и расширение связей между ними. Большую роль в торговом обороте играли ежегодные ярмарки в крупнейших городах России и Сибири. Вместе с развитием рынка все большую роль начинал играть торговый капитал. Развитие товарно-денежных отношений и рост внутренней и внешней торговли толкали наиболее крупные феодальные хозяйства на путь предпринимательской деятельности.

Россия торговала с Англией, Голландией, Польшей, германскими государствами, странами Востока. Вывозила преимущественно продукцию сельского хозяйства. Новоторговый устав 1667 года защищал права русских купцов на внутреннем рынке.

Расширение торговых связей, возрастающая роль торгового капитала знаменовали начало длительного складывания всероссийского рынка.

При Михаиле Романове (1613 – 1645) верховная власть была восстановлена в форме сословно-представительной монархии, опиравшейся на Боярскую Думу и Земские соборы. Первые 10 лет царствования Михаила Земские соборы заседали непрерывно, решая важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Огромную роль при нем играли его родственники : мать, а затем вернувшийся из польского плена отец, ставший митрополитом.

Главной задачей представителей новой династии стало восстановление экономики. Это было сделано на путях усиления крепостного права. Срок сыска беглых крестьян был увеличен до 9, а затем до 10 лет.

Война с Польшей не позволила России вернуть утраченные после «смуты» земли.

При Алексее Михайловиче (1645 – 1676) значительно усилился налоговый гнет, что было следствием роста аппарата власти и активной внешней политики. Это вызвало многочисленные народные восстания («соляной бунт» в Москве, восстания в Новгороде, Воронеже, Курске, Пскове, «медный бунт»). Наивысшего размаха достигло крестьянское движение (война под предводительством Степана Разина). Все это дало повод историкам назвать ХYII век «бунташным».

При первых Романовых значение Земских соборов постепенно падало, они стали созываться все реже. Последний Земский собор был созван в 1653 году для решения вопроса о воссоединении Украины с Россией (1654). Сословно-представительная монархия уступала место абсолютизму.

Земский собор 1649 года принял новый свод законов «Соборное уложение». Оно укрепляло централизованное государственное управление и самодержавную власть царя, оформляло крепостническую зависимость крестьянства. Вводилась смертная казнь за преступления против царя и церкви. Отменялись «урочные лета» : беглых крестьян теперь можно было сыскивать без срока. Крестьянин, его семья и имущество становились собственностью феодала.

На пути абсолютной монархии стояли некоторые пережитки феодальной раздробленности, в частности, притязания православной церкви на приоритет духовной власти над светской. Падению значения церкви и ее более полному подчинению государственной власти способствовал церковный раскол, который стал следствием церковной реформы патриарха Никона 50-60-х годов ХYII века. Реформа вызывалась необходимостью ликвидировать различия в церковных обрядах в России и на Украине, а также разночтения в церковных книгах, что давало повод для возникновения ересей. Но многие представители церкви негативно восприняли реформу, что положило начало расколу. Проповеди «старолюбцев» находили отклик в различных слоях народа, поэтому церковный раскол – это сложное социальное движение.