История становления конфликтологии как науки

Еще в древности мыслители признавали не войну и борьбу, а мир и согласие. Китайский философ Лао-цзы (579- 499 гг. до н. э.) видел необходимость для человека соблюдать спокойствие. Ян (свет­лое), инь (темное) - главные первоначала мира - не столько яв­ляются противоположностями, борющимися между собой, сколь­ко факторами гармонии Единого.

Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (535-475 гг. до н. э.) видел источник конфликтов в противоречивой сущности мира. «Вой­на - отец всему», - учил он.

Именно на категориях противоречия и борьбы строятся зачат­ки диалектики у Гераклита. Согласно диалектике противоречие неотделимо от многообразия элементов единого целого. Оно есть отношение между этими элементами целого. Категория борьбы кон­кретизирует характер взаимоотношений противоположных элемен­тов целого. Борьба также подразумевает момент сосуществования этих элементов, и это обеспечивает целостность процесса.

В эпоху Средневековья, несмотря на господство христианства, основанного на высоких нравственных идеалах, сама религия постоянно оказывалась в состоянии конфронтации с целым ря­дом светских и религиозных учений. Августин, разработавший кон­цепцию «теодицеи» («оправдание Бога»), утверждал, что зло (со­ответственно, такие бедствия, как войны, болезни и т.д.) происходит не от Бога. Зло не имеет самостоятельной субстанциальной приро­ды, оно есть лишь недостаток или отсутствие добра. Последнее про­исходит от человека, от его свободной воли.

В эпоху Нового времени над природой конфликтов задумыва­лись Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, К. Маркс и др.

Так, английский философ Томас Гоббс (1588-1679) в работе «Левиафан» негативно оценивал человеческую природу. Человек по природе - существо эгоистическое, завистливое и ленивое. Не­случайно на заре своего существования общество находилось в состоянии «войны всех против всех». Когда оно стало невыноси­мо для человека, боявшегося за свою жизнь, люди заключили до­говор и создали государство, которое избавило бы их от вражды.

Французский философ-просветитель Жан-Жак Руссо (1712-1778) полагал, что человек по природе добр и миролюбив. Источником конфликтов являются пороки в самой социальной организации, заблуждения и предрассудки людей, а также (что немаловажно) частная собственность.

Немецкий экономист и социолог Карл Маркс (1818-1883) определял конфликты как свойство всех уровней социальной жизни. Вся история обществ есть история борьбы классов. В коммунисти­ческом обществе, основанном на общественной собственности, по его мнению, будут отсутствовать противоречия и конфликты. Причина последних в борьбе за собственность на средства производства.

До конца XIX в. конфликты рассматривались лишь в самом общем виде через призму философских категорий: противоречие, борьба, добро, зло и т.д. При описании конфликтов рассматрива­лись лишь их отдельные виды: экономический, политический и др. Не существовало также и самостоятельной теории конфликта, а значит, и конфликтологии как науки, которая складывается лишь к середине XX в. Ее возникновение было результатом достижений социологии и психологии.

В социологии теория социального конфликта складывается в конце XIX - начале XX вв. в работах Макса Вебера (1864-1920) и Георга Зиммеля (1858-1918). Они полагали, что конфликт - неотъемлемая часть общественного бытия человека. По М. Веберу, общество - совокупность статусных групп. Следовательно, их интересы расходятся и возникают социальные конфликты. И как явление они в принципе неустранимы. Но иногда интересы людей совпадают, что является основой для консенсуса.

Г. Зиммель полагал, что наличие в обществе множества эгоисти­ческих групп не разъединяет людей: возможность пересечения груп­повых интересов локализует конфликты. Последние, однако, не­устранимы, но представляют собой необходимое универсальное свойство социальной реальности. Зиммель также вводит в науч­ный оборот термин «социология конфликта».

Некоторые положения Зиммеля и Вебера были развиты в XX в. немецким социологом Ральфом Дарендорфом (1929 г.р.) и амери­канским социологом Льюисом Козером (1913 г.р.).

Дарендорф видит понятие конфликта как фундаментальную категорию социологии вообще. Конфликт для него-это естествен­ное состояние общества. Социальной патологией является, скорее, отсутствие конфликтов. Они являются одним из источников изме­нения и сохранения порожденных ими социальных изменений. В основе конфликта лежат политические противоречия: противо­стояние социальных групп вызвано излишней концентрацией вла­сти в руках одних и недостатком ее у других.

Л. Козер в работе «Функции социального конфликта» (1956) усматривает позитивную роль конфликтного взаимодействия в обществе. Конфликты обусловлены дефицитом ресурсов - власт­ных, материальных, статусных и т.д. - поэтому неустранимы.

В тоталитарном обществе конфликты носят разрушительный характер. В демократическом они разрешаются, как правило, конст­руктивно, путем консенсуса.

Американские социологи Толкотт Парсонс (1902-1979) и Эл­тон Мэйо (1880-1949) видели в конфликте социальную аномалию, своего рода патологию, которую надо привести к норме. Нормой они считали бесконфликтность, гармоничное состояние социаль­ной системы, в которой социальная напряженность снимается. Э. Мэйо видел социальную норму в «социальном равновесии», «состоянии сотрудничества».

Окончательное оформление конфликтология приобретает в ра­ботах американского социолога Кеннета Боулдинга. В «Конфликте и защите» (1963) он формулирует общую теорию конфликтного взаи­модействия и принципы исследования социальных конфликтов. Он исходил из понимания конфликтов как естественного аспекта пове­дения людей. Существует единый, универсальный источник конф­ликта, заключающийся в несовместимости потребностей сторон при ограниченных возможностях их удовлетворения.

Конфликтология развивалась также и в рамках психологиче­ского подхода: наряду с социологией появилась психология конф­ликта. Последняя ориентировалась на анализе внутри- и межлич­ностных противоречий.

Так, австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал конфликт, изначально присущий человеческой психике, сознатель­ным и бессознательным с инстинктивными влечениями и мораль­ными требованиями общества. Данная дисгармония служит источ­ником социальных конфликтов.

Карл Юнг (1875-1961)предложил классификацию характеров лю­дей. В ее основу он положил критерий различий по способу разреше­ния ими внутренних конфликтов. Согласно его классификации люди делятся на два основных психотипа: интроверты (обращенные внутрь себя люди, им присуща замкнутость, созерцательность) и экстравер­ты (в мышлении и поведении открыты для влияния).

Американский психолог Эрик Берн (1902-1970) разработал ме­тод трансактного анализа. Он считал, что всех людей можно разде­лить по трем основным типам согласно состоянию, которое доми­нирует в их психике: «ребенок», «родитель» и «взрослый». Относящиеся к первому типу склонны к эмоциональному, спонтан­ному поведению; «родители» любят поучать, отличаются стереотип­ным мышлением; «взрослые» - прагматичны, рассудочны. Конф­ликты возникают, когда сталкиваются люди с однотипной психикой.

Таким образом, основные предпосылки для возникновения конф­ликтологии как науки возникли в недрах таких социальных и гумани­тарных наук, как философия, социология и психология.