Тоталитарный режим, его основные признаки

Под тоталитарным режимом понимается такой политический режим, основу которого составляет жесткая диктатура, характеризующаяся полным контролем государства за жизнью общества. Огосударствляется не только общественная, но, в значительной степени и частная жизнь граждан, власть стремится жестко регламентировать все стороны жизни людей. Известно, что в гитлеровской Германии издавались специальные инструкции, запрещающие отваривать солдатам очищенный картофель в течение всего года, кроме весны, полагалось готовить его только «в мундире», дабы сохранить все полезные вещества. Строго регламентировались и семейные отношения. Каждый истинный ариец был обязан и в браке и вне брака, по возможности, «подарить фюреру ребенка».

«Тоталитарный» в переводе с итальянского языка означает «целостный», «единый». Впервые этот термин появился в начале 20-х годов нашего столетия для характеристики политического режима Бенито Муссолини, пришедшего к власти в Италии в 1923 году. Подобным режимам присуща особая идеология – фашизм, национал-социализм. Она принимает характер единственной и общеобязательной. Тоталитаризм стремится к однообразию, унификации всей жизни людей. (В 30-х годах в Германии стал популярен лозунг «Одна страна, один народ, один вождь». В стране действует одна партия, которая монополизирует власть. Её функции выходят далеко за пределы политического руководства общественной жизнью. Она фактически сращивается с государством. Вместо закона торжествует насилие, прикрываемо красивыми словами о светлом будущем. Общество милитаризуется, ему навязывается образ военного лагеря, крепости, окруженной со всех сторон «врагами». «Враги» не только вне крепости, они и внутри. Каждый, даже твой близкий родственник может оказаться «врагом нации» или класса. Атмосфера подозрительности, недоверия, а главное страха, слежки всех за всеми является важнейшим духовным оплотом режима. Люди, которые по своему происхождению, по своим взглядам отвергали тоталитарную идеологию или просто скептически воспринимали ее догматы, становились вне закона и вне общества.

Одно из существеннейших противоречий тоталитаризма заключается в том, что, стремясь охватить все и вся , он исключает определенный круг людей из своей сферы. Уничтожая их физически, превращая в лагерную пыль, отправляя в печи крематориев, система капитулирует перед этими людьми, расписывается в неспособности включить их в свою орбиту.

При всей своей мнимой монолитности, целостности, мощи тоталитарный режим уязвим и недолговечен. Он омертвлен и не способен к восприятию нового, лишен динамизма, развития. Он отторгает от себя мыслящую часть общества, способную создавать, генерировать идеи. Малейшая трещина – и здание рухнет, похоронив под обломками своих создателей.

Тоталитаризм во многом парадоксален. Он питается идеями величия и могущества нации, класса, государства. Ему присущ и исторический оптимизм, вера в светлое будущее. Да, сегодня тяжело и трудно, но трудимся мы во имя грядущих поколений, чтобы им, жителям этого «далёка», уже не пришлось испытывать трудности. Тоталитарные вожди умело манипулируют патриотическими чувствами людей, фальсифицируют историю, ловко и умело «промывают мозги» Тоталитаризм циничен, но за его мнимым человеколюбием скрывается антигуманизм.

Подобные режимы могут быть весьма эффективны. Сталинская индустриализация вывела СССР на первое место в мире по целому ряду показателей (производство чугуна, добыча угля и тд.) Но за счет чего? За счет сверхконцентрации и напряжения сил народа, вымирания деревни, многомиллионной армии узников ГУЛАГа. Да и сам этот прорыв был подобен лучу. В поле этого луча – тяжелая и военная промышленность и, как результат, искажение структуры экономики – наследие, которое мы не можем преодолеть до сих пор.

В современном мире с его быстроразвивающейся техникой и технологией, в мире, в котором с калейдоскопической скоростью нарастают объёмы информации по всем проблемам жизни людей и государств, тоталитаризм неэффективен. Он переживает эпоху заката. В прошлом остались и фашистская диктатура дуче Муссолини, и военно-фашистский режим каудильо Франко в Испании, и гитлеровский национал-социализм, и сталинизм.

Задумаемся над тем, что составляет опору тоталитаризма? Это слепая вера, страх, забитость и подчиненность народа. В его умственной и душевной темноте, отсутствии элементарного уважения граждан к самому себе и к ближним, в восприятии себя народом как «народишка», «людишек», в отсутствии современных знаний и информации черпают свои силы тоталитарные диктатуры. Поистине «сон разума рождает чудовищ». Смерть же тоталитаризма – в свободной человеческой мысли.

Авторитарный режим

Ааторитарный режим (от латинского слова «аукторитас», что означает «личная власть», «власть-авторитет») – это государственное устройство, основу которого составляет сильная личная власть. Важным отличительным признаком авторитаризма является его опора на традиции, обычаи, сложившиеся на том или ином обществе. Авторитарность правления обычно связывается со сложными, переломными моментами в истории страны. Современный российский политолог Г.Белов отмечает: «Деятельность авторитарных лидеров обусловлена двумя мотивами: необходимостью противостояния тому, что воспринимается как распад, разложение и удержания того, что важно для сохранения общества, власти; и осознанием необходимости каких-либо изменений, прорывов по принципу «так дальше жить нельзя».

Государственная власть в авторитарной модели также стремиться к тому, чтобы контролировать жизнь граждан наиболее полно, хотя и не всеобъемлюще, как при тоталитаризме. Вмешательство в частную жизнь подданных практиковали русские цари и императоры. Петр 1 приказал брить бороды боярам, всем повелел носить европейское платье, «пить кофий и ходить на ассамблеи», на которых и мужчинам и женщинам следовало «принимать спиртное до пьяна». Железной рукою вырывая Русь из «средневековой азиатской отсталости», Петр 1 приписывал крестьян к заводам, многократно увеличивал подати, иные государственные повинности, крепостнический гнет. Авториторизму свойственно не верить в силы народа, преувеличивая мобилизирующую роль государственной силы. Подобные режимы зачастую опираются на армию.

Авторитарный режим вмешивается в политический процесс, чтобы преодолеть длительный кризис. В результате такого вмешательства вся власть концентрируется в руках какого-либо лидера или группы людей (например, военной хунты).

Сущность авторитаризма сложна. Он во многом вбирает в себя признаки тоталитаризма, но в то же время сочетает в себе и элементы демократии.

Авторитарные режимы, как правило, не ставят своей задачей (подобно тоталитаризму) полное переустройство существующих порядков во имя некой мифической высокой цели, например, построения коммунизма. Напротив, они хотят сохранить определенные традиции. Авторитаризм не стремится охватить своим контролем все общество целиком, его вниманием отмечены лишь отдельные сферы. Для авторитаризма важно отвлечь народ от активной политической борьбы.

Иногда подобный режим идет на сохранение парламентов, многопартийности. Социальной базой авторитаризма является традиционно сложившееся деление общества на сословия, слои, этнические группы. Ему не нужно превращать весь народ в однородные безликие массы, а толпу, управляемую путем воздействия на инстинкты. Напротив, лавирование между сложившимися группами, их обычаями, интересами, а не обезличивание позволяет упрочиться авторитарному режиму. Этому режиму не нужна и единственная огосударствленная партия. Функцию управления обществом осуществляет само государство. Террор имеет избирательный характер и направлен на запугивание оппозиции, а не на ее полное искоренение.

Специфика авторитаризма и тоталитаризма XX века в их переходном характере: они переходят в демократии. У тоталитаризма этот путь длиннее: от всеобщего экономического и социально-политического кризиса сначала к авторитаризму, а затем к демократии.

Как в отношении форм правления и государственного устройства, так и в отношении политических режимов народы не приговорены отныне и до веку жить в условиях одного и того же политического режима. Происходит их непрерывная эволюция: от авторитаризма к демократии, от демократии молодой – к демократии зрелой, могут быть и попятные процессы: от демократии – к авторитаризму и тоталитаризму. Смена политического режима отражает ритм исторического развития. Сегодня мы можем наблюдать, как в подавляющем большинстве стран и регионов мира утверждаются ценности демократии. Но кто знает, станем ли мы свидетелями падения последних бастионов тоталитаризма и авторитаризма? Этот вопрос и ответ на него во многом зависят от нас самих как граждан.


Местное самоуправление

Механизм современного государства призван выполнять многоаспектные задачи, которые сводятся к обеспечению гармоничного развития общества и охраны его интересов, защите прав и свобод граждан, достижению стабильности внутри страны и на международной арене.

Изучая вопросы организации власти и управления в стране, не возможно, не обратить внимание, на вопросы организации местного самоуправления.

В современной России в соответствии со ст. 12 Конституции признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление - в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление способствует осуществлению демократических идеалов и ценностей, а также призвано обеспечить потребности населения в различного рода услугах в жилищной, социально-культурной и иных сферах местной жизни. Его основной задачей является обеспечение участия населения в решении местных дел.

Местное самоуправление способствует приближению власти к народу, созданию минимально бюрократизированного механизма управления обществом. Это предполагает активность населения, осознание гражданами своей ответственности за управление местными делами. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Система реального местного самоуправления в России только начинает складываться. В каждом субъекте федерации порядок образования, структура и деятельность органов местного самоуправления имеют свои специфические особенности. Однако можно сделать ряд важных общих выводов.

Во-первых, территория местного самоуправления включает в себя городские и сельские поселения (город, район в городе, село, деревня, станица, усадьба и т. д.).

Во-вторых, на этих территориях местное самоуправление реализуется в следующих основных формах: местные референдумы; выборы органов местного самоуправления (мэров городов, глав сельских администраций, городских дум, собраний и т. п.); собрания и сходы граждан; деятельность органов местного самоуправления: представительных и исполнительных.

В-третьих, органы местного самоуправления решают следующие вопросы:

- социально-экономическое развитие территории;

- муниципальное образование и здравоохранение;

- охрана общественного порядка;

- обеспечение пожарной безопасности;

- управление муниципальной собственностью;

- содержание муниципальных дорог и транспорта;

- организация торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

- социальная поддержка населения;

- поддержание муниципальных средств массовой информации и многие другие.

В-четвертых, местное самоуправление должно иметь достаточную для реализации своих задач материальную и финансовую базу. Она создается из средств, получаемых в виде налога: на землю, на имущество физических лиц, с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, с различных продаж; курортного сбора и т. д.


Политическая культура

Политическая культура - комплекс типичных образцов поведения и ценностных ориентаций в политике; передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп; исторически сложившаяся устойчивая совокупность форм политической деятельности, определяемых знаниями, убеждениями, чувствами, оценками, ориентациями, традициями, обычаями, нормами.

Можно говорить о четырех элементах, составляющих политическую культуру:

ЗНАНИЯ (политической терминологии, основных законов и закономерность, элементарных сведений, владение важной информацией о текущих событиях),

УМЕНИЯ (анализировать политические речи, воззвания, разбираться в программах партий и политической рекламе, владеть ораторским искусством),

НАВЫКИ (автоматическое соблюдение определенных ритуалов и действий)

ЦЕННОСТИ (важные политические ориентации, принципы и идеалы, отношение к политике в целом).

Под политической культурой в первую очередь понимаются взаимоотношения государства и граждан. Здесь могут действовать и различные объединения людей - нации, политические объединения, малые социальные группы.

Все они в той или иной мере несут в себе следующие элементы:

Формы политической деятельности - способы выражения своих взглядов. Они могут быть и законными (санкционированные митинги и демонстрации, участие в выборах и референдумах и т.п.) и незаконными (террористические акты, агрессивные войны, политические убийства и т.п.)

Стереотипы - образцы политического поведения в той или иной ситуации, могут быть активными и пассивными, индивидуальными и коллективными. Например, в России в случае серьезных злоупотреблений властей практически никогда, как на Западе, не обращаются в суд, а предпочитают прибегать к забастовкам, голодовкам, блокированию путей сообщения.

Политические знания - теории, концепции, идеи, принципы, представления об устройстве властных структур, законодательных основаниях их деятельности, правах и обязанностях граждан, альтернативах различных политических решений, доступ к информации о происходящих политических событиях.

Идеалы - оценочные мнения о том, как должна осуществляться государственная власть. Одни могут придерживаться коммунистических идеалов, другие - либеральных (или идеалов свободы), третьи - националистических.

Ценности - внутренние привязанности, политические ориентиры, представление о наиболее важных целях и задачах. Среди них можно назвать - терпимость к различным мнениям (или наоборот установление общего взгляда на общественное развитие), равенство граждан (или привилегированности отдельных слоев), поиск компромиссов (или бескомпромиссность), патриотизм и т.д.

Все перечисленные выше элементы политической культуры переплетаются в каждом отдельном человеке или в группах людей, составляя различные типы, которые мы и рассмотрим ниже.

А. Патриархальная(могут быть и другие названия - традиционалистская или). Ее основным составляющим является отсутствие интереса граждан к политике. Данная позиция преобладает в отстающих в политическом развитии странах и регионах, где человек ограничивает свою деятельность местными делами.

Б. Подданническая. Характеризуется сильной ориентацией на официальные институты и низким уровнем самостоятельной активности граждан. Человек либо положительно либо отрицательно относится к правительству, не готов к активному взаимодействию с властью и подчиняется ей в силу традиции или страха. Государства, где вся полнота власти принадлежит одному человеку или небольшой группе лиц, стараются формировать у населения именно такой тип культуры.

В. Активистская (иногда встречаются такие названия как культура участия или гражданская). Важнейшей характеристикой является заинтересованность граждан в политике и их реальное политическое участие.