Понятие и характерные черты тоталитарного политического режима

Земцова Елизавета Сергеевна

Научный руководитель

доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат юридических наук

Кузьмин Игорь Александрович

Дата защиты: «___» _________2016 г.

Оценка ___________________

Члены комиссии:

Иванов А. И.

Иванов В. Г.

Иванов В. И.

Иркутск –2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1 Название. 5

1.1 Название. 5

1.2 Название. 7

1.3 Название. 8

1.4 Название. 10

Глава 2 Название. 12

2.1 Название. 12

2.2 Название. 14

2.3 Название. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 18

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 20


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Степень разработанности темы

Цель работы

Задачи исследования

Объект исследования

Предмет исследования

Методы исследования

Структура работы

Глава 1 Общая характеристика тоталитарного и авторитарного политических режимов

Понятие и характерные черты тоталитарного политического режима

Термин тоталитаризм в современном мире используется для характеристики содержания не только государственного политического режима, но и других общественных явлений. Этот термин настолько получил свое распространение, что зачастую его применяют как в научной литературе, так и в обыденной речи. Однако именно в юридической науки тоталитаризм приковывает к себе внимание больше всего, рассматривается в качестве политического режима и является предметом различных диспутов между исследователями в области права по поводу понимания этого термина.

Одни авторы включают в тоталитаризм понятие - тотальность, потому что эти два термина происходят от латинского слова totalis, что означает «весь, цельный, полный». Например, Ю.Н. Давыдов говорит о том, что «тоталитарный тип господства отличается от всех иных, включая авторитарный, тотальным, то есть всеобъемлющим, характером подавления индивида, абсолютным угнетением его личности». Другие авторы считают, что тоталитаризм выражается в неограниченной власти группы лиц, правящей партии, лидера над всем обществом, которая официально закреплена нормами права ,установленных самим государством. Но следует отметить, что подвластное население не сможет воспользоваться этими правовыми нормами для защиты своих прав из-за отсутствия их в законодательстве. Так К.В. Арановский говорит о тоталитарном режиме «как о системе монопольно сконцентрированной власти, объем и предел которой общество не способно контролировать правовыми средствами, а отдельные лица не могут легально оспаривать применение власти, когда они нуждаются в защите своих интересов». Похожее определение тоталитарного режима высказывает И.А. Ильин , подчеркивая то ,что тоталитаризм - это «политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизни граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования». Кроме того, британские ученые считают, что тоталитарный политический режим существует только в теории, и указывают на то, что такое явление всего лишь «абстракция, под которую не подходит ни одно реальное государство». Но, по нашему мнению, такое определение некорректно, так как многовековой исторический опыт показывает совершенно обратную ситуацию. Также можно предположить, что тоталитаризм- это своеобразная государственная религия, потому что пропагандисты тоталитарной идеологии требуют, чтобы народ относился к ней как к нечто возвышенному и святому. Например, «даже внешняя атрибутика, придающая сходство с религией, не может не бросаться в глаза: портреты-"иконы" вождей на самом видном месте в комнате или квартире (чаще это именно «красный угол» куда раньше ставили иконы)».

Официально феномен тоталитаризм зародился и получил свое распространение в ХХ веке, когда лидер Национальной фашистской партии Дж. Муссолини в 1925 году в парламенте настаивал на установление тоталитарного режима в Италии. Примерно в то же время тоталитаризм начинает охватывать, Австрию, Германию, Россию и другие страны. Но тоталитарный политический режим не мог возникнуть на пустом месте, он формировался постепенно под воздействием различных факторов. В современном мире можно встретить множество концепций генезиса тоталитаризма, и одна из них принадлежит известному австрийскому экономисту Фридриху Августу фон Хайеку, который поэтапно показал формирование этого явления в своей книге «Путь к рабству», написанной в 1944 году. Фридрих Хайек утверждал, что именно социалистические воззрения, взгляды положили начало к развитию тоталитарного политического режима.

Первым этапом генезиса тоталитаризма, который выделяет Хайек, является отказ от либерализма и замена его «демократическим социализмом». Либерализм в Германии был недолгим и не получил такого развития, как, например, в Англии, но все же достиг значительного расцвета в сфере промышленности, экономики с помощью таких известных либералов, как Иммануил Кант, Вильгельм фон Гумболдьт, Карл фон Роттек и других. Однако прогресс оказался в то время незначительным, так как Веймарская республика переживала тяжелый кризис после Первой мировой войны, и он «воспринимался уже не как результат политики свободы, а как нечто само собою разумеющееся», поэтому в Германии началась пропаганда «демократического социализма», которую вела Национал-социалистическая немецкая рабочая партия для того, чтобы прийти к власти. Но на самом деле демократия и социализм - несовместимые понятия, ведь в первую очередь, под социализмом предполагается отказ от экономической свободы, от индивидуализма и единомыслия (именно это уже было предпосылкой создания тоталитарного государства), но это было необходимо, чтобы оказать влияние на людей, убедить их в том, что социализм приведет к улучшению жизни всех слоев населения. Немецкие пропагандисты целенаправленно трактовали социализм, как свободу, социальную защищенность, ограничение социального угнетения, всеобщее благоденствие, внушали, что не будет разделение на бедных и богатых, что только «если власть принадлежит воле большинства, то это оградит от произвола». Но это всего лишь иллюзия, утопия. Даже такие мыслители ХІХ века, как де Токвиль и лорд Эктон, утверждали, что социализм сначала ведет к уничтожению либерализма, а затем постепенно преобразуется в рабство.

Следующий этап заключается в создании централизованного экономического планирования, которое в дальнейшем приведет к тотальному контролю над всей жизнью людей. Фридрих Хайек в «Дороге к рабству» приводит цитату американского экономиста Стюарта Чейза, которая заключается в том, что «может существовать политическая демократия во всем, что не касается экономической жизни". Но Хаейк утверждает, что это высказывание ошибочно, потому что экономическая сфера оказывает влияние на другие общественные сферы и, если правительство лишает нас свободы экономического выбора, то впоследствии оно лишает нас и других свобод. Решающим шагом для подчинения экономки государству в Германии было введение закона 1934 года "Об упорядочении национального труда", в соответствии с которым предприниматель становился не просто хозяином и руководителем производства, но и его фюрером. Рабочие таким образом обязывались абсолютно подчиняться и хранить верность ему. Лозунгом тоталитарной экономики Германии, стали слова Германа Геринга: «Пушки вместо масла», которые означали, что приоритетом в производстве были не нужды населения, а нужды государства.

Кроме того, в «Дороге к рабству» Фридрих Август фон Хайек утверждает, что «социализм можно осуществить на практике только с помощью методов, отвергаемых большинством социалистов», именно поэтому зачастую к власти приходят худшие представители народа. К таким методам относится отказ от каких-либо нравственных ценностей, то есть люди должны быть безжалостными, должны забыть о демократических идеалах и стремится только к осуществлению общественных целей. Но не все люди готовы пойти на отказ от духовных ценностей, поэтому партия, группа людей или диктатор стремятся отобрать людей с низким моральным и интеллектуальным уровнем, людей, являющимися легковерными и эмоциональными, потому что они легче подаются влиянию и убеждению, чем образованные люди, которые имеют противоположные взгляды и от которых «труднее ждать единодушия по поводу любой конкретной системы ценностей». Ведь для индивидуалиста выражение «цель оправдывает средства» является несоответствующим его моральным нормам, а для коллективиста оно является главным принципом, который необходим в создании «общего блага». Также людей легче объединить на основе негативной программы, например, ненависти к общему врагу. Так, общим врагом в Третьем Рейхе были евреи, а в СССР - буржуазия.

Таким образом, основываясь на работе Хайека, можно сказать, что социалистические государства, которые ориентированы на коллективные ценности, например, общество и государство, рано или поздно в своем развитии приходят к стадии тоталитарного государства, которое, возможно, оправдано в кризисных ситуациях, но в долгосрочной перспективе неэффективно. Однако такая концепция не является универсальной, так в настоящее время существуют социалистические государства, которые так и не пришли к тоталитарному политическому режиму, и ярким примером является Корейская Народно-Демократическая Республика.

Кроме того, на основе этой концепции можно выделить следующие черты тоталитарного политического режима: жёсткий контроль за всеми сферами общества, установление командно-административного типа экономики, применение насилия, отвержение всякого инакомыслия и т. д. Но насчет особенностей тоталитаризма ученые тоже не пришли к единому мнению.

Помимо вышеперечисленных черт тоталитарного политического режима, К. Фридрих и З. Бжезинский выделяют и другие особенности: 1) наличие в стране определенной идеологии, целью которой является объединение людей для создания нового мира; однако такая идеология навязывается обществу и сопровождается насилием, т.е. происходит индоктринация, например, с использованием средств массовой информации; 2) установление полицейского режима, связанного с террором; ( Можно упомянуть о сталинских репрсессиях 3) полное ограничение прав и свобод человека и гражданина - государственные цели ставились превыше общественных.

Название

Текст[1].

Название

Текст[2].

Название

Текст[3].

Текст[4].

Глава 2 Название

Название

Текст[5].

Название

Текст

Название

Текст

ЗАКЛЮЧЕНИЕ