Понятие и основные концептуальные подходы в исследовании общественного мнения в политике

Общественное мнение - есть своеобразный способ существования и проявления массового сознания, посредством которого выражается духовное или духовно-практическое отношение народного большинства к актуальным для него фактам, событиям, явлениям и процессам действительности.

1. Древность

не используя самого понятия рассуждали.

Софисты:общественное мнение сливается с государством, со всей системой общественной власти.

Сократ: противопоставлял народному самоуправлению аристократическое правление людей мудрых и знающих. Эта идея получила развитие в трудах Платона, где, в частности, обосновывалось положение о том, что мнение мудрых истиннее, чем мнение большинства.

Аристотель: предоставить им участвовать в совещательной и судебной власти.

Во времена классического феодализма появился термин «общественное мнение» (public opinion). Считается, что впервые он был употреблен английским писателем и государственным деятелем XII в. Д. Солсбери для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны.

Н. Макиавелли «Государь» - в сущности подошел к многозначной политической интерпретации общественного мнения. Он видел в народе «большую силу», мощную опору. Рекомендации государю по изучению мнений и настроений.

В новое время осмыслению феномена общественного мнения способствовало творчество английских философов-материалистов Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка. В частности, Т. Гоббс рассматривал мнения как отражение определенных социальных потребностей, действия людей обусловлены их мнениями и что в хорошем управлении мнениями состоит хорошее управление действиями людей, ведущее к установлению среди них мира и согласия.

Ж.-Ж. Руссо, деятельность правительства он ставил в зависимость от суждений народа.

Г. Гегель (1770-1831) «Философия права» - субъект общественного мнения народ, а не монарх (который может быть только выразителем народного мнения).

Ж. Г. Тард «Общественное мнение и толпа». Общественность рассматривается как совокупность людей, потребляющих одну и ту же информацию и вырабатывающих во многом совпадающие мнения и оценки, то есть общественное мнение - мнение общности, группы людей, основанное на принятии либо отрицании одинаково поданой и эмоционально окрашенной информации

В.М. Хвостов «Общественное мнение и политические партии» (1906) общественные суждения связаны с интересами классов и социальных групп, с активной ролью политических партий в жизни общества. При этом возможности социально-классовых, политических общностей воздействовать на формирование общественного мнения он выводил из их «социального веса». Хвостов выделял особую роль широких слоев народа в создании общественного мнения, выступал против попыток ограничить, а то и свести к нулю воздействие общественного мнения на политические процессы и власть.

Алексис де Токвиль. “Демократия в Америке” он увидел и описал тот политический механизм, в котором общественное мнение собственно и есть власть. Он пишет: “Массе нет никакой надобности прибегать к силе законов, чтобы подчинить себе тех, кто думает иначе”.

Марксистская школа. Именно там фигурировало понятие «общественное сознание». Общественное мнение – качественное, устоявшееся. Общественное сознание – ВСЕ сознание в общем. Общественное сознание – некое единство, отличное от специализированного сознания.

Уледов – первая в России книга по общественному мнению «Общ. мнение в советском обществе» (1963). Была школа Уледова. Монистическая концепция. Общественное мнение обладает единством. Это такое состояние сознания, которое является единым. Общественное сознание: классовое, единое, монистичное, цельное.

Грушин Б.А. «Мнение о мире и мир мнений» - полемизирует с Уледовым и создает свою школу – плюральную. Мнение не может быть единым в классовом обществе. Существует мнение отдельных общностей: их сумма и есть общественное мнение.

Горшков А.К. – соединяет и тот, и другой подходы. Динамическая концепция – общественное мнение очень динамично. Общественное мнение входит на уровни восприятия как компонент политического сознания. Поэтому оно может быть ложным или истинным. Но оно всегда динамично. Оно целостно лишь на уровне эмоционального восприятия. Это – один из системных компонентов политической системы. «Как только по какому-либо вопросу возникает индивидуальное мнение, возникает и общественное». Общественное мнение представляет собой специфическое духовное явление, которое вырастает из определенных характеристик массового сознания, приобретая новые черты мнения, сгруппировавшегося вокруг определенного интереса или системы интересов.

Массовое сознание – это нерациональное сознание, которое обращается в большей степени к эмоциям (но рациональное там обязательно присутствует) – Горшков: « … в целом, в общественном мнении соотношение элементов обыденного и научно-теоретического сознания складывается в пользу первого». Это – структурный элемент политического сознания. Это – инструмент влияния на принятие политических решений.