Внешняя политика России на современном этапе

Российская Федерация объявила себя на международной арене преемницей СССР. Россия осталась ядерной державой, сохранившей свое влияние на принятие международных решений мирового масштаба.

В то же время в 1990-е гг. ее внешнеполитический курс подвергся значительной корректировке. Среди внешнеполитических приоритетов Российская Федерация выделила, прежде всего, интеграцию в мировую экономическую систему, укрепление позиций на территории бывшего СССР, плодотворное сотрудничество с государствами бывшего СССР.

Распад СССР повлек за собой обострение отношений между бывшими союзными республиками, ставшими самостоятельными государствами. В значительной мере разногласия объяснялись пограничными и имущественными спорами. Важную роль в решении внешнеполитических вопросов сыграл заключенный в Ташкенте в мае 1992 г. договор о коллективной безопасности между Арменией, Казахстаном, Россией, Узбекистаном, Таджикистаном, Туркменией. В 1993 г. к этому договору присоединились Азербайджан, Белоруссия, Грузия. Таким образом, на современном этапе самой важной для России внешнеполитической задачей является укрепление отношений со странами ближнего зарубежья.

В феврале 1992 г. Россия и США подписали Декларацию об окончании "холодной войны", в которой было сделано программное заявление о том, что оба государства отныне не рассматривают друг друга в качестве противников. Заявление о том, что США никогда не будет угрожать безопасности СССР, сделал президент США Джордж Буш. В апреле 1992 г. Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк, позднее в ВТО.

Новый договор между Россией и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2) был подписан в 1993 году, он предусматривает сокращение ядерных арсеналов России и США на две трети к 2003 году.

В 1994 году Россия присоединилась к программе «Партнерство во имя мира», предложенной НАТО.

В 1994 году Россия дополнила как политический партнер «семерку» ведущих стран Запада.

В 1994 году ядерные ракеты России и США были перенацелены на ненаселенные объекты Земли. Украина отказалась от обладания ядерным оружием в этом же году, подписав договор с Россией при посредничестве США.

В 1994 году завершился вывод советских войск из Германии.

В Совет Европы Россия была принята в январе 1996 года.

В апреле 1996 г. в Москве состоялось подписание договора об образовании Сообщества России и Белоруссии. Спустя год это сообщество было преобразовано в Союз двух государств. В 1999 г. был подписан договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, который стал важным шагом в сближении двух государств.

В июне 1997 г. лидеры стран "большой семерки" приняли решение о создании "большой восьмерки", включив в ее состав Россию. В мае 1997 г. в Париже был подписан договор между Россией и странами - членами НАТО об особом партнерстве. В 2001 г. в Москве возобновило свою деятельность представительство НАТО. Россия поддержала действия США в Афганистане, направленные на борьбу с терроризмом. И ныне продолжаются антитеррористические мероприятия в субъекте Российской Федерации - Чеченской Республике.

В новом тысячелетии российское руководство усилило внимание к укреплению отношений со странами Дальневосточного региона.

Тема 12. КУЛЬТУРА РОССИИ. 20 ВЕК.

Начало 20 века

"Серебряный век" русской культуры. Два потока: традиции, идущие от XIX в. (А.П.Чехов, М.Бунин), В.Г.Короленко, М.Горький - на первое место выдвигалась общественная функция культуры. И другое направление – активный поиск нетрадиционных форм в живописи, литературе, театре, не носивший политического характера (поэзия А.А.Блока, В.А.Брюсова, театральные постановки В.Э.Мейерхольда). Русская культура «серебряного века» испытала влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства эклектизма. Большим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления поэта «Серебряного века», возглавлявшего Ассоциацию эгофутуристов И. Северянина. Выдающимися певцами эпохи «Серебряного века» были: Ф.И.Шаляпин, А.В.Нежданова, Л.В.Собинов). Русская балетная школа «Серебряного века» дала миру таких артистов, как А.Павлова, Т.Карсавина и В.Нижинский.

В начале ХХ века возникло объединение художников, отстаивавших идею "чистого искусства" и издававших журнал "Мир искусства". Идеологом этого течения был А.Н. Бенуа.

С конца XIX столетия все более усиливается интерес к народному искусству, русскому фольклору. Усилиями энтузиастов и меценатов (Тенишев М.) создаются художественно-культурные центры по возрождению народных промыслов, в моду входит изучение истории иконописи.

Характерной чертой культуры начала XX века стало появление и быстрое распространение городской массовой культуры. Успех нового вида зрелища - кинематографа. В 1911 году был снят первый русский полнометражный фильм «Оборона Севастополя».

В сфере гуманитарных наук происходит перелом. В российских университетах начинают активно проводиться исторические, философские, экономические и правовые исследования. Самым ярким явлением становится зарождение русской религиозно-философской мысли, принесшей мировую славу русской философии. В 1901 г. в Петербурге было основано русское религиозно-философское общество, а в 1902 г. вышел в свет религиозно-философский сборник "Проблемы идеализма". Все большую известность приобретали философы: Бердяев Н., Булгаков С., Трубецкие, Струве П.

Русская историческая школа завоевала мировое признание (исследования Шахматова А. по истории русского летописания, Струве и Ольденбург работали в области мировой истории).

Открывались новые технические институты. В сфере фундаментальных наук учеными мирового уровня были: физик П.Н.Лебедев, математики и механики Н.Е.Жуковский и П.Л.Чебышев, химики Н.Д.Зеленский и А.И.Каблуков.

Росла сеть образовательных учреждений. Государственные ассигнования на школу увеличились с 1902 по 1912 г. вдвое. Уже с начала века деятелями просвещения ставился вопрос о введении обязательного начального обучения. В 1908 г. такой закон, открывавший путь к всеобщей грамотности населения, был принят.

Основы современной гидро- и аэродинамики заложил Н.Е.Жуковский.

Мировую известность Вернадский приобрел своими энциклопедическими трудами, послужившими основой новых научных направлений в геохимии, биохимии и радиогеологии. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере (сфере разума) положило начало современной экологии.

Флагманский корабль «Петропавловск», на котором, кроме команды, находились командующий Тихоокеанским флотом С.О. Макаров и известный художник – баталист В.В.Верещагин, затонул в результате неумелых действий команды.

Рынок справочных изданий («Вся Москва», «Весь Петербург») в начале ХХ века контролировал один издатель - А.С. Суворин.

В начале ХХ века положение Русской Православной церкви определялось законами, принятыми еще при Петре I. После восстановления патриаршества в 1917 году главой русской Православной церкви стал митрополит Тихон. С 1926 года – Сергий.

В начале ХХ века ежедневно принимал множество стекавшихся в Оптину пустынь людей пользовавшийся российской известностью старец Вассиан.

Е годы

Духовная культура нэповской поры была зеркальным отражением того, что происходило в экономике и социальной сфере.

В феврале 1922 г. реализуется Декрет о конфискации всех церковных ценностей, происходит ограбление церкви, тысячи священнослужителей казнены.

По фальшивому обвинению "Петроградской боевой организации" были уничтожены видные российские ученые, профессора Тихвинский, Таганцев, крупнейший русский поэт Гумилев.

Осенью 1922 г. начинается полоса высылок за границу.

"Философский пароход". Среди высланных были: философы Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, С.Булгаков, социолог П.Сорокин.

Художественная культура одновременно продолжала традиции серебряного века и переживала последствия идеологических прививок. В 1925 г. коммунистическое руководство провозгласило, что оно допускает некоторую свободу творчества. В 1925 году создается Союз воинствующих безбожников и организуется массовый журнал «Безбожник». Советскую власть сравнивал с редиской (снаружи красная, а внутри белая) автор сборника статей «Смена вех» Н.В. Устрялов.

В России действовали разнообразные художественные объединения: от крайне догматичных, коммунистических (РАПП - Российская ассоциация пролетарских писателей) до демонстративно аполитичных ("Серапионовы братья").

Е гг.

Установился "большой стиль" в культуре. Основные черты: пышность, демонстративный оптимизм, использование внешне реалистических форм и их обязательность в художественной жизни. "Большой стиль", искусственно сконструированный исходя из политических потребностей, оказывал существенное воздействие на мироощущение многих людей.

С начала 30-х гг. наблюдаются первые признаки возврата к внешне традиционному в культуре.

Начинается пересмотр отношения к истории. История России представляется сплошной цепью побед.

"Большой стиль" ярко проявился в запечатленных хроникой массовых шествиях, празднествах, спортивных парадах. Важнейшую роль стал играть кинематограф (кинофильмы "Светлый путь", "Волга-Волга", "Свинарка и пастух").

Новый союз писателей играл роль как эстетического, так и идейного цензора. Стала формироваться "советская художественная интеллигенция", целиком в материальном плане зависевшая от коммунистической партии и государства, структурированная по иерархическому принципу. Живопись и скульптура также жестко контролировались. В архитектуре прекратились модернистские или конструктивистские поиски и начал возрождаться неоклассицизм.

Гг.

23 июня 1941 г. на экстренном заседании президиум АН СССР призвал ученых мобилизовать все силы на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. С началом ВОВ советская наука лишь изменила мирную направленность своих работ. В кратчайшие сроки были открыты и освоены месторождения бокситов на Южном Урале, вольфрамовые, молибденовые, медные, марганцевые залежи в Казахстане, большие запасы нефти в Татарии. Были получены новые марки высококачественной стали, предложены новые технологии в военной промышленности. Громадный рост выпуска патронов был обеспечен благодаря применению станков-автоматов, сконструированных коллективом Института автоматики и телемеханики АН СССР. В 1941 г. противник применил электромагнитные мины. Группа виднейших ученых во главе с А.В.Александровым и И.В.Курчатовым создала принципиально новые методы размагничивания боевых кораблей, что сохранило флот. Крупные проблемы решали ученые-медики (внедрение техники переливания крови и получения сухой плазмы, создание препаратов, способных быстрее заживлять раны и т.д.). В мае 1942 года состоялся первый испытательный полет советского реактивного самолета конструкции В.Ф. Болховитинова.

Условия войны по-новому высветили роль научных и научно-технических организаций. Свободу получили находившиеся в ГУЛАГе крупные создатели новой авиационной техники А.Н.Туполев, Н.Н.Поликарпов и П.О.Сухой.

Характерной чертой культуры становится углубление интереса к национальному классическому наследию. Обрели новый смысл стихи А.С.Пушкина, романы Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, музыка М.И.Глинки, П.И.Чайковского.

Настоящий подъем переживала поэзия. (стихотворение К.Симонова "Жди меня", поэзия А.Т.Твардовского о Василии Теркине).

В дни блокады Ленинграда Д.Д.Шостакович создает гениальную седьмую симфонию. Патриотическую оперу "Война и мир" пишет С.С.Прокофьев.

Большой размах приняла концертная деятельность музыкантов и артистов на фронтах и в тылу. В концертах участвовали певцы Русланова Л.А., Утесов Л.О В.М.Молотов., Шульженко К.И. и др.

Начало 1950-х

Жесткий идеологический пресс, в основе которого лежали догматические представления о роли культуры, прежде всего художественной, оказывал давление на все стороны духовной жизни общества. Сталин самым пристальным образом следил за новинками публицистической, художественной литературы. С 1944 г. на обработке художественной интеллигенции сосредоточился А.Жданов. На местах руководящие идеологические работники стремились чутко улавливать мнение верхов, проводить в жизнь их вкусы, указания.

Официальные установки требовали от искусства воспевать "пафос восстановления", подчеркивать исключительно позитивные явления общественного развития. Подвергались резкой критике А.Фадеев за начальный вариант романа "Молодая гвардия", М.Исаковский за стихотворение "Враги сожгли родную хату", А.Платонов был лишен возможности жить литературным трудом, шли гонения на А.Ахматову, М.Зощенко. Снова начались нападки на формалистов в музыке, среди которых главными были названы Д.Д.Шостакович и А.А.Прокофьев. Исполнительница русских народных песен Л.А.Русланова была репрессирована.

В это время развернулась борьба с "космополитизмом". Космополитом мог быть объявлен любой человек, интересующийся западной литературой, музыкой, живописью. Это привело к изоляции от многих достижений культуры мира. В стремлении изолировать граждан Союза от заграницы руководство по инициативе И.В.Сталина приняло в 1947 г. решение запретить браки с иностранцами.

В то же время сохранялись такие культурные центры, как Большой, Малый и Художественный театры в Москве, Кировский - в Ленинграде.

В этот период наметились первые признаки возрождения свободомыслия в науке. Ученые: С.И.Вавилов, П.Л.Капица.

После ареста накануне войны и затем гибели С.И.Вавилова ведущее положение в биологии заняли Т.Д.Лысенко и его последователи. С августа 1948 г. начались гонения на генетиков.

История как наука находилась под полным и безраздельным влиянием "Краткого курса истории ВКП(б)" и призвана была оправдать существующий порядок

Конец 1950-х-начало 1960-х гг.

Противоречивые тенденции. Общий подход к культурной сфере отличался прежним стремлением поставить ее на службу административно-командной идеологии. Большое влияние на культуру оказывал лично Н.С.Хрущев.

Реформа в школе. Срок обучения был увеличен до 11 лет, а с 9 класса учащиеся должны были осваивать производственные специальности.

Важную роль в духовной жизни сыграло некоторое раскрепощение в исторической науке. Постепенно наблюдался отход от догм краткого курса истории ВКП(б), пересмотр роли И.В.Сталина в истории Советского государства.

В художественной жизни постепенно выделились определенные течения, проявлялись позиции различных групп интеллигенции. Постоянно рос престиж журнала "Новый мир", возглавляемого А.Твардовским, ориентировавшим свое внимание на реалистическую прозу. Его постоянным оппонентом был журнал "Октябрь", который возглавлял прозаик и публицист В.Кочетов, не одобрявший многие антисталинские процессы. "Юность", главным редактором которой был В.Катаев, а затем Б.Полевой, предоставляла страницы молодым авторам с их "исповедальной литературой", описывающей метания молодого поколения.

Самым драматичным событием этого периода стало гонение на Б.Пастернака. В 1958 г. он был удостоен Нобелевской премии за "Доктора Живаго", в связи с чем был исключен из Союза писателей.

Контроль партийного аппарата за деятельностью художественной интеллигенции усиливался.