Значение происхождения права для юридической науки. Основные теории происхождения права

При рассмотрении различных теорий (учений) о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1)исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил ученый (субъект правопонимания);

2)результат правопонимания всегда зависит от философских, нравственных, религиозных, идеологических позиций субъекта;

3)что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления, т.е. его принципы исодержание);

4)устойчивость и долголетие концепции (учения).

Теологические взгляды на сущность права.Зависимость теологических взглядов от вида и типа религии. Христианские представления о сущности права (православные, католические, протестантские). Теологические теории происхождения и сущности права отражены еще в законах Ману, Хаммурапи. В средневековье - яркий представитель Фома Аквинский. В соответствии с его концепцией государство и право представляет собой продукт божественной воли. Соответственно необходимость подчинения гос-ву и праву вытекает из их божественного происхождения. В современных условиях - идеологи исламской и католической религии (Маритен, Мерсье и др.). Суть теологических теорий: право (законы) - высшая справедливость, дарованная Богом, предназначение права - защищать бедных, сирых, слабых от богатых, сильных (Хаммурапи), дабы последние «не изжарили на вертеле» первых (Ману). Соблюдение законов - «обязанность», «долг», «священный долг» монарха и его поданных.

Естественная школа права.Свое логическое завершение идеи этой школы получили в 17- 18 вв. Деление права на естественное и волеустановленное (положительное). Необходимость соответствия позитивного права, устанавливаемого государством, праву естественному, выражающему требования человеческого разума, коренящегося в природе человека, его свободе, высшей справедливости, общечеловеческих ценностях в объективном порядке, т.е отождествление права и морали Разграничение понятий «право» и «закон», отождествление права и морали. (Т. Гоббс, Д. Локк, А. Н. Радищев).

Историческая школа права.Логическое завершение идеи этой школы получили в конце XVIII - начале XIX вв. Суть данной теории: независимость права от сознания и воли людей, спонтанное формирование права, отражение в нем духа народа, нации. Право - это, прежде всего, правовые обычаи, то есть исторически сложившиеся правила поведения. Представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражение никакие естественние права человека (Г. Гуго, Г. Пухта, К. Ф. Савиньи). Нормативистская школа права.Наиболее завершенная форма идеи этой школы права получена в XX в. Право представляется как иерархическаясистема норм в виде пирамиды, наверху которой находится главная (конституционная) норма, обладающая наивысшей юридической силой. В основании пирамиды находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые должны подчиняться основной норме. Юридическая наука должна изучать право в чистом виде, вне связи с политическими, социально- экономическими и другими сущими оценками (Г. Келъзен).

Психологическая школа права. Идеи этой школы оформились в XX в. Право - результат особых психических переживаний человека, его правовых эмоций. Психика - фактор, определяющий развитие общества, в том числе мораль, право, государство. Понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности - правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, то есть представляют чувство правомочия на что-то(атрибутивная норма) и чувство обязанности сделать что-то (императивная норма). Все правовые переживания делятся на два вида - переживания позитивного (установленного государством), и интуитивного (личного, автономного) права. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как действительное право (JI.И. Петражицкий, М. А. Рейснер, Э. Росс).

Социологическая школа права зародилась в середине XIX в. Право следует искать не в нормах права или психике человека, а в его реальной жизни, в реализации законов. Право рассматривается как совокупность норм и решений судебных и административных органов, определяющих заслуживающие защиты интересы. Право - совокупность социальных и юридических норм, юридической практики и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Формируют такое живое право, прежде всего, судьи. В процессе юридической деятельности, они «наполняют» законы правом, вынося соответствующее решение и выступая в этом случае субъектами правотворчества. Представители (Г. Паунд, Д. Фрэнкс, Е. Эрлих, С. Муромцев, Жени и др.) разделяют право и закон, т.е. право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов, если закон находится в сфере должного, то право в сфере сущего.