Механизмы и эффекты межличностной перцепции

Познание другого человека сопровождается эмоциональной оценкой этого человека, попыткой понять поступки, спрогнозировать изменения в поведении и смоделировать собственное поведение. Поскольку к этому процессу привлечены как минимум два человека, и каждый является активным субъектом, то в построении стратегии взаимодействия каждому необходимо учитывать не только потребности, мотивы другого, но и то, как другой понимает потребности и мотивы партнера.

Прежде всего, это происходит с помощью такого механизма , как идентификация (от лат. Identicus - тождественный) , который в социальной психологии выражает тот факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему.

Это понятие имеет неоднозначное толкование. Его трактуют как:

  • процесс отождествления (уподобления) себя с другим индивидом или группой, в основе которого лежит эмоциональный связь;
  • получение, усвоение ценностей, ролей, моральных качеств другого человека, особенно родителей;
  • копирование субъектом мыслей, чувств или действий другого человека, который является моделью, и др.

Идентификация -

это способ понимания другого человека через осознанное или неосознанное отождествление его с собой, попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и к себе, поставив себя на его место.

Эмпатия

Следующим механизмом, который тесно связан с идентификацией, эмпатия , т.е. стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого сопереживать, сочувствовать.

Эмпатия -

чрезвычайно сложное, многогранное понятие, которое означает: постижение эмоциональных состояний другого человека; психический процесс, который дает возможность понять чужие переживания (эмпатия как механизм познания); действие индивида, что помогает ему особым образом построить общение (эмпатия как особый вид внимания к другому человеку); способность, свойство индивида, его способность проникать в психическое состояние другого человека, с которым вступает в контакт (эмпатия как характеристика человека, т.е. эмпатичность).

Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает при поразительной схожести людей между собой, а также в приобретении жизненного опыта. Доказано, что чем выше является эмпатия , тем краше человек способен представить себе, как одно и то же событие восприниматься разными людьми, и тем больше он допускает право на существование различных взглядов.

В психологической литературе приводятся характеристики индивида, способного к эмпатии :

  • проявляет терпимость к выражениям эмоций другим человеком;
  • способный глубоко вникать в субъективный внутренний мир своего собеседника, не раскрывая при этом собственного настроения и мира;
  • готов адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека с целью достижения еще большего понимания того, что с ним происходит.

В определенных признаках механизм эмпатии подобный механизму идентификации, ведь имеется способность поставить себя на место другого, посмотреть на вещи с его точки зрения. Но это не предполагает отождествление себя с тем человеком. Таким образом, когда человек отождествляет себя с кем-то, то это означает, что он строит свое поведение так, как и этот другой.

Вместе с тем, если человек проявляет к другому человеку эмпатию, то он просто принимает во внимание линию его поведения. При этом собственное поведение может строиться совершенно иначе.

Эмпатичность , способность к эмпатичному вниманию может рассматриваться как одна из важнейших профессиональных качеств психолога, педагога, врача, руководителя. К. Роджерс, описывая эмпатичное внимание (слушание), охарактеризовал этот феномен как особое отношение к партнеру, которое основано на соединении идентификации и эмпатии. От идентификации в нем - включение в другого человека, соединение душ, что дает возможность достичь глубины и открытости контакта.

Однако такое « погружение » в другого имеет негативные последствия для ситуации оказания помощи, так как психолог может быть « связан » трудностями собеседника, может « заболеть » его проблемой. Для оказания действенной помощи есть второй аспект эмпатичного внимания - отстранение от актуального состояния партнера, « вненахождение ».

В совокупности эти два фактора обеспечивают создание ситуации оказания помощи человеку психологом. Итак эмпатия проявляется в повседневной жизни и всегда связана с определенной ситуацией. И если она не реализуется в достаточной мере, то возникают нарушения в межличностных отношениях.

Выделяют адекватные и неадекватные эмпатичные переживания относительно переживаний объекта эмпатии. Например, одни люди радуются чужому горю, а другие - нет.

Также различают эмпатии:

  • эмоциональную, которая основана на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;
  • когнитивную, базирующейся на интеллектуальных процессах;
  • предикативную которая проявляется как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Важными формами эмпатии является сопереживание, то есть переживания индивидом тех же эмоциональных состояний, чувств, которые испытывает другой, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание неудач другого безотносительно к собственному состоянию.

Эгоцентризм

Процесс межличностного познания людьми друг друга осложняется явлением эгоцентризма (от лат. ego - я и centrum - центр круга), то есть сосредоточенности индивида только на собственных интересах и переживаниях, что приводит к неспособности личности понять другого человека как субъекта и личность, отличную от нее.

В исследованиях выделяют такие разновидности эгоцентризма:

  • познавательный (проявляется в процессах восприятия и мышления);
  • моральный (характеризуется неспособностью к пониманию причин поступков других людей) ;
  • коммуникативный (показывает неуважение к смысловым понятиям партнеров по общению.

Осознание субъектом того, как его воспринимают и оценивают другие индивиды или сообщества, называется в социальной психологии рефлексией (от лат. reflexio - изгиб, отображение).

Иначе говоря, рефлексия - это внутреннее представление о том, что думают обо мне люди, с которыми вступаю в контакт. То есть, этот важный момент социального познания означает и познание другого через то, что он (как мне покажется) думает обо мне, и познание себя через то, что думает обо мне другой. И чем шире круг общения, чем больше разных представлений о том, как человек воспринимается другими, тем больше индивид знает о себе и о людях, которые его окружают.

Стереотип

Стереотип является одним из важных механизмов межличностного познания и означает процесс формирования впечатления о человеке, который воспринимается, на основе выработанных стереотипов.

Термин « социальный стереотип » был введен В. Липманом (1922) для обозначения представлений, связанных с ложью и неточностью. Зачастую формирование устойчивых образов социального объекта (человека, группы, события, явления и т.д.) происходит незаметно для самого индивида.

Возможно, именно из-за недостаточной осмысленности стереотипы так прочно закрепляются в форме устойчивых эталонов и имеют власть над людьми. Стереотип состоит в условиях недостаточной информации или является результатом обобщения собственного опыта личности, к которому прилагаются сведения, полученные из книг, кинофильмов, высказываний других людей.

Стереотип позволяет быстро и часто, достаточно надежно упрощать, оформлять в определенные категории и эталоны социальное окружение человека, делать его понятным, а следовательно, и прогнозируемым. Вообще такие операции, как селекция, ограничение, категоризация большого количества социальной информации, формируют когнитивную основу стереотипизации.

Мотивационную же основу этого механизма составляют процессы оценочной поляризации в пользу своей группы, дающие индивиду чувство принадлежности и защищенности.

Стереотип выполняет ряд функций, одни из которых реализуются на индивидуальном уровне, а другие - на групповом:

  • селекция социальной информации;
  • создание и поддержка позитивного « я - образа »;
  • формирование и поддержка групповой идеологии, которая объясняет и оправдывает поведение группы;
  • создание и поддержание положительного « мы - образа ».

Стереотипы - регуляторы социальных отношений, их отличает экономия мышления, своеобразная « защита », то есть оправдания собственного поведения, удовлетворения агрессивных тенденций, способ выхода группового напряжения, устойчивость.

Ученые отмечают, что последний признак (устойчивость) имеет относительный характер. В лонгитюдных исследованиях обнаружен эффект « затухания », движения в направлении большей схематизации и абстракции.

Классификация стереотипов

Есть несколько классификаций стереотипов. Согласно одной из них (В. Панферов), стереотипы делятся на три класса: антропологические, социальные, этнонациональные.

Вторая классификация (А. Реан) предлагает выделить следующие группы социально-перцептивных стереотипов:

  • антропологические (проявляются в том случае , если оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от ее антропологических признаков, т.е. от особенностей физического облика);
  • этнонациональные (проявляются тогда, когда психологическая оценка человека опосредована ее принадлежностью к той или иной нации, расе, этнической группе);
  • социально-статусные (заключаются в зависимости оценки личностных качеств индивида от его социального статуса);
  • социально-ролевые (проявляются в подчиненности оценки личностных качеств индивида его социальной роли, ролевым функциям);
  • экспрессивно-эстетические (определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека: чем более привлекательной кажется внешность человека, тем более позитивными личностными чертами ее наделяют);
  • вербально-поведенческие (связанные с зависимостью оценки личности от внешних особенностей - языка, мимики, пантомимики и др.).

Известны и другие классификации, согласно которым выделяют профессиональные (персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала), физиогномические (в основу положена связь черты внешности и личности), этнические и другие стереотипы.

Наиболее исследованными и изученными являются национальные стереотипы. Они фиксируют отношения между этническими группами, являются частью самосознания и менталитета нации, имеют ярко выраженную связь с национальным характером. Возникающих в условиях ограниченной информации об объекте восприятия, стереотипы могут оказаться ошибочными и выполнять консервативную, иногда даже реакционную роль , формируя неправильные представления о людях и деформирующий процесс межличностного понимания и взаимодействия.

Именно поэтому определение истинности или ошибочности социальных стереотипов должно базироваться на анализе конкретных ситуаций. Речь идет о том, что любой социальный стереотип, который является истинным в одном случае, в другом - может оказаться совершенно неверным или таким, что в наименьшей степени соответствует объективной действительности, а следовательно, неэффективным для решения задач ориентации личности в окружающей среде .

Выделяют такие последствия, к которым может привести стереотипизация в процессе познания людьми друг друга:

  • до определенного упрощения и сокращения процесса познания другого человека (в этом случае стереотип не обязательно имеет оценочные нагрузки);
  • до возникновения предубеждения в восприятии другого человека (если суждения о другом человеке основываются на основе предварительного ограниченного негативного опыта, то новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью).

Каузальная атрибуция

Часто, не зная или недостаточно зная истинные причины поведения другого индивида, люди в условиях дефицита информации начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и ее образцы или общие характеристики. Этот феномен в социальной психологии получил название « каузальная атрибуция » (от лат. сausa - причина и attributio - приписывание).

Исследование каузальной атрибуции дает возможность приблизиться к механизмам взаимопонимания, к процессам своеобразной интерпретации субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Ф. Гайдер одним из первых сформулировал основные теоретические представления о каузальной атрибуции.

В частности, он разделял потенциальные источники воздействия на внутренние и внешние. Исходя из этого, тот, кто воспринимает, пытается решить, производится ли данное действие благодаря чему-то в самом человеке (например способности, усилия и др.), который его осуществляет, или потому, что есть вне его (например тяжесть задачи, везения и др. ).

За Ф. Гайдером, понимание того, какой набор факторов следует использовать с целью интерпретации поведения другого, сделает мир того, кто воспринимает, более предсказуемым . Это также даст ощущение контроля.

Изучая то, как люди интерпретируют поведение отдельного индивида, исследователи заметили явление, которое стали называть фундаментальной ошибкой атрибуции. Оно связано с тем, что переоценивается значение личностных черт и недооценивается роль ситуации. Другие исследования выявили феномен « эгоцентричного приписывания » (Г. Келли).

Исследование процесса интерпретации поведения человека, основанной на знании ее групповой принадлежности, показали, что эгоцентричность выражается в приписывании успеха себе, а неудачи - другим людям.

В соответствии с тем, является ли субъект восприятия сам участником какого-то события или его наблюдателем, Г. Келли выделил три типа атрибуции:

  • личностную атрибуцию (причина приписывается лично тому, кто совершает поступок);
  • объектная атрибуция (причина приписывается тому объекту, на который направлено действие);
  • атрибуция, связана с обстоятельствами (причина того, что происходит, приписывается обстоятельствам).

Было выявлено, что наблюдатель чаще прибегает к личностной атрибуции, а участник склонен большей степени объяснить происходящее, обстоятельствами. Именно эта особенность отчетливо проявляется в приписывании причин успеха и неудачи: участник действия обвиняет в неудачах преимущественно обстоятельства, а наблюдатель - самого исполнителя (Г. Андреева).

В исследовании каузальной атрибуции важным является вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком, особенно в формировании первого впечатления о неизвестном человека. Это было выявлено в экспериментах А. Бодальова, сущность которых сводится к тому, что разным группам людей демонстрировали фотографию одного и того же человека, сопровождая ее короткой установочной характеристикой типа «герой», «преступник», «писатель».

В тех случаях, когда установка срабатывала, словесные портреты одних и тех же людей кардинально отличались. Также оказалось, что есть люди, которые не поддаются стереотипному восприятию, и такие, которые избирательно стереотипные.