Социально-психологических понятий

Автономия группы– способность социальной группы оставаться относитель­но независимой от влияний, оказываемых на нее извне со стороны отдельных людей, других социальных групп или общества в целом.

Авторитаризм– 1. Социально-политическая система, основанная на под­чинении личности государству или его лидерам. 2. Социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе долж­ны существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное под­чинение людей авторитетам и властям.

Авторитарность– черта личности, характеризующая властного человека, который не терпит возражений, стремится подчинить себе людей, единолич­но управлять их действиями и поступками.

Авторитет– 1. Признание, уважение человека со стороны других людей, его способность оказывать влияние на их мнения и поведение, а также быть для этих людей образцом для подражания и источником идей, ценностей, норм мо­рали, форм поведения. 2. Человек, занимающий лидирующее, главенствующее положение в какой-либо группировке, например в сообществе преступников.

Агрессивность1.Поведение человека в отношении других людей, кото­рое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. 2. Чер­та характера человека, проявляющаяся в его враждебности по отношению к лю­дям, животным, определенным предметам или явлениям.

Агрессия– термин, означающий совокупность действий, физическое или вербальное поведение, цель которого состоит в нанесении ущерба, вреда кому-либо или чему-либо. В общем случае агрессия может быть мотивирована следу­ющими побуждениями: страхом перед фрустрацией, желанием напугать кого-либо, стремлением добиться принятия своих идей («протолкнуть», «пробить» их) или же удовлетворения своих потребностей и интересов.

Адаптация социальная– 1. В общем случае – приспособление психоло­гии (например, эмоционального настроя, состояния и т. п.) и поведения чело­века к социальным условиям или к ситуации, в которой он находится. 2. В со­циологии – приспособление человека к особенностям страны, ее культуры, политики, идеологии, сложившейся ситуации.

Альтруизм– 1. Форма социального поведения и черта характера, прояв­ляющаяся в стремлении человека делать добро, оказывать людям помощь, обеспечивать поддержку, причем бескорыстно, иногда даже в ущерб себе. Альтруизм в этом его понимании – одна из главных социальных потребностей человека. 2. Постановка благополучия и интересов других людей выше своих интересов и собственного благополучия. Как мотив социального поведения альтруизм является альтернативой агрессивности. Человек, воспитанный аль­труистически и ведущий себя так, почти никогда не бывает агрессивным.

Антиконформность (антиконформизм)– тенденция оказывать сопротив­ление внешнему давлению, побуждающему человека вести себя конформно. Проявляется, например, в негативной реакции человека на любое оказывае­мое на него психологическое давление, независимо от его природы. Антикон­формность следует отличать от сознательного или независимого поведения, исходящего из твердых убеждений человека.

Ассертивность– 1. В общем понимании – уверенность человека в себе, его настойчивость и напористость в достижении поставленных целей. 2. В специ­альном значении – способность человека активно отстаивать свои права, при­нимая во внимание и права других людей.

Ассимиляция культурная– освоение людьми, принадлежащими к разным культурам, новой для них культуры, характерной для сообщества (страны, организации, общины, социальной группы и т. п.), членами которой они ста­ли на длительный срок. При этом их внутренняя культура и внешнее поведе­ние меняются настолько, что люди фактически становятся представителями новой для них, «ассимилированной» культуры. Так, например, в наши дни за рубежом многих выходцев из России независимо от их истинной националь­ности называют «русскими».

Атмосфера психологическая– общая характеристика благоприятности или неблагоприятности окружения (обстановки), в которой находится чело­век, включая его взаимоотношения с людьми, их психологию и поведение.

Атракция1.Характеристика некоторого объекта – человека, предмета, события и т. п., выражающаяся в его способности порождать положительные эмоции, привлекать и притягивать к себе людей. 2. Стремление, влечение че­ловека к некоторому приятному для него объекту, например к другому чело­веку, группе людей, предмету или событию. 3. Симпатия, вызываемая неко­торым объектом и побуждающая людей стремиться к нему.

Атрибутивная теория (атрибуции теория)– социально-психологическая теория, относящаяся к области социальной перцепции. Акт атрибуции, кото­рый состоит в приписывании другим людям определенных психологических свойств: черт характера, эмоций, мотивов, целей и т. п., – связывается в этой теории с понятием гештальта, согласно которому информация, приобретен­ная в прошлом опыте наблюдающего, играет важную роль в том, как он будет воспринимать происходящее в настоящем.

Атрибуция– акт приписывания какого-либо непосредственно не воспри­нимаемого свойства некоторому предмету, человеку или явлению.

Атрибуция каузальная– в общем случае – теория и практика приписы­вания одним явлениям способности выступать в качестве причины других явлений. Это также поиск, выявление и описание соответствующих причин или причинно-следственное объяснение явлений.

Аут-группа– группа людей, к которым человек лично себя не причисляет которых считает для себя чужими, в отличие от тех, кто, напротив, близок ему по духу и входит в состав его ин-группы. Иногда аут-группу также называют «группа-они» в отличие от «группы-мы».

Аффилиация– 1. Положительные эмоции (симпатии) в человеческих от­ношениях. 2. Одна из важных социальных потребностей человека, проявляю­щаяся в его желании и стремлении постоянно быть с людьми, находиться сре­ди них, устанавливать, сохранять и эмоционально улучшать положительные взаимоотношения с ними.

Барьер психологический– внутреннее препятствие психологического ха­рактера, мешающее человеку в достижении поставленных целей. В общении людей между собой под психологическим барьером понимается то, что меша­ет этим людям нормально и свободно общаться друг с другом. Психологичес­ким барьером может быть, например, боязнь, неуверенность человека в себе, ожидание неудачи и т. п.

Безопасность психологическая– состояние человека, например клиента во время проведения психологической консультации, или характеристика со­ответствующей обстановки, в которой человек чувствует себя комфортно, не боится говорить то, что думает, и делать то, что ему хочется делать.

Беспомощность– поведение, при котором человек не полностью исполь­зует имеющиеся в его распоряжении возможности для решения возникших жизненных проблем и практически бездействует в тех случаях, когда надо было бы активнее вести себя для достижения поставленной цели.

Беспомощность приобретенная– термин М. Селигмана, характеризую­щий разновидность беспомощного поведения, которое представляет собой психологическое состояние, приобретенное человеком в результате неблаго­приятного прошлого жизненного опыта.

Большая социальная группа– большое по количеству (от нескольких до многих тысяч людей) социальное объединение, образованное на основании какого-либо социально-демографического признака: пола, возраста, нацио­нальности, профессиональной принадлежности, социального или экономи­ческого положения и т. п.

Брейнсторминг(brainstorming – англ.; «мозговая атака») – метод органи­зации совместной групповой, творческой работы людей, рассчитанный на по­вышение их умственной активности и решение сложных задач.

Бумеранга эффект– социально-психологическое явление, которое про­является в том, что лицо или организация, выступающие в качестве источника информационного воздействия, пытаясь оказать это воздействие на определен­ную группу людей, побудить их принять свою точку зрения, в действительнос­ти получают результат, прямо противоположный ожидаемому: люди, на ко­торых они пытаются оказать воздействие, не только не принимает эту точку зрения, но еще более укрепляются в прямо противоположном мнении. Эф­фект бумеранга чаще всего возникает тогда, когда люди, на которых оказыва­ют воздействие, резко отрицательно, с явно выраженной неприязнью отно­сятся к источнику информации, предназначенному для изменения их мнения.

Взаимоотношения личные– отношения между людьми, которые складываются между ними как личностями. Примерами личных взаимоотношений могут служить взаимные симпатии, антипатии, уважение, неуважение и т. п.

Взаимоотношения неофициальные (неформальные)– взаимоотношения, которые не носят официального характера, не регулируются правовыми акта­ми. Неофициальными иногда также называют взаимоотношения, складываю­щиеся между людьми помимо их должностных, деловых отношений, в которых они вынуждены (обязаны) находиться друг с другом (в этом плане неофици­альные взаимоотношения не являются обязательными).

Взаимоотношения официальные (формальные)– взаимоотношения, ко­торые установлены и поддерживаются между людьми официально, в соответ­ствии с какими-либо нормативными актами. Такими актами могут быть законы, уставы, положения, приказы, инструкции и т. п. В официальные взаимоотно­шения люди чаще всего вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу, и это объединяет официальные взаимоотношения с де­ловыми. Однако не все официальные отношения являются деловыми, равно как не все деловые отношения выступают как официальные.

Взаимоотношения первичные– основные, долгосрочные, устойчивые взаи­моотношения людей, основанные на глубоких эмоциональных связях, существу­ющих между людьми, на их чувстве личной привязанности или преданности друг к другу. Эти взаимоотношения не ограничены строгими правилами взаимодей­ствия, и люди, вовлеченные в них, как правило, давно и хорошо знают друг друга.

Включенного наблюдения метод– метод научного исследования процессов, происходящих в малых и больших социальных группах. При использовании дан­ного метода психолог на время проведения исследования становится участни­ком деятельности той группы, которую он изучает, того процесса, за ходом кото­рого он наблюдает. Другие участники группы или процесса в этом случае или не знают о том, что он ведет за ними наблюдение, или же сами соглашаются на это.

Власти мотив– устойчивый мотив социального поведения, проявляющий­ся в стремлении человека получить или сохранить власть над людьми, держать их под своим контролем, управлять их поведением, оказывать на них влияние.

Власть социальная (могущество социальное)– социально-психологичес­кий термин, означающий степень контроля со стороны человека или опреде­ленной социальной группы происходящих в обществе событий. Когда говорят о социальной власти, имеют в виду не официальную власть, которую имеет со­ответствующий человек или социальная группа, а способность человека или данной социальной группы влиять на происходящие события через нефор­мальные человеческие взаимоотношения. Максимальной социальной властью обладает тот человек или социальная группа, которые в состоянии оказывать существенное влияние на людей и на происходящие события, оставаясь в то же самое время не облаченными официальной властью, независимыми от со­ответствующих людей и событий.

Влияние социальное– общее понятие, обозначающее процесс, посредством которого человек или группа людей воздействует на мнения, социальные уста­новки, поведение и ценности других людей или иных социальных групп.

Восприятие человека человеком– разновидность социального восприятия (социальной перцепции), связанная с формированием образа воспринимаемого человека. Восприятие человека человеком отличается от обычного восприятия человеком физических предметов и явлений, имеет свои особенности и законы. Восприятия межличностного теория(С. Аша) – социально-психологи­ческая теория, в которой утверждается, что в случае, когда человек исполь­зует разрозненные фрагменты для образования целостной, согласованной картины или образа другого человека, каждая отдельная выявленная черта личности воспринимаемого человека оказывает определенное влияние на способ интерпретации воспринимающим других черт личности восприни­маемого им человека. Общее впечатление о нем как о личности в конечном счете становится не таким, какого можно было ожидать на основе анализа ранее известных черт его личности. Предполагается также, что некоторые из черт личности могут оказывать более сильное влияние на общее впечат­ление о человеке, чем другие.

Восприятия теория трансактная (трансакционная)– теория межличнос­тного восприятия, основанная на представлении: то, что воспринимается че­ловеком, и то, как это воспринимается, зависит от опыта, знаний, собранных данным человеком в процессе его взаимодействия с социальным окружением (с другими людьми и происходящими вокруг событиями).

Вымещение– социально-психологический термин, обозначающий направ­ленность агрессии человека против людей, которые этим человеком воспри­нимаются как источник его фрустрации. Вымещение может быть направлено против следующих объектов: (а) тех людей, в отношении которых в данном обществе сложились неблагоприятные, стереотипные мнения; (б) тех людей, кто сам не в состоянии оказать сопротивление агрессору; (в) тех людей, в отно­шении которых агрессивные действия официально санкционированы; (г) тех, кто эти действия санкционировал или защищает агрессора.

Генерализованный другой– термин, введенный в научный оборот соци­ологом Д. Мидом для обозначения мнения человека о типичном представителе определенной социальной группы. Представления, входящие в состав «генера­лизованного другого», формируются в результате опыта социальных взаимо­действий данного человека с рядом представителей соответствующей соци­альной группы. В состав генерализованного другого входят представления, например, о социальных установках, ценностях, ожиданиях, касающихся пред­ставителей соответствующей социальной группы.

Группа социальная– совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких общих для них социальных или психологичес­ких признаков.

Группа вертикальная– социальная группа, составленная из людей, зани­мающих в обществе разное положение с точки зрения их власти, влияния, материального положения и т. п.

Группа вторичная– группа, состоящая из людей, которые имеют мало об­щего друг с другом, разделяют лишь некоторые общие ценности и отдельные общие формы поведения. Во всем остальном члены соответствующей группы могут существенно отличаться друг от друга. Такие группы менее значимы для формирования человека как личности, чем первичные группы.

Группа гетерогенная– социальная группа, состоящая из людей, существен­но отличающихся друг от друга по психологии и поведению.

Группа гомогенная– социальная группа, состоящая из похожих друг на друга по психологии и поведению людей.

Группа горизонтальная– группа, составленная из людей, которые пред­ставляют один и тот же социальный класс или имеют одинаковое положение (одинаковый статус) в обществе.

Группа дискуссионная– группа, задача которой заключается в обсужде­нии и принятии решения по какому-либо вопросу.

Группа индифферентная– социальная группа, являющаяся психологи­чески нейтральной, безразличной для человека, к которой он не проявляет особого интереса и которая на него не оказывает существенного влияния.

Группа интерактивная– малая социальная группа, в которой ее участни­ки могут свободно, без каких бы то ни было ограничений общаться, взаимо­действовать друг с другом.

Группа коактивная– малая социальная группа, в которой два или более человека работают над решением общей задачи, но при этом они непосред­ственно не общаются, не взаимодействуют друг с другом или же их межлич­ностное общение во время решения задачи ограничено.

Группа малая– небольшое количество людей (как правило, от 2-3 до 20-30 человек), выделяемых по следующим, общим для них признакам: единое дело (цель, деятельность), личное знание друг друга, непосредственное обще­ние и взаимодействие в деятельности, наличие установленных личных и де­ловых взаимоотношений, общие особенности психологии и поведения, чув­ство «мы» (чувство принадлежности к одной группе).

Группа маргинальная– общность, состоящая из людей, которые по своей психологии и поведению находятся как бы между двух или нескольких раз­личных культур, однако полностью не принадлежат ни к одной из них.

Группа нормативная– общность, используемая для установления стан­дартов (норм), относительно которых, в свою очередь, оцениваются психоло­гия и поведение представителей других групп.

Группа первичная– общность, состоящая из людей, имеющих общую систему ценностей, цели, стандарты поведения и тесные межличностные контакты. Такая группа является наиболее устойчивой и способна оказы­вать более сильное, чем другие социальные группы, воздействие на психо­логию, поведение и развитие человека. Первичной группой является, на­пример, семья.

Группа референтная– группа, являющаяся для человека образцовой, где он находит нормы и правила поведения, членам которой он подражает и ценно­сти которой разделяет. Термин «референтная группа» используется не только тогда, когда речь идет об общности, членом которой человек реально является, но и о группе, к которой человек не принадлежит, но тем не менее считает ее образцовой для себя.

Групповая динамика– 1.Область исследований в социальной психоло­гии, где изучаются процессы возникновения, функционирования и развития разных социальных групп. 2. Социально-психологические процессы, проис­ходящие в малых группах при их формировании и развитии.

Групповая структура– внутреннее строение социальной группы. При изу­чении групповой структуры обычно обращают внимание на распределение ролей, каналы коммуникаций, межличностные отношения, лидерство, разде­ление группы на подгруппы и ряд других явлений.

Группы малой экология– характеристика того, каким образом члены груп­пы, имея возможность свободно перемещаться и размещаться в пространстве, реально располагаются относительно друг друга. К примеру, установлено, что близость личных взаимоотношений непосредственно влияет на то, на каком расстоянии друг от друга, близком или более отдаленном, они на самом деле располагаются в пространстве.

Давление социальное– групповое (коллективное) психологическое давле­ние, оказываемое многими людьми на одного человека, особенно тогда, когда эти люди представляют одну и ту же, большую или малую социальную группу.

Дегуманизация– отношение одних людей к другим, при котором они не счи­тают других людей личностями или полноценными людьми. Дегуманизация яв­ляется частью идеологии национализма и фашизма, порождает и оправдывает агрессивные действия в отношении тех, кого считают неполноценными людьми.

Дезадаптация социальная– нарушение нормальных отношений челове­ка с обществом, с людьми и возникновение вследствие этого трудностей об­щения и взаимодействия с ними. Социальная дезадаптация включает в себя, в частности, ухудшение личных и деловых взаимоотношений человека, невоз­можность выполнения им своей работы на высоком уровне (с учетом предъяв­ляемых требований), нарушение социально-ролевого или полоролевого вза­имодействия с людьми.

Действие социальное– действие человека, рассчитанное на то, чтобы ока­зать влияние на других людей, социальные группы или процессы, происходя­щие в обществе.

Деперсонализация– 1. Обезличивание, то есть неправомерное, представ­ляющее собой произвол, лишение человека права считаться личностью. 2. Утра­та самим человеком таких психологических особенностей, которые характеризу­ют его как личность. 3. Временное психологическое состояние, встречающееся в случаях, когда человек оказывается участником какой-либо эмоционально возбужденной массы людей, например толпы, и, подчиняясь ее влияниям, дей­ствует заодно со всеми другими членами толпы.

Депривация психосоциальная– недостаток контактов человека с людь­ми, особенно в детском возрасте. Термин «психосоциальная депривация» обычно используется для характеристики неблагоприятной домашней об­становки, в которой ребенок не получает достаточного внимания со сторо­ны родителей, испытывает дефицит общения с ними и другими людьми. Психосоциальная депривация является одной из причин отставания детей в умственном развитии.

Деструктивность– характеристика поведения и черта личности, которая проявляется в стремлении человека к разрушению того, что создано в обществе другими людьми. Понятие деструктивности ввел в научный оборот Э. Фромм, и он же первым исследовал это явление.

Деятельность сверхнормативная (активность сверхнормативная)– дея­тельность человека или группы людей, выходящая за пределы средней стати­стической нормы, характерной для деятельности большинства других людей и групп в соответствующем обществе. Сверхнормативная деятельность по­рождается высоким уровнем развития человека как личности и его ответ­ственности перед людьми, а в жизни социальной группы – внутренней орга­низованностью и высоким уровнем развития ее как коллектива.

Деятельность совместная– вид групповой деятельности, в которой уча­ствуют все члены группы, распределяя между собой обязанности и коорди­нируя свои действия друг с другом.

Джона Генри эффект– тенденция повышения производительности и каче­ства группового труда людей за счет того, что их ставят в особое, привилегиро­ванное положение и на них обращается повышенное внимание. Эффект Джона Генри фактически был положен в основу новой системы научной организации труда, получившей название «доктрина человеческих отношений».

Дискриминация– неодинаковое (предвзятое, субъективное) отношение человека к людям или социальным группам, зависимое от таких факторов, как национальность, социальная принадлежность, пол, культура и т. п.

Диспозиция– предрасположенность, готовность человека к определен­ным действиям.

Дистанция психологическая– 1.Выражение, обозначающее так называе­мое «психологическое расстояние» между людьми. В данном случае - это субъективная мера психологической отчужденности людей друг от друга, выражающаяся в их нежелании идти на сближение друг с другом, устанавли­вать близкие взаимоотношения, быть открытыми, откровенными и доверять друг другу. 2. Своеобразное психологическое «расстояние» между людьми, на котором они предпочитают держаться и общаться друг с другом. Наибольшая психологическая дистанция обычно существует между людьми, которые за­нимают разное положение в обществе, относятся к разным социальным груп­пам, придерживаются различных религиозных убеждений, культур, морали, систем ценностей. 3. Мера психологического недоверия одного человека к дру­гому, степень его желания ограничить общение с другим человеком. 4. Уро­вень взаимного непонимания людьми друг друга.

Диффузия ответственности– субъективное разделение ответственности, ко­торую за тот или иной поступок должен нести один человек, между несколькими людьми. Явление диффузии ответственности возникает тогда, когда соответству­ющий поступок или действие, в том числе противоправное, совершены многи­ми людьми, и трудно точно установить, кто персонально должен нести за него ответственность. Это явление обычно наблюдается в группе или толпе людей.

Единомыслие групповое– вид коллективного мышления, характерного для людей, объединенных в сплоченную, высокоразвитую группу. При групповом единомыслии все или почти все члены группы думают одинаково, критика в группе практически отсутствует, и на членов группы, которые высказывают мнение, отличное от мнения большинства, оказывается сильное групповое давление (к ним могут быть применены так называемые групповые санкции). Групповое единомыслие обычно проявляется в те моменты жизни группы, когда ее члены особенно озабочены поиском и сохранением внутреннего един­ства группы.

Единство ценностно-ориентационное– социально-психологическая ха­рактеристика групповой сплоченности, предложенная в стратометрической концепции коллектива А. В. Петровского вместо сплоченности, определяе­мой по взаимным социометрическим выборам (индексу социометрической сплоченности).

Зависимость полевая (независимость полевая)– зависимость (незави­симость) психики и поведения человека от окружающей среды, от сложив­шейся обстановки, ситуации, от тех сил и воздействий, которые влияют на него со стороны. Соответственно, зависимость полевая означает сильное воз­действие обстановки на человека, а независимость – слабое воздействие, то есть способность человека вести себя самостоятельно, руководствуясь собственными соображениями.

Зависимость психологическая– 1.Отношения между людьми, при кото­рых одни из них нуждаются в поддержке или находятся под влиянием дру­гих. 2. Черта личности человека, который часто оказывается под влиянием окружающих людей.

Заражение– бессознательная передача эмоций и других психологических состояний от человека к человеку.

Значимый другой– термин Г. Салливана, обозначающий в его работах че­ловека, который является важным (ценным) для данного человека, способен оказывать на него существенное психологическое влияние.

Идентификация групповая– отождествление человеком себя с членами какой-либо определенной социальной группы.

Идентичность социальная– часть Я-концепции человека, включающая в себя его представления о себе как о члене определенной социальной группы.

Избегания ритуалы– термин Е. Гоффмана, используемый для обозначе­ния разнообразных социальных «механизмов», которые люди применяют для того, чтобы сохранять социальную дистанцию между собой и другими людь­ми, а также для того, чтобы обеспечить формальный уровень социального вза­имодействия и одновременно с этим сохранить свою индивидуальность (не­зависимость). Ритуалы избегания вместе с ритуалами презентации образуют то, что сам Гоффман называет «почтительным» поведением.

Имплицитная теория личности– устойчивое неосознаваемое представле­ние человека о том, как у людей взаимосвязаны особенности их внешности, поведение и психология. Имплицитная теория личности включает в себя сле­дующие представления человека: какие свойства личности человека чаще все­го сочетаются друг с другом в психологии личности, какие поступки они чаще всего вызывают, как все это соотносится с внешностью человека. Действие имплицитной теории личности проявляется в особенностях восприятия и оцен людьми друг друга, а также в прогнозировании их поступков.

Ингибиция социальная– социально-психологическое явление, в котором выражается отрицательное, подавляющее или тормозящее воздействие окру­жающих людей на психологические процессы, состояния и поведение данно­го человека. Социальная ингибиция проявляется, например, в том, что чело­век в присутствии людей, которые наблюдают за ним или взаимодействуют с ним, не полностью реализует свои возможности, не проявляет те способно­сти, которые у него имеются.

Ингратиация(ingratiation – англ.) – 1. Попытка, предпринимаемая по ка­ким-либо, не вполне ясным мотивам, сделать другого человека психологичес­ки похожим на себя. 2. Использование таких психологических приемов (стра­тегий), в том числе лести или обмана, с помощью которых одни люди пытаются добиться расположения других людей.

Ин-группа(ingroup – англ.) – 1. Группа людей, к которой человек себя причисляет. Она иногда называется «своей группой» или «группой-мы». Про­тивопоставляется аут-группе. 2. Избранная группа людей, членов которой ха­рактеризует сильно выраженное чувство идентификации с группой собствен­ной избранности (элитарности) и стремление вести себя так, чтобы исключить вхождение в состав данной группы других людей.

Инкультурация– процесс, посредством которого человек внутренне и внеш­не адаптируется к условиям новой для него культуры. Термин «инкультура­ция» был предложен социологом М. Мид.

Интеграция групповая– процесс объединения людей в социальную груп­пу, сопровождающийся повышением внутреннего единства и сплочением со­ответствующей группы.

Интеллект групповой– обобщенное, метафорическое название вида ин­теллекта, который практически измеряется с помощью любого психологичес­кого теста интеллекта, предназначенного для оценивания среднего уровня интеллектуального развития отдельных людей, но предлагаемого не одному человеку, а группе людей.

Интеллект коммуникативный– совокупность умственных способностей человека, проявляющихся в решении задач, которые возникают в процессе общения человека с людьми.

Интеллект социальный– 1.Умственная способность, позволяющая челове­ку правильно воспринимать и оценивать людей, социальные события, прогнози­ровать ход этих событий, а также поступки людей. Термин «социальный интел­лект» в этом его определении предложен Дж. Гилфордом. 2. Результат развития общего интеллекта человека под влиянием социальных факторов. В этом его зна­чении термин «социальный интеллект» был использован Г. Айзенком.

Интеракция– взаимодействие или влияние, оказываемое людьми друг на друга. В процессе интеракции действия одного человека являются одновре­менно и стимулами, и реакциями на действия другого человека.

Интервью– метод социально-психологического исследования, основан- задается ряд вопросов, которые или заранее продуманы психологом, или воз­никают у него в процессе проведения интервью.

Интернализация– буквально – присвоение, усвоение, превращение чего-либо внешнего по отношению к человеку в его внутреннее, психологическое свойство. Термин «интернализация» чаще всего используется в социологии, но иногда его применяют и в психологии. Основные значения интернализа-ции в этих науках следующие. 1. Принятие человеком убеждений, ценностей, социальных установок, норм, способов поведения некоторой социальной груп­пы как своих собственных. Интернализация в этом ее понимании отличается от социализации тем, что при социализации психология и поведение челове­ка уподобляются психологии и поведению социальной группы, но без внут­реннего изменения психологии самого человека, а при интернализации это изменение имеет место. 2. Освоение человеком определенной системы пра­вил, представленных в абстрактном виде. В социальной психологии термин интернализация был введен в научный оборот социологом М. Мид для обо­значения факта усвоения человеком культуры других людей, их психологии, обычаев и традиций.

Интерперсональная теория– общее название ряда социально-психологи­ческих теорий и теорий личности, в которых особое значение в формирова­нии личности, управлении социальным поведением людей придается обще­нию и взаимодействию соответствующих людей.

Интерперсональные качества личности1.Совокупность качеств лич­ности, проявляющихся в межличностном общении людей, например в про­цессе общения психолога-консультанта с клиентами. 2. Личностные качества человека, выделяемые и описываемые в интеракционистических (интеракционистских) теориях личности.

Каналы коммуникаций– социально-психологическое понятие, характе­ризующее процессы обмена информацией, происходящие в малых группах; система личных контактов (взаимодействий) между членами группы, благо­даря которым осуществляется их межличностное общение и происходит об­мен информацией друг с другом.

Климат психологический (социально-психологический)– общая интег­ральная система человеческих отношений, сложившихся в данной социаль­ной группе. Психологический климат включает в себя отношения людей к делу и друг к другу, соблюдение или несоблюдение ими норм морали, удовлетворенность или неудовлетворенность тем, что происходит в группе и за ее пределами, и т. п.

Когнитивного диссонанса теория– социально-психологическая теория, предложенная американским психологом Л. Фестингером. Согласно этой те­ории несоответствие, противоречие или конфликт в знаниях человека о ка­ком-либо объекте, значимом для него, вызывают у человека неприятные эмо­ции, от которых он стремится избавиться путем приведения соответствующих знаний к согласованию или когнитивному консонансу. Добиться состояния когнитивного консонанса человек может одним из следующих способов. 1. Из­менить одни из имеющихся у него знаний таким образом, чтобы они соответствовали другим. 2. Отбросить, подвергнуть сомнению те знания, которые по­ступили последними по порядку и оказались не соответствующими прежним знаниям. 3. Добавить в систему имеющихся знаний такие новые знания, кото­рые снимают противоречие, возникшее между прежними знаниями.

Коллектив – социальная группа высокого уровня развития. Отличается хорошими личными и деловыми взаимоотношениями, высокой организо­ванностью и эффективностью деятельности, ответственностью, коллекти­визмом, сплоченностью, организованностью, открытостью и информиро­ванностью. В работе коллектива отчетливо проявляется сверхаддитивный эффект.

Коллектива концепция стратометрическая(разработана А. В. Петров­ским) – социально-психологическая теория, представляющая и описывающая систему отношений в развитом коллективе. Согласно ей в развитом коллективе существует три слоя (страты) взаимоотношений: отношения членов коллектива к содержанию совместной деятельности (первый слой), межличностные отношения, опосредствованные содержанием совместной деятельности (второй слой – главный для коллектива), и эмоционально-непосредственные взаимоотношения (третий слой отношений, который в стратометрической кон­цепции коллектива рассматривается как второстепенный, не характеризую­щий социальную группу как коллектив).

Коллектива концепция параметрометрическая– социально-психологи­ческая концепция коллектива, разработанная Л. И. Уманским. В соответ­ствии с параметрометрической концепцией коллектива группа в своем раз­витии проходит через четыре стадии: диффузная группа (группа, в которой слабая сплоченность и нет внутреннего, организационного единства); груп­па-кооперация (группа, в которой члены только взаимодействуют, коопери­руют друг с другом, но каждый занят своим личным делом; в группе-коопе­рации также отсутствует подлинное внутреннее, организационное единство, характерное для высокоразвитого коллектива); группа-корпорация (это группа, которая уже является внутренне единой, сплоченной, но занята только своими внутвенними делами, не делает и не стремится делать ничего полезного для общества в целом); группа-коллектив (внутренне единая, сплоченная группа, деятельность которой становится полезной не только для ее членов, но и для общества в целом).

Коллективизм– 1. Стремление людей, объединенных в социальную груп­пу, работать вместе, делать все сообща, не противопоставляя личные интересы интересам друг друга. Коллективизм характеризует поведение людей в группе, достигшей уровня развития коллектива, и по своим социально-психологичес­ким проявлениям противоположен индивидуализму. 2. Модель социальной культуры и социальных отношений, основанная на идее выгоды, извлекае­мой множеством людей из их совместной коллективной жизни. Многие из культур, существующих в мире, в том числе традиционная русская культура, а также ряд культур стран Латинской Америки, Азии и Африки, считаются коллективистскими, в то время как современная культура США и культуры некоторых стран Европы считаются индивидуалистскими.

Команда– сплоченная и эффективная малая группа людей, зарубежный аналог высокоразвитой группы, которую в отечественной социальной психологии принято называть коллективом.

Коммуникации– обмен информацией, общение, связи или взаимодействие людей в группе или в обществе.

Компетенция коммуникативная– социально-психологическое понятие означающее совокупность знаний, умений и навыков, необходимых человеку в его общении с людьми. В состав коммуникативной компетенции входят зна­ния личностных особенностей людей, умение правильно воспринимать и оце­нивать их, предсказывать их поведение, оказывать на них влияние и многое другое, от чего может зависеть успешность общения и взаимодействия чело­века с людьми.

Комплементарность (взаимодополнительность)1.Тенденция челове­ка искать других людей, которые обладают качествами, дополняющими его собственные психологические свойства. 2. Стремление людей к установлению хороших взаимоотношений с теми, кто обладает свойствами, отсутствующи­ми у них самих.

Контроль социальный– понятие из области социологии и социальной пси­хологии, обозначающее способы и формы регулирования психологии и пове­дения людей со стороны общества. Социальный контроль включает в себя правовые, экономические и моральные воздействия, оказываемые органами управления обществом на людей, которые, соответственно, соблюдают или на­рушают принятые в данном обществе социальные нормы. Социальный кон­троль осуществляется также через гласные и негласные моральные предписа­ния, касающиеся того, каким должно быть нормальное или лояльное поведение членов данного общества. Одна из форм социального контроля – социализа­ция, и через нее – интернализация норм и ценностей соответствующего обще­ства. Социальный контроль может осуществляться в двух формах: позитивной и негативной. Позитивная форма социального контроля состоит в поощрени­ях, наградах, одобрении, предоставлении членам общества каких-либо приви­легий и т. п., а негативная – в неодобрении, наказании, угрозе наказания и т. п.

Конфликт– столкновение противоречивых, противоположных взглядов, не совместимых друг с другом точек зрения, интересов, норм и форм поведе­ния. Конфликт – трудно устранимое разногласие между людьми, чреватое серьезными, далеко идущими последствиями.

Конфликт внутриличностный– состояние неудовлетворенности челове­ка какими-либо сторонами его жизни, связанное, например, с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей и т. п.

Конфликт групповой (внутригрупповой)– разновидность межличностного конфликта, который возникает между членами какой-либо социальной группы.

Конфликт межличностный– конфликт, который относится к взаимоотно­шениям двух или нескольких людей и выражается в несовместимости, противо­речивости их позиций, взглядов, ценностей, мнений, морали, поступков и т. п.

Конфликт ролевой– конфликтная социальная ситуация, в которой чело­веку приходится играть две или более несовместимые друг с другом роли.

Комформизм –социально-психологическое явление, характеризующееся массовым конформным поведением людей в группе или обществе.

Конфронтация– конфликт, прямое (непосредственное) столкновение лю­дей друг с другом, открытое противостояние их взглядов, мнений, интересов, позиций.

Конъюнктура поведения (конъюнктурное поведение)– поведение че­ловека в социальной ситуации, исходящее не из его внутренних убеждений и взглядов, а из сложившейся обстановки и рассчитанное на то, чтобы извлечь для себя пользу из сложившихся обстоятельств.

Кредит доверия(credibility – англ.) – в общем случае – степень, в кото­рой человек доверяет, верит в искренность и правильность суждений, убеж­дений, утверждений, мнений кого-либо о чем-либо. В исследованиях процес­са формирования и изменения социальных установок используется понятие «кредит доверия источника информации», являющийся важной переменной, от которой зависит эффект убеждения. Люди и источники информации с вы­соким кредитом доверия оказывают более сильное влияние на мнения других людей, чем люди и источники информации с низким кредитом доверия.

Лидер – член социальной группы, чьи авторитет, власть и полномочия доб­ровольно признаются членами этой группы, готовыми ему подчиняться и сле­довать за ним. Лидер обладает неформальным, или неофициальным, автори­тетом в группе, отличным от того авторитета, каким располагает официально назначенный или избранный руководитель.

Лидерства стиль– типичное поведение лидера в отношении зависимых от него людей. Стиль лидерства включает в себя действия, приемы и методы, при­меняемые лидером для оказания воздействия на остальных членов группы.

Лидерство– 1. Факт выхода человека в лидеры группы. 2. Социально-пси­хологические явления, касающиеся поведения лидера в группе, его взаимоот­ношений с другими членами группы.

Личность авторитарная– человек, который желает и активно стремится к созданию авторитарной социальной системы, а также человек, который тре­бует беспрекословного послушания, строгой дисциплины и субординации вза­имоотношений, призывает к рабскому поклонению авторитетам. Термин «ав­торитарная личность», однако, не относится к людям, которые находятся у власти и по должности или социальному положению вынуждены в какие-то моменты жизни вести себя авторитарно.

Личность базовая– этнопсихологическое понятие, означающее основной тип личности человека, формируемый культурой того или иного народа (этно­са). Базовая личность в данном случае – это совокупность психологических свойств, которая делает человека максимально восприимчивым к освоению соответствующей культуры и порождает у него состояние удовлетвореннос­ти существующими в рамках данной культуры отношениями. Идея базовой личности была предложена А. Кардинером.

Личность маргинальная– человек, который по своей психологии и осо­бенностям поведения находится как бы между несколькими разными, трудно к одной из них. В его личности противоречивым образом сочетаются свой­ства и признаки, относящиеся к различным культурам.

Личность типа А– человек, чей характер отличается чрезмерной актив­ностью, стремлением к конкуренции с людьми, нереальным чувством хода времени, неадекватными амбициями, отсутствием склонности к критическо­му самоанализу, тенденцией ориентироваться на количество, а не на качество выполненной работы, и потребностью во внешнем контроле поведения.

Личность типа Б– человек, чей характер отличается легким и поверхност­ным взглядом на жизнь. В центре внимания такой личности находится каче­ство, а не количество проделанной работы. У людей такого типа отсутствует склонность к конкуренции, соревнованию с другими.

Локомоция групповая– сравнительно редко используемый термин, обо­значающий процесс продвижения социальной группы к некоторой намечен­ной цели.

Локус контроля– понятие, введенное в научный оборот американским психологом Ю. Роттером и характеризующее внутреннюю установку челове­ка на понимание и объяснение своего поведения или поведения других лю­дей. Если причины наблюдаемого поведения объясняющий его человек ви­дит в психологии людей, то говорят, что у него преобладает внутренний локус контроля; если же причины поступков людей человек усматривает в не зави­сящих от них обстоятельствах, то говорят, что ему свойственен внешний ло­кус контроля.

Любовь– высшее, эмоционально положительное чувство, связывающее людей друг с другом близкими, интимными отношениями, основанное на же­лании и стремлении сделать жизнь любимого человека счастливой. В отдель­ных, частных случаях его употребления в психологии слово «любовь» может означать следующее. 1. Сильное, положительное чувство, испытываемое од­ним человеком в отношении другого. 2. Аналогичное чувство, испытываемое человеком в отношении животных (например, любовь человека к своей соба­ке). 3. Такое же чувство человека по отношению к какому-либо предмету (на­пример, любовь к книгам). 4. Сильное чувство эмоциональной привязаннос­ти к какому-либо идеалу, например любовь к Богу. 5. Чувство, основанное на физиологическом, половом влечении. 6. Чувство, связанное с каким-либо ви­дом деятельности (любовь к занятиям наукой, искусством и т. п.). 7. Чувство, противоположное ненависти.

Массовидные явления психики– социально-психологические явления, возникающие в массах людей. К ним, например, относят моду, панику, слухи, общественное настроение, общественное мнение, религию и ряд других.

Мнение общественное– одно из массовидных явлений психики, пред­ставляющее собой мнение общества или значительной его части по поводу каких-либо значимых событий или объектов.

Мнение публичное– 1. Общая точка зрения, открыто заявленная или вы­раженная определенной социальной группой или обществом в целом. Пуб­личное мнение в этом его понимании близко к общественному мнению. 2. От­крыто заявленное мнение отдельно взятого человека по какому-либо вопросу.

Мода– система вкусов и предпочтений людей, сложившаяся на данный Момент времени, например, в предметах домашнего обихода, видах деятель­ности, формах отдыха, одежде, видах искусства и т. п.

Мораль– система нравственных норм и принципов, определяющих пси­хологию (мышление, сознание, ценности и т. п.) человека, а также его поступ­ки и отношение к людям.

Мотив социальный– в общем случае – любой мотив поведения человека в обществе. В частном случае - мотив, которым определяются поведение и от­ношение человека к людям, обществу и социальным событиям. Социальный мотив обычно формируется и удовлетворяется в процессе социального взаи­модействия людей.

Мотивы просоциальные– мотивы поведения, в которых выражается доб­рое отношение человека к людям. К просоциальным мотивам относятся, на­пример, те, которые лежат в основе альтруизма, эмпатии, сочувствия, сопере­живания, поддержки, одобрения, оказания помощи людям. Просоциальные мотивы обычно противопоставляются антисоциальным, к которым относят агрессивность, ненависть и вражду. В отличие от просоциальных мотивов, ан­тисоциальные преследуют цель нанесения вреда, причинения людям непри­ятностей.

Мышление групповое– процесс группового, коллективного обсуждения проблем и принятия решений. Одним из первых экспериментальных иссле­дователей группового мышления стал В. М. Бехтерев.

Научение социальное– форма научения, связанная с приобретением чело­веком свойств и видов поведения, позволяющих ему успешно адаптироваться в обществе. Понятие «социальное научение» и его теория были предложены аме­риканским психологом, представителем социального бихевиоризма А. Бандурой. Нонкоформизм (нонконформность)– активное противодействие челове­ка оказываемому на него психологическому давлению. Иногда под нонкон­формизмом понимаются бунтарство, инакомыслие, сопровождающиеся откры­то выраженным стремлением человека действовать прямо противоположным образом тому, чего требуют от него общество, группа или окружающие люди.

Нормы групповые– принятые в социальной группе правила поведения и межличностных отношений, разделяемые всеми или большинством ее участ­ников. Групповые нормы определяют ролевое поведение членов группы, ре­гулируют их личные и деловые взаимоотношения, определяют отношение чле­нов группы к работе и ко всему, что происходит в ней, а также за ее пределами. Нарушители групповых норм подвергаются в соответствующей группе раз­личным санкциям.

Обобщенный другой– понятие Дж. Мида, означающее результат интернализации индивидом общих социальных установок окружающих людей.

Обряд- совокупность церемониальных (традиционных, ритуальных, сим­волических и практических) действий, совершаемых людьми в той или иной социальной ситуации в связи с определенными социальными событиями, например свадебный обряд, церковный обряд, обряд посвящения, совершеннолетия, жертвоприношения и т.п.

Общение– взаимодействие, обмен информацией между людьми или жи­вотными при их прямых или косвенных контактах друг с другом.

Общность1.В социальной психологии – совокупность людей, объеди­ненных друг с другом какими-либо признаками или особенностями. Общность в таком ее понимании выступает как синоним социальной группы. 2. Единство, целостность, одинаковость чего-либо, например общность целей, ценностей, взглядов и интересов людей.

Ожиданий теория– вариант теории социального научения, разработан­ной Д. Мидом. Согласно теории ожиданий, основанной на понятии социаль­ной роли, люди берут на себя и разыгрывают свои социальные роли с учетом ожиданий окружающих людей.

Ожидания социальные– вид социальных установок, представляющий со­бой ожидания тех социальных событий, которые должны наступить или мо­гут наступить.

Опрос– метод психологического исследования, основанный на получении от человека необходимой информации в ответ на заданные ему вопросы. Эти вопросы, в свою очередь, могут быть определены заранее (стандартизирован­ный опрос) или сформулированы в ходе опроса (свободный опрос), быть от­крытыми (предполагать любые ответы на них) или закрытыми (допускать только один из заранее установленных стандартных ответов).

Ориентации ценностные– элементы социально-психологической струк­туры личности, представляющие собой систему ценностей данной личности.

Отношения межгрупповые– отношения, существующие между различны­ми социальными группами в данном обществе (например, между составляю­щими его большими социальными группами) или в отдельных общественных организациях (между ними или включенными в них малыми социальными группами).

Отчужденность межличностная– психологическая характеристика не­приязненных, неблагоприятных или безразличных человеческих взаимоот­ношений.

Паника– одно из массовидных явлений психики, представляющее собой состояние повышенной, неупорядоченной активности и беспокойства, возни­кающее в больших группах людей (массах) под влиянием факторов, несущих в себе реальную или потенциальную угрозу для их жизни. Она сопровождает­ся сильно выраженными эмоциями (аффектами) типа страха, ужаса, беспо­койным, «инстинктоподобным» поведением. Паника нередко возникает под воздействием не реальной угрозы, а только слухов о ней, например слухов о предстоящем резком ухудшении условий жизни людей. Состояние паники, возникнув, далее передается от человека к человеку с помощью таких меха­низмов взаимного психологического влияния людей друг на друга, как зара­жение, подражание и внушение.

Патернализм– способ поведения человека, как правило, мужчины, занимаю­щего в группе позицию лидера. При этом человек, имеющий власть или влияние на людей, использует их для того, чтобы обеспечить протекцию и контроль, под­чинение или зависимость других людей от него. Иногда патернализмом называют также стремление некоторых взрослых людей общаться с другими людьми как с детьми, лишая их права на независимость (самостоятельность).

Перцепция социальная– 1.В широком значении слова – любой аспект восприятия (перцепции), который включает в себя восприятие того, что от­носится к обществу, людям, социальным событиям и т. п. 2. В узком, специ­альном значении – процесс восприятия человеком себя как личности, окру­жающих людей, социальных событий и человеческих отношений. Субъектом социальной перцепции может стать не только человек, но также группы лю­дей и их взаимоотношения.

Поведение групповое– совместные действия людей в некоторой социаль­ной группе, являющиеся результатом происходящих в ней процессов. Груп­повое поведение представляет собой нечто большее, чем то, что могут делать отдельные, не взаимодействующие друг с другом члены группы.

Поведение массовое– активность масс людей, не имеющая определенной цели и организованности. К массовому поведению относят, например, моду, панику, социальные и политические движения и т. п.

Поведение просоциальное– поведение человека, в основе которого ле­жат просоциальные мотивы, то есть мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки.

Поведение социальное– поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и на общество в целом. Социальное поведение обычно выделяется и рассматривается в противополож­ность индивидуальному поведению, под которым понимается такое поведение, которое не связано с положением, занимаемым человеком в обществе, с теми вза­имоотношениями, что у него складываются с окружающими людьми, не рассчи­тано на оказание определенного воздействия на общество или других людей.

Поведение стереотипное– негибкое, ригидное поведение человека, кото­рое остается неизменным, несмотря на меняющиеся обстоятельства и условия.

Подкрепление социальное– целенаправленное воздействие на поведение человека со стороны других людей или общества, которое служит стимулом для формирования психологии и поддержки поведения соответствующих лю­дей. Социальное подкрепление включает в себя, например, одобрение, награ­ду, повышение престижа, предоставление человеку дополнительных полно­мочий, благ и т. п.

Подражание– сознательное или бессознательное повторение, воспроиз­ведение человеком форм поведения, а через них - и психологических особен­ностей других людей. Выделяются два основных типа подражания. 1. Простое подражание, при котором отсутствует конфликт, связанный с актом подража­ния как таковым. 2. Подражание, при котором человек изначально пережива­ет конфликт или чувство дискомфорта по поводу того, что он подражает друго­му человеку. Однако если данный человек видит, что и другие люди ведут себя подобным образом, то сила его внутреннего сопротивления подражанию уменьшается. Подражание рассматривается как один из основных механизмов соци­ализации человека, приобретения им полезного для жизни опыта и тех психо­логических свойств, которые характеризуют его как развитую личность.

Позиция социальная– термин, означающий место, которое человек зани­мает в обществе, в системе разделения труда и в сфере человеческих отноше­ний. Социальная позиция характеризует роль, статус, авторитет, возможность и способность человека оказывать влияние на других людей и на процессы, происходящие в обществе. Иногда социальной позицией также называют от­ношение человека к тому, что происходит в обществе.

Познание социальное– область исследований, пограничная между соци­альной и общей психологией. В социальном познании внимание концентриру­ется на том, как люди воспринимают, припоминают, обдумывают и интерпре­тируют информацию о своих действиях, поступках других людей и социальных событиях.

Поляризация групповая (поляризации групповой эффект)– 1.Усиление некоторой противоречивой тенденции, например конфликта, ранее уже суще­ствовавшего в системе отношений социальной группы. 2. Смещение установок, мнений, ценностей и т. п. группы к какому-либо, положительному или отрица­тельному, полюсу. 3. Явление, возникающее в недостаточно развитых и слабо сплоченных социальных группах в процессе решения ими сложных вопросов, затрагивающих противоречивые интересы членов соответствующих групп. Групповая поляризация в этом случае проявляется в том, что в результате об­суждения таких вопросов позиции членов группы не сближаются, а, напротив, еще более расходятся по сравнению с теми, какими они были вначале. В итоге группа разделяется на две подгруппы, каждая из которых начинает придержи­ваться мнения, полярно противоположного мнению другой подгруппы.

Потребности социальные– включают в себя разнообразные потребности, характерные для человека как члена общества. В их состав входят, например, потребности аффилиации, помощи, общения, достижения успехов, власти, статуса и ряд других.

Потребность общения– социальная потребность, которая включает в себя стремление человека к контактам с людьми, обмен информацией с ними, вза­имопонимание, желание находиться рядом (вместе) с другими людьми.

Потребность одиночества (изоляции)(seclusion – англ.) – термин Г. Меррея, обозначающий потребность человека в независимости, в сохранении чего-либо в тайне от людей, склонность быть одному, изолироваться от лю­дей, не раскрывать другим своего внутреннего мира (мыслей, переживаний и т. п.).

Предрассудок– устойчивое, но ошибочное мнение человека или группы людей относительно других людей, социальных групп, фактов, явлений или происходящих событий.

Предубеждение– 1. Буквально – формирование социальной установки, определение своего отношения к чему-либо или к кому-либо еще до того, как будет собрана достаточная и объективная информация о соответствующем объекте. 2. Негативное отношение человека или группы людей к другой груп­пе людей, основанное на безосновательном приписывании членам соответ­ствующей группы каких-либо отрицательных свойств. 3. Неспособность кого-либо реагировать на другого человека как на самостоятельную личность, обладающую положительными свойствами. 4. Стереотипная реакция на не­которого человека как на представителя некоторой расовой, национальной или иной социальной группы.

Привлекательности межличностной ценностного подкрепления теория– социально-психологическая теория, в которой утверждается, что люди боль­ше любят тех, чье поведение выступает для них как положительное подкреп­ление, или тех, чьи действия рассматриваются ими как приятные или явля­ются своеобразной наградой для них.

Привязанность– 1.Тесная, эмоционально-положительная связь между людьми, их взаимное влечение друг к другу, в результате которых они пред­почитают общение друг с другом общению и контактам с другими людьми. 2. В психологии развития – эмоциональная связь, образуемая между ребен­ком, одним или обоими родителями, а также между ребенком и другими взрослыми или старшими по возрасту людьми. 3. Стремление ребенка уста­навливать и сохранять те связи с близкими для него окружающими людьми, о которых выше шла речь. 4. Краткое название, предложенное Д. Боулби тому периоду раннего детства, когда активно формируются эмоциональные связи между младенцем и заботящимся о нем взрослым человеком, чаще всего – матерью ребенка.

Привязанность личная– особое предрасположение человека к кому-либо, преданность этому человеку, желание постоянно находиться рядом с ним, раз­делять его радости и печали, во всем ему помогать, готовность жертвовать собой, своими интересами ради данного человека.

Пристрастность (предубежденность) внутригрупповая– социально-пси­хологическое явление, выражающееся в том, что члены социальной группы относятся к своей собственной группе хорошо, в том время как к другим груп­пам они относятся гораздо хуже.

Пространство личностное (личное)– в общем случае – область социаль­ного пространства, непосредственно окружающая человека. Личностное про­странство может быть большим или маленьким в зависимости от ряда дей­ствующих на человека в данный момент времени факторов.

Пространство социальное– географические и социальные границы, ко­торые представляют так называемую «интерактивную» область человека, то есть такую область, в пределах которой находятся люди, с которыми данный человек может взаимодействовать. Социальное пространство может менять­ся со временем по мере того, как между данным человеком и другими людьми устанавливаются новые взаимоотношения, а старые связи утрачиваются, то есть по мере того, как человек становится членом новых социальных групп и меняется его социальный статус.

Психологическая совместимость людей – способность людей находить взаимопонимание, налаживать хорошие деловые и личные контакты, сотруд­ничать друг с другом.

Психология коллектива– часть социальной психологии малых групп, включающая в себя исследования, которые касаются социально-психологических особенностей и процессов, происходящих в развитом коллективе.

Психология масс– область социальной психологии, в которой исследуются психологические особенности больших неорганизованных социальных групп людей (масс и толп), а также других массовых объединений или скоплений лю­дей (например, участников митингов и собраний, избирателей во время проведе­ния избирательных компаний). Как сфера пограничных психолого-социальных (социологических и психологических) исследований психология масс впервые была представлена в работах французских социологов Г. Лебона и Г. Тарда, а так­же в трудах итальянского юриста Ш. Сигеле. Несколько позднее к ней обратился известный российский врач-психиатр и социальный психолог В. М.Бехтерев.

Психология народов– область научных психологических знаний и иссле­дований, связанная с изучением, описанием и объяснением психологических особенностей (взглядов, обычаев, традиций и т. п.) разных народов. Психо­логия народов возникла во второй половине XIX века и под этим названием некоторое время существовала в начале XX века. Создателями психологии народов считаются немецкие ученые М. Лацарус, Г. Штейнталь и В. Вундт. Возникновение психологии народов предшествовало появлению современ­ной социальной психологии.

Психология общественная– 1. Синоним социальной психологии (уста­ревшее название этой науки). Этим словосочетанием предпочитали пользо­ваться отечественные философы и социологи, когда, исходя из определенных политических и идеологических (ненаучных) соображений, в годы советской власти критиковали западную, или «буржуазную», социальную психологию. 2. Часть современной социологии, которая касается изучения психологии об­щества или существующих в нем социальных групп. 3. Отрасль практической психологии, в которой психолог имеет дело с процессами и структурами, не­посредственно связанными с обществом в целом (такого психолога иногда называют «психологом в социальной сфере»). Так называемая общественная психология включает в себя научную разработку вопросов, связанных с взаи­модействием практического психолога с социальными организациями и офи­циальными лицами в целях улучшения психологических условий жизни лю­дей, особенно тех, кто плохо адаптирован к современному обществу.

Психология политическая– область научной психологии, в которой пред­ставлены знания и ведутся исследования, связанные с социально-психологи­ческими аспектами политической деятельности людей.

Психология семьи– одно из направлений социально-психологических ис­следований, связанное с изучением психологических аспектов становления и функционирования семьи и семейных отношений, в частности взаимоотно­шений между супругами, родителями и детьми в одной и той же или в различ­ных семьях. Объектом исследования в психологии семьи являются также фак­торы, от которых зависят устойчивость, сохранение и распад семьи, динамика внутрисемейных взаимоотношений, особенности воспитания детей в полных и неполных, благополучных и неблагополучных семьях.

Психология социальная– отрасль психологии, где представлены знания и ведутся исследования, касающиеся особых психологических явлений, воз­никающих в сфере общения людей. Это, в частности, психология больших и малых социальных групп, личных, деловых и других человеческих взаимо­отношений, психология восприятия и понимания людьми друг друга и соци­альных событий (социальная перцепция), психология воздействия людей друг на друга социальных установок и ряд других проблем.

Психология толпы– область социально-психологических исследований, связанная с изучением психологических особенностей больших объединений людей: толп, митингов, собраний, демонстраций и т. п., – а также их влияни­ем на психологию и поведение отдельно взятого человека. Название «психо­логия толпы» впервые появилось в работах Г. Тарда, Г. Лебона, Ш. Сигеле и некоторых других ученых, которые первыми в начале XX века приступили к изучению массовидных явлений психики. Основными вопросами, которые рассматриваются в данной области знаний, являются следующие: психологи­ческие процессы и явления, возникающие в толпе, влияние людей друг на друга в толпе, изменение поведения человека под воздействием толпы и не­которые другие.

Развитие психосоциальное– словосочетание, характеризующее процесс психологического развития ребенка с точки зрения его социализации, то есть освоения знаний, умений и навыков, необходимых для нормальной жизни в обществе.