Смысл, осмысленность и цель в жизни

По-видимому, наиболее оптимальным подходом к толкованию смысла жизни являются взгляды, согласно которым смысл человеческого существования заключается в любви. Люди считают смыслом своей жизни любовь вообще и любовь мужчины и женщины в частности. Полагают, что эту точку зрения впервые наиболее полно сформулировал Л.Фейербах (1804 - 1872), который считал, что все люди во все времена и во всех обстоятельствах имеют безусловное и обязательное право на счастье, но обще­ство не в состоянии удовлетворить это право в равной мере для всех. Только в любви Фейербах видел единственное сред­ство удовлетворения стремления каждого человека к счастью. Эти идеи развивает в XX в. в книге «Искусство любви» Э.Фромм (1900-1980).

Конечно, трудно переоценить значение любви в жизни че­ловека. Тем не менее философия и этика в XXI в. приходят к выводу, что любовь не может быть единственным смыслом жизни - при всей значимости любви как важнейшего элемента личной жизни человека.

Современная философия, прежде всего психоанализ, позво­лила прояснить некоторые социально-психологические меха­низмы формирования у индивида представления о смысле жиз­ни.

а) Те условия, в которых проходит изначальная активность ребенка: действия ребенка должны соответствовать не только конкретным практическим целям, но тем требованиям, которые предъявляют ребенку взрослые;

б) Ожидания самого индивида в отношении результатов своей деятельности, практического опыта;

в) Требования и ожидания окружения, группы;

д) Личное стремление быть полезным другим;

е) Требования личности к самой себе.

В. Франкл в книге «Человек в поисках смысла» (М., 1990) говорит, что для того чтобы жить и активно действо­вать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. Отсутствие смысла порождает у человека экзистен­циальный вакуум (определение Франкла). Человек не изобрета­ет смысл, а находит его в мире объективной действительности, именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации.

Смысл жизни человека задает система определенных выс­ших ценностей: трансцендентных, социально-культурных; ценностей личной жизни. Трансцендентные ценности - это представления: а) о Боге; б) об абсолютных принципах, кото­рые лежат в основе мироздания; в) о системе моральных абсо­лютов. Трансцендентные ценности позволяют человеку осмыслить свою жизнь и смерть, придать смысл жизни, они объединяют людей в общество.

Социально-культурные ценности это: а) политические идеалы; б) история страны; в) культура страны; г) традиции, язык и др. Человек может видеть смысл своей жизни в служении родине, ее культуре.

Ценности личной жизни– это:

Ø представления о здоровье, здоровом образе жизни;

Ø ценности творчества, основным путем реализации которых является труд, а также сопутствующие ему успех, слава, престиж;

Ø любовь и чувственность, семейная жизнь, дети.

Наличие смысла жизни – положительное эмоциональное состояние, которое сопровождается наличием цели; сознанием своей значимости в отношениях с другими людьми; принятием существующего миропорядка, признанием его как блага; осознанием своего места в мире, своего признания.

Вместе с тем найти смысл жизни не значит осуществить его. Человек до последнего вздоха так и не узнает, удалось ли ему действительно осуществить смысл своей жизни.

Различают смысл и осмысленность жизни. Смысл предполагает объективную оценку, содержательный критерий, осмысленность – это субъективное отношение к своей жизни, осознание её смысла. Человек должен состояться, иметь возможность представить себя миру, выразить свою сущность.

Жизнь человека наполняется смыслом, становится содержательной, достойной человека тогда, когда она полезна другим, когда человек с удовольствием и полной самоотдачей занимается своим делом, когда его существование проникнуто нравственным добром и справедливостью.

Осознать смысл своей жизни – значит найти свое «место под солнцем». С осознанием смысла тесно связано понятие цели. Цель – это определенный рубеж, а смысл жизни – не конечная цель, а генеральная линия.