Объясните разницу между карма-кандой, сакама-карма-йогой и нишкама-карма-йогой

На ступени карма-канды человек руководствуется стремлением к чувственным наслаждениям, хотя он удовлетворяет свои чувства благочестивым способом (в соответствии с предписаниями шастр). У него ещё нет желания очиститься.

На стадии сакама карма-йоги, также как и на стадии карма-канды, есть привязанность как к самой деятельности, так и к её плодам, но здесь уже есть йога, осознанная связь со Всевышним, и человек сознательно желает очиститься.

На стадии нишкама карма-йоги у человека уже нет привязанности к результатам, но ещё остаётся привязанность к деятельности как к таковой.

2. Почему карма-йога выше гьяна-йоги?

Карма-йога выше гьяна-йоги благодаря своей практичности. Карма-йог, действуя в сознании Кришны, занимает свои чувства, а гьяна-йог не может занять свои чувства, поэтому путь гьяна-йоги (путь бездействия) опасен. Если сердце человека ещё недостаточно чисто, ему будет очень сложно на пути гьяна-йоги, он может легко пасть. Но карма-йога сама постепенно очистит человека от материальных привязанностей и приведёт к совершенству.

3. Почему Кришна рекомендует достижение счастья и благополучия через совершение жертвоприношений Вишну?

Потому что Верховным наслаждающимся всех жертвоприношений является Вишну (Ягья). Полубоги, ответственные за обеспечение всем необходимым для жизни, - слуги Вишну. Если они видят, как кто-то служит непосредственно Господу, они будут довольны и дадут всё необходимое. Полубоги раздают благословения только с санкции Господа.

Более того, совершая жертвоприношения ради Всевышнего Господа, человек освобождается от последствий всех грехов и получает не только материальные, но и духовные блага. Но если человек не действует ради Вишну, то он запутывается в последствиях своих поступков и остаётся в материальном рабстве.

4. Почему истинен следующий стих: отрекаясь от деятельности, человек не может освободиться от её последствий, одно лишь отречение не приводит к совершенству.

Отречение от деятельности не может привести к совершенству, так как оно не является средством очищения. (Оно - результат очищения).

Суть отречения не в том, чтобы отказаться от деятельности, а в том, чтобы отказаться от привязанности к её результатам. Душа активна по своей природе, поэтому отказ от всей деятельности в принципе невозможен. Истинное отречение (акарма, не влекущая за собой последствий и уничтожающая предыдущую карму) - это деятельность без привязанностей, во имя удовлетворения Господа. А если человек отказывается от деятельности, будучи привязан, то он всё равно получит последствия (во-первых, остаётся предыдущая карма, а во-вторых, создаётся новая за счёт того, что человек всё равно что-то делает: дышит, ходит и т.д.).

5. К какому выводу можно прийти, прочитав стихи о цикле зависимости: живые существа живут за счет зерновых, зерновые растут благодаря дождям, дожди выпадают в результате совершения жертвоприношений, жертвоприношения рождаются из следования предписанным обязанностям, предписанные обязанности исходят из Вед, а Веды исходят от Всевышнего.

Можно прийти к выводу, что все должны совершать жертвоприношения ради удовлетворения Вишну хотя бы ради того, чтобы спастись от голода.

или:

Живое существо во всём зависит от Господа. Выполняя свои обязанности по отношению к Богу, человек будет счастлив и будет иметь всё необходимое для жизни.

6. Смысл утверждения о том, что человек, достигший самоосознания, не имеет причин работать.

Тот, кто достиг самоосознания, не имеет материальных желаний. Поэтому у него нет причин работать ради результатов или из привязанности к деятельности.

Не нуждается он и в очищении, которое даёт деятельность без привязанности, из чувства долга, так как он уже чист. Поэтому для него уже не существует обязанностей

7. Что демонстрирует пример царя Джанаки?

То, что даже осознавший себя человек должен действовать, чтобы подать должный пример другим, так как обычные люди склонны брать пример с великих людей.

8. Используя собственные слова Кришны, назовите два результата, к которым приведет отказ Кришны исполнять предписанные обязанности?

Все последуют Его примеру и перестанут исполнять свой долг.

Так будут нарушены религиозные принципы, появится варна-санкара, которая подорвёт устои общества. И "все эти миры будут разрушены".

Поэтому Кришна приходит по Своей воле, чтобы поддерживать дхарму.

9. Используя стихи этой главы, сравните мотивы человека, привязанного к плодам своего труда и не привязанного к ним.

Человек, привязанный к результатам, действует ради собственного чувственного наслаждения, считая себя действующим.

А тот, кто непривязан, действует либо ради очищения, либо, если он уже освобождённая душа, чтобы показать правильный пример другим.

10. Почему мудрый человек не должен беспокоить умы тех, кто действует из привязанности к плодам?

Потому что невежественные люди, привязанные к плодам своего труда, всё равно не смогут отказаться от деятельности. Если они попытаются это сделать, то они только деградируют, так как их сердца не чисты.

Лучше вовлекать таких людей в деятельность в преданном служении, чтобы они могли постепенно очищаться от образа мыслей наслаждающегося.

11. Почему вожделение сравнивают с огнем?

Потому что вожделение невозможно удовлетворить, как невозможно потушить огонь, подбрасывая в него дрова. (Он от этого только усилится). Чтобы потушить огонь, нужно просто перестать подбрасывать дрова, тогда он постепенно погаснет. Аналогично, если перестать потакать вожделению, оно постепенно угаснет.

12. Назовите три места, где располагается вожделение. Какой метод рекомендует Кришна для обуздания вожделения?

Чувства, ум и разум - пристанища вожделения. Чтобы обуздать его, Кришна рекомендует следующее:

Познав свою трансцендентальную сущность по отношению к материальным чувствам, уму и разуму,

человек должен укрепить ум с помощью сознательно одухотворенного разума (сознания Кришны), и таким образом - духовной силой - победить этого ненасытного врага, вожделение.

То есть, (1) - сначала человек должен получить знание (гьяну) о том, что он не является этим телом, а потом (2) - заняться вигьяной - начать с контроля чувств, т.к. они более грубые и их контролировать легче, а затем перейти к контролю ума и разума.

Также секрет в том, что нужно развивать высший вкус.

13. Напишите санскрит и перевод стиха 3.

Глава

1. Объясните связь третьей и четвертой глав "Бхагавад-гиты".

В третьей главе Кришна призывает посвящать всю свою деятельность Господу, полностью осознавая Его. Но для этого необходимо иметь трансцендентное знание о том, кто такой Господь. Об этом и говорится в четвёртой главе.

2. Напишите любые три пункта из четвертой главы “Бхагавад-гиты”, представляющие собой трансцендентное знание о Кришне.

Кришна приходит по Своей воле, посредством Своей внутренней энергии.

Кришна помнит все Свои "рождения", так как Он никогда не меняет Своего трансцендентного тела (оно вечно).

Все живые существа - часть Всевышнего, они принадлежат Ему.

Кришна приходит, чтобы спасти преданных от боли разлуки с Ним.

Кришна приходит, чтобы уничтожить негодяев и восстановить религиозные принципы.

В соответствии с гунами и кармой людей Кришна создал систему разделения общества на 4 сословия, чтобы люди могли постепенно развиваться духовно. Но Сам Он, будучи неизменен, не входит в эту систему.

Нет такой деятельности, которая влияла бы на Кришну, т.к. Он не стремится к плодам её.

Тот кто знает трансцендентную природу рождения и деяний Кришны, не рождается снова в этом материальном мире, но входит в Его вечную обитель.

3. Ответьте на каждый из двух вопросов одним предложением:

а) почему разные люди совершают разные жертвоприношения?

Потому что Господь создал эту систему различных жертвоприношнетий для людей, находящихся на разных уровнях духовного осознания.

Или:

Потому что на разных людей влияет разное сочетание гун (у людей разная обусловленность, разное самоотождествление и т.п.).

б) почему принесение в жертву материального имущества не так возвышенно, как совершение жертвоприношения в знании?

Потому что жертвоприношение без трансцендентного знания не принесёт духовного блага, оно будет происходить на материальном уровне.

Или:

В конечном счёте все жертвоприношения предназначены для обретения трансцендентного знания.

4 а) Опишите ловушки привязанности, страха и гнева.

Привязанность - отрицание духовной жизни (Человек привязан к материальной концепции жизни).

Страх - страх отождествления себя с духовной личностью. (Человек думает, что именно личностное существование является причиной страданий).

Гнев - концепция пустоты, в основе которой лежит неудовлетворенность в жизни. Гнев рождается из разочарования: когда человек изучает различные писания и религии и находит в них противоречия, он разочаровывается и принимает концепцию пустоты.

б) Как человек может преодолеть их, и какого результата достигает преданный, преодолевший их?

Чтобы избежать этого, человек должен искать прибежища у Господа под руководством истинного духовного учителя и следовать правилам и предписаниям преданного служения. Тогда он сможет достичь бхавы, трансцендентной любви к Господу.

5. Почему в духовном сознании человек как совершающий жертвоприношение, само подношение, принятие его Кришной, конечный результат - все становится единым в Абсолюте, Высшем Брахмане?

Потому что изначально всё духовно (всё есть Брахман). Что-то становится майей, только когда оно покрывается стремлением к чувственным наслаждениям. Но если человек находится в своём естественном, изначальном состоянии - в духовном сознании, то он использует всё для служения Кришне, и поэтому для него всё остаётся духовным.

6. Что имеет в виду Кришна, говоря о “бездействии в действии” и о “действии в бездействии”?

Действие в бездействии - это отречение от материальной деятельности, которое само по себе не разрушает прошлых кармических реакций, и, более того, приносит кармические последствия, так как полностью прекратить деятельность невозможно.

Бездействие в действии - это деятельность в преданном служении, не несущая реакций.

7. Объясните две аналогии - с кораблем и с огнем.

Материальный мир сравнивается с океаном неведения. Каким бы опытным пловцом ни был человек, он не сможет спастись сам. Должен прийти кто-то извне и вытащить тонущего человека, дав ему спасательный круг - трансцендентное знание, правильное понимание своего истинного положения по отношению к Кришне. Сознание Кришны сравнивается со спасательным судном.

Трансцендентное знание сравнивается также с огнём, сжигающим все последствия кармической деятельности человека.

8. Напишите санскрит и перевод стиха 4.

5 глава

1. Каким образом недоумение Арджуны в начале 5-й главы связано с наставлениями Кришны в четвертой главе?

В четвёртой главе Кришна превозносил трансцендентное знание, а в конце Он призывает Арджуну встать и сражаться. Арджуна снова смущён, он ещё не понял, что отречение - это не отказ от деятельности, а состояние сознания, и теперь Кришна объяснит ему это более конкретно.

2. Кришна говорит, что только невежественные люди считают карма-йогу отличной от аналитического изучения материального мира (санкхьи). Почему это утверждение не противоречит следующему утверждению: “Преданное служение лучше, чем отречение от деятельности”.

Кришна говорит, что и карма-йога, и санкхья-йога ведут к освобождению. Но карма-йога легче и безопаснее (практичнее), чем санкхья, так как в карма-йоге человек может задействовать свои чувства. Деятельность в карма-йоге очищает человека от стремления к удовлетворению чувств и приводит к уровню отречения, тогда как санкхья-йога, отречение от деятельности, само по себе не может очистить человека, и если сердце человека, принявшего санньясу, ещё не чисто, он может пасть. Поэтому карма-йога лучше.

3. Опровергните следующее утверждение: “Все в этом мире происходит под влиянием гун, которыми управляет Господь. Поэтому не живые существа, а Господь должен получать результаты кармы”.

Господь не является инициатором деятельности, Он лишь выполняет желания живых существ через посредство гун материальной природы. Поэтому Он не отвечает за последствия их деятельности, подобно тому как дождь не отвечает за то, какие вырастают растения, хотя они растут благодаря дождю.

4. Как мудрый человек должен относиться к чувственным наслаждениям? Почему?

Мудрый человек не стремится к чувственным наслаждениям, так как знает, что они кратковременны. Они усиливают телесную концепцию жизни и в конце концов ведут к страданиям. Кроме того, мудрому человеку известен высший вкус, поэтому он уже утратил вкус к низшим удовольствиям.

5. Какова главная причина, которую приводит Кришна Арджуне в начале пятой главы, убеждая его действовать, а не отрекаться?

Главная причина, на которую указывает Кришна, - то, что адхикара Арджуны - действовать, а не отрекаться.

6. Объясните любые 3 из четырех следующих санскритских слов: вибху, ану, нава-двара-пуре, свами.

Вибху - это великий Всевышний Господь, источник и обладатель бесконечных вибхути, достояний.

Ану - бесконечно малое живое существо, неотъемлемая частичка Кришны.

Нава-двара-пуре - "в городе с девятью вратами", т.е. в материальном теле.

Свами - тот, кто контролирует свои чувства.

7. Напишите санскрит и перевод стиха 5.

6 глава

1. Назовите стадию аштанга-йоги, на которой йог может отказаться от деятельности.

Это йогарудха (начинается со ступени дхьяны) - стадия свободы от желаний материальных наслаждений.

2. Что является причиной освобождения для практикующего йога?

Контролируемый ум. (Ум, отрешенный от желания чувственных наслаждений).

3. В чем смысл слова “бхадж”?

Глагол "бхадж" выражает идею служения, в отличие от слова "поклоняться", что значит оказывать уважение и почтение. Можно избегать поклонения уважаемым людям или полубогам, и это просто нарушение этикета. Но нельзя пренебрегать служением Господу и не быть сурово наказанным за это.

4. Перечислите привязанности, которые могут быть камнем преткновения для последователей каждого из трех путей: кармы, гьяны и йоги.

Карма - привязанность к результатам деятельности, дающим чувственные наслаждения

Гьяна - привязанность к своим умственным способностям и к имперсональному представлению об Абсолютной Истине.

Мистическая йога - привязанность к мистическим силам; опасность отождествить себя с Параматмой.

5. Каковы две рекомендации Кришны по контролю ума?

Обуздать ум можно с помощью: 1) практики (абхьясы) и 2) отречения (вайрагьи).

Лучшая практика - практика сознания Кришны, так как чем больше человек привязывается к Кришне, занимаясь преданным служением, тем больше он отрешается от майи.

6. Какова связь между верой и историей о воробьихе?

Йогу следует заниматься йогой с убеждённостью (нишчаена) в конечном успехе. Эта твёрдая убеждённость даёт огромную решимость и терпение, как в истории о воробьихе, у которой океан украл яйца.

7. Дайте определение трем из четырех санскритских терминов, перечисленных в 6.20-23: чит-шакти, кайвалья, нирвана, пурушартха.

Чит-шакти - внутренняя энергия Господа

Кайвалья - единство. Имперсоналисты трактуют это как слияние со Всевышним, а персоналисты (например, Патанджали) - как способность живого существа осознать своё истинное положение (положение слуги Кришны).

Нирвана - прекращение материальной деятельности.

Пурушартха - это четыре цели, к которым стремятся последователи Вед - дхарма, артха, кама и мокша (мирская религиозность, экономическое развитие, чувственное наслаждение и освобождение от материального существования). Но истинная пурушартха, цель человеческой жизни - развитие любви к Богу.

8. Назовите четыре конкретных условия из условий, необходимых для практики аштанга-йоги.

квалификация йога

святое место

уединение

долгая жизнь

целибат

контроль ума

строгое следование определённой практике (позы и.т.д.)

правильно выбранное и оборудованное место (не слишком высокое или низкое, трава куша, шкура оленя, мягкая ткань)

9. Напишите санскрит и перевод стиха 6.

7 глава

1. Процитируйте два стиха, в которых утверждается превосходство личностного аспекта Господа.

(7.19): "После многих рождений и смертей тот, кто действительно пребывает в знании, вручает себя Мне, познав Меня как причину всех причин и причину всего сущего. Но редко встречается такая великая душа".

(7..24): "Неразумные люди (абуддхаях), не знающие Меня в совершенстве, думают, что Я прежде был безличным, а теперь обрёл эту личностную форму. Из-за ничтожности их знания они не ведают о Моей высшей, нетленной природе"

(7.6): "Знай со всей определённостью, что Я - начало, и Я - конец всего, что есть материального, и всего, что есть духовного в этом мире".

(7.7): "Нет Истины, высшей, чем Я. Всё покоится не Мне подобно жемчужинам, нанизанным на нить".

(7..25): "Я никогда не являюсь перед теми, кто глупы и невежественны. От них Я скрыт Своей йогамайей, и поэтому они не знают, что Я - нерождённый и непогрешимый".

"Брахма-самхита" (5.1): ишварах парамах кршнах сач-чид-ананда-виграхах - "Высшая Абсолютная Истина, Божественная Личность есть Господь Кришна, изначальный Господь, источник всей радости (Говинда) и вечная форма трансцендентного блаженства и знания.

"Шветашватара Упанишад": ведахам этам пурушам махантам… - "Я знаю Высшую божественную Личность…".

2. Приведите конкретный термин на санскрите и его русский перевод, в котором выражается отношение Кришны к тем, кто поклоняется полубогам. Каковы аргументы Кришны в этой связи?

Кришна называет их "хрита-гьянах" (теми, чьё знание похищено материальными желаниями) и "алпа-медхасам" (скудоумными), потому что результаты, которых они достигают, ограниченны и преходящи. Те, кто поклоняется полубогам, попадут на планеты полубогов. Но и веру в этого полубога, и результаты, которые он посылает, в действительности даются только Кришной.

3. Приведите конкретный термин на санскрите и его русский перевод, в котором выражается отношение Кришны к тем, кто поклоняется безличному Брахману. Каковы аргументы Кришны в этой связи (в контексте седьмой главы)?

Кришна употребляет здесь ещё более сильное слово - абуддхаях (лишённые разума), так как имперсоналисты считают Кришну обычным живым существом, принимающим материальные тела. Они считают Его форму, деяния и т.д. подверженными законам материальной природы, поэтому они - великие оскорбители. Оскорбляя Кришну, они сами лишают себя шанса достичь совершенства в духовной жизни.

Кришна говорит, что и имперсоналисты, и поклоняющиеся полубогам введены в заблуждение тремя гунами, и потому не знают Его трансцендентной природы.

4. Ответьте на следующий вопрос: Если Кришна существует и люди раньше могли Его видеть, то почему мы не можем увидеть Его сейчас (процитируйте стих из 7-й главы)?

(7.25): "Я никогда не являюсь перед теми, кто глупы и невежественны. От них Я сокрыт Своей внутренней энергией, и поэтому они не знают, что Я - нерождённый и непогрешимый".

5. Переведите три следующих термина: иччха, двеша, двандва. Объясните, каким образом двандва держит нас в материальном мире?

Иччха - желание (получить то, что удовлетворит чувства)

Двеша - ненависть (к том, что мешает наслаждаться)

Двандва - двойственность (желания и ненависти).

Двойственность означает, что мы мыслим в категориях "я" и "моё" ("это мне нравится, а это мне не нравится"), а эта телесная концепция и держит нас в материальном мире.

Или:

Двойственность проистекает из того, что мы отождествляем себя с телом и поэтому стремимся удовлетворять чувства этого тела. Мы хотим занять положение Верховного наслаждающегося и завидуем Кришне, считая Его порождением материальной энергии. Поэтому мы сбиты с толку и не можем постичь трансцендентного положения Господа и обратиться к Нему - единственному, кто может освободить нас из этого материального рабства.

6. Переведите на русский язык и объясните значение слов “тач чхрину”.

Тач чхрину - это слова Кришны, с которыми Он обратился к Арджуне в первом стихе седьмой главы. Они переводится как "услышь же о том" и означают, что трансцендентное знание следует слушать от Самого Кришны или от Его истинного представителя.

7. Объясните связь между 6-й и 7-й главами.

В последнем стихе 6-й главы Кришна объяснил, что для того, чтобы стать совершенным йогом, нужно с великой верой сосредоточить свой ум на Всевышнем. А это возможно, только если человек будет слушать о Господе. Поэтому Господь говорит "тач чхрину".

Связь 6-й и 7-й глав - это связь между двумя большими разделами "Бхагавад-гиты" (1-6 гл. "Карма-йога" и 7-12 гл. "Бхакти-йога"). В 7 гл. Кришна начинает давать знание о Себе, чтобы усилить нашу веру, что приведёт к усилению преданности. Важность слушания подчёркивается потому, что бхакти начинается со шраванам.

8. Перечислите на русском и на санскрите четыре типа сукритинах.

Четыре типа благочестивых людей, которые обращаются к Кришне:

артах - те, кто в беде

артха-артхи - нуждающиеся в деньгах

джигьясух - любознательные

гьяни - стремящиеся к познанию Абсолюта

9. Перечислите на русском и на санскрите четыре типа душкритинах.

Четыре типа нечестивых людей, которые никогда не обращаются к Кришне:

Мудхи - те, кто тяжело трудится, подобно ослам, не желая ничего знать о духовной жизни.

Нарадхамы - так называемые "цивилизованные" люди, которые не следуют принципам религии.

Маяяпахрита-гьянах - заблуждающиеся интеллектуалы, которые используют свой разум в неверном направлении, ради достижения временных, материальных результатов.

Асуры - воинствующие атеисты или те, кто не скрывает своей вражды к Богу.

Глава

1. Дайте определения следующим понятиям: брахман, адхьятма, карма.

Брахман - это неуничтожимое живое существо.

Адхьятма (душа) - это вечная природа живого существа быть слугой Кришны.

Карма - это деятельность ради плодов, которая создаёт будущие материальные тела.

2. Дайте определения следующим понятиям: адхибхута, адхидайва, адхиягья.

Адхибхута - это материальное проявление, которое проходит 6 стадий изменения.

Адхидайва - это вселенская форма Господа, включающая в себя всех полубогов.

Адхиягья (Господь жертвоприношений)- это Сам Кришна, пребывающий в сердцах всех жиых существ в форме Параматмы.

3. Объясните связь между 7-й и 8-й главами.

В конце 7-й главы Кришна упомянул шесть вышеназванных санскритских терминов, и теперь Арджуна просит объяснить их.

Кришна сказал, что тот, кто знает Его как главный принцип этого материального проявления, полубогов и всех форм жертвоприношений, сможет понять и познать Его в момент смерти, и теперь Арджуна спрашивает, как это возможно. Он хочет понять это, так как он находится на поле боя, где смерть всегда рядом.

4. Объясните аналогию о гусенице и бабочке.

Гусеница "медитирует" на бабочку и в конце концов становится бабочкой. На какой объект мы медитируем, такие качества мы и приобретаем. Медитируя на Господа, человек приобретает божественные качества и после оставления этого тела получает духовное тело, подобное телу Господа, чтобы служить Ему.

5. Объясните важность стиха “ананья четах сататам…” (8.14) в контексте восьмой главы.

"Ананья четах" значит "не блуждая умом". Для того, чтобы можно было легко достичь Кришны, человек не должен желать ничего, кроме Кришны: ни вознесения на райские планеты, ни растворения в брахмаджьоти, ни освобождения из материальных пут. Единственным желанием преданного должно быть желание доставить удовольствие Кришне.

Особое качество чистого преданного - то, что он всегда думает о Кришне, независимо от времени и места, и не может забыть Его ни на мгновенье.

6. Почему преданный имеет предпочтение перед другими трансценденталистами?

В процессе преданного служения достигаются результаты всех прочих трансцендентных практик, и, помимо всего прочего, только преданный достигает высшей цели - любви к Богу.

7. Почему Кришна описывает длительность дня, ночи и жизни Брахмы?

Кришна хочет сказать, что даже Брахма, который по нашим меркам живёт невообразимо долго, в конце концов должен умереть, так как он принадлежит к этому материальному миру. Поняв это, мы уже не будем стремиться занять какое-то положение в этом материальном мире, так как здесь всё временно.

8. Объясните значение слова "кала".

"Кала" значит "время" или "верховное божество времени".

9. Напишите санскрит и перевод стиха 8.

9 глава

1. Выберите качества, упоминающиеся в девятой главе, которые необходимо иметь, чтобы быть достойным услышать слова Кришны:

а) решительность

б) свобода от зависти (основное)

в) преданность Кришне

г) преданность гуру

д) служение гуру

е) дружба с Кришной

ж) вера

з) постоянное воспевание

2. Выберите правильный ответ на вопрос: почему 9-я глава называется “Самое сокровенное знание”?

а) хотя душа находится в теле, она не смешивается с телом

б) Господь не беспристрастен, а привязан к Своим преданным

в) духовная душа чудесна, когда предается Кришне

г) Господь имеет непостижимые взаимоотношения с материальным миром.

3. Выберите наилучшее объяснение утверждения Кришны: “И всё же, всё сотворенное не покоится во Мне”

а) Хотя Кришна распространяет Себя повсюду, Он не теряет Своего личностного существования

б) на Господа не влияют последствия деятельности

в) Господь обладает мистическим могуществом

г) Господь не обременен заботой о материальной энергии.

4. Объясните пример ветра и неба.

Как ветер, дующий повсюду, остается всегда в небе, так и живые существа всегда остаются во власти Всевышнего Господа.

5. Объясните пример с бриллиантом в золотой оправе.

Бриллиант в золотой оправе выглядит очень красиво. Таким образом, выигрывает и золото, и бриллиант. Подобно этому, как Господь, так и живое существо вечно сияют, и когда у живого существа появляется склонность служить Господу, оно уподобляется золоту. Господь - бриллиант, и это сочетание прекрасно.

6. В одном предложении объясните, что такое “йогам айшварьям” (9.5)

Это мистическое могущество Крищны, благодаря которому Он пронизывает и поддерживает всю эту вселенную, и всё же остаётся в стороне от неё.

7. Напишите санскрит и перевод стиха 9.

Глава

1. Почему в десятой главе Кришна рассказывает Арджуне о Своих достояниях?

Кришна хочет усилить веру и преданность Арджуны, потому что пока мы не осознаем величие Кришны, трудно предаться Ему.

Кроме того, Кришна объясняет это на благо тех людей, которые не могут понять Его трансцендентной формы.

2. Объясните связь между 9-й и 10-й главами.

В 9-й главе Кришна даёт самое сокровенное знание о том, что больше всех он привязан к своим чистым преданным. Осознание великолепия Кришны усиливает нашу преданность. В конце 9-й главы Кришна говорит: "Думай обо Мне, стань Моим преданным…" И 10-я глава помогает нам думать обо всём как о проявлениях Кришны, и, таким образом, постоянно помнить о Нём.

3. Объясните смысл слов “йо мам аджам анадим ча ветти лока махешварам…” в стихе 10.3 в связи с Кришной, полубогами, Брахмой и мудрецами.

Этот стих начинается так: "Тот, кто знает Меня как нерождённого, не имеющего начала и высшего владыку всех планет, не находится под властью иллюзии… " Кришна - истинный аджа, нерождённый. Хотя Брахму тоже иногда называют аджей, так как у него не было материальных отца и матери, всё же тело Брахмы материально, и он должен умереть. Кришна же никогда не рождается и не умирает. Он является в материальный мир посредством Своей внутренней энергии в Своём вечном духовном теле, и материальная энергия не затрагивает Его. "Лока-махешвара" означает "высший повелитель планет". Хотя полубоги и повелевают какими-то участками вселенной, это Кришна наделил их полномочиями. Он - верховный владыка их всех. Даже великие мудрецы не могут познать Его, хотя они освободились от скверны материального мира, так как Кришна - их первопричина. Но Сам Он - анади, не имеет источника. Он знает всё, но Его в совершенстве не знает никто.

4. Когда человек полностью освобождается от всех кармических реакций? (в контексте этой главы).

Тот, кто знает Кришну как нерождённого, не имеющего начала и верховного владыку всех миров, освобождается от всех кармических реакций. (10.3)

5. Что такое буддхи-йога? (дайте развёрнутый ответ - в 2-3 предложениях).

Буддхи-йога - это деятельность человека, который пытается вернуться домой, назад к Господу, т.е. это деятельность в сознании Кришны. "Буддхи" означает "разум", а "йога" - "мистическая деятельность" или "связь с Богом". Другими словами, "буддхи-йога" - это "связь с Господом через разум".

6. Кратко расскажите о любых пяти достояниях Кришны.

Кришна - Параматма в сердцах всех живых существ и душа всего космического проявления.

Он - начало, середина и конец всех существ(Он даёт начало этой вселенной, поддерживает всё и кладёт всему конец).

Из Адитий Он - Вишну (воплощение Господа в образе Упендры, высшее почитаемое Божество на райских планетах).

Из светил - солнце (главное светило).

Из Марутов - Маричи (главное божество ветра)

Принцип таков: Кришна называет какую-либо группу объектов или явлений этого мира, а затем показывает, каким образом Он является наиболее выдающимся аспектом в этой группе.

Остальные достояния, перечисленные в этой главе:

Среди звёзд Он - луна (она особенно выделяется ночью среди всех ночных светил), Среди Вед - Сама-веда (самая поэтичная), из полубогов - Индра (царь полубогов), из чувств - ум (главное чувство). (Ум всегда действует, даже когда все остальные чувства бездействуют). В живых существах - жизненная сила, или сознание (так как это то, что отличает живое существо от неживой материи). Из Рудр Он - Господь Шива, из Якш и Ракш - властитель сокровищ Кувера, из Васу Он Агни, из гор - Меру. Из жрецов - Брихаспати, из полководцев - Картикея, из водоёмов - океан. Из махариши - Бхригу, из вибраций - трансцендентный слог "ом", из жертвоприношений - джапа, из неподвижного - Гималаи. Среди деревьев - баньян, из девариши - Нарада, из гандхарв - Читраратха, из сиддх - мудрец Капила. Из коней - Уччайхшрава, произошедший из нектара бессмертия. Из благородных слонов - Айравата, среди людей - царь. Из оружия - ваджра, среди коров - сурабхи, из причин порождения потомства - Кандарпа, бог любви, из змей - Васуки. Из многоглавых нагов - Ананта, среди обитателей вод - полубог Варуна. Из питов - Арьяма, среди свершающих правосудие - Яма, бог смерти. Среди Дайтий - Прахлада, среди поработителей - время, среди зверей - лев, среди птиц - Гаруда. Из очищающих - ветер, из носящих оружие - Рама (или Парашурама), среди рыб - акула, среди рек - Ганга. Он - начало, середина и конец всех творений, из всех видов знания - возвышенная наука о душе (адхьятма-видья), из аргументов - окончательная истина. Из букв - буква "А", из составных слов - двойное слово двандва (например, "рама-кришна"). Он есть неисчерпаемое время, а из творцов Он - Брахма. Он - всепожирающая смерть и творящий всё, чему быть. Среди достоинств, имеющих женскую природу, Он - слава, удача, изящная речь, память, рассудительность, верность и терпеливость. Из гимнов Сама-веды - Брихад-сама, пропетый Госпду Индре, в поэзии - мантра гаятри. Среди месяцев - маргаширша (ноябрь-декабрь, когда в Индии собирают урожай злаков), из времён года - цветущая весна. Из мошенничеств Он - азартная игра. Кришна - блеск блестящего, победа, приключение, сила сильного. Из потомков Вришни Он Васудева (Баларама), из Пандав - Арджуна. Из мудрецов - Вьяса, среди великих мыслителей - Ушана (Шукрачарья). Среди средств подавления беззакония Он - наказание. Он - нравственность стремящихся к победе, безмолвие тайны и мудрость мудрых. Он - семя, порождающее всё существующее - движущееся и неподвижное. Все эти проявления - лишь малая часть Его безграничного великолепия.

7. Напишите санскрит и перевод стиха 10.

Глава

1. Объясните связь между 10-й и 11-й главами.

В конце 10-й главы Кришна объяснил, что, будучи Сверхдушой, Он создаёт космическое проявление, поддерживает в нём жизнь и разрушает его. И в заключение Он сказал: "Одной лишь крошечной частицей Себя Я пронизываю и поддерживаю всю эту вселенную". В 11-й главе Арджуна просит Кришну показать ему, как эта частица пронизывает всю вселенную.

В 10-й главе ("Вибхути-йога") Кришна описал Свои достояния (вибхути). В 11-й главе Арджуна хочет увидеть эти вибхути.

2. Как на санскрите называется вселенская форма Господа, описываемая в этой главе?

Вселенская форма, описываемая в этой главе, называется "вишва-рупа". Также описывался её аспект, который называется "кала-рупа", форма всепожирающего времени.

3. Объясните, что представляет собой вселенская форма Господа (3-4 предложения).

Вселенская форма представляет собой многие и многие тысячи безграничных пространств вселенной, сосредоточенные в одном месте. Арджуна увидел в этой форме бесчисленные рты, глаза, руки, ноги, неземные одежды, украшения, гирлянды и т.д., ощутил удивительные ароматы. Арджуна увидел также кала-рупу - форму, в которой Господь как время толкает все материальные проявления к уничтожению.

Вселенская форма трансцендентна, но временна.

4. Арджуна, описывая кала-рупу Кришны, использует два сравнения, касающиеся воинов. Объясните эти два сравнения.

Реки естественным образом впадают в океан. Те воины, которые сравнивавются с реками, - не демоны. Они исполняют свой долг. (Например, Бхишма, Дрона). Но воины, которые хотели жадно стремились завоевать царство, чтобы наслаждаться (Дурьодхана и его клика) - демоны. Они сравниваются с мотыльками, летящими на огонь, чтобы погибнуть в нём.

5. В комментарии к 33-му стиху Шрила Прабхупада говорит, что весь мир вращается согласно определённому замыслу Верховной Личности Бога. В чём состоит этот определённый замысел?

Это космическое проявление создано для того, чтобы исполнить желание обусловленных живых существ играть роль наслаждающихся и контролирующих, но так, чтобы они разочаровались в этом и захотели вернуться домой, в духовный мир. Человек должен понять этот замысел Господа и действовать согласно воле Господа, став инструментом в Его руках

6. Почему Кришна захотел показать Арджуне Свою вселенскую форму?

Чтобы удовлетворить желание Своего преданного Арджуны, который хотел увидеть, как Кришна пронизывает и поддерживает всё Творение.

Чтобы установить критерий, по которому можно определить аватару Господа.

Чтобы ещё раз явить миру Свою божественную природу, Своё непостижимое могущество Бога.

Чтобы показать Арджуне, что исход битвы уже предрешён.

Чтобы Арджуна мог ещё больше убедиться в том, что он привязан к двурукой форме Кришны, и что двурукая форма Шьямасундары - изначальная.

Чтобы Арджуна мог испытать разнообразие рас и ещё больше привязаться к Кришне.

7. Могут ли имперсоналисты увидеть вселенскую форму Господа? Поясните свой ответ.

Вселенскую форму могут увидеть только преданные или те, кто вносит в свою деятельность (такую как аскезы, жертвоприношения, благотворительность, изучение Вед, философские размышления) хотя бы некоторый оттенок преданного служения. Имперсоналисты не принадлежат к их числу и поэтому не могут наблюдать вселенский образ Господа, они только воображают, будто видят Его.

8. Почему говорится, что двурукий образ Кришны увидеть ещё труднее, чем вселенскую форму?

Если вселенскую форму могут увидеть и те, кто вносит в свою деятельность лишь оттенок бхакти, то двурукий образ Кришны - изначальный и самый прекрасный - может увидеть лишь человек, чьи глаза умащены бальзамом любви к Богу. Даже полубогам очень трудно увидеть этот облик.

9. В чем состоит вывод 11-й главы "Бхагавад-гиты"?

Вывод этой главы в том, что двурукая форма Кришны - наивысшая и изначальная, и что увидеть её можно только тогда, когда Кришна, удовлетворённый нашим чистым преданным служением, милостиво явит её нам.

Глава

1. Объясните связь между 11-й и 12-й главами

Господь Кришна закончил предыдущую главу объяснением того, что постижение двурукой формы Шьямасундары - самое сокровенное постижение Бога. Затем Он призвал Арджуну к совершению чистого преданного служения (11.55) и обещал ему ответить взаимностью на такое служение, приведя Арджуну обратно к Себе.

Некоторые могут ошибочно подумать, что вселяющая страх Вселенская форма, описанная в главе 11, более значительна, чем двурукая форма Кришны. Предвидя это, Арджуна в начале двенадцатой главы просит Кришну раз и навсегда прояснить вопрос о том, какой из способов поклонения наилучший - поклонение Самому Кришне или безличное поклонение Вселенской форме?

2. Назовите две или три причины, по которым бхакти выше медитации на безличный Брахман.

1) Безличная медитация чрезвычайно трудна. Сосредоточить свой ум на чем-то непроявленном практически невозможно. Но легко и приятно сосредоточивать свой ум на разнообразных атрибутах Шри Кришны.

2) Занимаясь безличной медитацией, человек должен полностью прекратить деятельность чувств, что является чрезвычайно трудной задачей. Преданный же занимает свои чувства служением, доставляющим удовольствие Кришне.

3) Основная причина, по которой чистое преданное служение является наилучшим путем, состоит в том, что Кришна лично освобождает Своих преданных. Последователи других видов йоги должны полагаться на ограниченную силу своего собственного ума и воли; однако предавшийся бхакта получает безграничную силу и защиту непосредственно от своего возлюбленного Господа.

3. Объясните аналогию с почтовым ящиком.

Поклонение Божеству Шрила Прабхупада сравнивает с тем, как мы опускаем письма в почтовый ящик. Если мы бросим письма в почтовый ящик, они без труда будут доставлены по месту назначения, но любой другой ящик, пусть даже очень схожий с почтовым, но не установленный отделением связи, не годится для этой цели. Подобным же образом, существует установленная форма выражения Бога, которая называется "арча-виграха". Арча-виграха должна быть установлена авторитетным методом. Это воплощение Всевышнего Господа, через которое Господь принимает служение. Эта форма нематериальна, хотя внешне кажется, что она сделана из материальных элементов.

4. Опишите, от самого высокого и до самого низкого, уровни продвижения в преданном служении (12.8-12)

1. Совершенная ступень - практика чистой бхакти. Преданный всегда спонтанно думает о Кришне и живет, осознавая реальность своих непосредственных отношений с Ним (12.8).

2. "Если ты не можешь делать это, следуй регулирующим принципам бхакти-йоги", то есть нужно заниматься практическим преданным служением, во время которого ум сосредоточен непосредственно на Кришне. Это усилит спонтанное желание и в конечном итоге возвысит человека до стадии, описанной в восьмом тексте (12.9).

3. "Если ты не можешь делать и это, тогда работай для Меня". Если человек неспособен сосредоточить свои внутренние чувства (ум и разум) на Кришне, ему советуется сосредоточить свои внешние чувства на Кришне и занять их физическим служением Кришне (сакама или нишкама карма-йога). Это очистит человека и, в конечном итоге, он возвысится до стадии, описанной в девятом тексте (12.10 и 12).

4. Если и это невозможно (то, что описано в тексте 10), тогда можно встать на другой, косвенный путь йоги, развивая знание о Брахмане и затем приступив к медитации на Сверхдушу (12.12)

5. Если человек неспособен и на это, ему советуется отрекаться от результатов своей деятельности, отдавая их на какое-либо благое дело. Это (согласно главе 5) приведет его на уровень брахма-гьяны (знания о Брахмане) (12.11)

5. Перечислите шесть из качеств чистого преданного, упомянутых в стихах 13-20. Какое из качеств является основным?

6. Его ум и разум сосредоточены на Господе

7. Он независтлив, добрый друг всем живым существам

8. Свободен от ложного эго и чувства собственничества

9. Не меняется в счастье и несчастье

10. Всегда удовлетворён

11. Ничем не обеспокоен и не беспокоит никого

12. Свободен от корыстных желаний

13. Утвердился в знании

14. Свободен от оскверняющего общения.

15. С решимостью посвящает себя преданному служению - основное качество

6. Как преданный относится к страданиям?

Когда к преданному приходят страдания, он принимает их как милость Господа, думая: "Из-за моих прошлых грехов мне следовало бы страдать намного больше, но Господь милостиво сводит мои страдания к минимуму". Так преданный в любых обстоятельствах остаётся спокойным и невозмутимым.

1. О ком Кришна говорит, что они очень и очень дороги Ему?

О тех, кто, сделав Господа своей высшей целью, с горячей верой следуют путём преданного служения, полностью отдавая себя этому.

8. Напишите санскрит и перевод стиха 12.

Глава

1. Объясните связь между 12-й и 13-й главами.

Связь между 12-й и 13-й главами - это связь между двумя большими разделами "Бхагавад-гиты" В главах с 7 по 12 Господь Кришна описывает бхакти-йогу, а в главах с 13 по 18 - гьяна-йогу.

В тексте (12.7) Господь обещает спасти своего преданного из круговорота рождений и смертей. Главы 13-18 исполняют это обещание, предоставляя философское знание, необходимое для того, чтобы выпутаться из сетей материального мира.

2. Назовите (на санскрите и на русском) шесть понятий, которые просит разъяснить Арджуна в 13-й главе.

пракрити - природа

пуруша - наслаждающийся

кшетра - поле деятельности

кшетра-гья - знающий поле

гьянам - знание и процесс познания

гьеям - предмет познания

3. Объясните ответ Кришны на вопрос о поле и знающем поле.

Полем Кришна называет тело, так как живое существо пожинает счастье и страдания, которые вырастают в этом "поле". Тело является полем деятельности для обусловленной души. Оно состоит из органов чувств и даётся обусловленной душе в соответствии с её желаниями и прошлыми поступками. Знающий поле - это душа, которая пребывает в теле и сознаёт это тело. Кришна также является знающим поле, но Он знает поля деятельности всех живых существ, присутствуя в каждом теле как Параматма, тогда как индивидуальная душа знает только своё поле деятельности.

4. Объясните три концепции Брахмана.

Пракрити есть Брахман как поле деятельности, джива (индивидуальная душа) также является Брахманом и стремится управлять материальной природой; во главе этих двух также стоит Брахман, но Он - истинный правитель.

Опишите вкратце пять ступеней постижения Брахмана.

Анна-майя. Для живых существ, находящихся на этом уровне, еда является высшим объектом осознания. Это сознание амебы или маленького ребенка.

Прана-майя. На этом уровне Абсолютная истина видится как признаки жизни. Живое существо заботится о сохранении своей жизни.

Гьяна-майя. Человек ощущает тонкие взаимодействия ума, разума, эмоций и эстетических чувств как высший объект осознания.

Вигьяна-майя. Человек осознает, что сам он отличен от поля деятельности, в том числе и от тонкого тела. Это похоже на осознание безличного Брахмана, т.к. душа сама по себе становится высшим объектом осознания.

Ананда-майя. Человек осознает различие между своим собственным “я” и Верховным “Я” и вступает в исполненные блаженства отношения любви со Всевышним.

5. Поле деятельности состоит из 24 элементов. Назовите их (в любом порядке).


Пять главных элементов:

земля

вода

огонь

воздух

эфир

Пять органов чувств, позволяющих приобретать знание:

нос

язык

глаза

органы осязания

уши

Пять деятельных органов:

органы речи

ноги

руки

анус

гениталии

Пять объектов чувственного восприятия:

обонятельные

вкусовые

зрительные

осязательные

звуковые

Три тонких элемента и "непроявленное":

ум

разум

ложное эго

стадия непроявленного состояния трёх гун природы (прадхана)

6. В списке "элементов, составляющих поле деятельности и его взаимодействия" Кришна называет 4 элемента, которые являются результатом взаимодействия чувств и их объектов. Назовите их.

Желание, ненависть, счастье и страдание.

7. Назовите 8 из 20 элементов процесса познания и кратко поясните их. Какой элемент наиболее важный?

смирение (понимание своего подчинённого положения по отношению к Господу)

скромность (отсутствие стремления к почестям)

отказ от насилия (непричинение страданий другим, в высшем смысле - распространение духовного знания)

терпимость (умение терпеливо сносить бесчестье, оскорбления и другие трудности, встречающиеся на духовном пути)

простота (не следует использовать обходные пути, нужно быть предельно откровенным)

обращение к истинному духовному учителю

чистота (внешняя и внутренняя)

стойкость (решимость продвигаться в духовной жизни)

самодисциплина (отвергать всё, что неблагоприятно для духовного развития)

отказ от объектов чувственного удовлетворения (не потворствовать желаниям чувственного наслаждения, а занимать чувства в преданном служении)

отсутствие ложного эго (понимания того, что живое существо отлично от материального тела)

осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло

отсутствие материальных привязанностей

свобода от затягивающего влияния детей, жены, дома и прочего

спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий

постоянная и чистая преданность Кришне (участие в 9 видах преданного служения)

стремление жить в уединённом месте (нежелание общаться с материалистами, которые заняты бессмысленной деятельностью)

отстранённость от общей массы людей

признание важности самореализации (убеждённость в том, что бхакти вечно)

философский поиск Абсолютной Истины (из трёх её аспектов Бхагаван - высший, поэтому следует стремиться к этому уровню осознания, а значит, отдать себя преданному служению Господу).

Наиболее важный элемент - постоянная и чистая преданность Кришне.

8. Сразу после описания процесса познания Кришна говорит об индивидуальной душе. Что Он говорит о ней?

"Брахман, дух, не имеющий начала и подчинённый Мне, лежит за пределами причин и следствий этого материального мира".

9. Как Кришна описывает Параматму? (не менее 3 предложений)

Параматма пронизывает собой всё. (Её головы, ноги, руки, глаза - повсюду). Параматма есть изначальный источник всех чувств, хотя сама Она не имеет материальных чувств (её чувства трансцендентны). Она не имеет привязанностей и поддерживает существование всех живых существ. Она внутри и вовне, далеко и близко. Она находится вне власти материального видения или познания. Она повелевает гунами природы. Она кажется поделенной между всеми живыми существами, но Она - единое целое. Она - источник света во всех светящихся телах, Она - знание и Она - предмет познания.

10. Объясните неделимость Параматмы на примере с солнцем.

Когда солнце в зените, оно находится на одном месте, но если спросить любого в радиусе нескольких тысяч миль, каждый ответит, что солнце прямо над его головой. Так и Параматма, хотя и кажется разделённой, так как находится в каждом атоме и в сердце каждого живого существа, но Она едина и неделима.

11. Почему живое существо само является причиной своих наслаждений и страданий?

Потому что тело, которое получает живое существо, и условия, в которые оно попадает и которые приносят ей наслаждения или страдания, даются живому существу в соответствии с его желаниями и предыдущей деятельностью.

12. Каков результат понимания того, что Господь объяснил в 13-й главе?

Ясное представление о материальной природе, Параматме, индивидуальной душе и их взаимоотношениях делают человека достойным того, чтобы получить освобождение и войти в духовную обитель, никогда не возвращаясь снова в материальный мир.

13. Напишите санскрит и перевод стиха 13.

Глава

1. Объясните связь между 13-й и 14-й главами "Бхагавад-гиты".

В 13-й главе (13.22) была указана причина, по которой живое существо (пуруша) запуталось в гунах материальной природы. Эта причина - желание живого существа наслаждаться.

Глава 14 объясняет, что представляют собой гуны, из которых состоит материальная природа; как они действуют, как связывают душу, и как можно освободиться от них.

2. Что такое махат-таттва?

Это всеобщая материальная субстанция, причина всего космического проявления, в которой существуют три гуны материальной природы. Господь Своим взглядом оплодотворяет эту всеобщую субстанцию, и так появляются бесчисленные вселенные.

3. Что обуславливает душу в благости, страсти и невежестве, заставляя ее оставаться в материальном мире?

В гуне благости обуславливают счастье и знание, из-за которых человек начинает чувствовать своё превосходство над другими и гордиться.

В гуне страсти человека обуславливает привязанность к кармической деятельности, желание наслаждаться её плодами.

А в невежестве человека обуславливают безумие, иллюзия и сон.

4. Почему, описывая гуну благости, Кришна обращается к Арджуне, называя его "безгрешным"?

Потому что гуна благости может привести к греху (гордость), но Арджуна свободен от этого греха.

5. Опишите соревнование между гунами. Как добиться доминирования гуны благости?

Гуны постоянно борются за превосходство над каждой конкретной личностью. В каждый момент времени преобладает только одна гуна.

Чтобы добиться превосходства гуны благости, нужно выбирать объекты в гуне благости (места, пищу, воду, время, общение и т.д.)

6. Какие две вещи, согласно утверждению одного из стихов этой главы, человек должен ясно осознать, чтобы достичь духовной природы?

Человек должен видеть, что нет другого исполнителя какой-либо деятельности, кроме гун природы, и

Знать Всевышнего Господа, трансцендентного к этим гунам.

7. Какие три вопроса Арджуна задаёт Кришне в конце 14-й главы?

По каким признакам можно узнать человека, возвысившегося над этими тремя гунами?

Как он ведёт себя?

Как он побеждает гуны природы?

8. Назовите три из признаков человека, преодолевшего влияние трех гун.

просветление, привязанность и иллюзия не вызывают у него ненависти когда они есть, и он не стремится к ним, когда они исчезают.

несгибаем и необеспокоен, оставаясь безучастным и трасцендентным к любым воздействиям материальных качеств, зная, что ничего не совершается помимо них

обращён внутрь себя

одними глазами смотрит на счастье и несчастье

для него кусок земли, камень или золото суть равны

он принимает как одно желаемое и нежелаемое

уравновешен

равно воспринимает похвалы и упреки, честь и бесчестье

одинаково относится к другу и врагу

отрекся от материальной деятельности

9. Ответьте на последний вопрос Арджуны.

Как человек побеждает гуны природы? (Какими средствами можно достичь трансцендентного положения?)

Ответ: Посвящая себя преданному служению Господу, будучи непоколебимым при любых обстоятельствах, не обращая внимания на деятельность гун природы. В комментарии Шрила Прабхупада говорит: Вместо того, чтобы занимать своё сознание деятельностью гун, нужно переключить его на деятельность, связанную с Кришной... Занятый служением любой из форм Кришны…считается находящимся в трансцендентном положении.

10. Какой стих в этой главе подтверждает, что безличный Брахман не является высшим аспектом Абсолютной Истины? Какой пример приводит Шрила Прабхупада в этой связи?

( 14.27): "Я - основа безличного Брахмана, бессмертного, нетленного и вечного, который есть изначальное положение высшего счастья". Пример, подтверждающий превосходство личностной концепции: Четверо Кумар вначале придерживались имперсональной концепции Абсолютной Истины, но затем поднялись до уровня преданного служения.

11. напишите санскрит и перевод стиха 14.

Глава

1. Материальный мир сравнивается с отражённым деревом баньян.

а) Опишите корни этого дерева.

Корни этого дерева направлены как вверх (берут начало с Брахмалоки), так и вниз (от планет земного типа, где живут люди, занятые кармической деятельностью)

Боковые корни - привязанность и отвращение (побочные продукты различных видов страдания и чувственного наслаждения), из которых развиваются склонности к добродетели и нечестивости.

б) Что представляют собой большие ветви этого дерева? Что на них располагается?

Большие ветви - это различные планетные системы (на нижних ветвях располагаются животные, на средних - люди, на верхних - полубоги, гандхарвы и другие высшие виды жизни).

в) - // - листья?

Листья этого дерева- ведические гимны.

г) - // - плоды?

Плоды - результаты деятельности живых существ (дхарма, артка, кама и мокша).

д) - // - маленькие ветки?

Маленькие ветки - объекты чувств (звук, запах, форма, вкус, объекты осязания)

е) - // - кончики веток?

Кончики веток - органы чувств (уши, нос, глаза, язык, органы осязания)

ж) чем питается это дерево?

Вода, питающее дерево - три гуны материальной природы.

з) на чём покоится это отражённое дерево?

Оно покоится на желании живых существ наслаждаться независимо от Бога.

2. Кто, по словам Кришны, достигает "места, достигнув которого, никто и никогда назад не возвращается"?

Этого места достигает тот, кто свободен от гордости, иллюзии и ложных связей, кто понимает вечное, кто покончил с материальным вожделением, кто свободен от двойственности счастья и несчастья и кто, обладая трезвым умом, знает, как вручить себя Высшей Личности.

3. Опишите вкратце это место, о котором говорилось в предыдущем вопросе.

(вариант ответа)

Это высшая вечная обитель Кришны, которая не нуждается в свете солнца, луны, огня или электричества, так как все планеты там самосветящиеся. Сияние этих планет, которые называются Вайкунтхами, образует блистающее небо, называемое "брахмаджьоти". В действительности это сияние исходит от высшей из всех Вайкунтх - Кришналоки, планеты Кришны. Оно неотлично от сияния тела Господа Кришны. На этих планетах живые существа наслаждаются вечной жизнью, полным знанием и вечным блаженством.

4. Подобны ли частички Бога частям какого-либо материального предмета и почему?

Нет, потому что по определению Дух не может быть расчленён на части. Каким образом живое существо является частичкой Бога - это непостижимо с материальной точки зрения. Господь вечно является Полным Целым, а индивидуальные живые существа вечно являются неотъемлемыми частичками Господа.

5. Опишите вкратце, как происходит процесс перевоплощения. (2-4 предл.)

Изначально душа чиста, она получает материальное тело лишь вследствие неправильного представления о жизни и ложного отождествления себя с материей. Новое грубое тело живого существа формируется по образцу тонкого тела живого существа в момент смерти, а состояние тонкого тела зависит от желаний. В момент смерти и нового рождения оно получает новые чувства, которые устроены таким образом, чтобы максимально соответствовать образу мыслей данной обусловленной души. Так живое существо принимает один тип тела и затем покидает его, чтобы принять другое.

6. Назовите 2-3 утверждения Кришны, которые Он делает, чтобы показать, что Он - Тот, кто поддерживает Творение.

"Сияние солнца, рассеивающего мрак целого мира, исходит из Меня. И сияние луны, и свет огня также исходят из Меня. Я пребяваю в каждой планете, и благодаря Моей энергии все планеты остаются на орбите. Я становлюсь луной, и тем самым даю жизненный сок всем овощам. Я - огонь пищеварения в телах всех живых существ, и Я соединяюсь с воздухом жизни, входящим и выходящим, чтобы переваривать четыре вида пищи. Я нахожусь в сердце каждого, и от Меня исходит память, знание и забвение. Цель всех Вед - познать Меня. В действительности, Я - составитель "Веданты", и Я - знаток Вед".(15.12-15) "…существует величайшая личность - Сам вечный Господь, который вошёл в три мира и поддерживает их". (15.17)

7. Некий йог утверждает: "Я достиг освобождения и стал Богом". Какой аргумент можно привести в опровержение этого высказывания? (в контексте этой главы).

Господь - это Тот, кто поддерживает все миры. Человек может осознать Брахман, благодаря чему он получит ощущение всепроникновения. Но быть Богом также значит быть тем, кто поддерживает и управляет материальным проявлением. Может ли йог, достигший осознания безличного, утверждать, что он своей силой в совершенстве управляет различными вселенными, или что он в совершенстве знает обо всем, что происходит, происходило и будет происходить повсюду? Нет. Следовательно, Кришна находится выше живых существ, достигших освобождения. Он - Тот, кто поддерживает Творение. (15.17)

8. В каких стихах этой главы Господь вкратце излагает содержание "Веданта-сутры"? Расскажите их своими словами.

Это так называемая "тришлока Бхагавад-гиты": Все живые существа могут быть разделены на два класса - подверженные ошибкам и непогрешимые В материальном мире живые существа обусловлены, и поэтому подвержены ошибкам, а в духовном мире - непогрешимы. Также существует величайшая личность, Сам вечный Господь, который вошёл в три мира и поддерживает их. Поскольку Он трансцендентен, выше ошибок и непогрешимости, и поскольку Он - величайший, и мир, и Веды прославляют Его как Высшую Личность.

9. Какие слова Господа Кришны в этой главе со всей ясностью утверждают, что индивидуальность дживы продолжает существовать и после освобождения?

1)"Индивидуальные живые существа в этом мире - это Мои вечные (санатана) составные частички". Слово "санатанах", которое употребляет здесь Господь, означает "то, что не имеет ни начала, ни конца". (15.7)

2) Господь Кришна объясняет, что Он выше как обусловленных, так и освобожденных живых существ. Следовательно, после освобождения живое существо не становится Богом, то есть индивидуальность существует и после освобождения. (15.16)

10. Знающий что, по словам Кришны, "знает всё"? Чем он занимается?

Кришна говорит: "Знающий Меня как Верховную Личность Бога и не сомневающийся в этом знает всё. И поэтому он полностью отдаёт себя преданному служению Мне".

11. Что представляют собой "две слабости сердца"?

Первая слабость сердца - желание властвовать над материальной природой. Это приводит к прекращению трансценденотного любовного служения Господу.

Вторая слабость сердца: С усилением склонности властвовать над материальной природой живое существо привязывается к материи и к обладанию ею.

12. Напишите санскрит и перевод стиха 15.

Глава

1. Объясните связь между 15-й и 16-й главами.

В начале 15-й главы описывалось дерево баньян, олицетворяющее этот материальный мир. Из боковых корней, произрастающих из него, развиваются склонности к добродетели и нечестивости. Глава 16 описывает эти два противоположных вида мышления, один из которых ведет к рабству, а другой - к освобождению из баньянового древа материального существования. Эти два образа мыслей присущи соответственно демоническим и божественным натурам.

2. В начале 16-й главы перечислены 26 божественных качеств. Назовите хотя бы по одному качеству, относящемуся главным образом к:

а) санньяси

- бесстрашие

- очищение своего существования

- развитие (и распространение) духовного знания

- отречение

б) грихастхам

- благотворительность

- владение собой (половая жизнь должна вестись в соответствии с религиозными принципами)

в) ванапрастхам

- аскетизм

г) брахмачари

- изучение "Вед"

д) брахманам

- простота

- спокойствие

- правдивость

- совершение жертвоприношений

е) кшатриям

- сила (кшатрии должны оказывать покровительство слабым)

- решимость

ж) вайшьям

- чистота (не только тела и ума, но и поступков)

з) шудрам

- отсутствие стремления к почестям

и) всем без исключения

- неприменение насилия

- свобода от гнева

- свобода от алчности

- свобода от зависти

- нежелание искать недостатки в других

- доброта

- сострадательность

- умение прощать

и др.

3. Назовите шесть демонических качеств.

Гордость, высокомерие, тщеславие, гнев, грубость и невежество.

4. Где грань между полубогами и демонами?

Полубоги - те, кто искренне желает следовать наставлениям шаст