О священных одеждах и облачениях

Длл совершения богослужения Церковный Устав предписывает каждому из чина священнослужителей и церковнослужителей облачаться в особые одежды, имеющие высшее духовное знаменование. Из нашей обыденной жизни мы знаем, что в особо торжественные дни, в праздники каждый старается одеться не в обыкновенные одежды, а в другие, лучшие. Идя в храм Божий, мы тоже стараемся одеться получше. А тот, кто служит, кто совершает богослужение, кто предстоит у Святого Престола, может ли он пребывать в это время в обыкновенной одежде? -храме все должно быть направлено к тому, чтобы человек отрешился от всего земного, чтобы он помышлял о небесномю Вот поэтому Церковь и предписывает всем церковно- и свя-щеннослужителям надевать при богослужении специальные облачения.

Каждая степень священнослужителей и церковнослужителей имеет свое облачение. При этом в состав облачения высших чин,ов священнослужителей всегда входит облaчeниe низших чинов. Диакон, кроме одежды, собственно ему принадлежащей, облача­тся в одежду чтеца; иерей, кроме священнических, имеет и диаконские одежды; епископ, кроме одежд, принадлежавших его сану, имеет все иерейские одежды.

Порядок, соблюдаемый при облачении: вначале одеваются дежды, принадлежащие низшему сану. Например, священник, прежде чем надеть иерейское облaчeниe, облачается в диаконкие одежды; епископ надевает сначала диаконские облачения, затем - иерейские, а уже после всего - архиерейские. Начнем рассмотрение с одежд низших клириков.

Короткий фелоний. Это одежда чтеца - первая одежда, которая надевается при посвящении во чтеца. Короткий фелоний имеет вид священнической ризы и отличается от нее тeм, что едва покрывает плечи. Короткий фелоннй надевается на шею (выю) посвящаемого в знаменование того, что он приходит под ярем священства и посвящается на служение Богу. Фелонь чтецов де­лается короткой потому, что степень чтеца - только предваре­ние священства. Она таинственно, символически показывает полномочия чтецов. Фелонь чтецов означает посвящение в служение Богу и повиновение священству. У нас в настоящее время корот­кий фелоний надевается только во время посвящения во чтецы.

Диаконские одежды, облачения

Стихарь (греч.stica¢rion) - прямая, длинная, с широкими рукавами одежда, покрывающая все тело. Стихарь символизи­рует собой «ризу спасения и одежду веселия», т.е. он означает чистую, спокойную совесть, непорочную жизнь и духовную радость. Своим светлым цветом и благолепным видом стихарь напоминает ,тем, кто его надевает, об ангельской самой чистоте, к которой должен стремиться священнослужитель, посвятивший себя, подобно ангелу, на служение Богу. При облачении в стихарь диакон (на Литургии) произносит молитву:

"Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждою веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою".

Диаконы (а также церковнослужители), чтобы облачиться в стихарь, испрашивают благословение иерея за всякой службой. Держа стихарь в сложерном виде, немного наклонив голову, (облачающийся) обращается к священнику со словами - диакон: "Благослови, Владыко, стихарь с орарем", церковнослужитель: «Благослови, Владыко, стихарь". Получив благословение, (обла­чающийся) целует стихарь, совершает крестное знамение и облачается.

Орарь( o¢ra¢rion) - узкая длинная лента с нашитыми на ней крестами, которую диакон во время богослужения носит поверх стихаря на левом плече. Орарь символизирует собой ангельскке крылья. Иногда на ораре вышиваются слова ангельской песни: "Свят, Свят, Свят". Когда диакон на Литургии опоясывает себя крестообразно орарем, он выражает этим свою готовность к принятию Тела и Крови Христовых.

Обыкновенно во время службы диакон, произнося ектений и молитвословия, поднимает конец ораря правой рукой. Этим дает знак к молитве и особое вниманию молящихся.

Протодиаконы и архидиаконы носят в отличие от других диаконов орарь, охватывающий тело с левого плеча под правую руку. Такой орарь называется двойным. При возложении на себя ораря диакон не произносит никакой особой молитвы.

Поручи(e¢pimani¢ƒia - небольшие короткие нарукавники с крестами. Они употребляются при богослужении для тoгo, чтобы стянуть края рукавов нижней одежды и этим дать рукам священнослукителей большую свободу. Поручи напоминают облачающемуся в них о том, что он должен уповать не на свои силы, а на силу и помощь Всемогущего и Всеблагого Бога. Поручи знаменуют также те узы, которыми был связан Иисус Христос вовремя страданий. При надевании поручей диакон или сваященнослужитель читает особые молитвы:

1. "Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги, н

множеством славы Твоея стерл еси супостаты"

2. "Руце Твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя и научуся эаповедем Твоим".

Облачения пресвитеров: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь, или риза.

Подризник - то же, что диаконский стихарь, но с узкими рукавами. Он имеет такой же символический и духовный смысл, как и стихарь. Его название происходит от того, что сверх него священник надевает еще ризу (фелонь). При облачении в подризник священник читает молитву: "Возрадуется душа мoя о Господе..."

Епитрахиль( e¢pi¢ -нa tra¢chloV- шея) - одежда, объ­емлющая шею сзади и через грудь спускающаяся донизу. Епит­рахиль есть тот же диаконский орарь, только обвернутый вок­руг шеи. В древности при рукополодении диакона во пресвитера епископ, вместо того, чтобы возлагать на посвящаемого епит­рахиль, как это делается сейчас у нас, только переносил задний конец ораря за правое плечо так, чтобы оба конца висели опереди. На это указывает и форма древних епитрахилей, они были складные, с пуговицами посредине. Вот почему епитрахили теперь имеют кресты, нашитые в два ряда, и напоминают орарь, сложенный вдвое. Епитрахиль тем самым символизирует сугубую (двойную) благодать священника перед диаконом. "Епитрахиль ,- говорит св. Симеон Солунский, - означает: 1. совершительную свыше ,сходящую благодать Святого Духа... и что, 2. подобно тому, как Сам Христос на Своих раменах нес крест на страдание, так поступает и сам иерей, удостоившийся совершать таинства страданий Его". "Без епитрахили нельзя иерею совершать ни одной службы. Если же необходимо совершить какую-либо службу, или моление, или крещение, а епитрахили нет, то совершение таинства из-за этого не должно останавливаться, но иерей берет пояс, или отрывок веревки, или какое-нибудь полотно, и благословив, надевает как епитрахиль и совершает службу". В одной епитрахили (без фелони) священник обыкновенно совершает в храме и в притворе те богослужения, которые менее торжествонны: малую вечерню, повечерие, полунощницу, часы (если на них не читается Евангелие). При облачении в епитрахиль (на Литургии) священник произносит слова 132 псалма: "Благословен Бог, изливаяй бла­годать Свою на священники Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его" (Пс. 132,2).

Пояс(Vw¢nh) - имеет вид ленты, которою священник опоясывается сверх подризника и епитрахили для большей сво­боды движений при богослужении. Пояс знаменует то полотенце, которым опоясался Спаситель на Тайной вечере при омовении ног Апостолов, и напоминает тому, кто ни опаясывается, что Господь всегда готов посылать помощь любящим Его. Надевание пояса знаменует дарование иерею пли архиерею силы Божией, Которая укрепляет их для высокого служения Богу, направляет и непорочной жизни и помогает убегать грехов с быстротой оленя. Молитва при надевании пояса: "Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положки непорочен путь мой, совершаяй нозе мои яко еленн, и на высоких поставляяй мя" (По. 17,33-34).

Фелонь (jelo¢nhV) - означает одслсду всепокрывающую. Фелонь - длинная и широкая, покрывающая все тело одежда без рукавов, с отверстием для головы. Фелонь надевается поверх , других одежд и покрывает их. Если фелонь украшена многими крестами то она носит название "полиставрион" ("крещатая риза") polu¢V - многий и stanro¢V- крест). Древняя скорма фелони в настоящее время несколько изменилась: часть передней стороны фелони вырезается для удобнейшего совершения богослуже ния.

Фелонь знаменует ту хламиду, в которую облекли Спасиеля во время поругания над Ним. Иерею фелонь напоминает о том, что в богослужении он изображает Господа, принесшего Себя в жертву за оправдание всех людей; поэтому иерей должен облекаться правдою во всех своих делах и радоваться о Господе.

Молитва при облачении в фелонь: "Священицы Твои, Господи, облекутся в правду и преподобнии Твои радостию возра­дуются (По. 131,9), всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь".

В фелонь иерею, по предписалию Типикона, положено облачаться при более торжественных богослужениях:

а) при совершении Литургии;

б) при совершении вечерни всдневной и великой,

в) при совершении утрени;

г) при совершении таинств Крещения, Миропомазания, Брака, Елеосвящения;

д) на царских часах в дни навечерий Рождества Христова (24 декабря) и Богоявления (5 января) и

в Великую Пятницу, а также на великопостных часах в те дни, когда на часах чита­лось

Евангелие;

е) на часах, повечерии и полунощнице пасхальной (Светлой) седмицы;

ж) при совершении последования погребения;

з) на молебнах (т.к. на них читается Евангелие).

В полном облачении священники бывают во время следующих служб:

1. при совершении Литургии;

2. при служении утрени в день Св. Пасхи. Если служение ршается соборне, то в полном облачении

должен быть только предстоятель;

3. при служении вечерни в первый день Св. Пасхи (т.к. на ней читается Евангелие);

4. при выносе Креста (Воздвижение 14 сентября, 3-я ,еля Великого поста и Изнесение Честных

Древ 1 августа);

5. при выносе Плащаницы в Великую Пятницу и обнесении ее вокруг храма в Великую Субботу;

6. при великом освящении воды, совершаемом в навечерие и в самый день Богоявления

Господня;

7. при выносе Плащаницы Божией Матери на Успение и обнесении ее вокруг храма.

Архиерейские облачения

Подризник, епитрахиль, пояс, поручи, палица, митра и принадлежащие только архиерею: саккос, омофор, панагия.

Саккос (sa¢ƒƒoV ) - слово греческое, означает "вретище", "рубище" и есть одежда печали, смирения, покаяния (Иер. 48, 37; Лк. 10, 13). Саккос своей формой.похож на стихарь, имеет также рукава, но короче его и украшен звонцами. Саккос имеет то же назначение, что и фелонь. Звонцы на саккосе оз­начают благовесте слова Божия, исходящее из уст епископа.

Омофор (w¢mojo¢rion ) - от греческого слева - vmoV плечо и je¢rw - несу - есть одежда, носимая на плечах (по-славянски называется нарамником, надевается поверх всех одежд).

Омофор имеет вид длинного полотенца, украшенного крес­тами, и возлагается на архиерея так, что своей серединой . объемлет) оба плеча, а концами низко спускается спереди и сзади. Омофор означает заблудившуюся овцу, т.е. весь грешный род человеческий, а епископ, облаченный в эту одежду, есть .образ Христа Спасителя, Который, как добрый пастырь, взял на Свои плечи (рамена) заблудившуюся овцу и принес ее к не­заблудившимся, т.е. ангелам, в дом Отца Небесного (и заб­лудшее горохищное обрет овча, на рамо восприим, ко Отцу при­несет... с небесными совокупит силами"... - Догматик 4-го гласа). На омофоре имеются кресты в ознаменование того, что, .как Христос на раменах нес свей крест, так и все епископы -подражатели и продолжатели Его спасительного служения, но­сят на плечах свои крест, т.о. переносят, претерпевают страдания и скорби.

Как священник должен на всех богослужениях облачаться в епитрахиль, так и архиерей надевает омофор, какое бы богослужение он ни совершал.

Когда епископ совершает таинство Священства, то вместе со своей рукой он возлагает на голову посвящаемого во диаконa или пресвитера и край своего омофора.

В Русской Православной Церкви существуют в настоящее время два омофора: большой и малый. У большого омосфора концы спускаются одинаково донизу спереди и сзади, у малого омофора (полуомофора) концы спускаются только с передней стороны. В большой омофор архиерей облачается в начале Литургии, при торжественных молебных пениях и крестных ходах. В малый омо­фор - на Литургии верных, на литии (во время вечерни) и др. По причине символического значения омофора, он несколько раз снимается и надевается епископом во время совершения Литургии:

1. Перед Литургией омофор надевается вместе со всеми одеждами. Перед чтением Апостола омофор снимается; во время чтения Евангелия епископ стоит без омофора, в ознаменование присутствия Господа Иисуса Христа, Великого Пастыря словесного стада. "Епископ, - по слову св. Исидора Пелусиота, -представляет собою Христа и самою одеждою показывает всем, что есть подражатель Того благого и великого Пастыря, Который восхотел нести немощи стада; посему, когда с раскрытием Евангелияс является Сам истинный Пастырь, епископ тотчас слагает с себя одежду подражания, давая тем знать о присутствии Господа и вождя пастырей".

2. Омофор надевается архиереем на Херувимскую песнь, после умовения рук. -После изъятия частиц у жертвенника за живых и умерших епископ снимает омофор, ибо во время великого великго входа дискос и чаша изображают собою Христа Спасителя, взявшего на Себя грехи мира.

3. Затем омофор надевается на евхаристическом каноне перед словами: "Приямите, ядите..." После пресуществления Святых Даров омофор снимается: они суть Тело и Кровь Христовы, поэтому архиерей снимает с себя ризу подражания,

4. Перед возгласом "Святая святым" омофор надевается и не снимается епископом до конца Литургии.

5. Если за Литургиэй бывает хиротония, то на время Хиротонии епископ надевает омофор.

Набедренник - энколпи¢он, или панагия (pan- в сложных слоовах = paV весь; и ¢a¢gi¢oV святый), есть небольшая икона Спасителя или Божией Матери, носимая архиереем на груди как во время богослужения, так и вне его.

В древности панагия представляла собой драгоценный кладной ковчежец, имеющий с одной стороны икону Божией Матери, а с другой - икону Спасителя или Святой Троицы. В него иногда полагали частицу мощей святых.

Набедренник, носимый епископом на груди, напоминает то, что он должен постоянно иметь в своем сердце Господа и Ходатаицу перед Богом - Матерь Божию. Для этого у него должно быть "сердце чистое и дух правый". Панагией иногда награждали архимандритов.

Крест. При крещении крест возлагается на каждого христианина в знак того, что он стал последователем Христа. Этот крест обыкновенно носится под одеждой. Священнослужители же носят особый крест поверх одежды для постоянного напоминания, что они не только должны носить Господа в своем сердце, но перед всеми Его исповедовать. Крест носят не только еписпы, но и пресвитеры.

Митра (от mitro¢w- связываю) - означает повязку, диадему, венец. В богослужебных книгах митра иногда называется "шапкой" (Чиновник). Митра - царское украшение; дается священнослужителю потому, что он в служении изображает -Христа как царя Славы. Митра - знак власти, которая дается служителю Церкви. Кроме того, митра напоминает о терновом венце, который был надет на голову Спасителя, и о том сударе,-которым была обвита голова погребенного, воссиявшего из гроба Христа Жизнодавца. Митра усвояется архиерейскому сану в подражание ветхозаветным первосвященникам, носившим на голове кидар. Митра дается также архимандритам, она является к наградой протоиереев.

Мантия(mandu¢h- верхняя одежда, епанча) - верхняя едежда монахов, не имеющая рукавов и покрывающая все тело, кроме головы; этим выражается: 1, всепокрывающая сила Божия, а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни; 2. у монаха ни руки, ни ноги, ни другие члены тела не живы и не свободны для мирской деятельности, но все мертвы; свободна у него только голова, устремленная к Богу, мудрствующая и помышляющая о Божественном.

В древней Церкви мантии носили все христиане. Существовал такой обычай: человек, отрекавшийся от служения идольского и принимавший христианство, снимал с себя одежду, достоинство и чин, приобретенные в язычестве, и вместо прежней одежды обыкновенно надевал на себя отличительную от языческих длинную одежду, известную под именем паллия, означавшую презренное положение и смирение Тертуллиан в книге о паллии говорит: "Отсюда происходит насмешка язычников над христианами, - он из почетной одежды перешел в одежду презренную". С течением времени эта одежда сохранилась только у монахов.

Архиерейская мантия отличаются от монашеской. Если монашеская мантия - черная, то архиерейская - лиловая или других цветов; на ней имеются: скрижали и источники. Скрижалями называются четырехугольные платы цветной материи, нашиваемые верхние на нижние края мантии. Они изображают Ветхий и Новый Завет, откуда священнослужители должны почерпать учение, источниками же называются ленты белого и красного цвета, вшиваемые вдоль мантии; они изображают собой струи учения, отекающего из двух Заветов и проповедуемого епископом. Все священные облачения освящаются особой молитвой и окроплением святой водой, и священнослужителя надевают их с молитвой, благоговением и целованием. Своим блеском, красивым видом и чистотой они напоминают священнослужителям о овятости взя­того ими на себя служения.

Кроме упомянутых облачений, при совершении архиереем богослужения употребляются следующие предметы: жезл, орлецы, рипиды, дикирий и трикирии.

Архиерейский жезл имеет особое устройство: верх его увенчивается крестом; под крестом имеются рукоятки (или рожки¢), имеющие иногда форму змеевидных голов; к жезлу обычно привешивается плат, так называемый сулок. Жезл дается архиерею в знак его власти над подчененными ему и отеческого его управления своей паствой. "Жезл, - говорит Симеон Солунский, -означает власть Святого Духа, утверждение и пасение людей, силу путеводить, непокоряющихся наказывать к находящихся дале собирать к себе" (Нов. Скрижаль).

Змеевидные головки на жезле знаменуют мудрость архипастырской деятельности, а крест есть символ победы, утверждения христианской веры, показывающий, что архиерей должен пасти стадо во имя и славу Христа.

Архиерейский жезл у греквв называется патерисса - в отеческого управления паствою.

Жезл без рожков (змеевидных голов) и сулка дается архимандритам и игуменам, а также игумениям, как знак их власти обителью.

Орлецы ( a¢eto¢V - орел) небольшие круглые ковры с изображением орла, имеющего сияние вокруг головы и парящего над. городом. Вид города на орлеце указывает на епископство в городе, а орел - на высоту и чистоту богословского учения епископа, сияние вокруг головы орла - свет от учения епископа, Таким образом, орлецы, постилаемые под ноги архиерею, напоми­нают последнему, что он своею жизнью и учением должен, подоб­но орлу, возвышаться над всем дольним и стремиться к горнему. Когда при посвящении в архиерея ставленник читает исповеда­ние веры, он стоит на особом орлеце.

Орел, "право и крепко наступивший ногами на столпцы города", напоминает епископу, что он должен не оставлять ду­ховной своей паствы, но с силой и мужеством этой царственной птицы евангельским словом и своим высоким примером устремлять в горний мир полет своих птенцов. И под конец нелегкого пути архиерей может отрадно сказать о себе словами ветхозаветного вождя, говорившего именем Иеговы возлюбленному своему народу, в виду земли обетованной, после тяжелых странствований по пустыне: "как орел покрывает гнездо свое, носится над птен­цами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих.,." (Втор. 32,11).

Рипиды (r¢ipi¢dou - опахало) - металлические круги с изображеннем шестокрылого херувима, прикрепленные к длинной рукоятке. Рипиды изображают проникновение небесных сил в тай­ну спасения людей, совершенного Господом, напоминают и служащим и молящимся, что в храме за богослужением присутствуют ангелы. Рипиды употребляются:

1) при выносе Евангелия на утрени и на Литургии;

2)на Великом входе;

3)при выносе Плащаницы Спасителя, Божией Матери;

4)при выносе Креста;

5)при крестных ходах;

6)ими осеняют гроб архиерея.

В древности рипидами отгоняли насекомых от Св. Даров. Делались они из тонких кож, павлиных перьев или полотна. рипидой веет над Дарами новопоставленный диакон в знак вступления в свои обязанности и прадолжения того служения, какое совершали диаконы в древней Церкви. '