Великий пост

Праздник всех праздников – великую Пасху предварял семинедельный Великий пост, цель которого – покаяние. В дни Великого поста каждый вглядывается в свою жизнь, даёт оценку дурным поступкам и хорошим.

…После торжественного входа в Иерусалим Иисус со своими учениками сильно проголодался. Увидев на дороге смоковницу, он подошёл к ней, но не нашёл ни единого плода. «Да не будет же впредь от тебя ни единого плода вовек». И смоковница тотчас засохла.

Он шёл из Вифании в Иерусалим,

Заранее грустью предчувствий томим.

Смоковница высилась невдалеке,

Совсем без плодов, только ветки да листья,

И он ей сказал: «Для какой же корысти?

Какая мне радость в твоём столбняке?

Я жажду и алчу, а ты – пустоцвет,

И встреча с тобой безотрадней гранита.

О, как ты обидна и недаровита!

Останься такой до скончания лет».

(Б. Пастернак)

Христиане под бесплодной смоковницей понимают грешного человека. Он не приносит «плодов» – не творит добрых дел, не делает ничего хорошего. Воспоминанию об этом событии посвящается богослужение страстного Понедельника.

Наступают строгие дни Великого поста, и смолкают песни, перестают звенеть бубенцы, подвешенные к дугам у повозок.

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни Великого поста…

…И празднословия не дай душе моей;

Не дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

(А. Пушкин)

Всякий пост налагает на верующего немало требований: частые молитвы, воздержание от различных видов пищи, полный отказ от мирских увлечений и плотских удовольствий – словом, отрешение от жизненных радостей.

Всего в году четыре многодневных поста и три однодневных – по второстепенным праздникам, не считая двух постных дней в неделю – среды и пятницы. Общее количество постных дней в году составляет 178–199.

Великий пост накануне Пасха – самый главный и строгий из всех. Он отличается особо суровым говеньем, то есть воздержанием от скоромной – мясной и молочной пищи. Театральные и цирковые представления, всякого рода публичные увеселения запрещались полностью. Как и в другие посты, не допускались бракосочетания.

В понедельник первой недели поста, называемый «чистым», «святейший патриарх не кушал», во вторник подавали ему хлебец ситный да калачик, редьку и капусту с хреном. Казначею и другим отпускалось только по ломтю хлеба. В последний день первой недели патриарх позволял себе уже разносолы из 17 блюд, где вместе с киселём двух сортов и соковой кашей и лапшой с гороховым отваром появлялись четырёх сортов пироги и галушки с грибами. Патриарх вместе с прочими обязательно кормил 12 нищих.

Первая неделя поста особым образом отмечалась в Москве. Здесь устраивался знаменитый торг птицами и собаками, а также выставка говорящих скворцов и умных собак.

Четвёртая неделя поста называлась «крестопоклонной». В среду на этой неделе пекли специальное печенье в виде креста.

В них хозяйка закладывала куриное пёрышко, чтобы «куры велись», или ржаное зерно, чтобы «хлеб уродился», и даже человеческий волос, чтобы «голове легче было».

Кое‑где использовали пироги‑«кресты» для гадания. Тогда в них запекали кусочек угля, монетку… Так, уголёк сулил печаль, зерно – хороший урожай, монетка – богатство.

В среду ребятишки ходили по деревне поздравлять всех с окончанием первой половины поста, пели песни и получали за это угощение – те же пироги‑«кресты».

Тётушка Анна, садись на окошко,

В осиновое лукошко,

Чем хочешь поливай.

Только крест подавай!

Кто не даст креста –

Упадёт изба.

Известен и такой обычай: ребятишек‑поздравителей сажали, как цыплят, под большую корзину, откуда они тоненькими голосами пели: «Здравствуй, хозяин – красное солнышко, здравствуй, хозяюшка – светлый месяц, здравствуйте, дети – яркие звёздочки!.. Половина говенья (поста) переломилась, а другая наклонилась!»

Последняя неделя Великого поста, перед Пасхой, называется страстной, в память страстей, то есть страданий распятого на кресте Иисуса Христа. Каждый день этой недели, наполненный частыми богослужениями и особо строгим постом, именовался страстным, или великим. Страстной четверг вместил в себя особенно много событий. Это Тайная вечеря и предательство Иуды, молитва господа в Гефсиманском саду и его арест.