Справедливое завещание. Во многих мусульманских преданиях говорится о том, что завещание как таковое является благим и достойным деянием

Во многих мусульманских преданиях говорится о том, что завещание как таковое является благим и достойным деянием, в то же время любая допущенная в нем несправедливость порицается и считается тяжким грехом.

Вот что сказал по этому поводу Имам Бакир (ДБМ): «Тот, кто составил справедливое завещание, подобен человеку, раздавшему в таком же размере подаяние во имя Аллаха в своей земной жизни; того же, кто допустил в завещании несправедливость, Аллах в Судный день лишит Своей милости».[196]

Несправедливым считается завещание, в которое включено более трети состояния завещателя, что лишает его наследников доли, причитающейся им по религиозным законам. Порицается также завещание, которое составлено под влиянием субъективных пристрастий или предвзятости завещателя. В случае, если наследники находятся в крайней нужде, рекомендуется даже сократить размер завещаемого имущества до одной четверти или одной пятой части.[197]

Изучение мусульманских преданий и высказываний видных деятелей Ислама, связанных с рассматриваемой проблемой, позволяет убедиться, какое большое значение придается в Исламе моменту справедливости при составлении завещания. Вот одно из таких преданий:

В период ниспослания Корана скончался один из ансаров, оставивший после себя нескольких малолетних детей. Еще при жизни он потратил все свое состояние на благие цели во имя Аллаха и после смерти не оставил никакого имущества. Когда Пророк (ДБАР) узнал об этом, он спросил: «Что вы сделали с этим человеком?» Ему ответили, что человек тот был похоронен. Святой Пророк (ДБАР) сказал: «Если бы я знал об этом раньше, то не разрешил бы хоронить его на мусульманском кладбище, поскольку он оставил своих детей в нищете».