Е послание к фессалоникийцам

Содержание

Хотя хронологически эти послания относятся ко времени пребывания Павла в Коринфе, приблизительно в конце 51 г. н.э., они будут рассмотрены здесь из-за их связи с этой церковью. Они были написаны в течение нескольких месяцев, одно за другим, когда Павел был занят служением в Ахаие. Первое письмо писалось в ответ на полученное сообщение о том, что Тимофей прибыл в Коринф, и содержит в своем приветствии имена Тимофея и Силы. Оно содержит две основные темы: похвалу Фессалоникийцам за стойкость во время гонений со стороны иудеев и исправление некоторых заблуждений и недопониманий, возникших в их среде. Главная догматическая тема касается второго пришествия Христа, которое совершенно не упоминается в Послании к Галатам, если не считать беглого намека на ожидание надежды праведности (Гал 5:5). Это не было чем-то новым в учении апостолов, так как Петр намекнул, что Иисус Христос был принят на небо до времени свершения всего, что говорил Бог устами святых Своих пророков (Деян 3:21), и сам Павел в речи в Афинах сказал, что Христос будет судить мир (17:31). Иаков тоже говорит о втором пришествии Господа (Иак 5:7,8). Однако Послание к Фессалоникийцам содержит самое раннее полное обсуждение этой темы в христианской литературе.

План

1-е ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ: РОСТ НОВОЙ ЦЕРКВИ

I. Приветствие 1:1

II. Состояние церкви 1:2-10

Характер церкви 1:3

Избрание церкви 1:4-7

Репутация церкви 1:8-10

III. Отношение апостола к церкви 2:1-3:13

Поведение Павла в отношении

церкви 2:1-12

Принятие Павла фессалоникийцами 2:13-16

Забота Павла о церкви 2:17-3:10

Молитва Павла о церкви 3:11-13

IV. Проблемы церкви 4:1-5:11

Проблема половой нравственности 4:1-8

Проблема общественного поведения 4:9-12

Проблема участи умерших 4:13-18

Проблема времен и сроков 5:1-11

V. Заключительные увещевания и приветствия 5:12-28

Оценка

Проблемы, затронутые в этом послании, значительно отличаются от тех, что обсуждались в Послании к Галатам. В общем они отражают проблемы уверовавших из числа бывших язычников, а не евреев. Проблемы блуда и праздности вряд ли могли возникнуть среди евреев, потому что Закон, который внедряется в души еврейских детей с малых лет, заранее разрешает эти проблемы. У язычников такой подготовки нет. В половых связях они руководствовались главным образом удовольствиями и удобством, и хотя языческие моралисты устанавливали какие-то ограничения распущенности, они не заявляли авторитетно: «Так говорит Господь». Взаимопомощь в обществе у евреев была следствием жизни в семье и верности израильскому народу, чего нельзя было сказать об обращенных язычниках, которые уже своим обращением ко Христу отрезали себя от всяких связей с язычеством. Для того, чтобы создать ощущение братства и взаимной ответственности, фессалоникийцам было предложено старательно трудиться и поступать благоприлично «... пред внешними...» (1 Фес 4:12).

Учение о втором пришествии Господа не было совсем новым, потому что позже Павел писал, что преподавал им это, когда был с ними (2 Фес 2:5). Ему могли быть известны учения Иисуса Христа об этом, потому что Он говорит: «Сие говорим вам словом Господним ...» (1 Фес 4:15) и приводит известное выражение «как тать ночью» (5:2), которым пользовался Иисус, говоря о той же теме (Мф 24:43; Лк 12:39,40). Первая часть рассуждении о воскресении мертвых и восхищении живых (1 Фес 4:13-18) была, видимо, вызвана заботой фессалоникийцев об умерших. Они верили, что Господь придет, но что же будет с теми, кого уже не будет в живых ко времени Его пришествия? Вторая часть рассуждении (5:1-11) была вызвана желанием знать, когда придет Христос. Павел ответил, что важна духовная зрелость, а не догадки и расчеты. Если они будут бодры и активны, будут радостно дожидаться пришествия Христа, они избегнут гнева и им нечего будет страшиться.