Армия, не имеющая врага

Вернемся к первоначальному замыслу, то есть к росту как процессу развития. Человек задуман как растущее и узнаю­щее новое, обучающееся существо. Нам следовало научиться давать и принимать любовь, быть деятельными и креативны­ми. Многое на этом пути совершается методом проб и оши­бок, требуется практика, эксперименты: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком при­учены к различению добра и зла» (Евреям 5:14). Мы делаем ошибки и учимся на них.

Прятки не входят в первоначальный план эксперимен­тального обучения. До грехопадения обучение, практика и «экспериментальные ошибки» не влекли за собой страх осуж­дения или утраты любви. «Овладевая землей», люди не нужда­лись в фиговых листьях.

Ошибки, совершаемые нами в процессе обучения, долж­ны не отпугивать других людей, а напротив, привлекать их. Мы учимся в том числе и для того, чтобы стать еще более лю­бимыми. Случай со Стивом может послужить хорошим при­мером.

Стив принял участие в больничной программе в связи с приступами тревоги и глубокой депрессии. Ему требовалось все время быть «лучшим», находиться «наверху», и он стре­мился иметь исключительно «позитивный эмоциональный настрой». Он выглядел бодрым и жизнерадостным, улыбка словно приклеилась к его лицу.

В конце концов другим членам группыэто надоело.



3. ЭТОГО НЕ БЫЛО В ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ПЛАНЕ

- Стив, - сказали они, - ты не можешь плакать вместе с нами, когда мы в этом нуждаемся, и мы не знаем, что у тебя болит.

Постепенно Стив начал разбираться в укоренившейся в его душе схеме: всегда быть «позитивно настроенным», под­держивая склонную к депрессиям мать. И вот в один прекрас­ный день на групповом сеансе он заявил:

- Я хочу сказать, что сегодня я испытываю печаль, ft вспо­минаю свое прошлое и осознаю, что не все там было так луче­зарно, как мне хотелось бы думать. Было и много боли, а в ре­зультате я мало что могу дать теперь другим людям.

К его изумлению, члены группыгорячо откликнулись на его признание. Некоторые из них сказали:

- Вот теперь мы знаем тебя целиком, а не только «витрин­ный образец».

Стив обнаружил, что, представляя другим членам группы свои проблемы, онне навлекаетна себя стыдили осуждение. а напротив, способствует укреплению любви.Так это и было задумано Богом. Наша уязвимость позволяетдругим людям любить нас. Исповедуясь друг перед другом, мы начинаем чувствовать соединяющую нас связь.

Первоначальный замысел не предусматривал необходи­мость прятаться: пока нет врага, не нужна и армия. Вот поче­му мы прячемся не в силу инстинкта, а благодаря приобретен­ному навыку. Это не какая-то врожденная склонность. До грехопадения, пока не существовало опасности, не требова­лось и убежища.

Потом ситуация явно изменилась. В следующих двух гла­вах мы обсудим те потребности, которые и побуждают нас искать убежище. А теперь вспомним, как Дженни справля­лась с одиночеством и как она нашла способ защитить себя в лесу.

В те недели, которые последовали за арестом родителей, одиночество и страх стали постоянными спутниками Джен­ни.Ей было плохо одной, но она не решалась выдать свое убе­жище , особенно людям в форме.


62 НЕ ПРЯЧЬТЕСЬ ОТЛЮБВИ

Наступали моменты,когда маленькойпотерявшейся де-. вочке казалось,что ее сердце вот-вот разорвется от тоски. Она так скучалапо маме и папе! В эти мрачные минуты Дженни старалась утешитьсяи согреться воспоминаниями о былыхднях, когда она жила дома.Она проигрывала в уме до­машние сцены, полныелюбви и заботы, пытаясьизвлечь из них как можнобольше тепла.

Вот одна из самых любимых сцен: она сидит на коленях у мамы возле камина. Тихий вечер, папа рядышком в кресле чи­тает вслух книгу, мама укачивает ее, пока девочка не погру­жается в дремоту, и тогда ее относят в кровать, заботливо подтыкают ей одеяло.

Воспоминания Дженни об уюте и безопасности домашнего очага помогли ей выжить. Она вспоминала тот период жизни, когда не требовалось прятаться. Воспоминаний было не так много, но это было все, чем она располагала.

Мы тоже можем обрести утешение в нашем наследии - воспоминании об Эдеме. В каждом из нас жива часть души, томящаяся по той поре, когда не было необходимости пря­таться:

Природа человекабыла страшно сотрясена грехопадением. Мы сделалисьлукавыми и греховными существами, нообраз Божий в нас лишьпомерк, а неуничтожился безвозвратно.

Мы, носители образа Божьего, получили возможность че­рез Иисуса Христа восстановить связь с нашим Создателем, обрести искупление души и возвратить себе подлинную па­мять о Боге. Получив через искупительную смерть Христа та­кую возможность, мы приобрели также шанс изучить схемы и механизмы, вынуждающие нас прятаться. Теперь мы можем лучше понять, почему мы убегаем от Бога и других людей и каким образом в определенные моменты, спрятавшись, мы спасаемся от худшего зла. Мы можем разобраться, в каких си­туациях имеет смысл прятаться, а когда это вредно. Как и Дженни, мы сумеем выжить благодаря воспоминаниям о прежней безопасности.




Глава четвертая

Потребность в привязанности

Пхопадение изменило состояние вещей. Мы живем от-эдь не в таком надежном мире, каким создал его Бог. часность заключается и в нас самих, и вне нас (см. Псалом 138:23-24 и 2 Иоанна 10) - это хорошо известно тем, кто испытал измену друзей или собственной души.

Вот почему Библия предостерегает: «Больше всего храни­мого храни сердце твое; потому что из него источники жизни» (Притчи 4:23). Однако осознать, что мы нуждаемся в защите, недостаточно: надо разобраться, какие именно части нашей ду­ши не защищены.

Бог наделил человека различными частями души, и каждая из них нуждается в безопасности для того. чтобы благополуч­но продолжался процесс развития. По мере того как мы обна­руживаем в себе эти части, мы получаем возможность уделить внимание более слабым и незрелым аспектам нашего «я», ко-

64 НЕ ПРЯЧЬТЕСЬ ОТ ЛЮБВИ

торые нуждаются в развитии. Для этого намнеобходимо со­здать более точный образ души.

Мы можем представить себе душу в виде царского двора. Чтобы обеспечить его безопасность, царь расставил в страте­гически важных пунктах опытных стражей. Но и самим стра­жам нужно понимать, какое конкретно место они охраняют, чтобы лучше выполнять свои обязанности.

Например» один отряд присматривает за продовольствен­ным складом, заботам другого вверено оружие, третий отряд - телохранители, стоящие при дверях царской опочивальни. Каждый из этих пунктов нужно охранять по-своему, чтобы сохранить его в безопасности.

Душа человеческая - удивительное творение Божье, на­деленное высокой сопротивляемостью,но в то же время очень хрупкое. Рассмотримтеперь ее нуждающиеся в защите участки.