Апокрифы

В Главе 4 мы уже говорили об апокрифической литературе. Сейчас мы подробнее остановимся на содержании этих книг. Прежде всего, нужно заметить, что в некоторых из них можно увидеть сознательное подражание каноническим книгам. Например, Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса сына Сирахова очень близки книге Притч. Книга Юбилеев представляет собой пересказ и комментарий книги Бытия. 2 книга Ездры имеет много общего с книгами пророков Аввакума и Даниила. Другие апокрифы являются своего рода дополнениями к каноническим книгам. Они описывают разнообразные подробности библейских сюжетов или прославляют замечательных людей, действовавших в ветхозаветной истории. К таким книгам относятся Песнь Азарии, История Сусанны, Вил и дракон (связанная с книгой пророка Даниила), Молитва Манассии (ср. 2 Пар 33:12-13), дополнение к книге Эсфири. Завещание Двенадцати Патриархов содержит псевдо-исторические реминисценции с жизнью двенадцати сыновей Иакова, а также глубокомысленные рассуждения о пороке и добродетели, имитирующие завещание Иакова (Быт 49). Книга Еноха (как и 2 Ездры) содержит описания разнообразных видений, как бы открывающих тайны настоящего и грядущего, особенно события Последнего Дня. Книга Товит - романтическая история из времен ассирийского плена - подчеркивает важность сохранения верности Закону при любых обстоятельствах. Четыре книги Маккавейские посвящены политическим, военным и религиозным аспектам борьбы, которую вели евреи против сирийского царя Антиоха IV. В этих книгах описаны замечательные примеры верности Закону, подражать которым стремились многие его защитники, действовавшие уже в новозаветный период.1

Если попытаться обобщить содержание всех апокрифических книг, то можно выделить две центральные идеи, или темы. Одна связана со святостью Закона и жизненной необходимостью соблюдать верность ему. Другая включает в себя комплекс апокалиптических представлений, описание эсхатологической перспективы и надежду на будущее спасение. Обе эти темы, несомненно, связаны в нечто единое. Последнее ясно из того, что чисто апокалиптические книги уделяют немало внимания теме Закона. Связь будущей жизни с верностью заповедям сохраняется и в Новом Завете. Сам Христос говорит: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф 5:19). Но для Нового Завета исполнение Закона не является самоцелью. Писания сами по себе не дают вечной жизни - они лишь свидетельствуют о Том, Кто дарует нам ее (Ин 5:39-40). Павел пишет, что «конец1 закона - Христос» (Рим 10:4). Именно в Нем исполнилось назначение Торы. Бог послал Своего Сына, «чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим 8:3-4).

Апокалиптическая тема получает серьезное развитие в Новом Завете. Здесь нет, как в ветхозаветных апокрифах, попыток привязать Последний День к какой-то хронологии и установить его календарную дату. Нет здесь и подробных описаний «жизни будущего века». Но в новозаветные апокалиптические представления сохраняют то, что было наиболее существенным в апокрифических апокалипсисах: представление о Боге как Творце и Судье человечества; важность завета Бога с Израилем и грядущей судьбы Его народа; ожидание будущего века и славы Царства Божьего (хотя в свете явления и воскресения Христа эти слова приобретают совершенно иной смысл); надвигающаяся битва сил света и тьмы, духа и плоти, добродетели и порока. Конец этой битве будет положен Богом, Который «обновит все в мире».