Две категории механизмов пряток

Мы будем рассматривать различные способы прятаться па­раллельно стеми потребностями развития, искажение кото­рых приводит к срабатыванию защитных механизмов. Чтобы лучше понять причины, вынуждающие нас прибегать к тако­го рода защите,мы поговорим также о страхе, сопутствующем каждой травме.

Вредные способы прятаться распадаются на две категории:

внутренние и проявляющиеся в отношениях.

Внутренние способы прятаться - это те схемы, к которым мы прибегаем, укрываясь от болезненных внутренних ощу­щений, эмоций и воспоминаний. Например, люди, склонные себя идеализировать, видят в себе только хорошее. Они укры­ваются от болезненного осознания своего несовершенства.

Способы прятаться, проявляющиеся в отношениях, - это та­кие схемы отношения к миру и людям, которые должны укрыть нас от внешних опасностей. Можно также назвать их «схемами характера» - в любом случае речь идет о постоянно проявляющемся неправильном, вошедшем в привычку спо­собе решать отношения с людьми и проблемами-

Наши способы прятаться, как правило, дают о себе знать на протяжении многих лет и постепенно превращаются в жесткую привычку Легче выровнять саженец, чем криво вы­росший ствол.



НЕ ПРЯЧЬТЕСЬ ОТ ЛЮБВИ

Если травма, которую прикрывают определенные схемы отношений, глубока и опасна, защитный механизм до такой степени превращается в часть повседневно проявляемого ха­рактера, что кажется уже неотъемлемой частью души. «Вы же знаете Стэна, - говорят его близкие, - у него всегда бы­ла такая придурь, сколько я его помню. Я уже приспособил­ся к этому».

Но хотя эти способы прятаться глубоко врезаются в наши сердца, их нельзя принимать за часть запечатленного в нас образа Божьего. Личностные расстройства подлежат лече­нию. Евангелие несет нам эту весть: мы можем освободиться. чтобы любить и быть любимыми, и принимать самостоятель­ные решения, а не действовать реактивно под влиянием стра­ха, греха или желания защитить себя.

Библия упоминает, что мы нуждаемся в определенной «тренировке» и испытании характера:нам нужны оправда­ние,отношения (мирс Богом), треволнения и постоянство - и это ещене все (см. Римлянам 5:1-4).По меретого как наш истинный характер развивается согласнос предусмотренным Богом планом,нам все реже иреже приходитсяприбегать к защитным механизмам.

И еще отметим один важный момент, прежде чем мы пере­йдем к способам прятаться от любви:эта глава и три последу­ющие посвящены подробному рассмотрению конкретных за­щитных механизмов. Не вся информация в этих главах имеет непосредственное отношение к вам, если только вы не психо­лог, стремящийся расширить свои познания. Я хотел бы посо­ветовать вам хотя бы пролистать эти главы, поскольку вы мо­жете натолкнуться в них на кое-какие открытия. Но если вы не располагаете лишним временем, открывайте сразу главу, где речь идет о защитных механизмах, укрывающих именно ту часть вашей души, которая, как вы полагаете, наиболее по­страдала. Так, если вы считаете, что ваша проблема заключа­ется в дефиците привязанности, прочтите эту главу, а потом можете сразу переходить к заключительной семнадцатой гла­ве, чтобы узнать, как выйти из убежища. Если у вас проблемы в области авторитета, читайте внимательно шестнадцатую

13. ПРЯЧАСЬ ОТ ЛЮБВИ221

главу Разумеется, в каждой главе для вас найдутся кое-какие полезные вещи, но вам, вероятно, хотелось бы в первую оче­редь сосредоточиться на наиболее актуальной для вас пробле­ме, затем выяснить, как покинуть убежище, а уж позднее вер­нуться к пропущенным главам. Вы имеете полное право так поступить.