Вечному и духовному люди плотские не верят, потому что не знают по опыту того, что слышат о духовном

1. Григорий. Праотец человеческого рода, за вину свою лишенный райских наслаждений, стал терпеть несчастие слепоты и изгнания, в котором и мы теперь находимся; через грех он вышел из себя самого и не может вкушать тех радостей небесного отечества, которыми прежде наслаждался. В раю человек привык слушать слова Самого Бога; по чистоте сердца и высоте созерцания находился в кругу блаженных духов – Ангелов; но после того как ниспал сюда, лишился умственного света, которым был исполнен.

2.Рожденные от плоти его, во тьме сего изгнания мы хотя и слышим о небесном оте честве, о гражданах его – Ангелах Божиих, слышим о сожителях Ангелов – душах праведных и совершенных, но как невидимых вещей нельзя знать опытом, то плотские люди сомневаются, есть ли на самом деле то, чего не видят телесными очами. Конечно, этого сомнения не могло быть в прародителе нашем; лишенный райских наслаждений, он сохранил воспоминание о том, что потерял, потому что видел это. Плотские же люди не могут чувствовать и вспоминать о том, о чем слышат; они не знают сего по опыту, как знал прародитель, по крайней мере, как прошедшее.

3.Если бы, например, беременная женщина была заключена в темницу и родила там сына, который потом воспитался бы в темнице и вырос, и мать стала бы рассказывать своему сыну о солнце, луне, звездах и полях, о летающих птицах и бегающих конях, сын, рожденный и воспитанный в темнице, ничего не видевший, кроме темничного мрака, вероятно, не поверил бы тому, что слышал, потому что не знал бы сего на опыте.

4.Так и люди, рожденные во тьме своего изгнания, когда слышат о предметах высших и невидимых, не доверяют, действительно ли они существуют, потому что знают только предметы низшие, видимые, между которыми рождены. Вот почему Сам Творец видимых и невидимых [тварей], Единородный Сын Отца, пришел для искупления рода человеческого и послал в наши сердца Святого Духа, дабы, оживотворяемые им, мы верили и тому, что еще не можем знать опытом. Посему, если мы сколько‑нибудь получаем сего Духа, залог наследия нашего (Еф. 1, 14), то уже не сомневаемся в бытии невидимого.

5.А кто нетверд еще в этой уверенности, без сомнения, должен верить словам совершеннейших людей, которые уже по опыту знают о невидимом, чрез Святого Духа, подобно как неразумен был бы тот отрок, который почел бы рассказы матери о свете лживыми на том основании, что сам ничего не видел, кроме темничного мрака.

6. Петр. Я согласен с тем, что ты говоришь. Но кто не верит невидимому, тот совершенный неверующий; а кто совершенный неверующий, тот ищет не веры в то, в чем сомневается, а доказательства на то.