Нил Доналд Уолш. Беседы с Богом

Перевод с английского Роман Тихонов (главы 1--6) Наталия Рябова (главы 7--14) Нил Доналд Уолш. Беседы с Богом (необычный диалог). Книга I. Пер. с англ. под ред. А. Костенко. -- К.: "София". М.: ИД "Гелиос",2001. -- 336 с. ISBN 5-220-00388-7 ("София") ISBN 5-344-00061-8 ("Гелиос") Перед читателем -- необычный документ нашего времени: послание от Бога-- своеобразная программа духовной революции, исчерпывающая все сферыпознания и деятельности человека -- от сугубо личной до планетарной. Эта книга беспокоит и тревожит, потому что в ней, как в зеркале, мыпредстаем в весьма неприглядном свете. Она -- обращенное к каждомутребование стать лучше, стать выше привычного образа себя, сотканного изсамосожалений и самооправданий: стать достойным того первородства, котороекак залог жизни вечной Бог даровал человеку. Эта книга ободряет и утешает, потому что в ней нет традиционного длямистических озарений "страха Божьего": не осуждая человека, каким бы ни былего выбор. Бог показывает ему путь к Себе. Такова по крайней мере познавательная ценность "необычного диалога", вкоторой, независимо от вкусов и пристрастий, читатель может убедиться всогласии с тем, что говорит ему совесть о близости к Богу или удаленности отНего. copyright © 1995 by Neale Donald Walsch ISBN 5-220-00388-7 ("София") © "София", 2001 ISBN 5-344-00061-8("Гелиос") ©ид"Гелиос", 2001 ОГЛАВЛЕНИЕ Благодарности ........... 7 Введение..................... 11 1 ..................................... 17 2 .................................... 107 3 .................................... 123

4 .................................... 149

5 ............................... .... 159

6 .................................... 177

7 .................................... 183

8 .................................... 199 9 ................................ .... 239 10 ................................... 257 11 ................................... 259 12 ................................... 273 13 ................................... 299 14 ................................... 321 Примечания редактора русского перевода ........ 333 БЛАГОДАРНОСТИ Во-первых (и в последних, а точнее говоря -- всегда), я хочупоблагодарить Источник всего, что есть в этой книге; Источник всего, из чегосостоит жизнь, и самой жизни. Во-вторых, я хотел бы поблагодарить своих духовных учителей, в томчисле святых и мудрецов всех религий. В-третьих, для меня очевидно, что каждый из нас может составить списоклюдей, которые повлияли на нашу жизнь настолько значимым и глубоким образом,что это невозможно ни объяснить, ни описать; людей, деливших с нами своюмудрость, рассказывавших нам о своей истине и с бесконечным терпениемпереживавших вместе с нами наши ошибки и неудачи и видевших в нас то самоелучшее, что в нас было. В своем приятии, так же как и в отказе принимать тов нас, от чего мы бы и сами хотели отказаться, эти люди побуждали нас кросту, побуждали к тому, чтобы мы стали чем-то большим. Среди тех, кто сыграл для меня такую роль помимо моих родителей, --Саманта Горски, Тара-Дженелл Уолш, Уэйн Дэйвис, Брайан Уолш, Марта Райт,покойный Бен Уиллс-младший, Роланд Чемберс, Дэн Хиггс, С. Берри Картер II,Эллен Мойер, Энн Блэкуэлл, а также Дон Дэнсинг Фри, Эд Келлер, Лайман У.(Билл) Гризуолд, Элизабет Кюблер-Росс и, в особенности, ТерриКоул-Уиттэйкер. Еще я бы хотел включить в этот перечень некоторых своих старых друзей,имена которых я не называю из соображений конфиденциальности, хотя осознаю иценю их роль в моей жизни. И хотя мое сердце переполняет благодарность за все, что сделали дляменя эти замечательные люди, особенно согревает меня мысль о моей главнойпомощнице, жене и спутнице жизни, Нэнси Флеминг Уолш -- женщине, обладающейнеобычайной мудростью, способностью к любви и состраданию, показавшей мне,что самые мои возвышенные мысли о человеческих взаимоотношениях не должныоставаться просто фантазиями и что мечты сбываются. И наконец, в-четвертых, я бы хотел упомянуть о людях, с которыми яникогда не встречался. Однако сами их жизни и то, что они сделали, оказалина меня столь сильное влияние, что я не могу не выразить им благодарность,исходящую из самой глубины моего существа, -- благодарность за мгновенияутонченного наслаждения их прозрениями в человеческую природу, а также зачистое, простое жизнечувствие (я сам придумал это слово), которое они мнедали. Я думаю, вы знаете, что это такое, когда кто-то дает вам возможностьиспытать прекрасное мгновение, когда вы вдруг понимаете, что именно являетсядействительно истинным. в жизни. Для меня такими людьми были в основномхудожники и артисты, именно в искусстве я получаю вдохновение и нахожуприбежище в минуты размышлений; и именно в нем, я полагаю, лучше всеговыражено то, что мы называем словом "Бог". Поэтому я хотел бы поблагодарить: Джона Денвера, чьи песни проникали вмою душу, наполняя ее новой надеждой и пониманием того, какой могла бы бытьжизнь; Ричарда Баха, чьи книги вошли в мою жизнь так, как будто это я ихнаписал, поскольку в значительной мере то, о чем он писал, было и моимипереживаниями; Барбару Стрейзанд, чей режиссерский, актерский и музыкальныйартистизм снова и снова увлекает меня, заставляя не просто знать, чтоистинно, а почувствовать это всем сердцем; а также покойного РобертаХайилайпа, чьи визионерские литературные произведения ставили вопросы идавали на них ответы таким необычным образом, что вряд ли кто-то может с нимсравниться в этом. Посвящается Энн М Уолш, которая не только учила меня, что Бог существует, но и открыла мой ум удивительной истине о том, что Бог --мой лучший друг; которая была для меня не просто матерью, но родила во мне стремление и любовь к Богу и ко всему доброму Мама -- это моя первая встреча с ангелом А также Алексу М Уолшу, который всю жизнь повторял мне6: "Ничего страшного", "Не считай слово "нет" ответом", "Ты сам создаешь свою удачу" и "Смотри в корень". Отец подарил мне первый опыт бесстрашия ВВЕДЕНИЕ Тише немного, и вы приобретете очень необычный опыт. Скоро вы начнетебеседу с Богом. Да-да, я знаю, что это невозможно. Вероятно, вы думаете (иливас научили), что это невозможно. Конечно, можно обращаться к Богу, но неговорить с Богом. Я имею в виду, что Бог ведь не собирается вам отвечать,верно? Уж во всяком случае, не в форме обычного, повседневного диалога! Я думал точно так же. После этого со мной случилась эта книга. Вбуквальном смысле этого слова. Эта книга не была написана мной -- онаслучилась со мной .И по мере вашего чтения этой книги она случится с вами,поскольку нас всех ведут к той истине, к которой мы готовы. Моя жизнь, вероятно, была бы значительно легче, если бы я умолчал обовсем этом. Но книга случилась со мной не для этого. И какие бы трудности онани принесла мне (меня, например, могут назвать богохульником, обманщиком,лицемером -- за то, что я не жил этими истинами раньше, -- иди, что ещехуже, святым), теперь я уже не могу остановить этот процесс. Да и не хочу. Уменя было предостаточно возможностей избежать всего этого, и я невоспользовался ими. Я решил поступать с этим материалом так, какподсказывает мне моя интуиция, а не так, как мне скажет большая часть мира. А моя интуиция говорит мне, что эта книга -- не чепуха, не плодутомленного, отчаявшегося духовного воображения или попытка самооправданиязаблудившегося в жизни человека. Я обдумал все эти возможности до единой. Идал этот материал нескольким людям для прочтения, когда он был еще врукописи. Они были тронуты. И они плакали. И они смеялись над тем радостными смешным, что было в тексте. И они сказали, что их жизнь стала другой. Ониизменились. Они стали сильнее. Многие читатели сказали, что они просто преобразились. Именно тогда я понял, что эта книга предназначается каждому и что еенеобходимо опубликовать, поскольку она является замечательным даром для всехтех, кто искренне хочет получить ответы и кому на самом деле не безразличнывопросы; для всех тех, кто не раз отправлялся на поиски истины со всейискренностью сердца, жаждой души и открытым разумом. А это, по большомусчету, мы все Эта книга затрагивает большинство вопросов (если не все), которыми мыкогда-либо задавались, -- о жизни и любви, цели и средствах, людях ивзаимоотношениях, добре и зле, вине и грехе, прощении и искуплении, о тропек Богу и дороге в ад... она обо всем. В ней открыто обсуждаются секс,власть, деньги, дети, брак, развод, работа, здоровье, что будет потом, чтобыло прежде... словом, все! В ней говорится о войне и мире, о знании инезнании, о том, что такое давать и что такое брать, о радости и печали. Вней рассматриваются понятия конкретного и абстрактного, видимого иневидимого, истинного и ложного. Можно сказать, что эта книга -- "последнее слово Бога о том, чтопроисходит", хотя у некоторых людей в связи с этим могут возникнутьнекоторые проблемы -- в особенности у тех, кто думает, что Бог прекратилговорить с нами 2000 лет назад или около этого, а если и продолжалбеседовать, то только со святыми, шаманами или с кем-то, кто медитировал напротяжении тридцати лет, или хотя бы двадцати, или уж, на самый худой конец,не меньше десяти лет (ни к одной из этих категорий я, увы, не отношусь). Истина же заключается в том, что Бог разговаривает с каждым. С хорошими с плохим, со святым и с мерзавцем. И уж конечно, с каждым из нас. Возьмите себя, например. Бог приходил к вам многими путями в вашейжизни, и эта книга -- еще один из них. Сколько раз вы слышали старинноеизречение: "Когда ученик готов, приходит учитель"? Эта книга -- наш учитель. Вскоре после того, как этот материал начал случаться со мной, я ужезнал, что разговариваю с Богом. Напрямую, лично. Без посредников. И знал,что Бог отвечает на мои вопросы сообразно моей способности к пониманию. Тоесть что я получал ответы, сформулированные таким образом, чтобы я мог ихпонять. Отсюда --простой, разговорный стиль текста и случайные ссылки наматериал, который я почерпнул из других источников и своего предыдущегожизненного опыта. Сейчас я знаю, что все, что когда-либо случалось со мной вжизни, пришло ко мне от Бога, и теперь это все соединено и сведено вместе ввиде потрясающего и исчерпывающего ответа на каждый вопрос, которым якогда-либо задавался. И в какой-то момент по ходу дела я понял, что получается книга --книга, которую следует опубликовать. Собственно, мне было конкретно сказанов определенный момент этого диалога (в феврале 1993 года), что на самом делебудут изданы три книги: 1. В первой будут рассматриваться в основном личные темы, онасфокусируется на индивидуальной жизни, ее проблемах и возможностях. 2. Во второй будут затронуты более глобальные темы геополитической иметафизической жизни на планете и те проблемы, перед которыми сейчас стоитмир. 3. Третья будет посвящена рассмотрению универсальных истин высшегопорядка, проблем и возможностей души. Перед вами --первая из этих книг, завершенная в феврале 1993 года. Дляясности я должен сказать, что по мере записывания этого диалога яподчеркивал или обводил слова и предложения, которые приходили ко мне сособым ударением, -- Бог явно выделял их. В печатном тексте они поданыкурсивом. Хочу теперь сказать, что я, читая и перечитывая эти слова с заключеннойв них мудростью, чувствую глубокое смущение по поводу моей собственнойжизни, которая отмечена ошибками и неправильными поступками, иногда оченьпостыдным поведением и некоторыми выборами и решениями, которые, я уверен,расцениваются другими как странные и непростительные. Но, хотя я глубокораскаиваюсь за боль, причиненную другим людям, я невыразимо благодарен завсе то, чему я научился и чему мне еще предстоит научиться, всем тем людям,которые встретились мне в моей жизни. Я прошу у всех прощения замедлительность этого обучения. При этом Бог советует мне простить самомусебе все ошибки и неудачи и не жить более в страхе и вине, но всегдастараться, стараться, стараться видеть все больше и дальше. Я знаю, что именно этого Бог хочет для каждого из нас. Нил Доналд Уолш Сентрал-Пойнт, штат Орегон, США Рождество 1994 года БЕСЕДЫ С БОГОМ НЕОБЫЧНЫЙ ДИАЛОГ 1 Весной 1992 года -- помнится, это было в канун Пасхи -- в моей жизнипроизошло необычайное явление. Бог начал разговаривать с вами. Через меня. Позвольте мне объяснить. Я был очень несчастен в тот период времени в личном, профессиональном иэмоциональном планах, и мне казалось, что жизнь моя не удалась. Имеясложившуюся годами привычку выражать свои мысли на бумаге в виде писем(которые я обычно так никогда и не отправлял), я взял объект моих откровений-- желтый блокнот -- и начал изливать свои чувства. На этот раз, вместо того чтобы писать письмо другому человеку, скоторым были связаны, как мне представлялось, мои мучения, я решилобратиться прямо к источнику, к самому главному мучителю. Я решил написатьписьмо Богу. Это было злобно-страстное письмо, полное недоумении, передергиваний ипорицаний. И с кучей гневных вопросов. Почему моя жизнь не складывается? Как заставить ее наладиться? Почему яне могу найти счастья во взаимоотношениях с другими людьми? Неужелинормальные деньги будут избегать меня вечно? И наконец, крик души: чем. язаслужил такую жизнь, которая состоит из непрекращающейся борьбы? К моему удивлению, в тот момент, когда я закончил выписывать последнийиз моих горьких безответных вопросов и уже приготовился отложить карандаш всторону, моя рука осталась над бумагой, словно удерживаемая какой-тоневидимой силой. Внезапно карандаш начал двигаться сам по себе. Я и понятияне имел, что собираюсь написать, но мне показалось, что я это сейчас узнаю,и решил не сопротивляться. На бумаге появилось... Ты на самом деле хочешь получить ответы на все эти вопросы или простовыпускаешь пар? Я моргнул... и затем мой разум нашел ответ. И я тоже написал его набумаге. И то, и другое. Конечно, я выпускаю пар, но если у этих вопросов естьответы, то я чертовски уверен, что хочу их услышать! Ты "чертовски уверен" во многом. Но не лучше ли быть "божественноуверенным"? И я написал: Как это понимать? Не успев понять этого, я уже начал беседу... и при этом писал нестолько от себя, сколько под диктовку. Эта диктовка продолжалась три года, и в то время я и понятия не имел отом, к чему она приведет. Ответы на вопросы, которые я записывал на бумаге,не были мне известны вплоть до того момента, когда я записывал свой вопросполностью и отгонял прочь мои собственные мысли. Часто ответы приходилибыстрее, чем я мог записывать их, и я ловил себя на том, что черкаюкаракули, лишь бы успеть. Когда меня смущали какие-то слова или я терялощущение того, что они приходят из некоего внешнего источника, я откладывалручку в сторону и уходил от диалога до тех пор, пока вновь не чувствовалсебя вдохновленным -- прошу прощения, но это единственное слово, котороеподходит, -- на то, чтобы вернуться к желтому блокноту и снова начатьзаписывать. Эти беседы продолжаются и сейчас, когда я пишу эти строки. И многое изэтих бесед вы найдете на следующих страницах -- страницах, которые содержатпоразительный диалог, в который я поначалу не верил, затем решил, что онбудет ценен только лишь для меня, но который -- и теперь я это понимаю --предназначался не только мне. Он предназначался вам лично и каждому, ктопридет к этому материалу. Ведь мои вопросы -- это ваши вопросы. Я хочу, чтобы вы приступили к этому диалогу как можно скорее, и то, чтодействительно важно здесь, -- это не моя, а ваша история. История вашейжизни, которая привела вас сюда. И ваш личный опыт -- это то, к чемуприменим данный материал. В противном случае вас бы не было здесь, сейчас,вместе с этой книгой. Итак, давайте войдем в этот диалог с вопросом, который я задавал оченьдолго: "Как говорит Бог и с кем?" Когда я задал этот вопрос, вот какой ответя получил: Я говорю со всеми. Постоянно. Вопрос не в том, с кем я говорю, а в том,кто слушает. Заинтригованный, я попросил Бога подробнее остановиться на этомпредмете. Вот что он сказал: Прежде всего, давай заменим слово говорить на слово общаться. Этопонятие гораздо лучше, полнее, точнее. Когда мы стараемся разговаривать другс другом -- Я с тобой, ты со Мной, -- мы немедленно оказываемся связанныминевероятной ограниченностью слов. По этой причине Я не общаюсь толькопосредством слов. На самом деле Я делаю это редко. Мой наиболее излюбленныйспособ общения -- посредством чувств.