Две составляющие поста

Как писал преподобный Варсонофий Оптинский (XIX век), пост «бывает двоякий – внутренний(душевный) и внешний(телесный).

Первый есть воздержание зрения, слуха и всех наших чувств от всего скверного и нечистого, второй – воздержание от скоромной (животного происхождения) пищи . Тот и другой пост неразрывно связаны друг с другом» (выделено мной. – О.Г. ) .

А вот аналогичное мнение Иоанна Кассиана (Римлянина) – одного из подвижников благочестия, жившего в первой половине V века: «Мы не полагаем надежды на один пост (телесный). Он не есть сам по себе благо или сам по себе необходим. Он с пользою соблюдается для приобретения чистоты сердца и тела, чтобы, притупив жало плоти, человек приобрел умиротворение духа.

…Итак, для того полезно сокрушение плоти, для того к нему должно быть присоединяемо врачество воздержания от пищи, чтобы чрез него мы могли достигнуть любви, в которой заключается неизменное и постоянное добро».

Таким образом, по словам одного из Вселенских учителей Церкви, святителя Василия Великого (IV век), «вместе с телесным постом должен быть (пост) и душевный. При телесном посте чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов».

Пост внутренний

Многие наши сограждане, только начинающие свое воцерковление (или следуя «моде»), считают, что пост заключается лишь в том, чтобы принимать постную пищу, а в остальном совершенно не изменяют своего образа жизни. Это мнение совершенно не отвечает истинному положению вещей. Как писал святитель Василий Великий: «Истинный пост есть удаление от зла, воздержание языка, подавление всебе гнева, отлучение от похотей, злословия, лжи, клятвопреступления».

Именно посту внутреннемупридавали большое, если не главное, значение святые отцы (внешний пост для них был само собой разумеющимся!).

«Что за польза, – восклицал святитель Иоанн Златоуст, – когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем? Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия святых даров. …Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой ив изобилии даровал плоды покаяния».

То же говорил в веке XVIII великий русский святой – угодник Божий Серафим Саровский: «Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему». А другой наш великий соотечественник – преподобный Амвросий Оптинский на вопрос, что следует есть в пост, отвечал в присущей только ему манере: «Все можно, только человеков нельзя».

Церковная стихира на Утрени «Чистого понедельника» как бы суммирует все вышесказанное: «Пришел пост – мать целомудрия, обличитель греха и проповедник покаяния, образ жизни Ангелов и спасение людей. Воскликнем, верующие: Боже, помилуй нас!»

Чтобы очистить свою душу от дурных дел и помыслов, православные люди каются в своих грехах (для этого есть Таинство исповеди), просят прощение за соделанное (кстати, последнее воскресенье перед постом так и называется – Прощёное), стараются не грешить. Другими словами, православный человек с Божией помощью стремится изменить себя, стать качественно другим (замечу, что в греческом языке «раскаяние» и «перемена мыслей» – одно слово).

Пост внешний

По учению Церкви пост телесный заключается не только лишь в отказе от пищи животного происхождения, но и от всевозможных удовольствий: сладострастия, потребления алкоголя, удовлетворения похоти и всех плотских грехов (необходимо особо отметить, что пост касается и супружеских отношений). Это не значит, что Церковь призывает бороться с человеческими желаниями и потребностями, наоборот – учит подчинять низшее высшему, чтобы в человеке преобладали не животные страсти и инстинкты, но сиял во всей красеочищенный образ Божий.

Как писал Патриарх Московский и всея России Тихон: «Пост телесный служит только средствоми пособием для приобретения добродетелей – чистоты и целомудрия и должен непременно соединяться с постом духовным – с воздержанием от страстей и пороков, с удалением от худых помыслов и злых дел. А без этого, сампо себе, он не достаточен для спасения».

Таким образом, очищаясь от грехов, смиряя в себе земного человека, свою плоть, мы по воле Божией даем возможность «возобладать в себе небесным инстинктам, угнетаемым миром» – то есть посредством поста мы стремимся к достижению духовных ценностей, общению и единению с Богом. А именно в этом и состоит цель жизни христианина!