II. 13-22. Сам Господь находится вне Вират-рупы

1.(13-22) |13-16| Вират-рупа включает в себя всё, однако Сам Господь, (форма Параматмы) находится вне её. [Поскольку Господь – обладатель майа-шакти всё в мире неотлично от Него. Это подтверждает значение Пуруша-сукты. ]

|17| Господь пронизывает и поддерживает всё Своей безличной энергией, от которой происходит Вират-рупа.

|18| Неизмеримо могущественный Господь стоит неизмеримо выше этого мира и властвует над ним.

|19| Он источник энергии из одной четверти которой состоит материальный мир. Бессмертие, свобода от болезней и бесстрашие есть в мире который выше трех гун. (Мат. мир мал, в нем живет гораздо меньше душ чем в духовном и он настолько скуден, что души лишены возможности быть счастливыми в нем. Настоящее счастье возможно только в мире духовном.) [Два текста рассматривают и сравнивают материальные и духовные вибхути. Нет смерти (амритам), болезней (кшемам), страха возмездия за оскорбления (абхайам).]

|20| А из трех четвертей – духовный. А кто привязан к дому и не соблюдает брахмачарью обречен на материальное существование. (Секс – источник всех анартх и страданий. Избавиться от него – самое ценное. В этом суть любого духовного пути ведущего к освобождению. Тут дана наивысшая цель – духовные планеты. Иным людям закрыт путь в духовный мир, даже если они благочестивы и могут возвыситься до высших планет. Того кто находится в заблуждении и привязан к сексу спасет только милость чистого преданного.) [За пределами материального царства простирается духовное царство, с обителями освобожденных душ. В царстве трех гун живут материалисты лишенные бхакти.][Этот стих объясняет предыдущий. За пределами оболочек пракрити (бахих) описанный словами три-мурдхнох (выше трех гун), существует духовный мир (трайо падах). Ча после бахих указывает на то что иногда три части существуют внутри мат.мира (в Матхуре). И это места (ашрамах) тех кто совсем не рождается (апраджанам). Но трилокйах – четвертая часть (апарах), там живут карми, непреданные (абрхад-вратах) (абрихати - отступать). Но если они станут преданными они будут жить в других частях. Этот текст объясняет строку Пуруша-сукты трипад-урдхва удаит пурушах падо ‘сйехабхават пунах: три четверти превосходят мат.часть. В одной четверти господь как и прежде проявляет вселенные.

Смрити говорят: Духовные миры безграничны, они шуддха-саттва, полны духовного блаженства, вечности, неизменности и свободны от низкой страсти. Они чистое золото, сияющее как миллионы солнц, олицетворяя ведическое знание, полны игр и лишены вожделения и злобы. Эти места служат исключительно лотосным стопам Нараяны, там всегда блаженно звучит воспевание стихов. Они суть Вед, олицетворяющих пять упанишад.

Падма Пурана: Духовное царство простирается на три части. А одна часть – этот мир. Три части вечны, а энергия одной части – временна. Господь в вечной форме пребывает в славном месте. Она нетленна, вечна исполнена игр, вечно юна, вечно наслаждается и окружена Шри Бхуми и Ишвари.

|21| [Дживы в невежестве или знании идут двумя путями – достижения наслаждений или освобождения. Господь покровитель и прибежище на обоих путях.][Однако дух.мир достигает благ. бхакти, отвергая видйу также. Этот т. объясн. строку П-сукты тато вишвам вйакрамат сашанашане убхе: джива идет двумя путями, наслаждения и освобождения.] Он остается повелителем всего материального и духовного. Так Господь создает этот мир, распространяя Свою энергию, но Сам остается всегда отделен от него.