Правда о боге мормонов

В резком противоречии с Писанием находятся «откровения» Иосифа Смита, Брайема Янга и последующих мормонских «пророков». Чтобы у читателя не было сомнений в том, что представляет собой бог у мормонов, мы приведем ряд высказываний о природе Бога, взятых из признанных у мормонов источников. Посмотрим, что имеют в виду мормоны, когда говорят о «Боге».

1. «В начале глава Богов созвал Богов на совет, и они собрались и составили план творения мира и людей» (Teachings of the Prophet Joseph Smith, p. 349).

2.

3. «Сам Бог когда-то был таким, как мы сейчас, и является вознесенным человеком» (там же, с. 345).

4.

5. «Отец имеет тело из плоти и костей, плотское, как и у человека, а также и Сын; а у Духа Святого нет тела и костей, Он - духовная личность» (Учение и заветы 130:22).

6.

7. «Боги существуют, и нам следует готовиться, как стать едиными с ними» (Brigham Young, Journal of Discourses, Vol. 7, p. 238).

8.

9. «Когда-то Бог был таким, как человек сейчас: а какой Бог сейчас, таким может стать человек» (Пророк Лоренцо Сноу, цит. по Milton R. Hunter, The Gospel Through the Ages, pp. 105-106).

10.

11. «Каждый из этих Богов, включая Иисуса Христа и Его Отца, обладал не только организованным духом, но прославленным бессмертным телом из плоти и костей...» (Parley Pratt, Key to Scince of Thelogy. ed. 1965, p. 44).

12.

13. «И тогда Господь сказал: сойдем. И они сошли в начале, и они, то есть Боги, обустроили и образовали небеса и землю» (Авраам 4:1).

14.

15. «Помните, что Бог, наш небесный Отец, вероятно, был когда-то ребенком, и смертным, как и мы сами, и взошел шаг за шагом по ступеням развития в учении возвышения, Он шел вперед и ввысь, пока не достиг нынешнего состояния» (апостол Орсон Хайд, Journal of Discourses, Vol. 1, р. 123).

16.

17. «Пророки мормонов непрестанно учили той величественной истине, что Вечный Отец Бог когда-то был смертным человеком, который прошел школу земной жизни, подобную той, которую проходим сейчас мы. Он стал Богом - возвышенным существом - благодаря исполнению тех же самых евангельских истин, следовать которым можем и мы» (Хантер, цит. пр., с. 104).

18.

19. «Христос есть Бог, Отец всего сущего... Вот - Я - Иисус Христос. Я есмь Отец и Сын» (Мосия 7:27, Ефер 3:14, Книга Мормона).

20.

21. «Когда наш отец Адам появился в Едемском саду, он был в небесном теле, и привел с собой Еву, одну из своих жен. Он помогал творить и обустраивать этот мир. Он - МИХАИЛ, Архангел, ВЕТХИЙ ДНЯМИ! о котором святые мужи писали и говорили - Он наш ОТЕЦ и наш БОГ и единственный БОГ, с Которым мы только имеем дело» (Брайем Янг в Journal of Discourses, Vol. 1, р. 50).*

22.

* Здесь важно заметить, что, по его собственным словам, Брайем Янг «никогда не проповедовал и не говорил сынам человеческим ничего такого, что они не могли бы назвать Писанием» (Journal of Discourses, Vol. 13, р. 95). Он имел в виду и учение о Боге-Адаме.

Исторически в это учение о Боге-Адаме с трудом верили даже сами мормоны. В результате Янг заявил 8 июня 1873 года:

В умах святых последних дней наблюдается большое сомнение относительно одной доктрины, которую я открыл им, а Бог открыл мне, - о том, что Адам есть наш отец и наш Бог...

«А как же, - говорят, - Адама назвали Адамом?» Он был первым человеком на земле, ее творец и устроитель. Он с помощью своих братьев дал ей существование. Потом сказал: «Я хочу, чтобы мои дети, которые в духе, сошли и жили здесь. Я пожил на земле так, в смертном виде. Я хранил веру и получил венец и возвысился» (Desert News, June 18, 1873, р. 308).

Можно и дальше приводить цитаты из многих трудов и официальных изданий мормонов, но факт налицо.

Реорганизованная церковь Иисуса Христа святых последних дней, которая расходится с церковью в Юте по вопросу о политеизме, упорно заявляет, что Иосиф Смит-младший никогда не учил и не практиковал ни многоженство, ни политеизм, но прямые цитаты из Иосифа Смита о многочисленности богов и о достижении мормонами Божественности вызывают досаду у Реорганизованной церкви. И все-таки факт остается фактом.

Ниже приводим цитаты газеты мормонов Times and Seasons (15 августа 1844 года, с. 613-614), где опубликована проповедь, которую Смит прочитал четырьмя месяцами ранее на похоронах старейшины Кинга Фоллетта, за два месяца до того, как его самого убили в Карфагене, Иллинойс.

Его проповедь слушало более 18 тысяч человек и записали четыре летописца мормонов. Важно, что раскол среди мормонов произошел лишь через три с половиной года после этого, то есть его преемники не так возражали против богословия Смита, как они делают это сейчас. Они не отрицали, что Смит читал эту проповедь и возвещал политеизм, как это делает нынешняя Реорганизованная церковь. Факты опять упрямо говорят за себя:

«Я хочу, чтобы вы все знали Бога, познакомились с Ним. Какого рода существом был Бог в начале?

Во-первых, Сам Бог, который восседает там, на небесах, подобен людям, нам с вами... Если бы вы встретились с Ним сегодня, вы увидели бы человека - личность, образ и внешность... Я хочу рассказать вам, как Бог стал Богом. Люди выдумали, будто Бог был Богом от вечности. Их разум не вмещает всего, но первый и главный принцип Евангелия - точно знать характер Бога, чтобы общаться с Ним как человек с человеком, и знать, что Сам Бог, наш Отец, жил на земле, точно как Иисус Христос... А что говорил Иисус? (Заметьте это, старейшина Ригдон!) Иисус говорил, что как Отец имеет власть в Себе, так же и Иисус имеет власть в Себе. Делать что? Очевидно, то, что делал и Отец, именно так. Вот где вечная жизнь - знать единого истинного и мудрого Бога. Вам предстоит учиться тому, как самим быть Богами; быть царями и священниками Богу, как и делали все Боги, переходя с одной ступеньки на другую, от благодати к благодати, от возвышения к возвышению, пока не воссядете в славе, как те, кто находится на престоле у вечной власти...»

Итак, богословие мормонов политеистично, оно учит, что вселенную населяют разные боги, которые порождают духовных детей, облеченных в тела, на различных планетах, причем на нашей планете таким богом является Элохим (учение Брайема, что Адам и есть наш небесный Отец, ныне официально отвергнуто лидерами мормонов, но они твердо держатся мнения, что наш Бог есть вознесшийся человек в своей славе). Более того, по вдохновенным высказываниям Иосифа Смита видно, что он начал унитарием, подошел к тритеизму и закончил полноценным политеизмом, прямо противоположным откровениям Нового и Ветхого Заветов, как мы уже видели. Учение мормонов о Троице - непревзойденное искажение библейской истины, хоть они и пытаются замаскировать свою порочную доктрину полуортодоксальной терминологией. Мы уже касались этой проблемы, но о ней приходится помнить все время, чтобы не оставить терминологические выверты мормонов без ответа.

С виду мормоны вроде бы ортодоксальны, но при всей безукоризненности их источники явно грешат против истины. Дело в том, что мор- монизм исторически никогда не принимал христианское учение о Троице и, более того, отрицал его полностью, извращая смысл термина. Это одна из причин, по которым их так и не признало ни одно объединение христианских церквей (Национальная ассоциация евангельских христиан. Национальный совет христианских церквей, Всемирный совет церквей, Американский и Международный советы церквей и т.д.). Корнем их политеизма стала доктрина о Боге Отце как простом человеке, которая понуждает их отречься не просто от Триединства Бога, явленного в Писаниях, но и от нематериальной природы Бога как чистого духа. Мормоны в журнале «Взгляд» (Look) говорят, что признают Троицу, но мы уже видели, что троица эта вовсе не христианская. У Бога Отца нет тела из плоти и костей, о чем ясно учил Господь (Ин. 4:24, ср. Лк. 24:39). Апостол мормонов Джеймс Тэлмидж так излагает учение церкви в своей книге «Составляющие веры»:

Церковь Иисуса Христа святых последний дней выступает против Бога непостижимого, лишенного «тела, членов и пристрастий», немыслимого в таком виде, и утверждает свою веру и приверженность истинному и живому Богу Писаний и откровений... Иисус Христос - Сын Элохима, Его духовный и телесный потомок; то есть Элохим есть буквальный Отец духа Иисуса Христа и Его тела, в котором Иисус Христос совершил Свое служение во плоти... Иегова, Который есть Иисус Христос, Сын Элохима, зовется «Отцом»... Тот Иисус Христос, Которого мы знаем как Иегову, был исполнителем Отца, Элохима, в творении (с. 48, 466, 467).

В данных поразительных заявлениях Тэлмидж впадает в ошибку, считая Элохима и Иегову двумя разными богами и совершенно игнорируя факт, что Элохим (старший бог) и Иегова-Иисус (младший бог), рожденный Элохимом, сочетаются в древнееврейских Писаниях как «Иегова Всемогущий» или просто «Иегова Бог», о чем свидетельствует любая симфония древнееврейского текста («Господь» - Яхве, «Бог» - Элохим). Подобным же образом ошиблась в словаре к «Науке и здоровью» Мэри Бейкер Эдди, которая тоже совсем не знала древнееврей- ского языка. «Христианская наука» и мормоны неповторимо едины в этой грамматической ошибке, сами того, очевидно, не подозревая.

Утверждение Тэлмиджа, будто «отрицать материальность личности Бога значит отрицать Бога, ибо без составляющих ее нет целого, а нематериальное тело не может существовать», - абсурд логический и богословский. Чтобы опровергнуть его, надо всего лишь вспомнить об ангелах, которые в Писании называются «служебными духами» (Евр. 1:14), этих творениях с нематериальными «телами», но тем не менее существующих. Мормоны усугубляют безнадежную противоречивость своей теории, когда в учении о предсуществовании души вынуждены переопределять значение души, о которой говорят и Ветхий, и Новый Заветы, так, что она перестает быть нематериальной, хотя Библия ясно учит обратному. Наш Господь на кресте сказал: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». Ясно, что дух был нематериален. И Павел, готовясь уйти из этого мира в небесные сферы, указал, что его духовное существо (определенно нематериальное, раз тело умрет) жаждет отойти и быть со Христом, что гораздо лучше (Флп. 1:21-23). Мученик Стефан также вверил дух (или нематериальную суть) в руки Отца, воззвав: «Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян. 7:59). Есть много мест как в Ветхом, так и в Новом Заветах, подтверждающих, что «нематериальное тело» может существовать при условии, что оно облечено в духовную форму, как Бог-Отец, Дух Святой и как Иисус Христос в не воплотившемся еще Слове (Ин. 1:1, ср. Ин. 1:14). Мормоны, весьма далекие от «веры и приверженности истинному и живому Богу Писания и откровения», хоть таковыми их пытается показать Тэлмидж, действительно поклялись в приверженности политеистическому пантеону богов, в который они жаждут войти сами, чтобы наслаждаться в многоженстве вечным движением к абсолютной божественности. В закоулках языческой мифологии мормонов может скрыться из поля зрения вся сложная структура богословия мормонов, замаскированная терминологией под видимость ортодоксального христианства, как и было показано. Никто, изучающий мормонов, не может отрицать, что они отвергают историческое христианское учение о Троице, ибо сам Тэлмидж, процитировав Никейский символ веры и основы раннехристианского богословия Троицы в «Составляющих веры», пишет: « Трудно представить что-либо более противоречивое и непоследовательное... Нематериальность Бога, провозглашенная в этих декларациях сектантской веры полностью расходится с Писаниями и абсолютно противоречит откровениям о личности Бога и Его качествах...» (с. 48).

Внимательно проштудировав сотни богословских трудов мормонов и горы памфлетов на эту тему, автор может совершенно прямо заявить, что ни разу более чем за десять лет исследований в области культов он не видел такого искажения терминологии, пренебрежения контекстом и откровенного ухода от научных принципов со стороны нехристианских культистов, как у богословов мормонизма, пытающихся казаться ортодоксальными и одновременно подрывающих основы исторического христианства. Выверты их путаной политеистической системы побуждают внимательного исследователя снова и снова задуматься о том, какими же моральными нормами руководствуются мормоны в своей жизни, пытаясь переделать историю, библейское богословие и законы истолкования Писаний, лишь бы поддержать на плаву богословие Иосифа Смита и Брайема Янга. Не боясь впасть в противоречие, я заявляю, что мормонизм не выдерживает никакой критики и не желает ее, если только он не будет в состоянии с позиций «широты кругозора» и «терпимости» сам определять ее выводы.

Однажды, когда я обсуждал учение мормонов о Боге с одной молодой дамой, склоняющей к обращению в мормонизм, я пообещал в присутствии свидетелей отказаться от того, что я написал в данной главе и одной предыдущей работе (Mormonism, Zondervan, 1958), если старейшины мормонов, с которыми эта дама встречалась, письменно подтвердят, что они и их церковь отвергают политеизм в пользу монотеизма по традиции иудео-христианской религии. Я предложил это искренне, так же, как предлагали люди сотен других исповеданий десяткам тысяч людей более чем за двадцать лет. И Церковь Иисуса Христа святых последних дней хорошо знает об этих предложениях. Душам неискушенным они говорят, что они монотеисты, а с людьми знающими они защищают свой политеизм, и, как настоящий хамелеон, они меняют цвет, чтобы их не заметили в разных условиях.

Арбо в своем классическом труде «Откровение в мормонизме» (1932) документально и исчерпывающе проследил развитие богословия мормонов от унитаризма к политеизму. Вот уже полвека его бесценная работа доступна ученым и во всей широте характеризует Церковь мормонов. Но и по сей день мормоны так и не оспорили свидетельства и выводы Арбо, а они крайне активно защищаются, когда кто-то покушается на их «священные писания» и предлагает достоверные свидетельства об их политеистических извращениях Евангелия Иисуса Христа. Очень трудно по-доброму отнестись к богословию мормонов, когда они так грубо искажают факты и так вызывающе осуждают все религии в пользу «восстановленного евангелия», которого мы удостоены пророком Иосифом Смитом. Тем не менее мы не должны, как это часто бывает, распространять неприятие учения мормонов на самих мормонов, ибо первое соответствует Писанию, а второе нет.

Продолжим наше исследование. Апостол Орсон Пратт в «Провидце» (The Seer) заявил: «На небесах, где мы рождаемся духом, есть много Богов, и у каждого из них есть собственная жена или жены, полученные им до его искупления, но еще в смертном состоянии» (с. 37). В этом выразительном утверждении Пратт обобщенно передал всю иерархию политеистических представлений мормонов, и приведенные ранее выдержки как нельзя лучше подтверждают его слова. Учение мормонов о том, что в Ветхом Завете Бога видели «лицом к лицу» (Исх. 33:9, 11, 23; Исх. 24:9-11; Ис. 6:1, 5; Быт. 5:24, 6:5-9 и т.д.), несостоятельно с точки зрения самого языка и с точки зрения науки о сопоставительном анализе текстов (герменевтики).

С точки зрения языка, все приводимые мормонами места, доказывающие, что «у Бога есть физическое тело, которое можно увидеть», не идут в счет при сравнении с декларацией Самого Бога: «Лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20).

Исход 33:11 («лицом к лицу») в древнееврейском значит «близко» и никак не противоречит стиху 20. Сходные обороты есть во Вт. 5:4, а в Быт. 32:30 говорит не Сам Иегова, а ангел Господень. Ветхий Завет исполнен богоявлениями - случаями, когда Бог говорил или открывался через ангелов, и все исследователи Ветхого Завета признают почти безоговорочно, что антропоморфизм (приписывание Богу человеческих качеств) логически увязывается со многими явлениями Бога человеку.

Утверждать вслед за мормонами, что данные случаи доказывают телесность Бога (из плоти и кости) - как учил Иосиф Смит, - значит проявлять неосмотрительность и усердствовать в желании пристроить политеизм к строго монотеистической религии. Мормоны пошли дальше, попытавшись опереться на обороты типа «рука Господня», «око Господне», «десница Господня», «вдунул... дыхание жизни», «уста» и т.д., доказывающие якобы, что Бог имеет физическую форму. Но тут они проглядели один важный момент. В Ветхом Завете чрезвычайно часто используется литературная метафора.

Если мормоны хотят быть последовательными в своих интерпретациях, то пусть они попробуют как-то объяснить псалмы, где сказано: «В тени крыл Твоих укрой меня» и «перьями Своими осенит тебя». Если у Бога есть глаза, уши, руки, ладони, дыхание, рот и т.д., то почему бы Ему не иметь перьев и крыльев? Мормонам пока не удалось привести убедительные доказательства на этот счет по причине очевидности антропоморфного и метафорического использования слов при описании Бога. Метафоры - «перья» и «крылья» - говорят нам о Его нежной заботе и защите: «Живущий под кровом Всевышнего под сению Всемогущего покоится».

Мормоны неплохо поработали, надергав из Ветхого и Нового Заветов цитат с метафорическим смыслом, но все равно им придется признать, что Иисус не был дверью (Ин. 10:9), пастухом (Ин. 10:11), лозой (Ин. 15:1), путем (Ин. 14:6), хлебом (Ин. 6:51) и никаким другим предметом, название которого было метафорически переосмыслено, как не является и Бог «огнем поядающим», подобным газовой горелке или извержению вулкана.

Мормоны сами не всегда сводят концы с концами в своей путаной политеистической теории, как это показал Иосиф Смит, сделав Христа одновременно Отцом и Сыном, заявив, что в этом есть некая тайна и что только Сын может открыть, как Ему удалось стать Сыном и Отцом одновременно. Еще больше запутывая вопрос, Смит объявил их позже «разными личностями», заселив в конечном счете всю вселенную политеистическими божествами-многоженцами. Если вы внимательно проштудируете книги Авраама и Моисея в «Драгоценной жемчужине» (якобы «переведенной» Смитом), а также куски Ефера из Книги Мормона, «Учение и заветы», «Повествование Брайема Янга», перед вами развернется панорама всех догматов мормонизма - о предсуществовании души и многоженстве богов, о кровном родстве Иисуса и Люцифера (братья!), о духовной иерархии (подземной, земной и небесной, прямо как в небоскребе - подвал, пятидесятый этаж, смотровая площадка соответственно), о всеобщем спасении - панорама, венчает которую полигамный рай, существующий вечно. Вот каково учение мормонов о Боге или, если точнее, о богах, которое даст сто очков вперед любой языческой мифологии.