Глава 46 О титулах типа "судья всех судей"[251] и тому подобных

В "ас-Сахихах" аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурайры, который слышал, как пророк сказал: "Самым низким в глазах Аллаха является человек, носящий имя Царь всех царей, ибо нет Царя, кроме Аллаха"[252].

Суфйан [ибн Уйейна. - Ред.] сказал: "Это то же, что и "шахиншах".

В другой ривайе говорится: "Этот человек вызовет самый сильный гнев Аллаха и будет самым скверным человеком в Его глазах в День Воскресения".

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Запрещение титула "Царь всех царей".
2. Все выражения, имеющие такой же смысл, также запрещены, и на то указал Суфйан.
3. Понимание того, что это и подобные выражения запретны, даже если человек не преследует такой цели в своём сердце.
4. Понимание того, что человек должен отказаться от этого ради уважения к Всевышнему и Всемогущему Аллаху.

[251] Араб. "кади аль-кудат": титул, который носит верховный судья, осуществляющий правосудие на основе норм Шариата в современном мусульманском государстве. Он имеет право назначать судей (кади) во всём государстве и принимать апелляции на все судебные решения. Первым кади аль-кудат в Исламе был Абу Йусуф Йа'куб ибн Ибрахим аль-Куфи (731-804), назначенный на эту должность халифом Харуном ар-Рашидом (766-809).
[252] Аль-Бухари 10/486, Муслим (2143), Абу Дауд (4961), ат-Тирмизи (2139).
Глава 47 О необходимости уважения имён Всевышнего Аллаха и смены имени ради этого Абу Шурайх рассказывал, что его прозвали Абу аль-Хакам ("наилучший судья"; букв.: "отец судьи". - Ред.), и как-то пророк сказал ему: "Истинно, Аллах - Он есть Судья, и Ему принадлежит вся власть". Абу Шурайх объяснил: "Когда в среде моего племени возникает конфликт, они приходят ко мне, и я вершу суд между ними так, что обе стороны остаются довольны". Пророк сказал: "Это прекрасно. А есть ли у тебя сыновья?" Тот ответил: "Шурайх, Муслим и Абдулла". Пророк спросил: "А кто из них старший?" Он ответил: "Шурайх". Пророк сказал: "Тогда ты - Абу Шурайх ("отец Шурайха")". Этот хадис передали Абу Дауд и другие[253]. РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Необходимость уважительного отношения к именам и качествам Аллаха и запрещённость присваивания их людям, даже если в этом нет специального умысла. 2. Смена своего имени ради этого. 3. Выбор имени старшего сына для прозвища отца
[253] Абу Дауд (4955), ан-Наса'и 8/226; хороший хадис.