То есть получается, что свободная воля -это дар Бога, и мы его неправильно используем?

- Конечно, ведь она дана человеку для познания истины. Наша свобода, свободная воля - это всегда выбор. Для святых людей - это выбор между меньшим и большим добром, для обычного человека - это выбор между грехом и добродетелью. Но ведь даже люди, пребывающие в грехе, тоже не лише­ны этого дара - свободной воли, у них тоже есть выбор - это выбор между большим гре­хом и меньшим.

- Владыка, мне хотелось бы, чтобы Вы остановились на том, что человек не может помешать свершению воли Божьей. Мне кажется, что непонимание этого часто приводит к тому, что мы противимся неизбежному только потому, что оно нам неудобно, непри­ятно и т.д.

- В Библии есть Книга Пророка Ионы, она занимает чуть больше страницы - прочитайте ее. В ней рассказывается о том, как к Ионе «было слово Господне» встать и идти в Ниневию, город великий, и проповедовать в нем, потому что злодеяния его дошли до Бога (Иона. 1.2). Господь в силу Своей милости желал спасения этим людям, более ста двадцати тысячам человек, «не умею­щим отличить правой руки от левой» (Иона. 4. 11). Но Иона пытается избежать выпол­нения воли Божьей, ему не хочется идти и проповедовать, он не готов быть пророком. Кстати, многие ошибочно считают, что пророки - это предсказатели будущего, на самом деле пророки - это те, кто возвещает волю Божью. Так вот, Иона, несмотря на то что был призван Богом исполнить Его волю, пытается всячески этого избежать - он даже садится на корабль, который направлялся в другую сторону, как сказано, чтобы «бежать... от лица Господня» (Иона. 1. 3). Когда мы читаем книгу, нам понятен харак­тер Ионы, это все похоже на нас, на наши поступки, хотя дело происходило в 700-е годы до нашей эры. Ионе не удалось уклониться от исполнения воли Господа, он пришел-таки в Ниневию, проповедовал там, и ниневитяне поверили в Бога и пока­ялись. Воля Божья о спасении Ниневии бы­ла исполнена.