Пятидесятница: сошествие Святого Духа на апостолов. 69

Православный свято-тихоновский гуманитАрный университет

Факультет дополнительного образования

Кафедра теологии

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ

Учебное пособие

МОсква, 2009


Авторский коллектив: Никулина Е.Н., Серебряков Н.С., Серебрякова Ю.В.

В методическом пособии дано комментированное изложение Священной истории Нового Завета.

Методическое пособие может использоваться педагогами в просветительской работе среди детей и взрослых (в том числе, в светских учебных заведениях и воскресных школах), а также стать источником первоначальных сведений о вере для самого широкого круга читателей, интересующиеся учением и историей Православной Церкви.


ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ № 2. СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ НОВОГО ЗАВЕТА.. 5

Значение понятий «Новый Завет», «Евангелие». 5

Личность и подвиг Пресвятой Богородицы. Событие Благовещения. 5

Рождество Христово. Детство и отрочество Спасителя. 6

Личность и начало служения святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна 10

Начало общественного служения Господа Иисуса Христа. 13

Крещение Господне. 13

Искушения в пустыне. 14

Свидетельства св. Иоанна Крестителя о Господе Иисусе Христе. 15

Первая встреча Спасителя с будущими апостолами. 15

Первое чудо в Кане Галилейской. 16

Беседа с Никодимом. 17

Удаление Спасителя в Галилею. Проповедь в Назарете. 18

Последнее свидетельство Предтечи о Христе. Усекновение главы св. Иоанна Крестителя. 19

Призвание учеников. 20

Чудесный улов рыбы и призвание рыбарей. 20

Призвание Левия-Матфея. 20

Избрание двенадцати апостолов. 21

Нагорная проповедь. 22

Учение Спасителя о Царстве Небесном в притчах. 24

Притча о сеятеле. 25

Притчи о закваске и зерне горчичном. 25

Притчи о сокровище и жемчужине. 25

Притча о плевелах. 26

Чудеса Христовы в Галилее. 26

Исцеление бесноватых. 26

Исцеление расслабленного в Капернауме. 28

Исцеление слуги сотника и дочери хананеянки. 28

Воскрешение сына наинской вдовы и дочери Иаира. 29

Укрощение бури. 30

Чудесное насыщение народа пятью хлебами. 31

Хождение Иисуса Христа по воде. 31

Отношение фарисеев и книжников к служению Иисуса Христа. 32

Исповедание апостолов у Кесарии Филипповой. 34

Преображение Господне. 35

Путь в Иерусалим на страдания: учение и чудеса. 37

Притча о пропавшей овце. 37

Притча о потерянной драхме. 37

Притча о блудном сыне. 38

Притча о милосердном самарянине. 39

Притча о мытаре и фарисее. 39

Благословение детей. 40

Беседа Христа с богатым юношей о богатстве. 40

Притча о богаче и Лазаре. 41

Притча о работниках в винограднике. 42

Исцеление десяти прокаженных. 43

Женщина, взятая в прелюбодеянии, перед судом Спасителя. 43

Исцеление слепорожденного. 44

Воскрешение Лазаря. Тайное решение Синедриона. 45

Вечеря в Вифании за шесть дней до Пасхи. 47

Обращение мытаря Закхея. 48

Торжественный Вход Господа в Иерусалим. 48

Страстная седмица. 49

Великий Понедельник. 49

Проклятие бесплодной смоковницы.. 49

Изгнание торгующих из храма. 50

Великий Вторник. 50

Последнее посещение храма. 50

Притча о злых виноградарях. 51

Вопрос о подати кесарю.. 51

Обличительная речь против книжников и фарисеев. 52

Лепта вдовы.. 52

Беседа с учениками о разрушении Иерусалима и Втором пришествии. 52

Притча о десяти девах. 53

Притча о талантах. 54

Беседа о Страшном Суде. 55

Великая Среда. 55

Предательство Иуды.. 55

Великий Четверг 56

Тайная вечеря. 56

Прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками. 57

Гефсиманская молитва. 57

Взятие под стражу. 58

На допросе у первосвященника Анны. Отречение ап. Петра. 58

Суд Синедриона. 59

Великая Пятница. 60

Смерть Иуды-предателя. 60

На суде у Пилата. 60

Крестный путь на Голгофу. 62

Распятие и Крестная смерть Господа Иисуса Христа. 62

Погребение Спасителя. 64

Воскресение Христово. 65

Явление воскресшего Господа Марии Магдалине и другим мироносицам. 65

Явление двум ученикам на пути в Эммаус. 66

Явление десяти апостолам в день Воскресения. 66

Явление одиннадцати апостолам в Сионской горнице. 67

Явление апостолам на Тивериадском озере. 67

Явление ученикам на горе в Галилее. 68

Вознесение Господне. 68

Пятидесятница: сошествие Святого Духа на апостолов. 69

РАЗДЕЛ № 2. СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ НОВОГО ЗАВЕТА

Значение понятий «Новый Завет», «Евангелие»

Священным Писанием Нового Завета называется собрание книг, написанных святыми апостолами и рассказывающих о Боговоплощении, земной жизни Иисуса Христа и жизни святой Христовой Церкви в 1-ом веке по Р.Х. Само понятие «Новый Завет» указывает, что в книгах, объединенных этим названием, изложен новый, отличающийся от ветхого, завет («союз») Бога с человеком. В основе заключения Нового Завета лежит искупительная смерть воплотившегося Сына Божия, Иисуса Христа.

Новозаветные священные книги делятся на «Евангелие» и «Апостол». Первые четыре книги называются Евангелиями. Слово «Евангелие» в переводе с греческого языка означает «благая» или «добрая весть». Евангелия, написанные святыми апостолами Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном Богословом, повествуют о воплощении Сына Божия, Его земном служении, искупительной Смерти, Воскресении и Вознесении. Остальные книги Нового Завета, объединенные названием «Апостол» и состоящие из книги Деяний святых апостолов, их посланий и книги Откровения ап. Иоанна Богослова (Апокалипсиса), говорят о создании христианской Церкви в день Пятидесятницы, о распространении христианской веры трудами святых апостолов и жизни первохристианских общин под апостольским руководством, о земном бытии Церкви Христовой до Его Второго Пришествия.

Личность и подвиг Пресвятой Богородицы. Событие Благовещения

Родители Пресвятой Богородицы. Рождество Матери Божией и ее воспитание в Иерусалимском храме. Обручение Девы Марии праведному Иосифу. Благовещение пресвятой Богородице.

Понятие Приснодевства.

Вся история богоизбранного народа, особым образом воспитываемого и руководимого Богом, вела к появлению в его среде Пречистой Девы Марии, послужившей Боговоплощению. О рождении Пресвятой Девы говорили ветхозаветные пророчества и ветхозаветные прообразы.

Евангелие ничего не рассказывает о детстве и ранней юности Марии – Матери Божией, мы узнаем о них только из церковного предания. По отцу Иоакиму Дева Мария происходила из царского рода Давидова, по матери Анне – из священнического рода Ааронова. По свидетельству древнего предания, родители Богородицы были людьми праведными и благочестивыми и безропотно несшими испытание бесплодия: в течение пятидесятилетней супружеской жизни они не имели детей. Для любой еврейской семьи отсутствие детей воспринималось как самая большая скорбь, так как каждый еврей, особенно принадлежавший к роду царя Давида, надеялся на то, что в его потомстве родится Мессия (Христос) или что его дети доживут до прихода и наступления славного царства Мессии. Бесчадие лишало этой надежды и покрывало позором такую семью в глазах соплеменников, поскольку в отсутствии детей евреи видели Божие наказание за грехи.

Только в глубокой старости «поношение бесчадства» было снято, и праведным Иоакиму и Анне Бог дал дочь. Согласно данному до рождения обету они посвятили свое дитя Богу. В день, когда трехлетнюю Марию родители отдали в Иерусалимский храм для воспитания, произошло необычное событие: первосвященник, будучи руководим Духом Святым, ввел девочку в Святое святых. Святое Святых это часть храма, куда женщинам было воспрещено заходить, а сам первосвященник мог туда входить только один раз в год, в день Очищения. Это событие имело духовный смысл, указывая на чистоту и святость Девы, всецело посвятившей Себя Богу и впоследствии ставшей одушевленным святилищем Божиим.

Мария жила при храме до 14 лет – возраст, когда еврейские девушки обыкновенно выходили замуж. Священники, объявившие Марии о необходимости замужества, были удивлены известием о Ее обете Богу (клятве): сохранить девство. Такого обета никто в Израиле никогда до Нее не давал, так как каждый иудей хотел иметь потомство. Священники не могли оставить Марию при храме, но не могли и нарушить данный Ею обет, поэтому обручили Ее близкому родственнику 80-летнему старцу Иосифу, чтобы он был хранителем Ее девства.

Мария и праведный Иосиф поселились в городе Назарете, расположенном в Галилее – северной области Иудеи. Именно там произошло событие Благовещения, названное в богослужении «главизной (т.е. началом) нашего спасения». «Послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова, имя же Деве – Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1.26-28). Она смутилась, но не от появления ангела, а от его приветствия, выделявшего Ее из многих женщин Израиля. В смущении Мария размышляла, «что бы это было за приветствие» (Лк. 1.29). Объясняя свои слова, ангел возвестил Марии, что именно от Нее, чистой Девы, обретшей благодать у Бога, родится веками ожидаемый в Израиле Мессия, Христос[1]. Поскольку Мария дала обет девства, Она удивляется, как возможно рождение Ею ребенка: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел в ответ говорит о тайне безмужнего зачатия: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1.34-35). В кротких словах: «Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1.38) Мария выразила добровольное согласие и подчинение воле Божией.

В день Благовещения совершилась тайна Боговоплощения: Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий стал Сыном Девы, Сыном Человеческим, восприняв плоть от Пречистой Матери. Святая Церковь называет Пресвятую Богородицу Приснодевой[2], поскольку Она была девой до Рождества Христова, действием Божиим осталась девой во время Его рождения, и после Рождества также продолжала хранить Свое девство.

Обручник Иосиф, как сообщает Евангелие, увидев, что порученная ему Дева ожидает ребенка, решил, что Она нарушила Своей обет и совершила грех прелюбодеяния. Будучи праведен и добр, он не захотел передать Марию суду, после которого Ее ожидала бы, по Закону Моисееву, смерть через побиение камнями, но имел намерение тайно отпустить жену, дав Ей разводное письмо и предав Ее жизнь воле Бога. От исполнения этого решения Иосифа остановил ангел, открывший праведнику тайну бессеменного зачатия и исполнение надежд Израиля на приход Мессии: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1.20-21).

Рождество Христово. Детство и отрочество Спасителя

(Мф.1.18-2.23; Лк.2)

Смысл Боговоплощения. Рождество Христово. Обрезание. Сретение. Поклонение волхвов. Избиение Вифлеемских младенцев. Бегство в Египет. Возвращение в Назарет. Отрочество Спасителя.

Великий святой IV века, свт. Афанасий Великий, так объяснил смысл Боговоплощения: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». После грехопадения прародителей человечество не могло само себе помочь – над падшим человеком властвовали диавол, грех и смерть. Христос, будучи совершенным Богом, стал совершенным человеком – безгрешным, неподвластным диаволу, добровольно пошедшим на смерть, чтобы уничтожить Своим воскресением ее власть над людьми. Страдания Христа называются искупительными, так как благодаря им люди получили свободу от греха, диавола и смерти – были «выкуплены» из рабства. Благодаря воплощению Сына Божия, Его Смерти и Воскресению, каждый верующий во Христа как Сына Божия получает возможность обожения – силу стать святым и причастным Божественной жизни.

Христос родился в то время, когда Рим становился из республики империей, а маленькая Иудея находилась под игом римлян и поставленного Римом царя Ирода Великого, жестокого и безумного в своей жестокости тирана. Жизнь в Иудее того времени была такова, что делегация, пришедшая в Рим с жалобой на Ирода, говорила: «Не царя мы имеем в Ироде, а лютейшего тирана, что когда-либо сидел на троне. Он убил бесчисленное количество граждан. Участь тех, кого он пощадил, была такова, что они завидовали умершим, ибо он пытал своих подданных не только поодиночке, но и целые города». Ирод, опасаясь посягательств на свою власть, был мучителем и в своей собственной семье, так что иудеи говорили, что у Ирода лучше быть псом, нежели сыном.

Незадолго до времени, когда Младенец Христос должен был родиться, по велению кесаря Августа (римского императора) была устроена перепись населения на территориях, входивших в Римскую империю. Проводилась перепись и в Иудее. Так как и праведный Иосиф, и Пресвятая Дева Мария происходили из рода царя Давида, для участия в переписи они отправились из Назарета в иудейский город Вифлеем – родной город Давида. Когда они прибыли в город, все гостиницы были заняты, поэтому Святое Семейство остановилось на ночлег в пещере пастухов. Эта пещера и стала местом рождения Христа. Евангелие от Луки сообщает, что первыми об этой радости узнали пастухи, охранявшие ночью стада. Им явился ангел, сказавший: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк.2.10-12). После чего пастухи увидели на небе множество ангелов, воспевавших торжествующую песнь о милости Божией и примирении Бога и людей: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.2.14)

Сын Божий не просто стал человеком, Он стал сыном еврейского народа и соблюдал все постановления Закона Моисеева. На восьмой день, по обычаю иудейскому, над Младенцем было совершено обрезание, и Ему дали имя Иисус. На 40-ой день родители принесли Его в Иерусалимский храм. По Закону Моисееву каждый первенец в еврейской семье должен быть посвящен Богу. Первенцы колена Левина оставлялись для воспитания при храме, первенцы других колен выкупались за 5 монет (священных сиклей[3]). Кроме того, Закон предписывал матерям новорожденных принести жертву очищения (жертву за грех): после рождения мальчика жертва приносилась на 40-ой день, после рождения девочки – на 80-ый. Богатые люди приносили в жертву овцу или ягненка, бедные – пару голубей.

Когда Младенца Христа праведный Иосиф и Мария принесли в храм, их встретил старец Симеон. Симеон был одним из семидесяти двух ученых мужей, по поручению египетского царя Птолемея занимавшихся переводом книг Ветхого Завета с древнееврейского языка на греческий. По Преданию, старец Симеон, работая над переводом книги пророка Исайи, усомнился в пророчестве о рождении Мессии от Девы (Ис. 7.14) и хотел исправить слово «Дева» на «Жена». В этот момент явился ему ангел и предсказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнение этого пророчества.

Придя однажды по вдохновению в храм, Симеон встретил там Того, Кого ожидал всю свою долгую жизнь. В Младенце Иисусе на руках Богоматери старец узнал обещанного Израилю Мессию. Пораженный и обрадованный встречей, Симеон принял в свои объятия Святого Младенца и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2.29-32).

Божия Матерь и Иосиф с удивлением слушали слова Симеона, а старец, благословив их и обращаясь к Святой Деве, добавил: «Се, лежит Сей (Младенец) на падение и восстание многих в Израиле и в предмет пререканий – и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец». Этими словами Симеон предсказал, что в мире будет постоянная духовная борьба – тех, кто принимает и тех, кто гонит Христа, и что Сама Пресвятая Дева испытает много материнского горя и острых, как оружие, страданий – в продолжение всего служения Христова и, в особенности, у Креста.

Это встреча[4] символична: два мира встретились лицом к лицу. Старец Симеон, как представитель Ветхого Завета с его верой и надеждой на приход Христа, и Богомладенец Иисус – Основатель Нового Завета и исполнение всех мессианских ожиданий Ветхого Завета.

Тут же присутствовала св. Анна Пророчица, вдова 84 лет, которая всегда пребывала в храме, постом и молитвой служа Богу день и ночь. Увидев Младенца Иисуса и услышав пророчество о Нем Симеона, она прославила Бога и стала рассказывать всем в Иерусалиме о рождении Мессии.

Святое семейство жило в Вифлееме, пока царь Ирод не узнал о рождении Христа от волхвов – мудрецов, пришедших с востока. «Пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2.1-2).

Необыкновенная звезда, появившаяся на небе в день Рождества Христова, стала Божиим знамением для восточных мудрецов, знакомых с иудейскими преданиями и ожиданиями Мессии. Они решили, что новая звезда возвещает миру о том, что пророчества Ветхого Завета сбылись и, наконец, родился великий иудейский Царь. Они настолько были уверены в своих наблюдениях и выводах, что снарядили караван и отправились в Иудею, чтобы поклониться Новорожденному Младенцу.

Достигнув Иерусалима, волхвы привели весь этот город в волнение одним вопросом: «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф.2.2). Слух о цели прибытия восточных мудрецов быстро достиг царского дворца. Встревоженный известием о прибытии волхвов, ищущих родившегося Великого иудейского Царя, Ирод стал срочно выяснять место нахождения новорожденного младенца с тем, чтобы погубить Его. Ирод собирает первосвященников и книжников и узнает, что Мессия, согласно пророчествам, должен родиться в Вифлееме – родине царя Давида.

Далее, чтобы определить возраст Младенца, Ирод стал действовать хитростью. Он тайно призвал к себе волхвов и выведал у них время появления звезды. В свою очередь он сообщил им, что, по сведениям иудейских книжников, новый Царь родился в Вифлееме и, притворившись благочестивым, сказал: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф.2.8).

Когда волхвы покинули Иерусалим, звезда, которую они видели на востоке, вновь засияла перед ними на небе и стала двигаться в сторону Вифлеема, пока не остановилась над местом, где был Младенец Христос. Обрадованные волхвы вошли в дом, где жило Святое Семейство, и увидели Пресвятую Деву Марию с Божественным Младенцем. Подойдя к Богомладенцу, они поклонились Ему и положили перед Ним принесенные дары: золото, ладан и смирну. Дары волхвов были символичны: они принесли Христу золото – как Царю, ладан – как Богу и смирну – как Человеку, Который должен умереть.

Получив во сне повеление от ангела, волхвы не вернулись в Иерусалим к Ироду, но ушли в свою страну другим путем.

Вскоре после ухода волхвов, Святое Семейство тоже покинуло Вифлеем. Названный отец Иисуса, праведный Иосиф получил во сне откровение бежать с Младенцем и Его Матерью в Египет, так как «Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2.13).

Когда царь понял, что восточные мудрецы разрушили его планы, он, не имея возможности найти Младенца-Христа и убить Его, послал в Вифлеем отряд солдат, которому был дан бесчеловечный приказ истребить всех сверстников Христа – мальчиков моложе двух лет, родившихся в городе и его окрестностях. Ирод был уверен, что среди этих детей окажется убитым и Христос. Приказ царя был выполнен с невероятной жестокостью. Вифлеем и его окрестности наполнились плачем и рыданием – матери плакали об убитых солдатами детях.

Но в скором времени смерть настигла, наконец, и самого Ирода. Последние дни его были ужасны; он сыпал проклятиями, пытался покончить самоубийством и бредил кровавыми расправами.

После Ирода центральной областью Палестины, Иудеей, стал править один из его уцелевших сыновей – Архелай, а Галилеей – другой его сын, Ирод Антипа.

Святое Семейство оставалось в Египте, пока ангел Господень не возвестил во сне Иосифу, что можно вернуться: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (Мф.2.20). Во время пути праведный Иосиф узнал, что в Иерусалиме царствует жестокий Архелай. Соответственно, поселение в Вифлееме, находившимся вблизи Иерусалима, было чревато новыми гонениями. Наиболее безопасным местом была северная иудейская провинция – Галилея и именно там, в родном городе Иосифа Назарете, поселилось Святое Семейство.

В Назарете Господь Иисус Христос провел большую часть Своей жизни. Он жил в очень простой бедной обстановке. Подчинялся Матери и названному отцу – праведному Иосифу, жил в многодетной семье (у Иосифа были дети от первого брака – Иаков, Иосия, Иуда и Симон), учился плотничеству (иудейский закон требовал, чтобы каждый отец обучал сына ремеслу). По субботам Божественный Отрок с родителями ходил в синагогу[5] и там слушал чтение Закона и пророков. Жил Он, как говорит Евангелие, в любви у Бога и людей.

Начиная с двенадцати лет (это возраст религиозного совершеннолетия у иудеев), Иисус вместе с родителями ходил на великие праздники в Иерусалим. Первое посещение Им Иерусалима на праздник Пасхи было особенным. Когда настало время возвращаться домой, Отрок Иисус отстал от родителей и остался в храме. Праведный Иосиф и Божия Матерь уже далеко отошли от Иерусалима, когда заметили, что Иисуса нет среди родственников и знакомых в толпе паломников. Охваченные смятением Божия Матерь и прав. Иосиф поспешили вернуться в Иерусалим. Они нашли Отрока Христа в одном из притворов храма: Он находился среди учителей, слушал их речи и задавал им вопросы. Умудренные сединой старцы удивлялись вопросам и ответам галилейского Отрока, не учившегося в их школах.

Велико было и изумление Святой Девы, когда Она нашла Своего Сына в таком обществе. С чувством радости и нежным упреком Она сказала Ему: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». Он же ответил им: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк.2.48-49). Никто из присутствующих не понял смысл этих слов, но Божия Матерь сохранила Его слова в сердце. Это был единственный случай до выхода на проповедь, когда Иисус засвидетельствовал, что Он – Сын Божий.

В Назарете Он продолжал жить, как и все дети, находясь в послушании у Своих родителей. По преданию, праведный Иосиф скончался до выхода Христа на проповедь. После его смерти Иисус кормил Мать трудами Своих рук, работая плотником.

Личность и начало служения святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна

Незадолго до выхода Иисуса Христа на общественное служение в Иудее появился пророк Иоанн – со свидетельством о скором пришествии Мессии и призывом к покаянию.

Евангелие от Луки подробно рассказывает об обстоятельствах рождения этого великого святого от благочестивых престарелых родителей – священника Захарии и праведной Елисаветы. Будучи уже в преклонном возрасте, они сокрушались о своем бесплодстве и усердно молили Бога избавить их от этого несчастья. Бог исполнил прошение праведников и в глубокой старости даровал им сына.

Однажды в порядке священнической очереди Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме. В один из дней своей службы Захария вошел в святилище для каждения. Неожиданно по правую сторону кадильного жертвенника явился ему Ангел Господень и возвестил, что Бог услышал его молитвы и жена его, Елисавета, родит сына: «… и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются…» (Лк.1.13-14). Но Захария усомнился в словах Ангела, не поверив, что в таком возрасте он и его супруга смогут родить дитя. Захария хорошо знал Священное Писание и должен был помнить о рождении Исаака Авраамом и Саррой, о рождении пророка Самуила праведной Анной, поэтому за недоверие Богу он был наказан немотой – до времени исполнения возвещенного ангелом.

После видения Захария вышел из святилища и люди, молившиеся в храме, поняли, что с ним произошло что-то необычайное: священник не мог говорить и объяснялся знаками. По окончании дней своего служения в храме Захария возвратился домой. Когда праведная Елисавета поняла, что ждет ребенка, она не открыла это никому из знакомых и смиренно благодарила Бога за милость.

Пророческий дар ее сына, будущего Иоанна Крестителя, проявился за три месяца до рождения, когда Елисавету навестила Пресвятая Дева Мария. Мария, уже пережившая радость Благовещения и носившая во чреве Иисуса, знала от ангела, что и престарелая родственница ее, Елисавета, ждет сына, и пришла поздравить ее.

Почувствовав приближение Пресвятой Девы и Младенца Христа, Иоанн в утробе матери пришел в радостное возбуждение, и в этот момент Елисавета узнала о тайне Боговоплощения. Она пророчески прославила Пречистую Деву как Богородицу и засвидетельствовала, что это знание получила от своего сына: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк.1.42-45).

В ответ на необычное приветствие своей родственницы Святая Дева также воспела пророческую песнь: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных...» (Лк.1.46-52). Эта хвала Богу, воспетая благодарным сердцем Богородицы, показывает, что только смиренный человек может достичь истинного величия[6]. Так, Бог увидел смирение Святой Девы и сделал Ее Царицей неба, поставив Ее выше ангелов небесных.

Пресвятая Богородица провела в доме праведных Захарии и Елисаветы около трех месяцев, и вскоре после ухода Божией Матери в Назарет дом священника Захарии посетила новая большая радость: Елисавета родила сына.

Неожиданным для родственников и знакомых было твердое решение матери младенца назвать сына Иоанном. У иудеев в те времена было принято передавать в одном роду одни и те же имена из поколения в поколение. Когда родственники обратились к Захарии и знаками стали спрашивать его, как он желает назвать своего сына, Захария попросил дощечку и на ней написал: «Иоанн имя ему» (Лк.1.63). В этот момент к Захарии возвратился дар речи, и он, вдохновленный Святым Духом, начал прославлять Бога и пророчески возвещать о скором пришествии в мир Мессии. Затем, обращаясь к своему сыну Иоанну, он сказал: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их...» (Лк.1.76-77).

Все присутствующие пришли в большое волнение. Иудеи жили ожиданием Мессии, и поэтому свидетельство Захарии о скором приходе Мессии, подкрепленное столь необычными событиями, заставляло очевидцев их высказывать различные предположения о будущей судьбе сына Захарии и задаваться вопросом: «Что будет младенец сей?» (Лк.1.66).

По преданию, святой Иоанн рано потерял родителей. Когда Ирод дал приказ избить младенцев в Вифлееме и его окрестностях, праведная Елисавета вместе с двухлетним сыном скрылась в Иудейской пустыне. Вскоре Иоанн остался сиротой и рос один в дикой пустыне, хранимый и подготавливаемый Богом к великому служению.

Иоанн жил в тростниках, одевался в звериные шкуры и не стриг волос. Пищей ему служили побеги растений, дикий мед и саранча. Великий аскет и молитвенник, он почти всю жизнь провел в уединении, ожидая Божественного призыва. Когда святому Иоанну исполнилось тридцать лет, Бог послал его на берега Иордана к «заблудшим овцам дома Израилева», повелев возвестить о скором явлении в мир Спасителя и о том, чтобы иудеи приготовились к Его встрече через покаяние и крещение.

Шел 779 год от основания Рима. Это был пятнадцатый год правления римского императора Тиберия. Израиль давно уже потерял самостоятельность и всецело находился под властью Рима. В Иерусалим для наблюдения за порядком прибыл очередной имперский наместник (прокуратор) Понтий Пилат. Но политическая подчиненность язычникам только обострила мессианские переживания и ожидания иудеев. Многие благочестивые иудеи день и ночь находились в храме, ожидая трубного звука, возвещающего пришествие Мессии. И ожидания их были не напрасны. На берегах Иордана раздался голос великого пророка.

К иорданскому проповеднику стал быстро стекаться народ со всей Палестины. Люди жадно ловили каждое слово пророка о скором наступлении Царства Божия. В условиях подчиненности ненавистным римлянам евреи надеялись, что долгожданный Мессия возглавит народное восстание и уничтожит римское владычество, а избранный Богом народ станет господствовать над всем миром. Но из уст Иоанна Крестителя они услышали, что наступление Царства Мессии нельзя приблизить с помощью оружия. Время прихода Спасителя уже настало, но Он придет не для утверждения политического мирового царства, а для созидания Царства духовного. Креститель обличал пороки и призывал к покаянию и отказу от страстей, греха и зла во всех его видах. «Покайтесь! – взывал св. Иоанн к народу, – ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3.2).

Не откликнулись на его призывы к покаянию только фарисеи и саддукеи. Фарисеи, гордясь происхождением от Авраама и стараясь соблюдать все обрядовые предписания Закона Моисеева, и так считали себя праведными и достойными войти в Царство Мессии, поэтому не чувствовали нужды в покаянии. Саддукеи, с другой стороны, не верили в воскресение мертвых, будущую жизнь и воздаяние за грехи, поэтому также не считали нужным каяться.

На простой же народ сила слова и личная святость пророка Иоанна производили неизгладимое действие. Крещение, совершаемое Иоанном, не давало прощения грехов, но люди, сходившие по его призыву в Иордан, свидетельствовали этим свою готовность изменить свою жизнь и перестать грешить. К нему шли горожане и земледельцы, сборщики податей (мытари) и воины и ко всем Иоанн обращался с особенным наставлением. Некоторые из крещенных Иоанном оставались с ним, становились его учениками и помогали совершать крещения. Вокруг Крестителя постепенно образовалась небольшая община, которой он дал правила жизни и учил молитве. Так, в числе учеников Крестителя были Андрей и Иоанн из галилейского города Вифсаиды, будущие апостолы Христовы (Ин.1.35-41).

Некоторым иудеям казалось, что настало давно ожидаемое время и что сам Иоанн есть Мессия, Который утвердит Царство Божие на земле. Иудеи с надеждой смотрели на иорданского отшельника. Но Иоанн постоянно подчеркивал, что он не Мессия и является только Предтечей, т.е. «идущим перед[7]» Христом, в силу особенной миссии, порученной ему Богом: придти раньше Иисуса Христа и приготовить иудейский народ к принятию Христа как Мессии и Сына Божия.

Многое в образе Крестителя напоминало ветхозаветного пророка Илию: аскетизм, огненная ревность о Боге, призыв к покаянию и обличительная проповедь, не пощадившая даже царский дом. Иоанн Креститель всенародно обличил царя Ирода Антипу и его жену Иродиаду в прелюбодеянии. Иродиада ушла от своего законного мужа Филиппа и стала женой его сводного брата, Ирода. Не стерпев обличения, Иродиада, подобно царице Иезавели, некогда подвергшей гонениям пророка Илию, искала смерти Крестителя, подготовила его арест и казнь.

Начало общественного служения Господа Иисуса Христа

Обстоятельства и смысл Крещения Господня от Иоанна, искушения Господа Иисуса Христа в пустыне, выход на проповедь, совершение первого чуда, появление первых учеников, беседа с Никодимом, удаление в Галилею, призвание учеников и избрание Двенадцати апостолов, Нагорная проповедь

Крещение Господне

После примерно тридцати лет частной жизни, Христос вышел на общественное служение. Как и многие иудеи, Иисус Христос пришел на Иордан, чтобы креститься от Иоанна. Предтеча, будучи пророком, увидел, что Иисус не имеет грехов и необходимости в покаянии, поэтому удерживал Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф.3.14). Но после слов Христа: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3.15) Иоанн допустил Иисуса в воды Иордана и совершил крещение. Этими словами: «…ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» Христос призвал Иоанна оставить все человеческие соображения и делать то, что Бог повелел ему делать (т.е. крестить), а Спаситель будет делать то, что Он должен. Также этим ответом Иоанну Господь показал, что Он готов взять на Себя последствия грехопадения Адама, смирить Се­бя, принять крещение и даже смерть за чужие грехи, ответственность за которые Он добровольно возлагает на Свои плечи. Служение Мессии, начатое омовением в воде Иордана, завершится кровавым омовением на Голгофе: омовением, которое очистит всех людей от греха.

Когда Иисус выходил из воды, Бог открыл Иоанну Предтече, что Иисус есть Сын Божий: Креститель увидел, как отверзлось небо, и Дух Божий в виде голубя сошел на Христа, и услышал голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3.17). Став очевидцем этого откровения, Предтеча после Крещения Христа свидетельствовал миру, что Иисус есть Сын Божий и ожидаемый Мессия, Который будет крестить Духом Святым и огнем.

Крещение Христово на Иордане называется также Богоявлением, поскольку в этом событии Триипостасный Бог явил Себя людям: Бог-Сын, ставший человеком, крестился, Бог Дух Святой нисходил на Него, Бог-Отец свидетельствовал о Сыне. Это было первое откровение Триединого Божества миру.

Искушения в пустыне

После крещения Иисус Христос не сразу вышел на проповедь. В Евангелии мы читаем, что сошедший на Христа Святой Дух ведет Его не в города, а в иудейскую пустыню: «Немедленно после то­го Дух ведет Его в пустыню» (Мк. 1.12-13). «Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» (Лк. 4.2).

Все служение и подвиг Христов представляет собой борьбу с духом зла. Когда Господь пришел в пустыню, диавол, некогда ввергший в грех Адама, захотел победить и Христа – Человека, над которым силы зла никогда не имели власти. Диавол осмеливался искушать Христа, не зная всей глубины тайны Богочеловечества и не понимая божественного смирения Христа, по Своей воле принявшего, словно Он был одним из грешников, крещение, пост, изнурение тела и в конечном счете – смерть.

В пустыне Иисус Христос сорок дней пребывал в молитве и посте, не вкушая никакой пищи. По прошествии этого срока физические силы не выдержали, и Христос почувствовал нестерпимый голод. Именно в этот момент к Нему приступил диавол, искушая (испытывая) его.

Первое искушение. Диавол пытается внушить Христу ложную мысль: материальные ценности выше духовных, самое главное в жизни это хлеб для питания, а все другое второстепенно: вера, любовь, добродетель, исполнение нравственного долга возможны лишь тогда, когда человек сыт. Указывая на серые камни, злой дух сказал Христу: «Если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф.4.3).

Предлагая это, диавол, с одной стороны, ждал, что Христос Своим примером покажет, что тело важнее духа, что самое главное для человека – насыщение тела, а с другой стороны, он своим первым искушением хотел посеять в душе Христа сомнение в Его мессианском достоинстве или направить его на ложный путь мессианского служения. Христос отвергает предложенный диаволом путь покорения мира, отвечая цитатой из Писания: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4.4). Этими словами Господь показывает, в человеке должно господствовать не материальное начало, но духовное: вещественным хлебом нельзя насытить духовную природу человека, душа человеческая жаждет Слова Божия и без него умирает. Своим ответом Иисус не отвергает хлеб земной, но выше него ставит Хлеб Небесный, т. е. общение с Богом. Люди, которые только из-за куска хлеба готовы последовать за Христом, не благонадежны для Царства Божия.

Второе искушение. Злой дух возводит Господа на кровлю (крышу) Иерусалимского храма и предлагает броситься вниз, чтобы доказать толпившимся внизу иудеям, что Он Сын Божий. При этом диавол хитрит и ссылается на авторитет Священного Писания, говоря, что в псалме 90-ом написано, что прыжок вниз не угрожает жизни Мессии – ангелы тотчас подхватят Его и понесут к изумленному народу.

Иудеи ждали Мессию с неба, во блеске земной славы, поэтому диавол побуждает Иисуса Христа эффектно явиться Своему народу в окружении небесных сил, прямо с неба, как Бог; он настойчиво пытается направить служение Христа на ложный путь, отвратить Его от пути скорби и страданий. Но Христос, Который пришел, чтобы явить миру жертвенную любовь Бога к людям и спасти их ценой Своей смерти, отвергает повторно предложенный диаволом путь принуждения воли человека. Он ответил сатане: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4.7). Господь Своим ответом показывает, что нельзя испытывать терпение Божие, а также, что Сын Божий пришел на землю не для того, чтобы силою чудес и эффектностью зрелищ поработить свободную волю и сердце человека; никакое великое чудо не заставит людей поверить в Него как Сына Божия, т.к. тайна Боговоплощения открывается только вере и любви.

Третье искушение это искушение властью: злой дух возводит Христа на высокую гору, показывает Ему во мгновение ока все царства мира сего и славу их и предлагает власть над всеми царствами, если только Иисус, как и другие люди, поклонится, подчинится диаволу. Фактически сатана вновь предлагает Иисусу стать тем Мессией, которого ждут иудеи – великим царем Израиля, владыкой мира, который подчинит иудеям все народы.

«Отойди от Меня, сатана, - ответил Христос, - ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф.4.10).

Три искушения, три пути мессианского служения, предложенные диаволом и отвергнутые Иисусом, в конце человеческой истории выберет антихрист – человек греха. Христос же, чтобы спасти людей от власти диавола и вечной смерти, избрал Крестный путь служения.

Свидетельства св. Иоанна Крестителя о Господе Иисусе Христе

После искушений Иисус Христос из пустыни направился к берегам Иордана, где Его Предтеча продолжал призывать народ к покаянию. Иоанн Креститель, увидев приближающегося к нему Иисуса и указывая на Него, сказал народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня… Я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин.1.29-30, 33-34). Таким образом, Предтеча принародно объявил Иисуса Мессией и Сыном Божиим.

Св. Иоанн Креститель называет Христа «Агнцем Божиим», чтобы показать что Иисус Христос это Мессия страдающий: иудеи в жертву Богу приносили агнцев (ягнят) и тельцов, не имеющих какого-либо недостатка; так и Христос, не причастный греху, принесет Себя в Жертву за людей.

Момент свидетельства св. Иоанна Крестителя о Христе как об Агнце изображен на знаменитом полотне Иванова А. И. «Явление Христа народу». Вдохновенный Предтеча указывает толпе на приближающегося Спасителя. Люди взволнованы: кто смотрит с надеждой, кто с любопытством, а кто и с сомнением. Христос же спускается по дороге, зная, куда идет и для чего послан в мир.

Первая встреча Спасителя с будущими апостолами

Вскоре после выхода на общественное служение и свидетельства Предтечи у Иисуса Христа появляются ученики. Первыми последовали за Ним бывшие ученики св. Иоанна Крестителя – Андрей (Первозванный) и Иоанн (впоследствии названный Богословом). Обрадованный встречей с Христом Андрей привел к Нему своего брата Симона. Спаситель, взглянув на Симона и предвидя в нем крепость веры и его труды для Церкви, дал ему новое имя: «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин.1.42). Впоследствии Симон-Петр стал великим (первоверховным) апостолом Церкви Христовой.

Господь с тремя учениками отправился в Галилею. По пути Он увидел Филиппа, который тоже направлялся в Галилею, так как был родом из Вифсаиды, из одного города с Петром, Андреем и Иоанном. Обращаясь к Филиппу, Иисус сказал: «Иди за Мною» (Ин.1.43) и этого призвания было достаточно, чтобы Филипп стал преданным Его учеником.

Филипп находит своего друга Нафанаила и зовет его ко Христу: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей... и пророки, – Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин.1.45). Но Нафанаил хотел разумом понять то, что его друг воспринял сердцем. Он принадлежал к разряду тех людей, которые стараются предварительно убедиться в истинности того, во что им предлагают верить. Зная, что жители Назарета не пользуются хорошей славой, Нафанаил усомнился в истинности слов Филиппа и сказал: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин.1.46). Филипп не стал спорить с другом, а предложил ему самому убедиться в том, что Иисус из Назарета есть действительно обещанный Мессия – пойти и посмотреть на Христа.

Когда Христос увидел идущих к Нему Филиппа и Нафанаила, Он сказал Своим ученикам, указывая на Нафанаила: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин.1.47). Удивленный этими словами, Нафанаил спросил Христа: «Почему Ты знаешь меня?» Господь ответил ему: «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин.1.48). Эти слова Спасителя еще больше поразили Нафанаила и обезоружили его скептический рассудок. Он знал, что только Богу ведомы его сокровенные думы и молитвы, которые он совершал под смоковницей, поэтому в радостном порыве Нафанаил воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!» (Ин.1.49).

Выслушав исповедание Нафанаила, Господь сказал ученикам: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин.1.51). Этими словами Он напомнил о чудесном видении патриархом Иаковом лестницы, соединившей небо и землю. Тот, Который в видении стоял наверху лестницы, теперь сошел на землю как Сын Человеческий.

Вера учеников в мессианское достоинство Иисуса из Назарета еще более укрепилась совершенными Им чудесами, Его учением о Царстве Божием и путях его достижения.

Первое чудо в Кане Галилейской

(Ин.2.1-11)

На третий день, после встречи с Нафанаилом, Христос с первыми пятью учениками подошел к Кане Галилейской. Это был небольшой городок, расположенный примерно в двух часах ходьбы от Назарета.

В это время в Кане у одних небогатых людей, вероятно, родственников Пресвятой Девы Марии, праздновалась свадьба. Христос с учениками тоже был приглашен на свадебный пир. Торжество бракосочетания на Востоке сопровождалось большой пышностью и длилось иногда несколько дней. Во время этого торжества, когда люди беззаботно веселились, к великому стыду и огорчению хозяев, кончилось вино. Такой случай, ввиду особенностей восточного гостеприимства, был настоящей бедой.

Желая помочь устроителям пира выйти из затруднительного положения, Пресвятая Богородица подошла к Христу и сказала Ему о беде новобрачных. На просьбу Матери Христос ответил: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» (Ин.2.4). Из этого ответа Святая Дева поняла, что еще не пришло время, чтобы Ее сын проявил Свою Божественную силу, но Она знала любовь Христа к людям и была уверена, что Он непременно поможет нуждающимся, поэтому сказала слугам: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин.2.5).

Христос не мог отказать Матери, поэтому повелел налить воды в большие каменные сосуды, а затем, почерпнув из них, отнести к распорядителю пира. Когда же распорядитель отведал воды, которая по слову Христа превратилась в превосходное вино, то, подозвав к себе жениха, сказал ему: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе» (Ин.2.10).

Так, по просьбе Своей Матери, Заступницы рода человеческого, Господь совершил первое чудо и явил славу Свою. Ученики, ставшие свидетелями чуда, утвердились в вере в Него как Мессию. С этого времени Спаситель неоднократно помогал людям, исцеляя болезни, помогая в бедствиях, воскрешая мертвых. Все чудеса Спасителя свидетельствовали о Нем, как о Сыне Божием.

Беседа с Никодимом

(Ин.3.1-21)

На большие праздники (Пасха, Пятидесятница, праздник Кущей и др.) Иисус Христос ходил в Иерусалим. В одно из таких посещений Иерусалима к нему ночью пришел один из начальников Иудейских Никодим. Его приход и причина, ради которой он искал встречи с Христом, показывает, что не все фарисеи враждебно относились к Иисусу, были и такие, что искренно искали правду и впоследствии уверовали во Христа как Мессию.

Никодим знал, что Христос совершает удивительные чудеса, и пришел к Иисусу как человеку Божьему, чтобы побеседовать о Царстве Небесном. Как и другие иудеи, Никодим был носителем ложных представлений о Мессии и Его Царстве и считал, что его народ достоин этого Царства уже благодаря происхождению от Авраама.

Исправляя взгляды Никодима, Христос напомнил, что Царство Божие есть Царство духовное, поэтому для входа в него необходимо духовное перерождение человека. Новое – духовное - рождение совершается в крещении: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3.5-7). По учению Спасителя всякий ищущий Царства Божия должен покаяться и креститься. Крещение названо Христом духовным рождением, т.к. в нем человек усыновляется Богу и получает духовную силу (благодать) для борьбы с грехом и исполнения воли Божией.

Никодиму тяжело было отказаться от привычных представлений и принять учение Христа о духовном Царстве. Несколько раз в течение беседы он недоумевает: «Как это может быть?» Это непонимание Никодима вызывает горький упрек Спасителя: «Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» Образованный, знающий Писание и принадлежащий к религиозным руководителям иудеев, Никодим обязан был знать и понимать то, о чем Спаситель ему говорит.

Господь, опираясь на свидетельство Писания, помогает Никодиму понять и тайну пришествия в мир Мессии. Иисус говорит о Мессии не как о завоевателе и освободителе иудеев от внешнего подчинения язычникам, но как о Сыне Божием и Мессии страдающем – что и было предсказано Законом и пророками: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесено быть Сыну Человеческому» (Ин.3.14). Причиной прихода в мир Сына является любовь Бога к людям: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3.16)

Видимо, следствием именно этой беседы стала вера и тайное ученичество Никодима Господу Иисусу Христу. В Евангелии Никодим упоминается еще дважды: когда защищает Спасителя перед начальниками иудейскими (Ин.7.50-52) и когда принимает участие в погребении Распятого (Ин.19.39). По Преданию, открыто встав на сторону учеников Спасителя, он уже не мог занимать свою высокую должность, подвергся преследованиям и был казнен за веру во Христа.

Удаление Спасителя в Галилею. Проповедь в Назарете

Слух о том, что Иисус из Назарета проповедует на Иордане, толпы народа идут к Нему и количество учеников его увеличивается, быстро облетел всю Иудею и серьезно обеспокоил членов Синедриона (верховного религиозного суда иудеев). Они срочно послали своих людей, чтобы те неотступно ходили за новым Проповедником и следили за Его деятельностью. Избегая враждебного внимания фарисеев и книжников, Иисус Христос покинул берега Иордана и Иудею и вместе с учениками направился через Самарию в Галилею.

В Галилее, помимо евреев, жило много иностранцев-язычников, между которыми были финикийцы, греки, арабы, египтяне и др. Вследствие такого смешения галилейских евреев с язычниками евреи из Иудеи смотрели на галилеян с презрением. Но как раз это-то смешение и предохраняло галилейских евреев от фарисейства (лицемерия), которым были заражены евреи, жившие в Иудее. Галилеяне были более восприимчивы к учению Христа; они собирались на открытом месте или в своих синагогах и с большим вниманием слушали речи Учителя. Иногда толпа была так велика, что Иисус Христос садился в лодку и оттуда обращался к народу, расположившемуся на берегу.

Галилеяне слышали о чудесах, совершенных Иисусом в Иудее, поэтому, как только Христос вернулся в Галилею, они толпами шли к Нему, приводя с собой больных. Некоторые признавали Иисуса Назарянина Мессией, а некоторые считали Его одним из ветхозаветных пророков; были и враждебно относившиеся к Нему.

Проповедуя по всей Галилее, Господь однажды пришел в Свой родной город Назарет, где был воспитан и где Его хорошо знали. Пришел Он в Назарет спустя некоторое время после возвращения из Иудеи, когда слава о Нем как о великом пророке распространилась по всей Галилее. Христос Сам говорил, что «никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4.24), и все же Он хотел, чтобы и Назарет услышал Его спасительное учение.

В субботу Господь вошел в Назаретскую синагогу, где уже собрались жители городка. Начальник синагоги разрешил Иисусу прочитать что-нибудь из пророческих книг. Христос встал на возвышенное место, развернул свиток пророка Исайи и прочитал пророчество о приходе Мессии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк.4.18). Окончив чтение, Господь свернул священный свиток, сел на место учителя (раввина) и сказал народу, что предсказанное Исайей уже исполнилось и время прихода Мессии уже настало.

Жители Назарета слышали о чудесах, которые совершил Иисус, поэтому поняли, что Он говорит о Себе как о Мессии. Но вместо радости присутствующих в синагоге охватила злость. Слишком живы были чисто бытовые воспоминания о Нем. Многие из них знали Иисуса еще мальчиком, знали, что Он плот­ник, неоднократно принимавший их нехитрые заказы. Естествен­но их недоумение: «Откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать на­зывается Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Си­мон и Иуда? и сестры Его не все ли между нами?.. И соблазнялись о Нем» (Мф. 13.54-57).

Господь, видя неверие жителей Назарета, обличил их за это и сказал, что язычники по вере часто бывают достойнее богоизбранного народа. Озлобление против Христа дошло до того, что фарисеи схватили Его, повлекли на высокую гору и хотели убить, но Господь прошел сквозь разъяренную толпу невредимым, так как еще не настало время Его страданий. Покидая Свой родной город, Христос сказал: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем...» (Мф.13.58). Господь не совершил ни одного чуда в этом городе из-за неверия жителей.

Надо отметить, что впоследствии Христос, укоряя иные города за то, что они не поверили и не покаялись, не включил в их число род­ного Назарета. Христос, удивлялся неверию (Мк. 6.6), но понимал особо трудное положе­ние Своих сограждан, не сумевших в Сыне человеческом увидеть Сына Божьего.

Из Евангелия мы знаем, что и сводные братья (дети праведного Иосифа от первого брака) долго не признавали мессианства Иисуса, считали Его безум­ным, «вышедшим из себя», и, опасаясь гнева начальников иудейских, хотели даже прервать Его проповедь и схватить Христа (Мк. 3.21).

После случая в назаретской синагоге Христос поселился в Капернауме. Капернаум в то время был культурным центром, на перекрестке торговых путей. Здесь стоял римский гарнизон. Командовавший этим гарнизоном сотник благосклонно относился к евреям и даже построил им синагогу. Этот город стал основным местом пребывания Спасителя; ни в одном другом палестинском городе Иисус Христос так много не проповедовал и не совершил столько чудес, как в Капернауме.

Последнее свидетельство Предтечи о Христе. Усекновение главы св. Иоанна Крестителя

(Мф.14.1-13)

Ученики св. Иоанна Крестителя переживали, что слава Христа умаляет авторитет их учителя в народе и считали, что крещение Иоанново выше крещения. Которое совершают ученики Христа. После одного спора об этом с иудеями, считавшими иначе, они обратились к своему учителю с недоумением: «Равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» (Ин.3.26).

Видя зависть в учениках, Креститель сказал: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. м» (Ин.3.27-28). Это означало, что препятствуя Христу и не желая признать Его служение, они враждуют против Самого Бога, Который послал Его. Так как Христос уже явил Себя миру, служение того, кто только предшествовал Ему, подходит к концу: «Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась» (Ин.3.28-29). Предтеча использует бытовой образ: по традиции еврейского народа друг жениха организовывает свадьбу и является ключевой фигурой на этом празднике – до момента, когда приходит жених. С приходом жениха роль друга умаляется. Это было последнее свидетельство св. Иоанна Крестителя об Иисусе как Мессии перед народом и своего рода предсмертное завещание Предтечи своим ученикам – что они должны были уверовать во Христа.

Вскоре после этого свидетельства св. Иоанн Креститель за обличение незаконного сожительства Ирода Антипы и Иродиады, жены его сводного брата Филиппа, был посажен в темницу крепости Махеронт. По просьбе дочери Иродиады, Саломеи, угодившей Ироду своими танцами, Креститель был казнен; Саломее и ее матери принесли отрубленную голову великого пророка.

Господь Иисус Христос после мученической кончины Предтечи вновь ушел в Галилею.

Призвание учеников

Чудесный улов рыбы и призвание рыбарей

(Лк.5.1-11)

Количество учеников Христа росло, но не все постоянно пребывали вместе с Ним. Так, Андрей, его брат Петр и Иоанн, вместе с Христом придя из Иудеи в Галилею, вернулись домой и занялись привычным делом – рыбной ловлей, чтобы обеспечить себя и своих родных.

Однажды Господь проповедовал у берега Геннисаретского (Галилейского) озера, и Его окружала большая толпа слушателей. Увидев лодку Петра, Христос вошел в нее и попросил Своего ученика отплыть немного от берега и с лодки опять продолжал учить народ. Затем Он повелел Петру отплыть на глубину и закинуть сети для лова рыбы. Петр сказал Иисусу, что он и его близкие трудились всю ночь и ничего не поймали, но, тем не менее, закинул сеть, повинуясь слову Учителя. Сделав это, Петр и Андрей поймали такое множество рыбы, что даже сеть у них стала прорываться. Тогда они дали знак своим товарищам Иоанну и его брату Иакову Заведеевым, находившимся на другой лодке, чтобы они пришли помочь им. Вскоре обе лодки были наполнены рыбой так, что начали тонуть. Ужаснувшись совершенному Христом чуду, Петр припал к Его ногам, говоря: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк.5.8). «Не бойся, – сказал ему Христос, – отныне будешь ловить человеков» (Лк.5.10). Этими словами Господь призвал Петра и других учеников к постоянному следованию за Собой и указал на содержание их будущего служения как апостолов: благовестие спасения. С этого времени Петр, Андрей, Иоанн и Иаков стали постоянными спутниками Спасителя.

Призвание Левия-Матфея

(Мф.9.9-13; Мк.2.14-17; Лк. 5.27-32)

Проходя мимо мытницы (место сбора римских пошлин), Господь увидел мытаря по имени Левий, позвал его за Собой и Левий тотчас бросил все и пошел за Христом (Мф.9.9).

По человеческим понятиям, Левий был предателем своего народа, т.к. работал на язычников – римскую власть, и недостоин был войти в Царство Божие. Но Христос, призывая его, показывает, что Царство Божие открыто для всех кающихся.

Исполненный радости, что удостоился внимания Господа, Левий (его имя в апостольстве – Матфей) пригласил Иисуса к себе в дом и предложил Ему большое угощение. На трапезу пришли родственники Матфея и его товарищи по сбору податей. Гости возлегли за один стол с Христом и Его учениками. Фарисеи же и книжники, считавшие мытарей грешниками, не вошли в дом Левия, чтобы не оскверниться. Когда Господь с учениками выходил от Матфея, то поджидавшие их фарисеи сказали ученикам Христовым: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» (Мф.9.11). По их понятиям, праведник не станет оскверняться общением с грешниками; а если Иисус ест и пьет с мытарями, значит, и Он Сам грешник. На вопрос фарисеев ответил Сам Господь: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные...» (Лк.5.31). Христос пришел призвать к покаянию и спасти не тех, которые считают себя праведниками (здоровыми) и воображают, что им не в чем каяться, но тех, которые смиренно сознают себя грешниками (больными) и просят у Бога милости.

Избрание двенадцати апостолов

Однажды Господь взошел на гору и пробыл там всю ночь в молитве к Отцу Небесному. Он просил Отца «послать делателей на жатву, ибо жатвы много, а делателей мало» (Мф.9.37) – нужны были труды многих людей, чтобы обратить Израиль к Богу, донести до иудеев весть, что Царство Мессии приблизилось и что Мессия, Сын Божий уже пришел.

С наступлением дня Господь из большого числа слушавших Его учение и ходивших за ним по Галилее избрал двенадцать ближайших помощников, которых назвал апостолами, т.е. посланниками. Это были: Симон-Петр, его брат Андрей, братья Иаков и Иоанн Заведеевы, Филипп, Варфоломей, Матфей (Левий), Фома, Иаков Алфеев, Симон Зилот[8],Иуда Иаковлев и Иуда Искариот[9], который потом сделался предателем (см. Лк.6.13-16). Двенадцать должны были неотлучно пребывать с Ним и проповедовать учение Спасителя вначале иудеям, а после сошествия Святого Духа – всем народам.

Вскоре после избрания Иисус Христос отправил апостолов в палестинские города с благовестием Царства и призывом к покаянию. Перед этим Господь дал апостолам наставления о предстоящем им служении (см. Мф.10). Апостолы должны идти на проповедь по двое – чтобы свидетельство их было убедительным, не обременять себя съестными запасами, лишней одеждой и деньгами, «ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф.10.10). Господь дал им силу исцелять больных, очищать прокаженных, воскрешать мертвых, изгонять бесов. Все это они должны делать безвозмездно: «Даром получили, – сказал им Господь, – даром давайте» (Мф.10.8).Чудеса, творимые апостолами именем Христовым, помогали делу миссии, подтверждая истинность проповеди о наступлении Царства Божия.

Спаситель предупредил, что не все воспримут эту проповедь благосклонно. Распространение учения о спасении многих ожесточит, апостолов возненавидят так же, как возненавидели Самого Христа, будут жестоко гнать, заключат в темницы, предадут смерти. Поэтому Господь сказал ученикам: «Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10.16).Ни страх, ни отчаяние перед мучениями и телесной смертью не должны останавливать апостолов, им нужно руководствоваться только страхом Божиим и хранить себя от греха предательства: «Не бойтесь убивающих тело, души не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10.28).

Некоторые наставления и предупреждения Христа, данные перед уходом апостолов на проповедь, относились не к ближайшему их служению, а к будущему – после Вознесения Христова и Пятидесятницы (например, о свидетельстве перед царями и язычниками) (см. Мф.12).

Нагорная проповедь

(Мф.5-7)

Христос делами и чудесами являл приблизившееся Царство Божие, в котором нет «ни печали, ни воздыхания», и в то же время Он раскрывал тайну этого Царства и условия достижения его в Своих поучениях.

Одна из бесед Иисуса Христа известна под названием «Нагорная проповедь»; произнесена она была на невысокой галилейской горе перед учениками и народом.

Христос открыл иудеям, что Царство Небесное – «не от мира сего», оно живет по другим законам. Все евреи считали, что они достойны войти в Царство Божие уже потому, что они богоизбранный народ. Господь показывает им, что Царство Божие это не новый общественный строй, не покорение евреям всего мира, но торжество любви, правды, благодати Божией, и человек уже на земле может знать, что такое Царство Божие, если имеет в своем сердце Бога.

Вопреки другому распространенному представлению, что счастье это некое земное благополучие или обладание материальным богатством, Иисус Христос говорит, что подлинным счастьем (блаженством) для человека, созданного по образу и подобию Божию, является достижение Царства Божия. Войти в это Царство и обрести вечное блаженство жизни с Богом могут только благочестивые люди, которые собирали богатство (т.е. благодать Божию и добродетели) не на земле, но на небе, «где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф.6.20). Об этом говорят заповеди блаженства, с которых начинается Нагорная проповедь:

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. (Мф.5.3-12)

Заповеди блаженства показывают, что только люди, посвятившие свою земную жизнь, борьбе со страстями и грехами, войдут в Царство Божие. Все эти заповеди связаны между собой. Человек смиренный, осознавший свою духовную нищету, будет плакать о своих грехах. Видящий себя грешником не сможет гневаться на людей из-за их проступков, но будет кротким и милостивым к ближним. Единственное желание кающегося – желание знать и исполнять волю Божию, чтобы угодить Богу, как сын хочет угодить отцу: человек будет алкать и жаждать правды Божией и это будет таким же естественным для него желанием, как желание есть и пить. Смиренный, кроткий, желающий быть с Богом будет заботиться о чистоте своего сердца. Уподобляясь Сыну Божию, примирившему Бога и людей, он станет миротворцем – приобретет душе