Урок 2 Восстановленное владычество 2 – 8 июля 2016 г

Памятный стих: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1:26).

Сотворенные для владычества

1. Какую цель и смысл имеет наша жизнь?

Каждый человек, живущий на земле, должен найти для себя ответы на 4 вопроса:

1) Кто Бог? 2) Каков Бог? 3) Как Он относится ко мне? 4) Чего Он ожидает от меня? И, как результат, – что я делаю, зная об ожиданиях Бога от меня?

2. Быт.1:26-28 – что говорит Библия о цели сотворения человечества? Что означала идея «господства» («владычества»), когда людям впервые была дана власть над Землей?

а) Владычество – это доверенное управление. Библейское слово «владычество» указывает на право и обязанность управлять. Обладание землей можно охарактеризовать исключительно как благородное служение творению по поручению Творца.

Владычество представляет собой заботливое, исполненное любви руководство или управление. В своих отношениях с Богом наши прародители имели все необходимые ресурсы и полномочия для осуществления своего владычества, которое отражало любовь Господа к Своему творению.

б) Знание того, что Бог имеет цель для каждого из нас, является основанием для радости и уверенности, если мы посвятили свою жизнь Ему, чтобы Его воля могла исполниться в нас.

3. Ис.43:6-7,21; Еф.2:10 - что значит быть сотворенными для славы Божьей? Как Божья слава соотносится с владычеством?

Преимущества владычества

1. Быт.2:15 - как нам следуем относиться к тем, над кем простирается наше «владычество»?

а) Бог поселил Адама в саду, чтобы тот возделывал землю (обрабатывал, ухаживал) и хранил ее (ограждал, берег, защищал, сторожил).

б) Господство предполагает владение, власть и контроль, оно также означает доверенное управление, заботу и ответственность за других людей и сотворенных существ, проявление к ним любви и доброты. Это возможно только при условии смирения перед Творцом. Необходимо осознать важность почитания Бога как Творца и Господа Вселенной.

2. Каким образом мое поведение показывает, что я с ответственностью забочусь о Божьем творении? Должен ли я что-то изменить в своем поведении?

3. Втор.11:11-12; Мф.5:45 - каким принципам мы можем научиться, исследуя, каким образом Бог осуществляет господство над нами? Как мы можем применять эти принципы в нашем взаимодействии с другими людьми и природой?

4. Когда вы в последний раз выражали Богу благодарность за Его творческие деяния?

Границы

1. Пс.8:3-8 - каково место, отведенное человеку в Божьем творении?

Чтобы правильно понимать вопрос нашего господства, мы должны хорошо понимать отведенное нам место во Вселенной. В существующей иерархии власти и авторитета человеческая раса находится выше остальной природы, но в подчинении у Бога.

В Псалме 8 Давид точно описывает вселенский порядок. На самом верху правит Всевышний Бог, господствуя над всем (Пс.8:2). Ему подчиняются ангелы, далее следуем мы, и ниже нас царство животных, над которыми мы господствуем.

2. Означало ли владычество человека «над всею землею» (Быт.1:26), что его власть была безгранична? Быт.2:15-17 – какие пределы имело это владычество (или управление)?

Мы можем эффективно осуществлять данное Богом господство только в том случае, если осознаем предел этого господства. Сотворив Адама и Еву, Бог наделил и правом господствовать над всеми животными. Он дал им полное господство над землей, свободу выбора в еде. Они могли есть в Едеме все, что желали: фрукты, орехи, зерновые, кроме плодов с дерева познания добра и зла. Но змей внушил им, что Бог пытается ограничить их власть. Первый грех можно рассматривать в контексте управления. Адам и Ева перешагнули границы собственного владычества, установленные Богом. Все творение до сих пор продолжает страдать от этого превышения полномочий (Рим.8:20-22).

3. Ср.Быт.1:26 с Быт.9:1,2,5 - что мы утратили в результате грехопадения?

а) До грехопадения Адам и Ева получили право владычествовать над всем, что Бог доверил им. Они имели власть над растениями и животными. После грехопадения природа восстала против них в той же степени, в какой они восстали против Бога. Люди стали бессильны перед лицом природных факторов. Вследствие грехопадения люди потеряли многое, в том числе и «владычество», первоначально дарованное им.

«Среди всех земных творений Адам был как царь, и пока он оставался верным Богу, вся природа признавала его правление. Но когда он согрешил, это владычество было утрачено. Мятежный дух, которому он сам открыл вход, распространился и на животных. Таким образом, не только жизнь человека, но и мир животных, лесные деревья, полевая трава, сам воздух, которым он дышал, - все свидетельствовало о печальном уроке познания зла» (Э.Уайт. Воспитание, с. 26-27).

б) Адам и Ева должны были управлять миром, однако сразу после грехопадения их взаимоотношения с миром изменились, потому что изменились как они сами, так и физический мир. Внезапно они утратили власть, которой обладали, и это имело огромные последствия. «Терние и волчцы (Быт.3:17-18), последствия всемирного потопа (Быт.7:12), пустыни и солончаки, земля, стенающая об избавлении (Рим.8:19-22), - вот некоторые последствия воздействия греха на наш мир. Волнующееся море, содрогающаяся земля, наводнения и засухи, голод и мор изначально не входили в Божий замысел для нашей земли.

в) Злой мир - это все, что мы знаем, и если бы Слово Божье не открывало наши истоки и происхождение греха, смерти и зла, мы принимали бы зло как неотъемлемую часть жизни. Однако история грехопадения показывает нам, что Божий замысел в действительности был совершенно другим.

4. Исх.20:1-17 - какие «границы» установлены для нас в Божьем Законе? Что Закон сообщает нам о пределах человеческого господства?

Бог установил определенный порядок во Вселенной. Грех разрушает этот порядок и ведет человека к неподобающему поведению. На протяжении всей истории мы наблюдаем неоднократные попытки изменить Божий порядок в соответствии с личными предпочтениями. Некоторые пытались превзойти Бога, что приводило к катастрофическим последствиям.

5. Каким образом неправильное понимание «господства» может исказить наше мышление и самовосприятие, если мы пытаемся возвысит себя в Божьей иерархии творения? С другой стороны, чем опасна ситуация, когда мы отводим себе более низку роль, чем определенная для нас Богом? Какие негативны последствия возможны в результате того или иного искажения реальности? Как правильное понимание нашего положения в Божьей иерархии творения помогает в наших отношениях людьми?

В течение всей истории человечества вплоть до конца времени контролируемые сатаной деспотичные люди пытаются незаконно господствовать над тем, что им не принадлежит. Они подражают сатане, который захватил власть и сделал себя «князем мира ceгo» (Ин.12:31). Подлинное владычество было подменено угнетением и злоупотреблением данной Богом властью. С другой стороны, некоторые люди отказываются принять контроль над тем, что было доверено им в управление (Мф.25:14-30).

6. Мк.10:42-45; Ин.13:1-5 – какой урок преподал Иисус Своим ученикам относительно господства над другими людьми? Что есть «истинное величие», продемонстрированное Иисусом? Каким образом идея истинного величия соотносится с надлежащим и ненадлежащим проявлением господства?

Согласно словам Господа, величие не приходит от власти и господства над другими. Если Его ученики действительно желают быть великими, то должны смириться как слуги и рабы. Сам Иисус, Создатель Вселенной, пришел на Землю не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить. Такое смирение в конечном итоге привело Его на крест.

7. Какие конкретные границы нужно соблюдать в отношениях с другими людьми: членами семьи, друзьями, коллегами? Какие принципы помогают нам определять эти границы (Мф.7:1,12)?

8. Что продолжает оставаться в зоне нашей ответственности, несмотря на грехопадение?

Наше изначальное владычество не было полностью утеряно вследствие греха. Многое продолжает оставаться в зоне нашей ответственности, например, самообладание в личной жизни при помощи Христа (1 Кор.9:25-27; Гал.5:22-23). Сюда же входит забота о Земле и ее обитателях, а также распоряжение всем, что было дано нам Богом (Иак.1:17; Мф.25:14-30). Мы, христиане, должны понять границы своих полномочий и трудиться в их рамках, чтобы быть верными управителями.

9. Для самоанализа. Мы должны поклоняться Богу-Творцу, а не сотворенным предметам. Но какие существуют «идолы» в моей жизни, от которых я должен избавиться?

Не только ложь змея была привлекательной, поскольку обещала знание. Плод также был «хорош для пищи и ... приятен для глаз» (Быт.3:6). С тех пор человечеству предлагаются разнообразные привлекательные «плоды», обещающие дать мудрость, мир, власть, счастье, здоровье, удовлетворенность. Но это все пустые обещания. Истинная удовлетворенность приходит только от осознания того, что Бог господствует над всем. Наше же право господствовать над землей действительно только в случае, если мы признаем Его владычество.

Забота о земле

1. Исх.23:10-12; Втор.20:19-20 – как принципы, изложенные в этих текстах, помогут лучше понять наш долг быть хорошими управителями окружающей среды?

2. Мы обладаем властью от имени Того, Кого представляем и Кому в конечном итоге подотчетны. Каким образом идея «доверенного управления», подразумевающая нашу подотчетность Богу в своих поступках, влияет на наше обращение с людьми и природными богатствами?

3. Как нам научиться правильно относиться к земле, чтобы быть хорошими управителями данного нам дома и избежать опасности поклонения земле как божеству? Какое предупреждение содержится в тексте Рим.1:25?

4. Если Бог однажды уничтожит и восстановит Землю, почему имеет значение наше отношение к окружающей среде?

Восстановление владычества

1. Лк.4:6 – может ли быть восстановлено утраченное владычество?

«Не только человек, но и вся Земля оказалась во власти лукавого вследствие греха и будет восстановлена через План искупления. После своего сотворения Адам был владыкой всей Земли, но, согрешив, оказался во власти сатаны, и его господство перешло к его победителю. Таким образом, сатана стал "богом века сего". Он узурпировал власть над Землей, которая изначально была дана Адаму. Но Христос принес Себя в жертву, чтобы не только искупить человека от возмездия за грех, но и возвратить утраченное им владычество. Все, что было утеряно первым Адамом, будет возвращено вторым» (Э. Уайт. Знамения времени, 4 ноября 1908 года).

Насколько признательными мы должны быть Богу за План спасения, благодаря которому будет восстановлено все утраченное и который представляет нам будущее, намного прекраснее, чем прошлое или настоящее!

Уроки, выводы

1. Как вернуть слову «владычество» его первоначальный положительный смысл?

Жить так, как заповедал Господь, и быть такими же мудрыми и заботливыми управителями, каков Бог.

2. Какова наша роль в Божьем плане восстановления?

Понимая, что Христос совершил ради нас, мы также осознаем наше призвание помочь другим людям обрести во Христе спасение и власть, утраченную в результате грехопадения. Бог может использовать нас, чтобы начать это восстановление уже сейчас и помочь тем, кто в нем нуждается.

Будучи всегда готовы поделиться нашей надеждой, мы должны, удовлетворяя физические потребности людей, направлять их к лучшей жизни. Бог призвал нас стать светом, источником исцеления и надежды в обществе. Это неотъемлемая часть свидетельства миру о любящем и спасающем Боге, Которому мы служим. С Божьей помощью мы должны сделать все возможное, чтобы быть маяком света и надежды для тех, кто в них нуждается. Совершая данное служение, мы помогаем людям узнать, каков Бог. Удовлетворяя их материальные нужды, мы готовим в их сердцах путь для Святого Духа. Так поступал Иисус, так призваны поступать и мы.

Вывод. Псалмопевец напоминает нам о месте, которое Бог отвел нам в соответствии со Своим порядком. Когда мы пытаемся изменить этот порядок, тогда все выходит из строя. Наша задача - отображать Божий образ в процессе взаимодействия с людьми и заботы о Его творении.

Светлана, svettor@yandex.ru